Автоматическая система контроля противопожарной безопасности транспортного средства

 

Автоматическая система контроля противопожарной безопасности для транспортного средства (АСКПБ) содержит прибор 1 состоящий из печатных оснований и корпуса (не изображены) на наружной панели управления, которого находятся жидкокристаллический экран 5, три светодиодных индикатора 7, три кнопки клавиатуры 9, тумблер 16 ручного пуска средств 18 пожаротушения. Средства 18 пожаротушения и пожарные извещатели 19 распределены по отсекам транспортного средства. Прибор 1 включает смонтированные в упомянутом общем корпусе и связанные с микропроцессором 2 энергонезависимую память 3, часы 4 реального времени, стабилизатор 6 питания, силовые ключи 10, узел 11 контроля состояния средств 18 пожаротушения, реле 14 силовой нагрузки, оптическое реле 15, акустический излучатель 8, а также выход 17 для подключения блока 20 связи с удаленным пользователем, выход 12 для подключения средств 18 пожаротушения и пожарных извещателей 19, и смонтированные на корпусе и связанные с микропроцессором 2 жидкокристаллический экран 5, светодиодные индикаторы 7, клавиатуру 9 и тумблер 16 ручного пуска средств 18 пожаротушения, причем к реле 14 силовой нагрузки подключен блок 21 управления двигателем, а выход 12 для подключения средств 18 пожаротушения связан с микропроцессором 2 через силовые ключи 10 и через узел 11 контроля состояния средств 18 пожаротушения. В каждом отсеке транспортного средства размещено по одному пожарному извещателю 19 и до восьми средств 18 пожаротушения. Средства 18 пожаротушения (СП) выполнены аэрозольными, газовыми или выполнены порошковыми. Пожарные извещатели 19 выполнены с нормально разомкнутыми контактами, в количестве до четырех пожарных извещателей 19. Энергонезависимая память 3 выполнена с возможностью хранения 4000 событий. Жидкокристаллический экран 5 выполнен с возможностью подсветки четырьмя цветами, в том числе: синий - установки «меню», зеленый - «норма», желтый - «неисправность», - красный - «пожар». Ликвидирована возможность расширения пожара и взрыва за счет автоматического отключения двигателя транспортного средства для обеспечения надежности тушения, увеличен объем и качество информации для водителя, а также оперативной информированности для удаленного пользователя посредством средств связи, повышена надежность ручного управления средствами пожаротушения.

Полезная модель относится к области противопожарной техники, в частности к автоматическим устройствам сигнализации о пожарной обстановке и последующим мерам пожаротушения, и предназначено для оповещения об аварийном перегреве или возгорании оборудования в защищаемых отсеках транспортного средства и запуска средств пожаротушения в ручном или в автоматическом режимах из кабины водителя транспортного средства (троллейбуса, автобуса, автомобиля, на тяговом подвижном составе железнодорожного транспорта, на пригородных электропоездах, на подвижном составе метрополитена и т.д.).

Известны автоматические системы противопожарной безопасности, в том числе и для транспортных средств: RU 39832, 35898, 39832, 68323, 74077, 77786, 78077, 79432, 2104073, 2114660, 2115451, 2288015, 2292930, 2368409.

В частности, известна автоматическая система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в подвижных транспортных средствах, содержащая пожарные извещатели, блоки сбора информации с центральным блоком управления, соединенным со световым и звуковым сигнализаторами пожара, средствами пожаротушения и блоком включения средств пожаротушения, а центральный блок дополнительно содержит блоки контроля всех составляющих систем и блок памяти событий, и непосредственно соединен с пожарными извещателями, в качестве которых используют линейные тепловые извещатели (RU 39832).

Известна автоматическая система пожаротушения, включающая средства сигнализации, модули двухпорогового режима работы, каждый из которых содержит блок готовности, и блок управления инициированием огнетушащих генераторов, распределенных в охраняемом объеме, при этом блок управления коммутируется с термочувствительными элементами предпорогового и порогового значений температурного фактора пожара, причем термочувствительный элемент предпорогового значения температурного фактора пожара подсоединен через блок готовности, причем каждый модуль дополнительно оснащен датчиком пламени, который параллельно с термочувствительным элементом порогового значения температурного фактора пожара подключен к блоку управления через программируемый переключатель каналов дублирования пожаротушения посредством резервных огнетушащих генераторов, автономно связанных с его выходами, замкнутыми обратной связью с приводом переключателя каналов блока управления. Выходы блока управления параллельно подключены к переключателю его каналов через устройства регулируемой временной задержки. Огнетушащие генераторы выполнены аэрозольными и/или порошковыми (RU 79432).

