Механизм преобразования мебели

 

Механизм преобразования мебели содержит кроватный каркас включает в себя подголовник 1, представляющий собой П-образную симметрично согнутую стальную трубу, на каждом конце которой жестко закреплен первый шпенек 8, на котором подвижно закреплен храповой механизм вместе с шайбой 11, две зеркально-симметричные крепежные планки 27, расположенные по сторонам кроватного каркаса, на каждой стороне которого имеются рычажные опоры 28 и 29, которые шарнирно присоединены к внутренней стороне крепежной планки 27 и шарнирно соединены между собой планкой 32, а две опоры 29, расположенные по разным сторонам кроватного каркаса, жестко соединены между собой торсионной трубой 35, параллельно которой установлена труба-связка 25, жестко соединяющая малые шарниры 19, установленные на отогнутых концах подголовника 1 и соединенные каждый с концом боковой трубы 18 каркаса, к которой шарнирно прикреплен опорный рычаг-бумеранг 36, шарнирно соединенный с опорой 29 и с крюком 23, шарнирно соединенным заклепкой с первым рычагом 22, который в свою очередь шарнирно соединен с крючком 13, шарнирно соединенным шпеньком 16 с управляющим выталкивателем 4 и шпеньком 15 с выталкивателем 2 храпового механизма, состоящего из выталкивателя 2, фиксатора 3 и управляющего выталкивателя 4, подвижно скрепленных между собой с помощью заклепки 5, при этом каждый из двух малых шарниров 19 жестко закреплен на конце подголовника 1 с помощью заклепок 20, 21, каждый из двух малых шарниров 19 шарнирно соединен со своей боковой трубой 18 и со своим первым рычагом 22 с помощью заклепки 17, а труба-связка 25 жестко закреплена в прорезях малых шарниров 19. При этом повышена надежность механизма, обеспечена компенсация несимметричных усилий пользователя, тем самым упрощено выполнение операций и уменьшена нагрузка на пользователя при выполнении преобразования, обеспечивается уверенная возможность плавного изменения взаимного расположения элементов кроватного каркаса и его фиксацию одной или двумя руками с любой стороны в положениях «диван», «спальное место» и «комфортный отдых» независимо от наличия навыков трансформации кроватного каркаса у пользователя и наличия матраса или иных элементов, участвующих в процессе трансформации в качестве грузов или противовесов.

Настоящая полезная модель относится к области производства мебели, в частности, к механизмам для изделий мягкой мебели, трансформируемой из положения "диван" в положение "кровать" и обратно, и может быть использована при изготовлении кресел-кроватей и диванов-кроватей

Известны различные механизмы трансформации спальной мебели: SU 482163, 1012879, 1142100, 1253613, 1279600, 1757626, RU 30248, 78048, 2014795, 2228698, 2272552, US 2328218, 3656189, 3932902, 5195194, 5249317, 2009/0031494, DE 4423846, 10044629, CH 697176, FR 2585227, 2653647, 2759578, GB 2388533, EP 0594552, 0611537, 0688523, 0804890, 0916290, 1258215, 1366987, 1547490.

Известные механизмы имеют невысокую надежность, допускающую отказ или заклинивание в процессе трансформирования, а также ограниченные функциональные возможности при осуществлении трансформации одной рукой или несимметричном приложении усилия пользователем.

Наиболее близким к заявляемому механизму является механизм, представленный в патенте EP 0611537. Согласно этому документу конструкция храпового механизма состоит из выталкивателя и фиксатора, соединенных заклепкой, различные виды кроватных каркасов типа «диван» или «софа» могут иметь механизм, способствующий изменению и фиксации положения головной секции каркаса в трех положениях: «диван», «спальное место» и «комфортный отдых». Однако, конструкция храпового механизма, фиксирующего подголовник, такова, что для успешного пользования каркасом необходимо наличие матраса строго определенных размеров и массы, который, упираясь в подголовник, своей массой опускал бы подголовник в процессе трансформации механизма из положений «спальное место» и «комфортный отдых» в положение «диван». В противном случае при трансформации механизма из положений «спальное место» и «комфортный отдых» в положение «диван» следует уделять особое внимание положению подголовника и менять его вручную, чтобы избежать заклинивания и деформации элементов механизма трансформации. Большинство пользователей предпочитает производить трансформацию одной рукой, находясь в произвольном месте перед кроватным каркасом; такой вариант считается максимально комфортным. В этом случае, усилие пользователя прилагается далеко от оси симметрии изделия, что ведет к перекосам, заклиниванию кроватного каркаса, а в худшем случае - к деформации элементов механизма трансформации. Неспособность описанного в вышеуказанном патенте механизма компенсировать несимметричность приложения усилий пользователем обусловливает необходимость совершения нескольких попыток трансформации либо формирования навыков трансформации кроватного каркаса, снабженного таким механизмом. Матрас, упираясь в трубу подголовника, своей массой опускает трубу подголовника в процессе трансформации механизма из положений «спальное место» и «комфортный отдых» в положение «диван». Усилия, прилагаемые пользователем к кроватному каркасу для того, чтобы изменить взаимное расположение его элементов (произвести трансформацию) в силу необоснованно высокого коэффициента трения скольжения в подвижных соединениях велики настолько, что ограничивают круг пользователей.

