Ступенчатая коробка передач

 

Полезная модель относится к транспортному средству, содержащему двигатель внутреннего сгорания, коробку передач с несколькими валами и осевой дифференциал, причем двигатель расположен в транспортном средстве продольно, между коробкой передач и двигателем в зоне между колесами расположено сцепление, выходной вал коробки передач через коническую зубчатую передачу соединен с осевым дифференциалом, который посредством приводного вала приводит во вращение колеса транспортного средства, причем для установления главного передаточного отношения между ведомым коническим зубчатым колесом и осевым дифференциалом расположена планетарная передача. (Фиг.1)

Полезная модель относится к транспортному средству и расположению ступенчатой коробки передач в транспортном средстве в соответствии с ограничительной частью пункта 1 формулы.

При расположении двигателя внутреннего сгорания в транспортном средстве, в частности в его задней части, обычно следует обратить внимание на то, чтобы распределение массы на его заднем мосту отвечало определенным требованиям. Тем не менее, оптимизация распределения массы из-за передачи усилий на задний мост в зависимости от типа коробки передач затруднена, поскольку на такую оптимизацию влияют конструктивный размер используемой коробки передач и привод заднего моста. Из DE 3131952 А1 известен дифференциал, между которым и соответствующим колесом расположена планетарная передача. При этом понижающая планетарная передача расположена непосредственно на дифференциале или на внешнем конце ведущего вала. Кроме того, из DE 3246116 известна коробка передач с двухдисковым сцеплением, выходной вал которой соединен с осевым дифференциалом, причем на приводном валу для соответствующего колеса предусмотрена планетарная передача.

В основе полезной модели лежит задача оптимизации для транспортного средства распределения массы, в частности на заднем мосту, так чтобы улучшить динамические свойства транспортного средства.

Заявленное транспортное средство характеризуется тем, что для установления главного передаточного отношения (передаточное отношение главной передачи) между ведомым коническим зубчатым колесом и осевым дифференциалом предусмотрена планетарная передача. В частности, соответствующее полезной модели расположение подходит для конической зубчатой передачи с передаточным отношением i=1 или около 1. Преимущественно передаточное отношение i должно лежать в диапазоне 0,5-2 или 0,7-1,3. В результате в конической зубчатой передаче возникает небольшое понижение, так что с таким выполнением конической зубчатой передачи шестерня и ведомое коническое зубчатое колесо имеют сходный диаметр. Это позволяет использовать ведомое коническое зубчатое колесо небольшого диаметра, так что конструктивный размер осевого дифференциала можно минимизировать в продольном направлении транспортного средства. Благодаря этому можно осуществить гибкое позиционирование двигателя внутреннего сгорания в отношении распределения массы на колесной оси или, соответственно, на приводном валу. Полезная модель основана на общей идее установления главного передаточного отношения за счет планетарной передачи, расположенной между ведомым коническим зубчатым колесом и осевым дифференциалом. С помощью такого расположения осевой дифференциал может быть смещен ближе к двигателю, чтобы, в частности, в случае привода с разнесенной компоновкой площади контакта колес располагались вблизи двигателя максимально оптимально с точки зрения нагрузки.

В одном варианте двигатель расположен в задней части транспортного средства. При этом расположение двигателя в задней части включает в себя его позиционирование перед, за или приблизительно на колесной оси в задней части транспортного средства. При расположении двигателя в задней части транспортного средства за счет позиционирования планетарной передачи между ведомым коническим зубчатым колесом и осевым дифференциалом возможно смещение двигателя в направлении колесной оси.

В одном другом варианте двигатель расположен в передней части транспортного средства. Таким образом, достигается оптимальное расстояние между передней колесной осью и двигателем, так что возникает целесообразное распределение массы на передней колесной оси.

В одном другом предпочтительном варианте коробка передач выполнена в виде коробки передач с двойным сцеплением. Предложенное расположение планетарной передачи между ведомым коническим зубчатым колесом и осевым дифференциалом при использовании коробки передач с двойным сцеплением делает необходимой оптимизацию распределения массы, поскольку за счет использования двух сцеплений возрастают длина сцепления и, тем самым, длина кинематической цепи по сравнению с традиционными сцеплениями.

Другие признаки и их комбинации следуют из описания и прилагаемого чертежа, на котором изображен предпочтительный вариант осуществления полезной модели.