К недостаткам, препятствующим использованию известных систем относятся сложность конструкции (большое количество блоков и каналов связи) - это вызывает трудности при монтаже и эксплуатации, что не оправдано при использовании данной системы на эксплуатируемых транспортных средствах, для которых известная система не адаптирована

Известна также система пожарной сигнализации и управления пожаротушением в транспортных средствах, включающая пожарный извещатель, средство пожаротушения, устройство управления, устройство сбора информации, устройство контроля неисправностей линий, а также состояний пожарного извещателя и средства пожаротушения, устройство светового сигнала и устройство звукового сигнала, и выполненная с возможностью перехода на ручной режим управления, причем устройство сбора информации и устройство управления совмещены с возможностью выполнения функции микропроцессора, который связан с каждым пожарным извещателем через устройство с функциями фильтра электромагнитных помех и контроля неисправности линий, с каждым средством пожаротушения через устройство управления их запуском, выполненное с возможностью обеспечения контроля состояния средства пожаротушения, а также связан с устройством светового сигнала и с устройством звукового сигнала, система дополнительно снабжена источником бесперебойного питания, выполненного с возможностью трансляции напряжения бортового питания от бортовой сети на средства пожаротушения, а также на микропроцессор через внутренний вторичный источник питания, возможность перехода на ручной режим выполнена с обеспечением как адресного запуска средства пожаротушения, так и аварийного запуска всех средств пожаротушения, при этом система выполнена с возможностью передачи сигнала не более чем по четырем каналам связи.

В качестве средства пожаротушения используют средства с функциями ручного запуска и самозапуска, в качестве устройства светового сигнала используют светодиодные индикаторы внутренний вторичный источник питания включает средство защиты от выбросов напряжения, фильтр электромагнитных помех и сглаживающий фильтр, система выполнена с возможностью обеспечения адресного запуска средств пожаротушения кнопкой адресного запуска, выполнена с возможностью обеспечения аварийного запуска всех средств пожаротушения кнопкой аварийного запуска, микропроцессор дополнительно оснащен супервизором, микропроцессор, устройство светового сигнала, устройство звукового сигнала, кнопка аварийного и кнопка адресного запуска средств пожаротушения в ручном режиме, внутренний вторичный источник питания, устройство управления запуском средства пожаротушения, устройство с функциями фильтра электромагнитных помех и контроля неисправности линий размещены в едином корпусе, совмещенном с панелью индикации, панель индикации выполнена с возможностью группирования на ней светодиодных индикаторов, соответствующих каждому средству пожаротушения, система дополнительно снабжена блоком защиты источника питания устройства, связанным через источник бесперебойного питания с бортовой сетью, а также с микропроцессором через внутренний вторичный источник питания, дополнительно содержит узел трансляции питания от бортовой сети непосредственно на средство пожаротушения и на узел запуска средства пожаротушения через блок защиты питания устройства (RU 77786, прототип).

Недостатками известных систем являются возможность расширения пожара и взрыва при продолжающейся после возгорания работе двигателя транспортного средства, недостаточная информированность водителя и отдаленного центра управления о пожаре и неисправности, низкая надежность управления средствами пожаротушения.

Технической задачей полезной модели является создание эффективной автоматической системы контроля противопожарной безопасности транспортного средства и расширение арсенала автоматических систем противопожарной безопасности.

Технический результат, обеспечивающий решение поставленной задачи состоит в исключении возможности расширения пожара и взрыва, обеспечиваемая за счет автоматического отключения двигателя транспортного средства, увеличение объема и качества информации для водителя, а также оперативной информированности для удаленного пользователя посредством средств связи, повышение надежности управления средствами пожаротушения.

Сущность полезной модели состоит в том, что автоматическая система контроля противопожарной безопасности транспортного средства содержит приемо-контрольный прибор для установки в кабине транспортного средства, средства пожаротушения и пожарные извещатели для установки в защищаемых отсеках транспортного средства, причем приемо-контрольный прибор включает смонтированные в общем корпусе микропроцессор и связанные с ним энергонезависимую память, часы реального времени, стабилизатор питания, силовые ключи, узел контроля состояния средств пожаротушения, оптическое реле, акустический излучатель и реле силовой нагрузки для подключения к блоку управления двигателем транспортного средства, при этом приемо-контрольный прибор снабжен выходами для подключения блока связи, средств пожаротушения и пожарных извещателей, а также смонтированными на корпусе и связанными с микропроцессором жидкокристаллическим экраном, светодиодными индикаторами, клавиатурой и тумблером ручного пуска средств пожаротушения, а выход для подключения средств пожаротушения связан с микропроцессором через силовые ключи и через узел контроля состояния средств пожаротушения.