Технической задачей полезной модели является создание механизма преобразования (трансформации) мягкой мебели и расширение арсенала механизмов преобразования (трансформации) мягкой мебели.

Технический результат, обеспечивающий решение поставленной задачи состоит в том, что повышена надежность механизма, обеспечена компенсация несимметричных усилий пользователя, тем самым упрощено выполнение операций и уменьшена нагрузка на пользователя при выполнении преобразования, обеспечивается уверенная возможность плавного изменения взаимного расположения элементов кроватного каркаса и его фиксации одной или двумя руками с любой стороны в положениях «диван», «спальное место» и «комфортный отдых» независимо от наличия или отсутствия навыков трансформации кроватного каркаса у пользователя и наличия на спальном месте матраса или иных элементов, участвующих в процессе трансформации в качестве грузов или противовесов.

Сущность полезной модели состоит в том, что механизм преобразования мебели содержит кроватный каркас, включающий в себя подголовник, представляющий собой П-образную симметрично согнутую стальную трубу, на каждом конце которой жестко закреплен первый шпенек, на котором подвижно закреплен храповой механизм с первым и вторым выталкивателями и с шайбой, две зеркально-симметричные крепежные планки, расположенные по сторонам кроватного каркаса, на каждой стороне которого имеются рычажные опоры, шарнирно присоединенные к внутренней стороне крепежной планки и шарнирно соединенные между собой планкой, а две опоры, расположенные по разным сторонам кроватного каркаса, жестко соединены между собой торсионной трубой, параллельно которой установлена труба-связка, жестко соединяющая малые шарниры, установленные на отогнутых концах подголовника и соединенные каждый с концом боковой трубы каркаса, к которой шарнирно прикреплен опорный рычаг-бумеранг, шарнирно соединенный с опорой и с крюком, шарнирно соединенным заклепкой с первым рычагом, который в свою очередь шарнирно соединен с крючком, шарнирно соединенным шпеньком с управляющим вторым выталкивателем и шпеньком - с первым выталкивателем храпового механизма, состоящего из первого выталкивателя, фиксатора и управляющего второго выталкивателя, подвижно скрепленных между собой с помощью заклепки, при этом каждый из двух малых шарниров жестко закреплен на конце подголовника с помощью заклепок, каждый из двух малых шарниров шарнирно соединен со своей боковой трубой и со своим первым рычагом с помощью заклепки, а труба-связка жестко закреплена в прорезях малых шарниров.

Предпочтительно малая опора и большая опора шарнирно присоединены к внутренней стороне крепежной планки с помощью первой опорной заклепки и второй опорной заклепки соответственно, малый шарнир жестко соединен третьей заклепкой и четвертой заклепкой с подголовником, крючок шарнирно соединен с первым рычагом с помощью пятой заклепки, первый рычаг и большой крюк шарнирно соединены между собой с помощью шестой заклепки, первый рычаг шарнирно соединен с малой опорой и планкой с помощью седьмой заклепки, малая опора и большая опора соединены между собой планкой с помощью седьмой заклепки и восьмой заклепки, один конец большой опоры шарнирно соединен с большим крюком и с рычагом-бумерангом с помощью девятой заклепки, торсионная труба жестко соединяет две большие опоры посредством жесткого закрепления торсионной трубы на концах больших опор с помощью двух заклепок с каждой стороны, а рычаг-бумеранг шарнирно закреплен на боковой трубе с помощью десятой заклепки.

