Устройство для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств транспортных средств
Применяется в области сельскохозяйственного машиностроения для повышения тягово-сцепных качеств преимущественно колесных тракторов на поверхностях с малой несущей способностью и для повышения устойчивости при работе на склонах.
Устройство включает в себя съемные грузы, представляющие собой емкости с жидкостью, перемещающиеся по направляющим с помощью штоков гидроцилиндров, управляемых золотниковыми гидрораспределителями с распределяющими электроклапанами, расположенными в сети гидропривода, присоединяемого к свободной секции гидрораспределителя транспортного средства. Перемещение емкостей с жидкостью по направляющим осуществляется автоматически. Направляющие дополнительно оснащены конечными выключателями для исключения произвольного передвижения съемных грузов.
Устройство для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств колесных мобильных машин существенно улучшает условия и безопасность труда оператора мобильной машины за счет сокращения времени на улучшение устойчивости и предотвращение буксования, а также дает возможность работать на поверхностях с большим углом наклона.
Полезная модель может быть использована в сельскохозяйственном машиностроении для улучшения условий труда и повышения безопасности операторов преимущественно колесных тракторов при работе на склонах и поверхностях с малой несущей способностью.
Известно устройство для предотвращения опрокидывания мобильного грузоподъемного агрегата (Патент РФ 2184671, МПК B62D 49/08, В66С 23/53, 1999), содержащее корпус с левым и правым гидроцилиндрами, штоки которых соединены с балластными грузами.
Недостатком указанного устройства является: относительная сложность конструкции, невозможность оперативно предотвратить буксование ведущих колес транспортно-тракторного агрегата.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для предотвращения буксования и опрокидывания транспортных средств (Патент РФ 102563, МПК В60В 39/06, B62D 37/04, 2010), содержащее съемные грузы, жестко закрепленные на остове, представляющие собой систему сообщающихся сосудов.
Недостатком данного устройства является невозможность быстрого устранения процессов буксования и опрокидывания.
Задачей настоящей полезной модели является повышение безопасности работы и улучшение условий труда операторов колесных тракторов за счет сокращения времени на улучшение устойчивости и предотвращение буксования транспортных средств.
Предлагаемое устройство, представляющее собой емкости с жидкостью, управляемые электронным блоком управления с креномером и сравнителем угловых ускорений ведущих колес, в отличие от прототипа емкости с жидкостью имеют возможность горизонтального перемещения по направляющим с помощью штоков гидроцилиндров, управляемых золотниковыми гидрораспределителями с распределяющими электроклапанами, расположенными в сети гидропривода, присоединяемого к свободной секции гидрораспределителя транспортного средства Перемещение емкостей с жидкостью по направляющим осуществляется автоматически. Направляющие дополнительно оснащены конечными выключателями для исключения произвольного передвижения съемных грузов.
По сравнению с прототипом, где переливание жидкости из одной емкости в другую требует более длительного времени, в предлагаемом устройстве установка съемных грузов с возможностью горизонтального перемещения по направляющим позволяет за более короткий промежуток времени увеличить сцепной вес на буксующем колесе, тем самым быстрее устранить буксование колеса.
В результате проведения патентного поиска не выявлены идентичные технические решения, что говорит о том, что полезная модель соответствует критерию «новизна».
Принципиальная схема устройства для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств транспортных средств представлена на фигуре. Устройство включает в себя съемные грузы 1, представляющие собой емкости с жидкостью, снабженные заливной горловиной 2, перемещающиеся на обрезиненных роликах 4 по направляющим 5 с помощью штоков 8 гидроцилиндров 7, управляемых золотниковыми гидрораспределителями с распределяющими электроклапанами, расположенными в сети гидропривода, присоединяемого к свободной секции гидрораспределителя транспортного средства. Направляющие дополнительно оснащены конечными выключателями 6 для исключения произвольного передвижения съемных грузов.
Устройство работает следующим образом. При возникновении буксования ведущего колеса сравнитель угловых ускорений фиксирует ускорения ведущих колес с помощью датчиков, передавая их значения в блок обработки данных (электронный блок управления). Блок управления дает команду на открытие электроклапана в гидроприводе цилиндра 7, отвечающего за перемещение емкости 1 с жидкостью над буксующим колесом. Приведенный в движение гидроцилиндр 7 при помощи штока 8 перемещает емкость 1 с жидкостью 1 над колесом, увеличивая его сцепление с несущей поверхностью. Возврат емкости 1 с жидкостью в исходное положение обеспечивается применением золотниковых гидрораспределителей, перемещающих шток цилиндра 8 в обратном направлении.
При достижении емкости 1 с жидкостью крайней точки направляющей 5 срабатывает конечный выключатель 6, связанный с предохранительным электроклапаном (который в нормальном состоянии открыт). Соответственно, при его закрытии в гидроприводе, идущем к цилиндрам, давление масла создаваться не будет, что позволит прекратить дальнейшее перемещение емкости с жидкостью.
Применение полезной модели позволяет существенно условия и безопасность труда операторов преимущественно колесных тракторов, так как позволяет сократить время на улучшение устойчивости и предотвращение буксования транспортных средств.
1. Устройство для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств транспортных средств, представляющее собой емкости с жидкостью, управляемые электронным блоком управления с креномером и сравнителем угловых ускорений ведущих колес, отличающееся тем, что емкости с жидкостью установлены с возможностью горизонтального перемещения по направляющим с помощью штоков гидроцилиндров, управляемых золотниковыми гидрораспределителями с распределяющими электроклапанами, расположенными в сети гидропривода, присоединяемого к свободной секции гидрораспределителя транспортного средства.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что перемещение емкостей с жидкостью по направляющим автоматизировано.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что направляющие дополнительно оснащены конечными выключателями для исключения произвольного перемещения емкостей с жидкостью.