Предпочтительно в каждом отсеке транспортного средства размещено по одному линейному температурному извещателю и до восьми средств пожаротушения. В частных случаях реализации средства пожаротушения выполнены аэрозольными или порошковыми или газовыми.

Как правило, извещатели выполнены с нормально разомкнутыми контактами, энергонезависимая память выполнена с возможностью хранения 4000 событий, экран выполнен с возможностью подсветки четырьмя цветами, в том числе: синий - установки «меню», зеленый - «норма», желтый - «неисправность», - красный - «пожар», реле силовой нагрузки выполнено с возможностью отключения двигателя с временной задержкой, устанавливаемой программно микропроцессором, оптическое реле выполнено с возможностью перевода системы из автоматического режима управления средствами пожаротушения в ручной и обратно, при запуске или остановке двигателя транспортного средства соответственно, выход для подключения блока связи выполнен с возможностью отправки через последний информационных сообщений удаленному пользователю с координатами местоположения транспортного средства во время произошедшего события, выход для подключения блока связи выполнен с возможностью получения управляющего сигнала от удаленного пользователя, а приемо-контрольный прибор выполнен с возможностью распознавания и записи событий произошедших в автоматическом и ручном режимах управления пуском средств пожаротушения и с возможностью просмотра на его экране информации из архива энергонезависимой памяти, а также с возможностью подключения различных датчиков охранной сигнализации, размещенных на транспортном средстве.

На чертеже изображена принципиальная блок-схема автоматической системы контроля противопожарной безопасности транспортного средства.

Автоматическая система контроля противопожарной безопасности для транспортного средства (АСКПБ) содержит прибор 1 приемо-контрольный состоящий из печатных оснований и корпуса (не изображены) на наружной панели управления которого находятся жидкокристаллический экран 5, три светодиодных индикатора 7, три кнопки клавиатуры 9, тумблер 16 ручного пуска средств 18 пожаротушения. Средства 18 пожаротушения и пожарные извещатели 19 распределены по отсекам транспортного средства. Прибор 1 включает смонтированные в упомянутом общем корпусе и связанные с микропроцессором 2 энергонезависимую память 3, часы 4 реального времени, стабилизатор 6 питания, силовые ключи 10, узел 11 контроля состояния средств 18 пожаротушения, реле 14 силовой нагрузки, оптическое реле 15, акустический излучатель 8, а также выход 17 для подключения блока 20 связи с удаленным пользователем, выход 12 для подключения средств 18 пожаротушения и выход 13 для подключения пожарных (тепловых) извещателей 19.

Смонтированные на корпусе прибора 1 жидкокристаллический экран 5, светодиодные индикаторы 7, клавиатуру 9 и тумблер 16 ручного пуска средств 18 пожаротушения связаны с микропроцессором 2. К реле 14 силовой нагрузки подключен блок 21 управления двигателем, а выход 12 для подключения средств 18 пожаротушения связан с микропроцессором 2 через силовые ключи 10 и через узел 11 контроля состояния средств 18 пожаротушения.

Прибор 1 установлен в кабине транспортного средства таким образом, чтобы у водителя был обеспечен доступ и обзор наружной панели прибора 1. В каждом отсеке транспортного средства размещено по одному пожарному извещателю 19 и до восьми средств 18 пожаротушения.

Средства 18 пожаротушения (СП 18) выполнены аэрозольными или газовыми или порошковыми.

Пожарные извещатели 19 выполнены с нормально разомкнутыми контактами, в количестве, как правило, до четырех пожарных извещателей 19.

Энергонезависимая память 3 выполнена с возможностью хранения 4000 событий.

Жидкокристаллический экран 5 выполнен с возможностью подсветки четырьмя цветами, в том числе: синий - установки «меню», зеленый - «норма», желтый - «неисправность», - красный - «пожар».

Система способна работать без подключения блока связи 20, при этом все функции управления СП 18 выполняются без изменений за исключением отсутствия отправки сообщений и приема управляющих сигналов, а также получения и записи в энергонезависимую память 3 координат местонахождения.