При этом первый выталкиватель храпового механизма представляет собой стальную полосу с прорезью сложной формы, которая образована двумя параллельными кромками, соединяющимися упорной кромкой и имеет вырез, одна сторона которого перпендикулярна кромке внешнего паза, а другая расположена под углом 35 градусов к той же кромке продольного паза, стороны выреза плавно соединены скруглением, фиксатор храпового механизма представляет собой стальную полосу с подгибами вдоль обеих длинных сторон и двумя прорезями, каждая из которых образована двумя параллельными кромками, соединенными скруглением, причем одна прорезь выполнена прямоугольной, а вторая выполнена с одной стороны с прямоугольным расширением, управляющий выталкиватель храпового механизма представляет собой стальную полосу с двумя прорезями, одна из которых образована двумя параллельными кромками, соединенными скруглением, причем одна из кромок имеет V-образный вырез, угол которого также скруглен, а вторая прорезь выполнена L-образной формы, большой крюк представляет собой отрезок стальной полосы, на одном конце которого находится отверстие для девятой заклепки, а второй конец имеет отверстие для шестой заклепки и расширение, в котором сделан вырез, одна сторона которого параллельна отрезку, на котором лежат оси шестой заклепки и девятой заклепки, а вторая сторона перпендикулярна этому отрезку

Одновременно крепежная планка представляет собой отрезок стальной полосы и имеющая отверстия для первой опорной заклепки и второй опорной заклепки, расположенные на штампованных выступах, а также имеющая на одном конце открытый вырез, а на другом конце - Г-образный вырез с шириной, выбранной из условия крепления крепежной планки болтами М8, ход храпового механизма вдоль первого шпенька, ход крючка вдоль третьего шпенька и ход управляющего выталкивателя вдоль четвертого шпенька ограничены стандартными стопорными шайбами, труба-связка установлена между малыми шарнирами враспор, крючок имеет второй шпенек, жестко закрепленный перпендикулярно плоскости этого крючка.

На чертеже фиг.1 изображен общий вид механизма преобразования мебели, на фиг.2 - элементы механизма в положении «комфортный отдых», на фиг.3 - элементы механизма в положении «спальное место», на фиг.4 - механизм в той фазе сложения, когда происходит автоматическое опускание подголовника, на фиг.5 - механизм в фазе движения при сложении с опущенным подголовником, на фиг.6 - укладывание механизма в пространство между установочными планками (следующий шаг сложения), на фиг.7 - россыпь деталей храпового механизма или, эквивалентно, сборочной единицы глайдер.

На чертежах обозначены:

1 - подголовник, представляющий собой П-образную симметрично согнутую стальную трубу.

2 - первый выталкиватель, представляющий собой стальную полосу с прорезью сложной формы (внешний паз 6), которая образована двумя параллельными кромками, соединяющимися упорной кромкой 12 и имеет вырез 7, одна сторона которого перпендикулярна кромке внешнего паза 6, а другая расположена под углом 35 градусов к той же кромке продольного паза; стороны выреза соединяются скруглением.

3 - фиксатор, представляющий собой стальную полосу с подгибами вдоль обеих длинных сторон и двумя прорезями, одна из которых образована двумя параллельными кромками, соединяющимися скруглением, а вторая подобна первой, но с одной стороны имеет расширение, представляющее собой прямоугольник со скругленными углами (внутренний паз 9).

4 - управляющий второй выталкиватель, представляющий собой стальную полосу с двумя прорезями. Одна из прорезей (управляющий паз 10) образована двумя параллельными кромками, соединяющимися скруглением, и одна из кромок имеет V-образный вырез, угол которого также скруглен. Вторая прорезь имеет L-образную форму.

5 - первая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

6 - внешний паз выталкивателя 2,

7 - вырез выталкивателя 2,

8 - первый шпенек,

9 - внутренний паз фиксатора 3,

10 - управляющий паз,

11 - шайба,

12 - упорная кромка внешнего паза 6,

13 - крючок,

14 - второй шпенек, выполняющий функцию упора для большого крюка 23,

15 - третий шпенек, выполняющий функцию поворотной оси,

16 - четвертый шпенек, выполняющий функцию поворотной оси,

17 - вторая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

18 - боковая труба, представляющая собой прямой отрезок стальной трубы со сквозными отверстиями для заклепок 17 и 38,

19 - малый шарнир, представляющий собой дугообразно согнутый отрезок стальной ленты, по краям которого находятся пары взаимно-соосных отверстий для заклепок 17, 20, 21 и пара прорезей для трубы-связки 25,

