Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла

 

Полезная модель относится к атомной энергетике, в частности к системе пассивного отвода тепла (СПОТ) от реактора. Привод воздушного затвора СПОТ предназначен для его закрытия, удержания в закрытом положении в режимах нормальной эксплуатации и обеспечения возможности самопроизвольного открытия в аварийных режимах или при снятии напряжения питания. Техническим результатом является автоматизация работы СПОТ. Технический результат достигается тем, что в приводе воздушного затвора системы пассивного отвода тепла, состоящем из вала воздушного затвора, рычага вала воздушного затвора с противовесом, верхнего и нижнего конечных выключателей и электромагнита, установленных на раме воздушного затвора, установлены на раме воздушного затвора мотор-редуктор и механическая защелка, а на вале воздушного затвора установлена электромагнитная муфта, при этом вал воздушного затвора соединен с мотор-редуктором через электромагнитную муфту, а рычаг вала воздушного затвора кинематически связан с электромагнитом через механическую защелку.

Полезная модель относится к атомной энергетике, в частности к системе пассивного отвода тепла (СПОТ) от реактора.

Привод воздушного затвора СПОТ предназначен для закрытия самого затвора СПОТ, удержания его в закрытом положении в режимах нормальной эксплуатации и обеспечения возможности самопроизвольного открытия в аварийных режимах или при снятии напряжения питания.

Известны грузоподъемные электромагниты постоянного тока серии М-42КТ1, выпускаемые по ТУ 16-94 ИРАК. 677237.003 ТУ (АЛЬЯНС-ТРЕЙД-С, г.Екатеринбург), используемые для подъема и транспортирования стальных и чугунных грузов. При подаче напряжения на катушку электромагнита обеспечивается захват и удержание груза. Для гарантирования «отлипания» груза после снятия напряжения в конструкции электромагнитов предусмотрена немагнитная шайба. Грузоподъемные электромагниты не предназначены для работы в постоянном режиме удержания груза, имеют большие размеры, поскольку рассчитаны на удержание полного веса изделия, не имеют устройств регулирования величины рабочего хода.

Наиболее близким к предлагаемому приводу воздушного затвора СПОТ по совокупности существенных признаков является воздушный затвор (412.19.03 ВО, ФГУП ОКБ «ГИДРОПРЕСС», г.Подольск, 2003 г.) имеющий ручной привод закрытия. На валу, установленном на раме воздушного затвора, имеется рычаг вала воздушного затвора, с которым жестко связан якорь электромагнита. Взведение рычага вала воздушного затвора, т.е. закрытие воздушного затвора, осуществляется вручную. В рабочем режиме воздушный затвор закрыт, рычаг вала воздушного затвора удерживается в верхнем положении электромагнитом, находящимся постоянно под напряжением. На раме воздушного затвора также установлены конечные выключатели, обеспечивающие контроль положения воздушного затвора. По сигналу аварийной защиты или при потере питания якорь электромагнита самопроизвольно, под действием противовеса, отпадает, воздушный затвор открывается, обеспечивая расхолаживание реактора. Основным недостатком воздушного затвора является отсутствие возможности дистанционного закрытия воздушного затвора.

Задачей предлагаемой полезной модели является создание электромеханического привода воздушного затвора СПОТ. Техническим результатом является автоматизация работы СПОТ.

Технический результат достигается тем, что в приводе воздушного затвора системы пассивного отвода тепла, состоящем из вала воздушного затвора, рычага вала воздушного затвора с противовесом, верхнего и нижнего конечных выключателей и электромагнита, установленных на раме воздушного затвора, установлены на раме воздушного затвора мотор-редуктор и механическая защелка, а на вале воздушного затвора установлена электромагнитная муфта, при этом вал воздушного затвора соединен с мотор-редуктором через электромагнитную муфту, а рычаг вала воздушного затвора кинематически связан с электромагнитом через механическую защелку.

Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла представлен на рисунке, состоит из вала 1 воздушного затвора 2, рычага вала воздушного затвора 3, противовеса 4, механической защелки 5, электромагнитной муфты 6, мотор-редуктора 7, верхнего конечного выключателя 8, нижнего конечного выключателя 9 и электромагнита 10, установленных на раме воздушного затвора 11.

Работа привода затвора системы пассивного отвода тепла осуществляется следующим образом. Перед пуском реактора на мотор-редуктор 7, электромагнит 10, электромагнитную муфту 6 и конечные выключатели 8, 9 подается напряжение питания. Электромагнитная муфта 6 обеспечивает сцепление вала воздушного затвора 1 с мотор-редуктором 7, который поворачивает вал воздушного затвора 1 на 90°. Рычаг вала воздушного затвора 3 жестко связанный с валом 1, также поворачивается на 90°, взводит механическую защелку 5, которая в конце хода притягивается электромагнитом 10. В момент закрытия воздушного затвора по сигналу от верхнего конечного выключателя 8 снимается напряжение питания с электромагнитной муфты 6 и мотор-редуктора 7, при этом электромагнитная муфта 6 освобождает вал воздушного затвора 1, а мотор-редуктор 7 останавливается. В режиме нормальной эксплуатации электромагнит 10 находится постоянно под напряжением, удерживая рычаг вала воздушного затвора 3 в верхнем положении, при этом лопасти воздушного затвора 2 находятся в закрытом положении. При снятии напряжения питания с электромагнита 10 или в случае аварии, сопровождаемой режимом обесточивания, механическая защелка 5 освобождает рычаг вала воздушного затвора 3, который в свою очередь под действием противовеса 4 опускается в нижнее положение и поворачивает вала воздушного затвора 1. При этом воздушный затвор 2 открывается, обеспечивая, тем самым, отвод избыточного тепловыделения реактора. Контроль открытого состояния воздушного затвора осуществляется по сигналу от нижнего конечного выключателя 9. Таким образом обеспечивается дистанционное управление приводом затвора системы пассивного отвода тепла, и в конечном результате автоматизация работы СПОТ.

Привод воздушного затвора системы пассивного отвода тепла, состоящий из вала воздушного затвора, рычага вала воздушного затвора с противовесом, верхнего и нижнего конечных выключателей и электромагнита, установленных на раме воздушного затвора, отличающийся тем, что на раме воздушного затвора установлены мотор-редуктор и механическая защелка, а на вале воздушного затвора установлена электромагнитная муфта, при этом вал воздушного затвора соединен с мотор-редуктором через электромагнитную муфту, а рычаг вала воздушного затвора кинематически связан с электромагнитом через механическую защелку.



 

Наверх