Приемо-контрольный прибор 1 может быть выполнен с возможностью дополнительного подключения к одному из его входов различных датчиков охранной сигнализации (не изображены), размещенных на транспортном средстве, выполненных с нормально-разомкнутыми контактами, например, в качестве системы сигнализации при вскрытии капота, дверей и багажного отделения.

Приемо-контрольный прибор 1 может быть выполнен с возможностью дополнительного управления различными силовыми агрегатами (не изображены) транспортного средства посредством реле 14 силовой нагрузки.

Автоматическая система контроля противопожарной безопасности транспортного средства работает следующим образом.

Система монтируется на транспортном средстве, при этом стабилизатор 6 подключается к его бортовой сети электропитания.

Параметры работы системы следующие.

Ток запуска СП - 700 мА.

Ток потребления системы в режиме ожидания - 0,08 А.

Ток работы системы во время тушения - 5 А.

Диапазон рабочих температур окружающей среды - 40......+55С.

Максимальная длинна шлейфа СП 18 и извещателей 19 - до 30 м.

Напряжение тока 9-36 В.

При подаче напряжения от бортовой сети транспортного средства через стабилизатор 6 питания запускается микропроцессор 2 выдавая команду на жидкокристаллический экран 5 об установки времени и даты, при этом экран жидкокристаллический 5, светится синим цветом - «меню». Микропроцессор 2 проводит тест на работоспособность и переводит всю систему в режим ожидания, при котором состояние защищаемых отсеков контролируется пожарными извещателями 19 автоматически.

Узел 11 короткими импульсами контролирует отсутствие обрыва и/или короткого замыкания цепей средств 18 пожаротушения и цепей, связывающих микропроцессор 2 с остальными элементами системы. При отсутствии неисправности микропроцессор 2 формирует соответствующий сигнал на жидкокристаллический экран 5, при этом экран светится зеленым цветом - «норма», а также светится 7 зеленым цветом соответствующий светодиодный индикатор 7. В случае выявления неисправности микропроцессор 2 формирует сигнал на жидкокристаллический экран 5, который светится желтым цветом - «неисправность», а также светится желтым цветом соответствующий светодиодный индикатор 7. Одновременно на жидкокристаллическом экране 5 указывается номер канала, по которому имеется неисправность. При этом микропроцессор 2 производит обработку сигнала, полученного от узла 11, и дает сигнал акустическому излучателю 8 на выдачу 10-ти разового сигнала тревоги, дает сигнал на запись данных о «неисправности» в энергонезависимую память 3 и сигнал на подсветку кнопки клавиатуры 9, при нажатии на которую можно вывести на жидкокристаллический экран 5 данные о характере «неисправности». Кроме того, микропроцессор 2 через выход 17 дает команду в блок 20 связи для запроса координат места положения транспортного средства. При получении этих координат микропроцессор 2 дает команду блоку 20 связи на отправку сообщения о неисправности системы удаленному пользователю. Сообщения удаленному пользователю содержат информацию о координатах объекта, дате, времени, адресе и характере (типе) неисправности. Аналогичные процессы происходят в случае выявления неисправности в автоматическом и ручном режимах запуска СП 18.

При повышении температуры в хотя бы одном защищаемом отсеке выше допустимого происходит замыкание соответствующего пожарного извещателя 19, от которого сигнал через выход 13 поступает на микропроцессор 2. В автоматическом режиме работы системы пожарный извещатель 19 при достижении пороговой температуры, замыкает нормально разомкнутые контакты, чем сигнализирует микропроцессору 2 о пожарной ситуации в защищаемом отсеке транспортного средства. При этом микропроцессор 2 производит обработку сигнала, полученного по адресу пожарного извещателя 19 посредством блока 13 выхода пожарных извещателей, по времени посредством часов 4 реального времени и дает сигнал на запись данных о «пожаре» в энергонезависимую память 3. Микропроцессор 2 диагностирует событие и выдает сигнал на акустический излучатель 8 для включения сигнала тревоги, выдает через реле 14 силовой нагрузки сигнал блокировки двигателя на блок 21 управления двигателем, выдает через выход 17 сигнал на блок 20 связи по запросу координат местоположения объекта, и формирует запись в энергонезависимой памяти 3 о произошедшем событии с координатами местоположения транспортного средства. При этом формируются информационные сигналы на светодиодные индикаторы 7 (соответствующий светодиод светится красным цветом - «пожар») и на жидкокристаллический экран 5 (экран 5 светится красным цветом - «пожар») с номером канала и информационной строкой о возможной, при необходимости, отмене пуска СП 18, формируется сигнал на клавиатуру 9 для включения подсветки соответствующей кнопки возможной, при необходимости, отмены водителем пуска СП 18. Далее (при отсутствии отмены) микропроцессором 2 подается адресный сигнал с временной задержкой, установленной программно, на запуск СП 18 посредством силовых ключей 10 через выход 12 и формируется сообщение о запуске СП 18 для энергонезависимой памяти 3. Одновременно на блок 21 управления двигателем микропроцессором 2 подается сигнал для разблокировки запуска двигателя с установленным программно временным интервалом (временной задержкой) после пуска СП 18. Одновременно формируется сообщение о разблокировке двигателя с временем разблокировки соответствующему временной задержке после пуска СП 18 для энергонезависимой памяти 3. Микропроцессор 2 формирует сигнал на отправку сообщения блоком 20 связи о событии и произведенных действиях удаленному пользователю.