20 - третья заклепка,

21 - четвертая заклепка,

22 - первый рычаг,

23 - большой крюк, представляющий собой отрезок стальной полосы, на одном конце которого находится отверстие для девятой заклепки 37, а второй конец имеет отверстие для шестой заклепки 26 и расширение, в котором сделан вырез, одна сторона которого параллельна отрезку, на котором лежат оси шестой заклепки 26 и девятой заклепки 37, а вторая сторона перпендикулярна этому отрезку,

24 - пятая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

25 - труба-связка,

26 - шестая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

27 - крепежная планка, представляющая собой отрезок стальной полосы и имеющая отверстия для первой опорной заклепки 30 и второй опорной заклепки 31, расположенные на штампованных выступах, а также имеющая на одном конце открытый вырез, а на другом конце - Г-образный вырез; вырезы имеют ширину, пригодную к закреплению крепежной планки болтами М8,

28 - малая опора,

29 - большая опора,

30 - первая опорная заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

31 - вторая опорная заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

32 - планка,

33 - седьмая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

34 - восьмая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

35 - торсионная труба, представляющая собой отрезок трубы с приваренными к нему стальными уголками либо П-образную изогнутую трубу с плоскими концами,

36 - рычаг-бумеранг,

37 - девятая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

38 - десятая заклепка, выполняющая функцию поворотной оси,

39 - вектор приложения усилия пользователем при трансформации механизма из положения «спальное место» или «комфортный отдых» в положение «диван».

Каждый из двух малых шарниров 19 жестко закреплен на конце подголовника 1 с помощью третьей заклепки 20 и четвертой заклепки 21. Каждый из двух малых шарниров 19 шарнирно соединен со своей боковой трубой 18 и со своим первым рычагом 22 с помощью заклепки 17.

В прорезях малых шарниров 19 жестко закреплена труба-связка 25 (установлена враспор между малыми шарнирами 19).

На каждом из концов подголовника 1 жестко закреплен первый шпенек 8. На нем подвижно закреплен храповой механизм, состоящий из выталкивателя 2, фиксатора 3 и управляющего выталкивателя 4, подвижно скрепленных между собой с помощью первой заклепки 5 и шайбы 11. Ход храпового механизма вдоль первого шпенька 8 ограничен стандартной стопорной шайбой (на чертежах не обозначена).

На конце выталкивателя 2 жестко закреплен третий шпенек 15, и посредством третьего шпенька 15 выталкиватель 2 шарнирно соединен с крючком 13. Ход крючка 13 вдоль третьего шпенька 15 ограничен стандартной стопорной шайбой (на чертежах не обозначена).

Управляющий выталкиватель 4 шарнирно соединен с крючком 13 с помощью четвертого шпенька 16. Ход управляющего выталкивателя 4 вдоль четвертого шпенька 16 ограничен стандартной стопорной шайбой (на чертежах не обозначена).

Крючок 13 шарнирно соединен с первым рычагом 22 с помощью пятой заклепки 24. Крючок 13 имеет второй шпенек 14, жестко закрепленный перпендикулярно плоскости крючка 13.

Первый рычаг 22 и большой крюк 23 шарнирно соединены между собой с помощью шестой заклепки 26.

Первый рычаг 22 шарнирно соединен с малой опорой 28 и планкой 32 с помощью седьмой заклепки 33.

Планка 32 шарнирно соединена с большой опорой 29 с помощью восьмой заклепки 34.

Один конец большой опоры 29 шарнирно соединен с большим крюком 23 и с рычагом-бумерангом 36 с помощью девятой заклепки 37.

Другой конец большой опоры 29 шарнирно закреплен на внутренней стороне крепежной планки 27 с помощью второй опорной заклепки 31.

Торсионная труба 35 жестко соединяет две большие опоры 29 посредством жесткого закрепления торсионной трубы на концах больших опор 29 с помощью двух заклепок с каждой стороны (на чертежах не изображено).

Малая опора 28 шарнирно закреплена на внутренней стороне крепежной планки 27 с помощью первой опорной заклепки 30.

Рычаг-бумеранг 36 шарнирно закреплен на боковой трубе 18 с помощью десятой заклепки 38.

