Устройство для улучшения устойчивости и тягово-цепных качеств транспортных средств
Устройство для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств транспортных средств. Применяется в области сельскохозяйственного и транспортного машиностроения для повышения безопасности и улучшения условий труда операторов путем улучшения поперечной устойчивости и тягово-сцепных качеств колесных тракторов сельскохозяйственного назначения. Устройство включает в себя балластный груз, расположенный в задней части транспортного средства, установленный с возможностью автоматического перемещения вдоль оси моста в продольной плоскости с помощью гидроцилиндра, управляемого золотниковыми гидрораспределителем. В качестве балластного груза используется съемный бак, заполненный жидкостью, перемещающийся по поперечным направляющим на обрезиненных роликах. Устройство для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств колесных мобильных машин представляет интерес для народного хозяйства, так как позволяет значительно улучшить условия труда и безопасность операторов мобильных машин путем обеспечения нормальной проходимости машины за счет автоматической догрузки ведущего колеса с целью предотвращения раздельного буксования.
Полезная модель может быть использована в сельскохозяйственном машиностроении для улучшения условий труда и повышения безопасности операторов преимущественно колесных тракторов при работе на склонах и поверхностях с малой несущей способностью.
Известно устройство для стабилизации движения транспортного средства (Патент РФ 25723, МПК B62D 37/04, 2002), содержащее зубчатую передачу, винтовой привод, балластный груз, установленный с возможностью перемещения по поперечной направляющей.
Недостатком указанного устройства является: невозможность исключить буксование транспортного средства.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство, описанное в способе стабилизации положения колесного транспортного средства (Патент РФ 2399538, МПК B62D 37/04, 2008), заключающийся в том, что стабилизация движения транспортного средства достигается перемещением в автоматическом режиме, расположенных в передней и задней части, дополнительных балластных грузов, установленных с возможностью перемещения вдоль осей мостов относительно продольной плоскости.
Недостатком данного способа является невозможность улучшения тягово-сцепных качеств колесного транспортного средства за счет устранения процесса раздельного буксования.
Задачей настоящей полезной модели является улучшение условий труда и безопасности операторов мобильных колесных машин путем устранения раздельного буксования ведущих колес, и возможности оперативного монтажа и демонтажа устройств.
Поставленная цель достигается тем, что устройство, представляющее собой балластный груз, расположенный в задней части транспортного средства, установленный с возможностью автоматического перемещения вдоль оси моста в продольной плоскости с помощью гидроцилиндра, в отличии от прототипа, в качестве балластного используется съемный бак, заполненный жидкостью, перемещающийся по поперечным направляющим на обрезиненных роликах.
Технический результат от того, что балластный груз является съемным и представляет собой бак, заполненный жидкостью, заключается в том, что происходит улучшение условий труда и снижение тяжести трудового процесса,
В результате проведения патентного поиска не выявлены идентичные технические решения, что говорит о том, что полезная модель соответствует критерию «новизна».
Устройство (фиг.1 - Принципиальная схема устройства для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств транспортных средств; фиг.2 - функциональная схема устройства для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств транспортных средств) включает в себя балластный груз 3, выполненный в виде съемного бака с жидкостью, перемещающегося на обрезиненных роликах 5 по направляющим 4 с помощью штока 1 гидроцилиндра 2, управляемого золотниковым гидрораспределителем 13, подключенным к свободной секции распределителя гидросистемы 7 транспортного средства.
Устройство работает следующим образом. При возникновении буксования ведущего колеса сравнитель угловых ускорений 8 фиксирует ускорения ведущих колес с помощью датчиков, передавая их значения в электронный блок управления 9. Блок управления 9 дает сигнал на открытие электроклапана 10 в гидроприводе 11 цилиндра 2, отвечающего за перемещение бака 3 с жидкостью над буксующим колесом. Приведенный в движение гидроцилиндр 2 при помощи штока 1 перемещает бак 3 с жидкостью над колесом, увеличивая его сцепление с несущей поверхностью.
При возникновении опасности поперечного опрокидывания креномер 12, входящий в электронный блок управления 9, фиксирует значение поперечного угла наклона трактора, открывается электроклапан 10 в гидроприводе 11 цилиндра 2 и с помощью штока 1 бак 3 с жидкостью перемещается в сторону, противоположную крену.
После прекращения буксования или предотвращения опрокидывания возврат бака 3 с жидкостью в исходное положение обеспечивается перемещением штока 1 гидроцилиндра 2 в обратном направлении.
Применение полезной модели позволяет существенно улучшить условия и безопасность труда операторов преимущественно колесных тракторов, так как позволяет повысить поперечную устойчивость и предотвратить раздельное буксование транспортных средств.
1. Устройство для улучшения устойчивости и тягово-сцепных качеств транспортных средств, содержащее балластный груз, расположенный в задней части транспортного средства, установленный с возможностью автоматического перемещения вдоль оси моста в продольной плоскости с помощью гидроцилиндра, отличающееся тем, что в качестве балластного груза используется съемный бак, заполненный жидкостью.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что груз перемещается по поперечным направляющим на обрезиненных роликах.