В случае отмены пуска СП 18 посредством нажатия упомянутой выше соответствующей кнопки клавиатуры 9 микропроцессор 2 выключает звук сигнала тревоги акустического излучателя 8, выключает процесс запуска СП 18 и формирует информационный сигнал в энергонезависимую память 3 об отмене пуска. Кроме того, формируется информационное сообщение о событии и произведенных действиях, а с выхода 17 подается команда на отправку этого сообщения блоком 20 связи удаленному пользователю (не изображен).

При запуске двигателя транспортного средства микропроцессор 2 посредством оптического реле 15 производит переключение автоматического режима пуска СП 18 на ручной режим пуска СП 18, при этом, если в режиме работы автоматического пуска СП 18, микропроцессор 2 зафиксировал неисправность, после запуска двигателя звучит, если неисправность не устранена, 10-ти разовый сигнал тревоги. При остановке двигателя транспортного средства микропроцессор 2 посредством оптического реле 15 производит переключение из ручного режима пуска СП 18 в автоматический режим пуска СП 18, при этом, если микропроцессором 2 зафиксирована неисправность при ручном режиме пуска СП 18 или не устранена предыдущая неисправность, звучит 10-ти разовый сигнал тревоги акустического излучателя 8.

В ручном режиме адресного пуска СП 18 микропроцессор 2 получает сигнал от пожарного извещателя 19 и производит обработку сигнала по адресу посредством блока 13 выхода пожарных извещателей 19, по времени посредством часов 4 реального времени, при этом микропроцессор 2 формирует сообщение о «пожаре» для энергонезависимой памяти 3, выдает сигнал на акустический излучатель 8 для включения сигнала тревоги, формирует сигнал на светодиодные индикаторы 7 для включения соответствующего событию светодиода красного цвета - «пожар», выдает с выхода 17 сигнал на блок 20 связи по запросу координат местоположения объекта, и формирует запись в энергонезависимой памяти 3 о координатах местоположения, а также формирует информационный сигнал на жидкокристаллический экран 5 в виде информационной строки с целью получения ручного подтверждения адресного (в соответствующем отсеке) пуска СП 18, сигнал клавиатуре 9 на включение подсветки на соответствующей кнопке, предназначенной для подтверждения пуска СП 18 и формирует сигнал на жидкокристаллический экран 5 в виде информационной строки о возможной, при необходимости, отмене звука сигнала тревоги акустического излучателя 8, одновременно формирует сигнал клавиатуре 9 на включение подсветки соответствующей кнопки, предназначенной для отмены звука сигнала тревоги.

При отмене звукового сигнала тревоги путем нажатия соответствующей кнопки клавиатуры 9 микропроцессор 2 формирует сигнал акустическому излучателю 8 на выключение звука и формирует сообщение об отмене звукового сигнала тревоги для энергонезависимой памяти 3.