Таким образом кроватный каркас включает в себя подголовник 1, представляющий собой П-образную симметрично согнутую стальную трубу, на каждом конце которой жестко закреплен первый шпенек 8, на котором подвижно закреплен храповой механизм вместе с шайбой 11, две зеркально-симметричные крепежные планки 27, расположенные по сторонам кроватного каркаса, на каждой стороне которого имеются рычажные опоры 28 и 29, которые шарнирно присоединены к внутренней стороне крепежной планки 27 и шарнирно соединены между собой планкой 32, а две опоры 29, расположенные по разным сторонам кроватного каркаса, жестко соединены между собой торсионной трубой 35, параллельно которой установлена труба-связка 25, жестко соединяющая малые шарниры 19, установленные на отогнутых концах подголовника 1 и соединенные каждый с концом боковой трубы 18 каркаса, к которой шарнирно прикреплен опорный рычаг-бумеранг 36, шарнирно соединенный с опорой 29 и с крюком 23, шарнирно соединенным заклепкой с первым рычагом 22, который в свою очередь шарнирно соединен с крючком 13, шарнирно соединенным шпеньком 16 с управляющим выталкивателем 4 и шпеньком 15 с выталкивателем 2 храпового механизма, состоящего из выталкивателя 2, фиксатора 3 и управляющего выталкивателя 4, подвижно скрепленных между собой с помощью заклепки 5, при этом каждый из двух малых шарниров 19 жестко закреплен на конце подголовника 1 с помощью заклепок 20, 21, каждый из двух малых шарниров 19 шарнирно соединен со своей боковой трубой 18 и со своим первым рычагом 22 с помощью заклепки 17, а труба-связка 25 жестко закреплена в прорезях малых шарниров 19.

Малая опора 28 и большая опора 29 шарнирно присоединены к внутренней стороне крепежной планки 27 с помощью первой опорной заклепки 30 и второй опорной заклепки 31 соответственно, малый шарнир 19 жестко соединен третьей заклепкой 20 и четвертой заклепкой 21 с подголовником 1, крючок 13 шарнирно соединен с первым рычагом 22 с помощью пятой заклепки 24, первый рычаг 22 и большой крюк 23 шарнирно соединены между собой с помощью шестой заклепки 26, первый рычаг 22 шарнирно соединен с малой опорой 28 и планкой 32 с помощью седьмой заклепки 33, малая опора 28 и большая опора 29 соединены между собой планкой 32 с помощью седьмой заклепки 33 и восьмой заклепки 34, один конец большой опоры 29 шарнирно соединен с большим крюком 23 и с рычагом-бумерангом 36 с помощью девятой заклепки 37, торсионная труба 35 жестко соединяет две большие опоры 29 посредством жесткого закрепления торсионной трубы на концах больших опор 29 с помощью двух заклепок с каждой стороны, а рычаг-бумеранг 36 шарнирно закреплен на боковой трубе 18 с помощью десятой заклепки 38.

Элементом, определяющим положение подголовника 1, является храповой механизм (фиг.7), состоящий из выталкивателя 2, фиксатора 3 и управляющего выталкивателя 4, подвижно соединенных первой заклепкой 5. Взаимная параллельность выталкивателя 2 и фиксатора 3 обеспечивается буртиками на фиксаторе 3. Длина внешнего паза 6 выталкивателя 2 определяет положение подголовника 1 в момент трансформации кроватного каркаса из положения «спальное место» или «комфортный отдых» в положение «диван».

Храповой механизм опирается на первый шпенек 8, жестко закрепленный на подголовнике 1. Первый шпенек 8 пронизывает внешний паз 6 выталкивателя 2, а также внутренний паз 9 фиксатора 3 и управляющий паз 10 управляющего выталкивателя 4. Во избежание схода выталкивателя 2 и фиксатора 3 с первого шпенька 8 с наружной стороны храпового механизма на первый шпенек 8 насажена стандартная стопорная пластиковая шайба 11. Ход каждого храпового механизма вдоль первого шпенька 8, ход крючка 13 вдоль третьего шпенька 15 и ход управляющего выталкивателя 4 вдоль четвертого шпенька 16 ограничены стандартными стопорными шайбами 11.

Внешний паз 6 выталкивателя 2 имеет вырез 7, одна сторона которого перпендикулярна направлению перемещения выталкивателя 2 и фиксатора 3, а вторая сторона скошена в направлении подголовника 1 под углом 35 градусов. Благодаря этому первый шпенек 8 может переходить из запирающего положения как на фиг.1 в положение, как указано на фиг.5. В этом втором положении шпенек упирается в упорную кромку 12 внешнего паза 6. Противоположные концы храпового механизма шарнирно закреплены на крючке 13: выталкиватель 2 закреплен посредством третьего шпенька 15 и стандартной стопорной шайбы, управляющий выталкиватель 4 закреплен на четвертом шпеньке 16.

