Устройство для запирания борта платформы транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в транспортных средствах, имеющих откидные борта. Устройство содержит рукоятку, вращающуюся относительно пальца, жестко установленного в нижней части стойки борта, выполненной в виде трубы прямоугольного сечения, крепящейся к платформе, запорный штифт, установленный жестко в верхней части борта и входящий в выемку стойки борта и запор, размещенный внутри стойки, выполненный с возможностью открытия - перекрывания выемки стойки. Технический результат, заключающийся в упрощении конструкции и повышении надежности работы запора, обеспечивается благодаря тому, что запор установлен на пальце верхнего конца тяги, нижний конец которой крепится с помощью пальца к ребру рукоятки, на тяге расположены две шайбы, одна из которых неподвижна, а другая выполнена с возможностью перемещения вдоль тяги, между шайбами установлена пружина, а в стойке борта выполнена ниша для рукоятки, которая в запертом состоянии борта располагается заподлицо с внешней поверхностью стойки. 3 ил.

Заявляемая полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в транспортных средствах (ТС), имеющих откидные борта.

Известны аналоги заявляемой полезной модели, например, устройство для запирания борта платформы ТС, содержащее корпус, закрепленный на борту, шарнирно установленную в корпусе ось с кулачком для взаимодействия с кронштейном стойки бортов, жестко прикрепленную к оси рукоятку, взаимодействующую свободным концом с замком, установленным на борту (а.с. СССР 1278268, МПК В62Д 27/06, 1985 г.).

Недостатком аналога является расположение кронштейна стойки выше бортов, что применимо для ТС с надставными бортами или тентом, наличием корпуса, усложняющее конструкцию запора, недостаточная надежность фиксации нижнего конца рукоятки, приводящая к самопроизвольному открыванию борта при ударе в эксплуатации по нижнему концу рукоятки.

В качестве прототипа выбрано устройство для запирания борта платформы ТС, описанное в патенте RU 2077443, МПК В62Д 33/037, опубл. 20.04.1997 г. Устройство содержит шарнирно установленную в торцевой стойке борта ось с кулачком для взаимодействия со стойками бортов, жестко прикрепленную к оси рукоятку, отогнутую наружу от борта на величину упругой деформации и взаимодействующую нижним концом с кронштейном, установленным на борту. Ось с кулачком установлена в торцевой стойке борта с возможностью аксиального перемещения до упора кулачка в стойку, в которой для взаимодействия с кулачком выполнен соответствующий вырез, а на нижнем конце рукоятки для ее фиксации в рабочем и нерабочем положении установлена скоба полукруглого профиля, которая прижата плоской стороной к плоскости рукоятки упругой пластиной с выполненным овальным отверстием для регулировки и жесткого крепления с рукояткой, причем крепление подвижной скобы выполнено с возможностью автоматического взаимодействия с наклонным ребром кронштейна жестко закрепленного на борту. Недостатком данного устройства являются:

относительная сложность конструкции устройства из-за довольно большого количества деталей, что сказывается на увеличении себестоимости устройства и усложняет технологию его изготовления;

трудности, возникающие при открытии скобы в случае намерзания на ней воды и грязи из-под колес ТС при его эксплуатации в холодное время в условиях бездорожья.

Задачей, решаемой полезной моделью, является упрощение конструкции устройства для запирания платформы ТС и обеспечение высокой надежности его работы.

Достигается это тем, что в устройстве для запирания борта платформы транспортного средства, содержащем рукоятку, закрепленную с возможностью ее вращения вокруг пальца, жестко установленного в нижней относительно основания платформы части стойки борта, выполненной в виде трубы прямоугольного сечения и жестко крепящейся к основанию платформы, запорный штифт, жестко установленный в верхней относительно основания платформы части открываемого борта, входящий в выемку, выполненную в верхней части стойки борта, и запор, размещенный внутри стойки борта и выполненный с возможностью перемещения для открытия - перекрывания выемки стойки борта, согласно полезной модели:

- запор установлен на пальце запора с возможностью его поворота относительно пальца, жестко установленного на верхнем относительно платформы конец тяги;

- нижний конец тяги установлен с возможностью ее вращения относительно пальца тяги, жестко установленного на ребре рукоятки, расположенном в нижней относительно платформы части рукоятки перпендикулярно плоскости поверхности рукоятки с ее внутренней стороны;

- на тяге в верхней ее части установлены две шайбы с размещенной между ними пружиной, причем нижняя относительно платформы шайба установлена на тяге неподвижно, а верхняя - с возможностью перемещения вдоль тяги до упирания в бортик выемки стойки борта в его запертом состоянии;

- с внешней стороны стойки борта выполнена ниша для рукоятки, которая в запертом состоянии борта располагается заподлицо с внешней поверхностью стойки борта.