На фиг.1 схематично изображена коробка передач 1 с двойным сцеплением 4, в которой одно сцепление с входной стороны соединено через коленчатый вал 5 с двигателем 11, причем между ними расположен двухмассовый маховик 7. При этом двойное сцепление 4 с выходной стороны соединено с входными валами 2, 3 коробки передач. Здесь первый входной вал 2 выполнен сплошным, а второй входной вал 3 - полым. На первом входном валу 2 расположены зубчатые колеса (не показаны) для делительного механизма с нечетными передачами, а на втором входном валу 3 - зубчатые колеса (не показаны) для другого делительного механизма с четными передачами или наоборот. Преимущественно для образования отдельных ступеней в коробке передач 1 с двойным сцеплением на выходном валу 6, расположенном параллельно обоим входным валам 2, 3 и на расстоянии от них, установлены зубчатые колеса, которые находятся в зацеплении с зубчатыми колесами входных валов 2, 3.

На конце выходного вала 6 на торце расположена ведущая шестерня 8, находящаяся в соединении с ведомым коническим зубчатым колесом 9 осевого дифференциала 10. Точное или правильное направление вращения колес 13 транспортного средства достигается за счет расположения конического зубчатого колеса 9 с левой или правой стороны осевого дифференциала 10, если смотреть в направлении F движения транспортного средства, в зависимости от расположения двигателя 11 в задней части транспортного средства. Если двигатель 11 расположен позади колесной оси 12, то коническое зубчатое колесо 9 расположено, если смотреть в направлении F движения транспортного средства, с правой стороны осевого дифференциала 10. Если же двигатель 11 расположен перед колесной осью 12 (конструкция с центральным расположением двигателя), то коническое зубчатое колесо 9 расположено с левой стороны осевого дифференциала 10. Согласно полезной модели, передаточное отношение между шестерней 8 и коническим зубчатым колесом 9 составляет около 1, чтобы за счет этого минимизировать конструктивный размер образованной конической зубчатой передачи. В соответствии с этим на конической зубчатой передаче возникает небольшое редуцирование или его вообще не возникает, поскольку шестерня 8 и коническое зубчатое колесо 9 имеют сходный диаметр. Собственно главное (осевое) передаточное отношение, устанавливающееся за счет разных размеров шестерни 8 и конического зубчатого колеса 9, достигается расположением планетарной передачи 14 на коническом зубчатом колесе 9.

Использованная в этом примере планетарная передача 14 содержит преимущественно зубчатое колесо, сателлиты, коронную шестерню и водило. Согласно полезной модели, планетарная передача 14 может быть соединена с осевым дифференциалом 10 либо посредством коронной шестерни, либо посредством ведомого конического зубчатого колеса. За счет такого выполнения планетарной передачи 14 устанавливается требуемое главное передаточное отношение. Кроме того, установленное за счет конструктивного размера осевого дифференциала 10 расстояние А между приводным валом или, соответственно, колесной осью 12 и сцеплением 4 рассчитано так, что в задней части транспортного средства имеет место оптимизированное распределение массы. За счет расположения планетарной передачи 14 между осевым дифференциалом 10 и коническим зубчатым колесом 9 сравнительно небольшого размера, в целом, до минимума в продольном направлении транспортного средства уменьшен конструктивный размер осевого дифференциала 10, включая планетарную передачу 14 и коническое зубчатое колесо 9, что позволяет сместить приводной блок двигателя 11 в направлении колесной оси 12 или, соответственно, середины транспортного средства. В соответствии с этим возникает предпочтительное расстояние между колесной осью 12 и приводным блоком, состоящим из двигателя 11 и сцепления 4. Следовательно, можно достичь подходящего и целесообразного распределения массы на колесной оси 12.

1. Транспортное средство, содержащее двигатель (11) внутреннего сгорания, коробку (1) передач с несколькими валами (2, 3, 6) и осевой дифференциал (10), причем двигатель (11) расположен в транспортном средстве продольно, а между коробкой передач (1) и двигателем (11) расположено сцепление (4), выходной вал (6) коробки (1) передач через коническую зубчатую передачу соединен с осевым дифференциалом (10), а осевой дифференциал (10) выполнен с возможностью приведения во вращение колес транспортного средства с помощью, по меньшей мере, одного приводного вала (12), отличающееся тем, что между ведомым коническим зубчатым колесом (9) и осевым дифференциалом (10) расположена планетарная передача (14) для установления главного передаточного отношения.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что коническая зубчатая передача включает в себя ведущую шестерню (8) и ведомое коническое зубчатое колесо (9), причем передаточное отношение i между ведущей шестерней (8) и ведомым коническим зубчатым колесом (9) лежит в диапазоне 0,7-1,3 или 0,5-2.

3. Транспортное средство по п.1 или 2, отличающееся тем, что двигатель (11) расположен в задней части транспортного средства.

4. Транспортное средство по п.1 или 2, отличающееся тем, что двигатель (11) расположен в передней части транспортного средства.

5. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что коробка (1) передач выполнена в виде коробки передач с двойным сцеплением.

6. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что ведомое коническое зубчатое колесо (9) расположено на выбор справа или слева от осевого дифференциала (10).



 

Похожие патенты:

Редуктор // 64304
Наверх