Подголовник 1 представляет собой П-образную согнутую стальную трубу, которая совмещает функции опоры головной секции кроватного каркаса в положениях «спальное место» и «комфортный отдых» и оси вращения, синхронизирующей взаимное перемещение зеркально-симметричных элементов механизма в процессе трансформации кроватного каркаса. В положении «спальное место» подголовник 1 подвижно опирается на вторую заклепку 17 и на прилежащий конец боковой трубы 18 посредством малого шарнира 19, с которым подголовник 1 жестко соединен третьей заклепкой 20 и четвертой заклепкой 21. Концы подголовника 1 загнуты вверх так, чтобы поперечная часть подголовника 1 не касалась пола в процессе трансформации в положение «диван».

Два малых шарнира 19, расположенные по обеим сторонам кроватного каркаса жестко соединены между собой трубой-связкой 25, которая также синхронизирует взаимное перемещение симметричных элементов механизма в процессе трансформации кроватного каркаса.

Часть механизма, состоящая из крючка 13, первого рычага 22 и большого крюка 23 задает положение храпового механизма в зависимости от фазы трансформации кроватного каркаса.

Крючок 13 шарнирно закреплен на первом рычаге 22 с помощью пятой заклепки 24. Крючок 13 имеет второй шпенек 14, жестко закрепленный перпендикулярно плоскости крючка 13. В положениях «спальное место» и «комфортный отдых» второй шпенек 14 покоится в углублении большого крюка 23.

Первый рычаг 22 и большой крюк 23 шарнирно соединены между собой с помощью шестой заклепки 26.

Опорами механизма в целом являются две зеркально-симметричные крепежные планки 27, расположенные по сторонам кроватного каркаса.

Малая опора 28 и большая опора 29 шарнирно присоединены к внутренней стороне крепежной планки 27 с помощью первой опорной заклепки 30 и второй опорной заклепки 31 соответственно. Малая опора 28 и большая опора 29 соединены между собой планкой 32 с помощью седьмой заклепки 33 и восьмой заклепки 34. Седьмая заклепка 33 также является точкой присоединения первого рычага 22.

Две большие опоры 29, расположенные по разным сторонам кроватного каркаса, жестко соединены между собой торсионной трубой 35. Верхняя часть большой опоры 29 присоединена к рычагу-бумерангу 36 с помощью девятой заклепки 37, которая также является точкой присоединения большого крюка 23. Рычаг-бумеранг 36 шарнирно прикреплен к боковой трубе 18 с помощью десятой заклепки 38.

Механизм преобразования мебели эксплуатируется следующим образом.

Для того, чтобы сложить изделие в положение «диван», достаточно приподнять сложенное вдвое спальное место и толкнуть его в направлении стрелки 39 (фиг.5, 6). Сложить механизм - это значит поместить сложенное вдвое спальное место между парой крепежных планок.

В процессе трансформации движение спального места относительно крепежных планок передается на первый рычаг 22 и большой крюк 23, а также на крючок 13 через несущую конструкцию, состоящую из рычага-бумеранга 36, а также малой опоры 28, большой опоры 29 и планки 32.

На этапе подъема спального места второй шпенек 14 выходит из выреза большого крюка 23, а первый рычаг 22 принимает горизонтальное положение.

В начале движения спального места внутрь посадочного места крючок 13, отклоняясь от вертикальной оси, меняет взаимное расположение выталкивателя 2 и управляющего выталкивателя 4. Далее вырез 7 сходит с первого шпенька 8, и подголовник 1 под силой собственной тяжести встает в горизонтальное положение. Одновременно шпенек двигается вдоль внешнего паза 6. Упершись в края пазов выталкивателя 2, фиксатора 3 и управляющего выталкивателя 4, первый шпенек 8 наряду со второй заклепкой 17 определяет траекторию движения подголовника 1 на финальном этапе сложения.

При раскладывании кроватного каркаса в момент перехода крючка 13 через вертикальное положение выталкиватель 2 и управляющий выталкиватель 4 смещаются так, что вырез 7 становится доступен для первого шпенька 8, и пользователь может самостоятельно привести подголовник 1 в положение «спальное место» или «комфортный отдых».

