Чертежный прибор
СОЮЗ СОВЕТСКИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А (19) (11) . (1) В 43 4 13/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / " : —.,. .<
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3286092/28-12 (22) 08.05.81 (46) 30.09.83. Бюл. II 36 (72) Э.И. Ночевкин и В.Н. Соколова (71) Специальное конструкторско-тех- нологическое бюро "Оргтехника" (53) 744.34. (088.81 (56) 1. "Чертежный прибор модели 4 ".
Фирма "Муто", Япония. Проспекты выставки "Интероргтехника-75", М., 1975
2. "Чертежный прибор типа L 5"
11 1.467.8.800 0А фирмы "Кульман", ФРГ. Проспекты выставки "Системотехника-79". И., 1979, фиг. 15. (54)(57) ЧЕРТЕЖНЫЙ ПРИБОР, содержащий вертикальную и горизонтальную направляющие с каретками, имеющими тормозные устройства с колодками, и закрепленную на вертикальной каретке чертежную головку, .о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повыщения технологичности, он имеет прижимную планку с отверстием на одном конце и регулировочный винт, размещенный в отверстии планки, а тормозное устройство горизонтальной каретки состоит иэ толкателя, кинемати" чески связанного с колодками,. ведущего и ведомого дисков с канавками, установленных на вертикальной направляющей посредством осей, и гибкой связи, размещенной в канавках дисков и жестко связанной с ними, при этом ось ведомого диска имеет эксцентриковую поверхность, контактирующую с Е (з
I толкателем, в одном из дисков выполнен паз, в котором над гибкой связью раэ- +P мещен свободный конец прижищной планки, а регулировочный винт установлен на оси диска с пазом.
72 2 в одном из дисков выполнен паз, в котором над гибкой связью размещен свободный конец прижимной планки, а регулировочный винт установлен на оси диска с пазом.
На фиг. 1 изображен прибор, общий вид, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - вид по стрелке
Б на фиг. 2, на фиг. 4 .- разрез В-В на фиг. 3, конструкция зажимного и натяжного устройства гибкой связи. на ведомом диске.
Чертежный прибор состоит из горизонтапьной и вертикальной направляющих 1 и 2, закрепленных на чертежной доске 3, кареток горизонтального и вертикального перемещения 4 и 5, чертежной головки б. На нижней стороне вертикальной направляющей 2 в горизонтальной каретке 4 размещено тормозное. устройство, состоящее из ведущего диска 7 с рукояткой 8, жестко закрепленного на оси 9, ведомого диска 10 с прямоугольным пазом 11, жестко закрепленного на оси 1.2 с эксцентриковой поверхностью 13 ° толкателя 14, связанного с тормозными колодками (не показано), работающими по принципу "ножниц".
На ободе ведущего и ведомого дисков 7 и 10 имеются канавки,, в которых размещена гибкая связь 15, жестко закрепленная на обоих дисках, причем на ведомом диске 10 установлена прижимная планка 16, с помощью которой осуществляется закрепление и регулировка натяжения гибкой связи, и регулировочный винт .17.
Для уменьшения угла поворота рукоятки 8 диаметр ведущего диска 7 взят больше диаметра ведомого диска 10.
Чертежный прибор используют следующим образом .
При повороте рукоятки 8 против часовой, стрелки левая часть связи
15 поворачивает ведомый диск 10, закрепленный на оси 12, которая, no" ворачиваясь, нажимает на толкатель
14, заставляя тормозные колодки (не показано) стопорить каретку 4 горизонтального перемещения.
При возврате рукоятки 8 в исходное положение толкатель 14 освобождает тормозные колодки, растормаживая горизонтальную каретку 4.
Использование предлагаемого чертежного прибора позволяет снизить трудоемкость изготовления и сборки узла тормозного устройства.
1 10444
Изобретение относится к чертежной технике, B частности к чертежнЫм приборам координатной системы и может быть использовано для тормозной системы горизонтальной каретки.
Известен чертежный прибор координатной системы, содержащий горизонтальную и вертикальную направляющие с каретками, тормозные устройства, размещенные в них, и чертежную доску. 10
Тормозное устройство горизонтальной каретки состоит из эксцентрикового диска с рукояткой, закрепленного на направляющей с помощью оси и стержня, который расположен в специальнбм гнезде направляющей $1)
Недостатком тормозного устройства является громоздкая кинематика узла передачи движения от рукоятки к рычагам с тормозными кблодками, Наиболее близким по сущности к предлагаемому является прибор, содержащий горизонтальную и вертикаль- ную направляющие с каретками, имеющими тормозные устройства с колодка-, ми, и закрепленную на вертикальной каретке чертежную головку. Тормозное устройство горизонтальной каретки имеет два зубчатых сектора, связанных между собой через зубчатую, рейку- f2)
Недостатками этого прибора являют- ся сложность конструкции элемента зубчато-реечной передачи, и необходимость строгого взаимного расположения всех зубчатых элементов.
Цель изобретения - упрощение конструкции тормозного устройства и повышение технологичности прибора °
Поставленная цель достигается тем, что чертежный прибор, содер40 жащий вертикальную и;горизонтальную направляющие с каретками, имеющими тормозные устройства с колодками, и закрепленную на вертикальной карет-, ке чертежную головку, имеет прижимную45. планку с отверстием на конце и регулировочный винт, размещенный в отверстии планки, а тормозное устройство горизонтальной каретки состоит из толкателя, кинематически связанного с колодками, ведущего и ведомого дисков с канавками, установленных на вертикальной направляющей посредством осей, и гибкой связи, размещен-,. ной вканавках дисков и жесткосвязанной с ними, .при этом ось ведомого диска имеет эксцентриковую поверхность, контактирующую с толкателем, 1044472
1044472
В-B
17
Составитель И. Крылова . редактор Е. Лушникова Техред M.Гергель Корректор 4. Ференц
Заказ 7435/13 Тираж 375 Подписное
8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород,:ул. Проектная, 4