В случае получения подтверждения на адресный запуск СП 18 посредством нажатия соответствующей кнопки на клавиатуре 9 микропроцессор 2 формирует сообщение о подтверждении пуска СП 18 для энергонезависимой памяти 3, формирует сигнал блоку 21 управления двигателем на остановку двигателя с временной задержкой, устанавливаемой программой, посредством реле 14 силовой нагрузки, формирует об этом сообщение для энергонезависимой памяти 3 и формирует сигнал на адресный пуск СП 18 посредством силовых ключей 10, при этом формируется сообщение об адресном запуске СП 18 для энергонезависимой памяти 3. После проведения адресного пуска СП 18 микропроцессор 2 дает сигнал на выключение сигнала тревоги акустическому излучателю 8, а также дает по истечении временной задержки, устанавливаемой программно, после пуска СП 18 сигнал о разблокировке запуска двигателя на блок 21 управления двигателем, формирует об этом сообщение для энергонезависимой памяти 3, формирует сообщение и подает с выхода 17 команду блоку 20 связи на отправку удаленному пользователю этого информационного сообщения. При этом микропроцессор 2 формирует информационный сигнал на жидкокристаллический экран 5 о неисправности канала и его номер, по которому произошел пуск СП 18 (экран 5 светится желтым цветом - «неисправность»), формирует сигнал на светодиодные индикаторы 7, при этом светится соответствующий светодиод желтого цвета.

При пуске всех СП 18 системы посредством тумблера 16 ручного пуска микропроцессор 2, формирует сигнал на блок 21 управления двигателем об остановке двигателя с временной задержкой, устанавливаемой программно, при этом он формирует сообщение в энергонезависимую память 3 о остановке или блокировке двигателя, формирует сигнал на силовые ключи 10 для пуска всех СП 18, при этом узел 11 контроля проводит контроль состояния СП 18 и дает сигнал микропроцессору 2 о пуске всех СП 18, формирует сообщение в энергонезависимую память 3 о пуске всех СП 18, микропроцессор 2 выводит информацию о пуске СП 18 на жидкокристаллический экран 5 и дает сигнал на разблокировку двигателя на блок 21 управления двигателем с временной задержкой устанавливаемой программно, при этом формируется сообщение в энергонезависимую память 3 о разблокировке двигателя и дается команда блоку 20 связи на отправку удаленному пользователю (не изображен) информационного сообщения, сформированного микроконтроллером 2, о произведенных операциях.

При подключенном блоке 20 связи и получении управляющего сигнала от удаленного пользователя на пуск СП 18 при нахождении системы в ручном режиме пуска СП 18, микропроцессор 2 дает сигнал через силовые ключи 10 на адресный (индивидуальный) или общий запуск СП 18, при этом микропроцессор 2 формирует команду на включение тревожного сигнала акустического излучателя 8, формирует информационный сигнал с номером канала, по которому произведен запуск СП 18, или информационный сигнал, о том, что производится общий пуск, производится пуск СП 18, жидкокристаллический экран 5 светится красным цветом - «пожар», одновременно светится красным цветом соответствующий светодиодный индикатор 7, а микропроцессор 2 формирует сигнал блоку 21 управления двигателем на остановку двигателя с временной задержкой, устанавливаемой программно посредством реле 14 силовой нагрузки. Также микропроцессор 2 выводит информацию о пуске СП 18 на жидкокристаллический экран 5 и дает сигнал на разблокировку двигателя на блок 21 управления двигателем с временной задержкой устанавливаемой программно, при этом он формирует сообщение в энергонезависимую память 3 о разблокировке двигателя, формирует информационное сообщение для отправки и дает команду блоку 20 связи на отправку удаленному пользователю этого сообщения о произведенных операциях.

При получении микропроцессором 2 управляющего сигнала от удаленного пользователя на блокировку двигателя посредством реле 14 силовой нагрузки, микропроцессор 2 производит формирование сигнала на блок 21 на остановку двигателя с временной задержкой устанавливаемой программно, формирует об этом сообщение для энергонезависимой памяти 3, на жидкокристаллическом экране 5 формируется соответствующая информационная строка, одновременно с этим микропроцессор 2 формирует сообщение и дает команду блоку 20 связи на отправку удаленному пользователю информационного сообщения о произведенных операциях.

При получении микропроцессором 2 управляющего сигнала от удаленного пользователя на отключение блокировки двигателя посредством реле 14 силовой нагрузки на блок 21 управления двигателем микропроцессор 2 производит формирование сигнала на разрешение запуска двигателя, формирует об этом сообщение для энергонезависимой памяти 3, на жидкокристаллическом экране 5 формируется соответствующая информационная строка, одновременно с этим микропроцессор 2 формирует сообщение и дает команду блоку 20 связи на отправку удаленному пользователю информационного сообщения о произведенных операциях.

