Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла

 

Полезная модель относится к атомной энергетике, в частности к системе пассивного отвода тепла (СПОТ) от реактора. Привод воздушного затвора СПОТ предназначено для закрытия самого затвора СПОТ, удержания его в закрытом положении в режимах нормальной эксплуатации и обеспечения возможности самопроизвольного открытия в аварийных режимах или при снятии напряжения питания. Задачей предлагаемой полезной модели является повышение надежности привода воздушного затвора, упрощение конструкции. Техническим результатом является обеспечение автоматизации работы СПОТ. Технический результат достигается тем, что в известном приводе воздушного затвора системы пассивного отвода тепла, содержащем вал воздушного затвора, рычаг вала воздушного затвора с противовесом, верхний и нижний конечные выключатели, электромагнит, мотор-редуктор, электромагнитную муфту, установленных на раме воздушного затвора, при этом вал воздушного затвора соединен с мотор редуктором, через электромагнитную муфту предлагается электромагнитную муфта снабдить защитным кожухом и установить в страховочный корпус, который закреплен на раме воздушного затвора, причем электромагнитная муфта соединена через коронку с валом воздушного затвора подвижным соединением, обеспечивающим свободный ход коронки электромагнитной муфтой, по крайней мере, на величину температурных расширений вала воздушного затвора, кроме того, на раме воздушного затвора установить конечный переключатель, кинематически связанный с рычагом вала воздушного затвора, а на защитном кожухе установить ограничитель возвратного хода коронки. Предлагается ограничитель возвратного хода коронки установить на страховочном корпусе электромагнитной муфты. Предлагается защитный кожух электромагнитной муфты установить на страховочном корпусе. Предлагается вал воздушного затвора соединить с коронкой электромагнитной муфты подвижным соединением путем установки, по крайней мере, одной шпонки по скользящей посадке.

Полезная модель относится к атомной энергетике, в частности к системе пассивного отвода тепла (СПОТ) от реактора.

Привод воздушного затвора СПОТ предназначено для закрытия самого затвора СПОТ, удержания его в закрытом положении в режимах нормальной эксплуатации и обеспечения возможности самопроизвольного открытия в аварийных режимах или при снятии напряжения питания.

Наиболее близким к предлагаемому приводу по совокупности существенных признаков является электромеханический привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла, содержащий вал воздушного затвора, рычаг вала воздушного затвора с противовесом, верхний и нижний конечные выключатели, электромагнит, мотор-редуктор, электромагнитную муфту, установленных на раме воздушного затвора, при этом вал воздушного затвора соединен с мотор редуктором, через электромагнитную муфту (патент на полезную модель RU 56703, приоритет 27.04.2006 г, МПК G21D 1/02) - принят за прототип.

Основным недостатками электромеханического привода являются:

отсутствие учета температурных расширения вала воздушного затвора;

малая надежность работы электромагнитной муфты при сейсмическом воздействи;

возможность попадания посторонних предметов в конструкцию электромеханической муфты;

сложность механической защелки в конструкции, требует индивидуальной настройки, сложны настройка конечных выключателей, отсутствие точности фиксации положения воздушного затвора при его закрытии-открытии.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение надежности привода воздушного затвора.

Техническим результатом является обеспечение автоматизации работы СПОТ.

Технический результат достигается тем, что в известном приводе воздушного затвора системы пассивного отвода тепла, содержащем вал воздушного затвора, рычаг вала воздушного затвора с противовесом, верхний и нижний конечные выключатели, электромагнит, мотор-редуктор, электромагнитную муфту, установленных на раме воздушного затвора, при этом вал воздушного затвора соединен с мотор редуктором, через электромагнитную муфту предлагается электромагнитную муфта снабдить защитным кожухом и установить в страховочный корпус, который закреплен на раме воздушного затвора, причем электромагнитная муфта соединена через коронку с валом воздушного затвора подвижным соединением, обеспечивающим свободный ход коронки электромагнитной муфтой, по крайней мере, на величину температурных расширений вала воздушного затвора, кроме того, на раме воздушного затвора установить конечный переключатель, кинематически связанный с рычагом вала воздушного затвора, а на защитном кожухе установить ограничитель возвратного хода коронки.

Предлагается ограничитель возвратного хода коронки установить на страховочном корпусе электромагнитной муфты.

Предлагается защитный кожух электромагнитной муфты установить на страховочном корпусе.

Предлагается вал воздушного затвора соединить с коронкой электромагнитной муфты подвижным соединением путем установки, по крайней мере, одной шпонки по скользящей посадке.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, где

на Фиг.1 - показан привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла;

на Фиг.2 - представлено соединение вала воздушного затвора с мотор-редуктором.

Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла содержит вал 1 воздушного затвора 2, рычаг 3 вала 1 воздушного затвора 2 с противовесом 4, верхний 5 и нижний 6 конечный выключатели для обеспечения контроля положения воздушного затвора, электромагнит 7, мотор-редуктор 8, электромагнитную муфту 9, установленную на раме 10 воздушного затвора 2, при этом вал 1 воздушного затвора 2 соединен с мотор редуктором 8, через электромагнитную муфту 9, которая снабжена защитным кожухом 11 и установлена в страховочный корпус 12, который закреплен на раме 10 воздушного затвора 2. Электромагнитная муфта 9 соединена коронкой 13 с валом 1 воздушного затвора 2 подвижным соединением, например, шпоночным соединением, путем установки двух шпонок 14. Подвижное соединение необходимо для обеспечения свободного хода коронки 13 электромагнитной муфтой 9, по крайней мере, на величину температурных расширений вала 1 воздушного затвора 2. На раме 10 воздушного затвора 2 установлен конечный переключатель 15, кинематически связанный с рычагом 3 вала 1 воздушного затвора 2, а на защитном кожухе 11 установлен ограничитель 16 возвратного хода коронки 13 возвратного хода коронки 13. Защитный кожух 11 электромагнитной муфты 9 установлен на страховочном корпусе 12.

Работа привода воздушного затвора системы пассивного отвода тепла осуществляется следующим образом. Перед пуском реактора на мотор-редуктор 8, электромагнитную муфту 9, электромагнит 7, конечный переключатель 15 подается напряжение питания. Электромагнитная муфта 9 через коронку 13 обеспечивает сцепление вала 1 воздушного затвора 2 с мотор-редуктором 8, который поворачивает вал 1 воздушного затвора 2 на 90 градусов, воздушный затвор 2 закрывается. Рычаг 3 вала 1 воздушного затвора 2, жестко связанный с валом 1, также поворачивается на 90 градусов, поднимает противовес 4, который в конце хода притягивается электромагнитом 7 и нажимает на контакты конечного переключателя 15, по сигналу которого снимается напряжение питания с электромагнитной муфты 9 и мотор-редуктора 8. В этот момент вал 1 воздушного затвора 2 отсоединяется от мотор-редуктора 8. В режиме нормальной эксплуатации электромагнит 7 находится постоянно под напряжением, удерживая рычаг 3 вала 1 воздушного затвора 2 в верхнем положении. Поскольку воздушный затвор 2 при работе реактора имеет повышенную температуру, вал 1 воздушного затвора 2 удлиняется. Компенсация температурных расширений вала 1 обеспечивается свободным ходом коронки 13 электромагнитной муфты 9 на шпонках 14. При снятии напряжения питания с электромагнита 7 или в случае аварии, сопровождаемой режимом обесточивания, электромагнит 7 освобождает противовес 4 рычага 3 вала 1 воздушного затвора 2, противовес 4 опускается в нижнее положение. При этом воздушный затвор 2 открывается, обеспечивая, тем самым, отвод избыточного тепловыделения реактора. При охлаждении воздушного затвора 2 вал 1 укорачивается, при этом ограничитель 16 препятствует выходу коронки 13 из зацепления с электромагнитной муфты 9. Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла готов для повторного включения. Контроль открытого или закрытого состояния воздушного затвора 2 осуществляется по сигналу от верхнего 5 или нижнего 6 конечных выключателей.

Таким образом, осуществляется надежное дистанционное закрытие и открытие воздушного затвора, т.е. обеспечивается автоматизация работы СПОТ, тем самым повышается надежность работы привода воздушного затвора.

1. Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла, состоящий из вала воздушного затвора, рычага вала воздушного затвора с противовесом, верхнего и нижнего конечного выключателя, электромагнита, мотор-редуктора, электромагнитной муфты, установленных на раме воздушного затвора, при этом вал воздушного затвора соединен с мотор-редуктором, через электромагнитную муфту, отличающийся тем, что электромагнитная муфта снабжена защитным кожухом и установлена в страховочный корпус, закрепленный на раме воздушного затвора, причем электромагнитная муфта соединена через коронку с валом воздушного затвора подвижным соединением, обеспечивающим свободный ход коронки электромагнитной муфтой, по крайней мере, на величину температурных расширений вала воздушного затвора, кроме того, на раме воздушного затвора установлен конечный переключатель, кинематически связанный с рычагом вала воздушного затвора, а на защитном кожухе установлен ограничитель возвратного хода коронки.

2. Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла по п.1, отличающийся тем, что ограничитель возвратного хода коронки установлен на страховочном корпусе электромагнитной муфты.

3. Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла по п.1, отличающийся тем, что защитный кожух электромагнитной муфты установлен на страховочном корпусе.

4. Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла по п.1, отличающийся тем, что вал воздушного затвора соединен с коронкой электромагнитной муфты подвижным соединением путем установки, по крайней мере, одной шпонки по скользящей посадке.



 

Наверх