Достижение технического результата обусловлено тем, что механизм представляет собой парный комплект двух зеркально-симметричных сборочных единиц-механизмов, расположенных по бокам спального места. Для компенсации несимметричных усилий пользователя взаимное перемещение элементов этих двух механизмов синхронизовано с помощью трех осей вращения - стальных труб (1, 25, 35), расположенных перпендикулярно плоскостям боковых механизмов и жестко соединяющих зеркально-симметричные детали двух составных частей механизма:

- труба-связка 25 жестко соединяет малые шарниры 19. Усилия, прилагаемые пользователем к любой части ножной секции каркаса, передаются через боковые трубы 18. Поскольку труба-связка 25 жестко соединяет шарниры 19, непосредственно связанные с боковыми трубами 18, распределение усилий пользователя между двумя малыми шарнирами 19 (а через них - между загнутыми концами подголовника 1) происходит на входе кинематической цепи механизма, что позволяет избежать разницы хода последующих зеркально-симметричных элементов в кинематической цепи механизма (шпенька 8, выталкивателя 2, фиксатора 3, управляющего выталкивателя 4, первого рычага 22);

- подголовник 1 жестко соединяет шпеньки 8, что полностью устраняет разницу хода между ними. Таким образом, обеспечивается синхронная фиксация двух зеркально-симметричных храповых механизмов, когда кромки выреза 7 (на выталкивателе 2) и внутреннего паза 9 (на фиксаторе 3) синхронно упираются в шпеньки 8 в положении «комфортный отдых» и так же синхронно сходят с него при переходе в положение «спальное место» и «диван»;

- торсионная труба 35 жестко соединяет большие опоры 29. Через торсионную трубу 35 происходит распределение усилий пользователя, переданных на большую опору 29 через боковую трубу 18 и рычаг-бумеранг 36. Таким образом, устраняется разность хода планок 32, малых опор 28, больших крюков 23 - то есть, зеркально-симметричных элементов кинематической цепи, не связанных непосредственно с двумя вышеописанными осями вращения (подголовником 1, трубой-связкой 25).

Для реализации процесса сложения подголовника без участия матраса (в противоположность варианту, когда матрас, упираясь в трубу подголовника, своей массой опускает трубу подголовника в процессе трансформации механизма из положений «спальное место» и «комфортный отдых» в положение «диван») - конструкция храпового механизма снабжена управляющим выталкивателем 4, шарнирно соединенным с крючком 13. В процессе трансформации механизма из положения «комфортный отдых» и «спальное место» в положение «диван» крючок 13 двигает управляющий выталкиватель 4. Как следствие, управляющий паз 10 управляющего выталкивателя 4 двигается по первому шпеньку 8, из-за чего изменяется положение выталкивателя 2 и фиксатора 3, поскольку они шарнирно связаны с управляющим выталкивателем 4 первой заклепкой 5. Таким образом, кромки выреза 7 (на выталкивателе 2) и внутреннего паза 9 (на фиксаторе 3) перестают упираться в шпенек 8, и под действием собственной силы тяжести подголовник 1 (на котором жестко закреплен шпенек 8) встает в горизонтальное положение и не препятствует трансформации механизма в положение «диван».

В качестве осей шарнирных соединений используются полупустотелые заклепки. В силу способности сохранять свой номинальный диаметр после развальцовки они обеспечивают минимальный возможный коэффициент трения скольжения в таких шарнирных соединениях, когда вращение элементов шарнира вокруг поворотной оси происходит под действием сил, векторы которых перпендикулярны оси вращения шарнира (т.е, шарнир складывается или раскладывается от того, что пользователь толкает или тянет - но не вращает - одну из деталей шарнира). В наименее нагруженных шарнирных соединениях использованы шпеньки, которые обладают теми же механическими свойствами, что и полупустотелые заклепки.

Таким образом, создан механизм преобразования (трансформации) мягкой мебели и расширен арсенал механизмов преобразования (трансформации) мягкой мебели.

При этом повышена надежность механизма, обеспечена компенсация несимметричных усилий пользователя, тем самым упрощено выполнение операций и уменьшена нагрузка на пользователя при выполнении преобразования, обеспечивается уверенная возможность плавного изменения взаимного расположения элементов кроватного каркаса и его фиксацию одной или двумя руками с любой стороны в положениях «диван», «спальное место» и «комфортный отдых» независимо от наличия или отсутствия навыков трансформации кроватного каркаса у пользователя и наличия на спальном месте матраса или иных элементов, участвующих в процессе трансформации в качестве грузов или противовесов.