Приемо-контрольный прибор 1 в случае подключения к одному из его входов датчиков охранной сигнализации, реализует в кабине транспортного средства посредством акустического излучателя 8 звуковую тревожную сигнализацию при вскрытии капота, дверей и багажного отделения, что воспринимается микропроцессором 2 как неисправность - обрыв цепей датчиков или их короткое замыкание. При срабатывании охранной сигнализации микропроцессор 2 формирует также информационный сигнал на жидкокристаллический экран 5 (экран светится желтым цветом - «неисправность») о нарушении доступа с адресом сработавшего датчика, формирует об этом сообщение для энергонезависимой памяти 3, формирует команду на блокировку двигателя посредством реле 14 силовой нагрузки на блок 21 управления двигателем, при этом микропроцессор 2 производит формирование сигнала на остановку двигателя с временной задержкой устанавливаемой программно, формирует об этом сообщение для энергонезависимой памяти 3, на жидкокристаллическом экране 5 формируется соответствующая информационная строка, формирует сообщение и дает сигнал и команду блоку 20 связи на отправку удаленному пользователю информационного сообщения о произведенных операциях.

При просмотре архива энергонезависимой памяти 3 микропроцессор 2 выводит на жидкокристаллический экран 5 меню, следуя которому оператор задействует для ввода команд по просмотру архива клавиатуру 9. При просмотре архива событий микропроцессор 2 выводит на жидкокристаллический экран 5, информационную строку с указанием режима работы (автоматический/ручной) пуском СП 18 при котором произошло событие.

Аналогично приемо-контрольный прибор 1 может осуществлять, при необходимости, управление различными силовыми агрегатами транспортного средства посредством реле силовой нагрузки.

Микропроцессор 2 постоянно по заданному программой алгоритму опрашивает подключенное к приемо-контрольному прибору 1 оборудование.

В целом реализуются следующие функции:

- круглосуточная работа системы;

- контроль шлейфа (электрической цепи) и СП 18 (обрыв, КЗ);

- контроль внутренних параметров прибора 1 приемо-контрольного;

- контроль несанкционированного доступа;

- переход в ручной режим управления пуском СП 18 из автоматического при запуске двигателя транспортного средства;

- отмена адресного пуска СП 18 в автоматическом режиме работы;

- автоматический адресный пуск СП 18 с задержкой устанавливаемой программно при срабатывании пожарного извещателя;

- одиночный адресный запуск цепи СП 18 каждого извещателя 19 и каждого СП 18 при работе в ручном режиме;

- блокировка (остановка) двигателя с временной задержкой устанавливаемой программно, при достижении порогового значения температуры в любом из защищаемых отсеков перед автоматическим или ручным пуском СП 18;

- разблокировка двигателя после автоматического или ручного пуска СП 18 с временной задержкой устанавливаемой программно;

- подсветка жидкокристаллического экрана 5 четырьмя цветами;

- световая индикация жидкокристаллического экрана 5 в зависимости от состояния;

- удобный интерфейс просмотра архива событий на жидкокристаллический экране 5;

- сохранение архива энергонезависимой памяти 3 на 4000 событий;

- сохранение в архиве времени и даты наступления событий;

- сохранение в архиве времени и даты выключения/включения системы;

- сохранение в архиве информации об отмене пуска двигателя;

- выдача сообщений на жидкокристаллический экран 5 о пожаре, обрыве шлейфа, коротком замыкании, срабатывании СП 18, неисправности системы;

- распознавание и запись в архиве ручного и автоматического пуска;

- звуковой сигнал тревоги акустического излучателя 8 в случае пожара;

- отмена сигнала тревоги акустического излучателя 8 при пожаре в ручном режиме работы и при неисправности;

- звуковая сигнализация при неисправности системы;

- автоматическая отправка сообщений удаленному пользователю о наступившем событии с координатами местоположения транспортного средства.

Таким образом, создана эффективная автоматическая система контроля противопожарной безопасности транспортного средства и расширен арсенал автоматических систем противопожарной безопасности.

При этом ликвидирована возможность расширения пожара и взрыва за счет автоматического отключения после возгорания работы двигателя транспортного средства, увеличены объем и качество информации для водителя с помощью светодиодных индикаторов, жидкокристаллического экрана и акустического излучателя, а также оперативная информированность отдаленного пользователя (центра управления) с помощью автоматически запускаемого блока связи, повышена надежность ручного управления средствами пожаротушения благодаря непосредственной связи тумблера ручного пуска средств пожаротушения с микропроцессором. Одновременно реализованы самодиагностика системы с выдачей световой индикации и звуковой сигнализации, контроль состояния шлейфов связи, каждого из средств пожаротушения не зависимо от количественного расположения их по каналам, выдачей адресной индикации, контроль и сигнализация повышения температуры в защищаемом отсеке с выдачей адресной световой индикации и звукового тревожного сигнала, адресный автоматический и адресный ручной пуск средств пожаротушения при превышении температуры выше допустимого значения, общий запуск всех средств пожаротушения путем включения тумблера ручного пуска средств пожаротушения водителем, а также возможность автоматического перехода системы из автоматического режима пуска средств пожаротушения в ручной и обратно, при запуске и остановке двигателя транспортного средства.