Суть полезной модели поясняется на фиг.1 - фиг.3, на которых схематично представлено заявляемое устройство (фиг.1) и виды А-А (фиг.2) и Б-Б (фиг.3) устройства. На фиг.2 на левой фигуре изображено закрытое положение рукоятки, на правой - открытое положение рукоятки. Устройство содержит рукоятку 1 (см. фиг.1 и фиг.2), которая закреплена с возможностью ее вращения вокруг пальца 2, жестко установленного в нижней относительно основания платформы 3 части стойки 4 борта 5, выполненной в виде трубы прямоугольного сечения и жестко крепящейся, например, с помощью болтов 6 к основанию платформы 3. В верхней части (относительно платформы 3) бортов 5 установлены запорные штифты 7, жестко связанные с бортами 5, например, посредством сварки, которые входят в выемку 8 (см. фиг.2), выполненную в верхней части стойки 4. Внутри стойки 4 содержится запор 9, выполненный с возможностью перемещения для открытия-перекрывания выемки 8 стойки 4 (на фиг.2 перемещение запора 9 осуществляется «вверх-вниз»). Запор 9 установлен на верхнем конце тяги 10 с возможностью его поворота относительно пальца 11, жестко установленного на тяге 10. Нижний конец тяги 10 установлен с возможностью ее вращения относительно пальца 12 тяги, жестко установленного на ребре 13 рукоятки 1, расположенном в нижней части рукоятки. При этом ребро 13 расположено перпендикулярно плоскости рукоятки 1 и выполнено с внутренней стороны рукоятки 1 (внутри объема стойки 4). На тяге 10 в верхней ее части установлены две шайбы 14 и 15 с размещенной между ними пружиной 16, при этом нижняя шайба 15 установлена на тяге 10 неподвижно, например, приварена, а верхняя шайба 14 - с возможностью ее перемещения вверх - вниз вдоль тяги 10 до упирания в бортик 17 выемки 8. С внешней стороны стойки 4 выполнена ниша 18 для рукоятки 1, при этом в запертом состоянии борта рукоятка 1 располагается заподлицо с внешней поверхностью стойки 4 борта, а пружина 16 находится в поджатом состоянии.

Работает заявляемое устройство следующим образом. Для открытия борта, например, правого относительно стойки 4 на фиг.1, кисть руки водителя просовывается в нишу 18, выполненную в стойке 4, осуществляется захват пальцами руки рукоятки 1 и движением «на себя» рукоятку усилием руки поворачивают до отказа относительно пальца 2 (см. фиг.2). При повороте рукоятки 1 тяга 10, благодаря ее установке на пальце 12 с возможностью вращения, начинает движение вниз и вправо (на фиг.2), при этом запор 9, установленный на верхнем конце тяги 10 с возможностью поворота относительно пальца 11, начинает двигаться вниз и открывает выемку 8. В результате этого запорный штифт 7, не сдерживаемый запором 9, выводится из выемки 8, т.е. борт 5 открывается. Закрытие борта 5 осуществляется следующим образом. Запорный штифт 7 при закрывании борта вводится в выемку 8, рукоятка 1 поворачивается относительно пальца 2 вверх, в результате чего тяга 10 и запор 9 также перемещаются вверх, поворачиваясь относительно пальцев 12 и 11 соответственно. Запор 9 перекрывает выемку 8, препятствуя выходу запорного штифта 7 из выемки 8. При этом подвижная шайба 14 упирается в бортик 17 выемки 8, в результате чего пружина 16 поджимается нижней неподвижной шайбой 15 и за счет усилия пружины и наличия плеча h (см. фиг.2) рукоятка 1 удерживается в положении «закрыто». Усилие открытия рукоятки может быть выбрано за счет варьирования упругости пружины 16 и положения неподвижной шайбы 15 на тяге 10. При этом рукоятка 1 находится заподлицо с внешней поверхностью стойки 4.

Отметим достоинства предлагаемого технического решения.

1. Заявляемое устройство имеет существенно меньшее, по сравнению с прототипом, количество узлов и деталей.

2. Открывание (закрывание) борта осуществляется одним движением руки и по времени занимает 3-4 с, что особенно важно при использовании ТС в условиях боевых действий.

3. За счет относительно большой длины рукоятки по сравнению с величиной плеча h (см. фиг.2) усилия руки достаточно для открывания (закрывания) борта даже при наличии наледи на узлах устройства.

4. Выполнение рукоятки заподлицо с внешней поверхностью стойки исключает случайное открытие борта, например, при проезде кустарника и в лесистой местности.

Заявителем освоено производство и оснащение описанными запорами автомобилей «Урал», эксплуатация которых подтвердила их высокие эксплуатационные характеристики и надежность.

Учитывая изложенное, а также новизну и промышленную применимость устройства, заявитель считает что оно может быть защищено патентом на полезную модель.

Устройство для запирания борта платформы транспортного средства, содержащее рукоятку, закрепленную с возможностью ее вращения вокруг пальца, жестко установленного в нижней относительно основания платформы части стойки борта, выполненной в виде трубы прямоугольного сечения и жестко крепящейся к основанию платформы, запорный штифт, жестко установленный в верхней относительно основания платформы части открываемого борта, входящий в выемку, выполненную в верхней части стойки борта и запор, размещенный внутри стойки борта и выполненный с возможностью перемещения для открывания-перекрывания выемки стойки борта, отличающееся тем, что запор установлен на пальце запора с возможностью его поворота относительно пальца, жестко установленного на верхнем относительно платформы конце тяги, нижний конец которой установлен с возможностью ее вращения относительно пальца тяги, жестко установленного на ребре рукоятки, расположенном в нижней относительно платформы части рукоятки перпендикулярно плоскости поверхности рукоятки с ее внутренней стороны, на тяге в верхней ее части установлены две шайбы с размещенной между ними пружиной, причем нижняя относительно платформы шайба установлена на тяге неподвижно, а верхняя - с возможностью перемещения вдоль тяги до упора в бортик выемки стойки борта в его запертом состоянии, а с внешней стороны стойки борта выполнена ниша для рукоятки, которая в запертом состоянии борта располагается заподлицо с внешней поверхностью стойки борта.



 

Наверх