1. Механизм преобразования мебели, содержащий кроватный каркас, включающий в себя подголовник, представляющий собой П-образную симметрично согнутую стальную трубу, на каждом конце которой жестко закреплен первый шпенек, на котором подвижно закреплен храповой механизм с первым и вторым выталкивателями и с шайбой, две зеркально-симметричные крепежные планки, расположенные по сторонам кроватного каркаса, на каждой стороне которого имеются рычажные опоры, шарнирно присоединенные к внутренней стороне крепежной планки и шарнирно соединенные между собой планкой, а две опоры, расположенные по разным сторонам кроватного каркаса, жестко соединены между собой торсионной трубой, параллельно которой установлена труба-связка, жестко соединяющая малые шарниры, установленные на отогнутых концах подголовника и соединенные каждый с концом боковой трубы каркаса, к которой шарнирно прикреплен опорный рычаг-бумеранг, шарнирно соединенный с опорой и с крюком, шарнирно соединенным заклепкой с первым рычагом, который, в свою очередь, шарнирно соединен с крючком, шарнирно соединенным шпеньком с управляющим вторым выталкивателем и шпеньком - с первым выталкивателем храпового механизма, состоящего из первого выталкивателя, фиксатора и управляющего второго выталкивателя, подвижно скрепленных между собой с помощью заклепки, при этом каждый из двух малых шарниров жестко закреплен на конце подголовника с помощью заклепок, каждый из двух малых шарниров шарнирно соединен со своей боковой трубой и со своим первым рычагом с помощью заклепки, а труба-связка жестко закреплена в прорезях малых шарниров.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что малая опора и большая опора шарнирно присоединены к внутренней стороне крепежной планки с помощью первой опорной заклепки и второй опорной заклепки соответственно, малый шарнир жестко соединен третьей заклепкой и четвертой заклепкой с подголовником, крючок шарнирно соединен с первым рычагом с помощью пятой заклепки, первый рычаг и большой крюк шарнирно соединены между собой с помощью шестой заклепки, первый рычаг шарнирно соединен с малой опорой и планкой с помощью седьмой заклепки, малая опора и большая опора соединены между собой планкой с помощью седьмой заклепки и восьмой заклепки, один конец большой опоры шарнирно соединен с большим крюком и с рычагом-бумерангом с помощью девятой заклепки, торсионная труба жестко соединяет две большие опоры посредством жесткого закрепления торсионной трубы на концах больших опор с помощью двух заклепок с каждой стороны, а рычаг-бумеранг шарнирно закреплен на боковой трубе с помощью десятой заклепки.

3. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что первый выталкиватель храпового механизма представляет собой стальную полосу с прорезью сложной формы, которая образована двумя параллельными кромками, соединяющимися упорной кромкой, и имеет вырез, одна сторона которого перпендикулярна кромке внешнего паза, а другая расположена под углом 35º к той же кромке продольного паза, стороны выреза плавно соединены скруглением.

4. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что фиксатор храпового механизма представляет собой стальную полосу с подгибами вдоль обеих длинных сторон и двумя прорезями, каждая из которых образована двумя параллельными кромками, соединенными скруглением, причем одна прорезь выполнена прямоугольной, а вторая выполнена с одной стороны с прямоугольным расширением.

5. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что управляющий выталкиватель храпового механизма представляет собой стальную полосу с двумя прорезями, одна из которых образована двумя параллельными кромками, соединенными скруглением, причем одна из кромок имеет V-образный вырез, угол которого также скруглен, а вторая прорезь выполнена L-образной формы.

6. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что большой крюк представляет собой отрезок стальной полосы, на одном конце которого находится отверстие для девятой заклепки, а второй конец имеет отверстие для шестой заклепки и расширение, в котором сделан вырез, одна сторона которого параллельна отрезку, на котором лежат оси шестой заклепки и девятой заклепки, а вторая сторона перпендикулярна этому отрезку.

7. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что крепежная планка представляет собой отрезок стальной полосы и имеет отверстия для первой опорной заклепки и второй опорной заклепки, расположенные на штампованных выступах, а также имеет на одном конце открытый вырез, а на другом конце - Г-образный вырез с шириной, выбранной из условия крепления крепежной планки болтами М8.

8. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что ход храпового механизма вдоль первого шпенька, ход крючка вдоль третьего шпенька и ход управляющего выталкивателя вдоль четвертого шпенька ограничены стандартными стопорными шайбами.

9. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что труба-связка установлена между малыми шарнирами враспор.

10. Механизм по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что крючок имеет второй шпенек, жестко закрепленный перпендикулярно плоскости этого крючка.



 

Наверх