1. Автоматическая система контроля противопожарной безопасности транспортного средства, содержащая приемоконтрольный прибор для установки в кабине транспортного средства, средства пожаротушения и пожарные извещатели для установки в защищаемых отсеках транспортного средства, причем приемоконтрольный прибор включает смонтированные в общем корпусе микропроцессор и связанные с ним энергонезависимую память, часы реального времени, стабилизатор питания, силовые ключи, узел контроля состояния средств пожаротушения, оптическое реле, акустический излучатель и реле силовой нагрузки для подключения к блоку управления двигателем транспортного средства, при этом приемоконтрольный прибор снабжен выходами для подключения блока связи, средств пожаротушения и пожарных извещателей, а также смонтированными на корпусе и связанными с микропроцессором жидкокристаллическим экраном, светодиодными индикаторами, клавиатурой и тумблером ручного пуска средств пожаротушения, а выход для подключения средств пожаротушения связан с микропроцессором через силовые ключи и через узел контроля состояния средств пожаротушения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что в каждом отсеке транспортного средства размещено по одному линейному температурному извещателю и до восьми средств пожаротушения.

3. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что средства пожаротушения выполнены аэрозольными.

4. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что средства пожаротушения выполнены порошковыми.

5. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что средства пожаротушения выполнены газовыми.

6. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что извещатели выполнены с нормально разомкнутыми контактами.

7. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что энергонезависимая память выполнена с возможностью хранения 4000 событий.

8. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что экран выполнен с возможностью подсветки четырьмя цветами, в том числе: синий - установки «меню», зеленый - «норма», желтый - «неисправность», красный - «пожар».

9. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что реле силовой нагрузки выполнено с возможностью отключения двигателя с временной задержкой, устанавливаемой программно микропроцессором.

10. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что оптическое реле выполнено с возможностью перевода системы из автоматического режима управления средствами пожаротушения в ручной и обратно при запуске или остановке двигателя транспортного средства соответственно.

11. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что выход для подключения блока связи выполнен с возможностью отправки через последний информационных сообщений удаленному пользователю с координатами местоположения транспортного средства во время произошедшего события.

12. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что выход для подключения блока связи выполнен с возможностью получения управляющего сигнала от удаленного пользователя.

13. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что приемоконтрольный прибор выполнен с возможностью распознавания и записи событий, произошедших в автоматическом и ручном режимах управления пуском средств пожаротушения.

14. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что приемоконтрольный прибор выполнен с возможностью просмотра на его экране информации из архива энергонезависимой памяти.

15. Система по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что приемоконтрольный прибор выполнен с возможностью подключения различных датчиков охранной сигнализации, размещенных на транспортном средстве.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам автоматики, а точнее к автоматизированным системам противопожарной защиты, обеспечивающим решение задач пожарной безопасности объектов

Полезная модель относится к области отделения дисперсных частиц от газов и может быть использовано машиностроительной, нефтяной, газовой, химической и других отраслях промышленности

В этом изобретение удалённое видеонаблюдение даёт технический результат, заключающийся в повышении уровня автономности по питанию, вандалозащищенностью и более широкими функциональным возможностями, достигается в устройстве, содержащем линейную часть, включающую первую и вторую видеокамеры и видеокамеру дальнего обзора и станционную часть.

Автоматизированная система противопожарной защиты, пожарной сигнализации и системы оповещения относится к устройствам автоматики, решающим задачи обеспечения пожарной безопасности промышленных объектов. Технический результат достигается в результате введения в систему автоматизированной противопожарной защиты тепловизора, модуля обнаружения пожароопасной ситуации и модуля предотвращения пожара.

Технический результат увеличение времени работоспособности кабеля в условиях воздействия открытого пламени

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к техническим средствам, предназначенным для предотвращения обледенения и замерзания магистральных пожарных напорных рукавных линий

Изобретение относится к электротехнике
Наверх