Надувной спасательный плот с погружной воздушно-металлической батареей с системой прокачки воздуха

 

Полезная модель относится к спасательным средствам на море, в частности, к плотам, и может быть использовано в качестве средства коллективного спасения пассажиров и экипажа на всех типах судов. Согласно полезной модели надувной спасательный плот с погружной воздушно-металлической батареей с системой прокачки воздуха содержит камеру плавучести с отсеком в днище, в котором размещена воздушно-металлическая погружная батарея, содержащая корпус с крышкой, в котором размещены анодные камеры с металлическими анодами и воздушные камерами с газодиффузионными катодами, анодные камеры открыты со стороны забортной морской воды, а воздушные камеры герметично отделены от анодных камер, при этом вдоль торцов корпуса батареи в верхней ее части размещены входной и выходной коллекторы, связанные по воздуху с воздушными камерами, внутри воздушных камер расположены перегородки, расположенные поперек катода и не доходящие до дна воздушной камеры, к входному коллектору присоединено устройство подачи воздуха, выходной коллектор снабжен отверстием для выхода воздуха. Устройство подачи воздуха может быть выполнено в виде сильфона из эластичного материала с крышкой, на которой размещен клапан, обеспечивающий подачу воздуха в коллектор. В качестве клапана может быть взят обратный клапан, запирающийся при сжатии сильфона и открывающийся при расширении сильфона.

Полезная модель относится к спасательным средствам на воде, в частности, к спасательным плотам, и может быть использована в качестве средства коллективного спасения пассажиров и экипажа на всех типах водных судов.

Известно техническое решение (И.В.Меринов «Морские надувные спасательные средства», 1980 г., М., Транспорт, стр.49 и 83), согласно которому для включения освещения (внешних и внутренних электрических лампочек) спасательного средства необходимо за специальный линь выдернуть 2 пробки из корпуса водоналивной батареи, помещенной в специальный карман, находящейся под днищем плота. В темное время суток отсутствие огней на плоте затрудняет его поиск, оказавшимися в воде людьми, особенно при волнении на море, а необходимость в темноте воспользоваться линем для ручного включения батареи может быть затруднительна для терпящих бедствие необученных пассажиров. Освещенность плота для посадки на него людей из воды имеет серьезное значение.

Недостатком указанного плота является необходимость ручного взведения батареи путем выдергивания пробок, что в темноте при наличии волнения сделать довольно сложно.

Наиболее близким по технической сущности является плот, известный по патенту РФ 82938 (кл. Н01М 6/34, Н01М 12/06, В63С 9/04 от 10.05.2009 г., являющийся прототипом настоящей полезной модели. В отсеке в днище плота смонтирована водоактивируемая погружная батарея с воздушным катодом и анодом, изготовленным из алюминиевого сплава, которая составляет с плотом одно целое. Батарея состоит из электрохимических метало-воздушных элементов. Она обеспечивает необходимое освещение, а также питание систем связи. При этом, как вариант, батарея может быть дополнена элементами для увеличения мощности, что позволит, при необходимости, обеспечить электропитание дополнительного освещения и средств активной тепловой защиты. Аноды батареи размещены в анодных камерах, заполняемых морской водой, являющейся электролитом, а катоды установлены в стенки вертикальных воздушных полостей.

Недостатком прототипа является затруднение конвекции воздуха в вертикальных воздушных полостях. Постепенно кислород, содержащийся в количестве 21% в атмосферном воздухе, заполняющем воздушные полости, расходуется для обеспечения протекания токообразующей реакции, скопившийся в воздушных полостях азот препятствует поступлению свежего воздуха, и энергетические характеристики батареи падают, несмотря на то, что батарея может обладать большой емкостью и высокой мощностью.

Техническим результатом настоящей полезной модели является повышение энергетических характеристик батареи за счет вентиляции воздушных полостей.

Согласно полезной модели надувной спасательный плот с погружной воздушно-металлической, батареей с системой прокачки воздуха содержит камеру плавучести с отсеком в днище, в котором размещена воздушно-металлическая погружная батарея, содержащая корпус с крышкой, в котором размещены анодные камеры с металлическими анодами и воздушные камерами с газодиффузионными катодами, анодные камеры открыты со стороны забортной морской воды, а воздушные камеры герметично отделены от анодных камер, отличающийся тем, что вдоль торцов корпуса батареи в верхней ее части размещены входной и выходной коллекторы, связанные по воздуху с воздушными камерами, внутри воздушных камер расположены перегородки, расположенные поперек катода и не доходящие до дна воздушной камеры, к входному коллектору присоединено устройство подачи воздуха, выходной коллектор снабжен отверстием для выхода воздуха.

Наличие устройства подачи воздуха с коллекторами позволяет повысить энергетические характеристики батареи за счет вентиляции воздушных полостей.

Целесообразно, чтобы устройство подачи воздуха было выполнено в виде сильфона из эластичного материала с крышкой, на которой размещен клапан, обеспечивающий подачу воздуха в коллектор.

Такое устройство подачи воздуха отличается простотой конструкции и низкой стоимостью.

Целесообразно, чтобы в качестве клапана взят обратный клапан, запирающийся при сжатии сильфона и открывающийся при расширении сильфона.

Обратный клапан не требует привода, отличается простотой и надежностью конструкции.

Проведенный анализ уровня техники показал, что заявленная совокупность существенных признаков, изложенных в формуле изобретения, неизвестна. Это позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами, на которых изображены:

На Фиг.1 Схема расположения вмонтированной батареи на плоту;

На Фиг.2 Сечение плота по месту вмонтирования батареи:

На Фиг.3 Схема принципиального устройства батареи;

На Фиг.4 Разрез фиг.3 по 11 - 11;

На Фиг.5 Схема поступления воздуха в гофрорукав;

На Фиг.6 Схема сброса отработанного воздуха.

Плот 1 имеет камеру плавучести 2 и днище 3, в отсеке 4 которого установлена воздушно-металлическая батарея 5. содержащая корпус 6, газодиффузионные катоды 7, размещенные в воздушных полостях 8, аноды 9 расположенные между воздушными полостями 8 в анодных камерах 10. Катоды и аноды электрически скоммутированы последовательно (внутренняя коммутация и подключение батареи к потребителю на фигурах не показаны). Каждая воздушная полость 8 содержит перегородку 11, расположенную поперек катода и не доходящую до дна воздушной полости 8. Вдоль всего одного из торцов корпуса 6 выполнен коллектор 12 подачи воздуха, вдоль другого торца корпуса выполнен коллектор 13 сброса воздуха в атмосферу через отверстие 14. Каждый из коллекторов сообщается с воздушными полостями через отверстия 15. Коллектор 12 снабжен устройством подачи воздуха 18 с клапаном 16, открывающимся во внутрь этого устройства. Клапан 16 смонтирован на крышке 17, закрывающей сильфон 18, присоединенный к коллектору 12 подачи воздуха. Батарея содержит крышку 19.

Полезная модель работает следующим образом: После раскрытия плота и погружения в воду части батареи, находящейся под днищем плота, морская вода, используемая в качестве электролита, заполняет анодные камеры 10 и батарея начинает вырабатывать электроэнергию.. Постепенно кислород, содержащийся в количестве 21% в атмосферном воздухе, заполняющем воздушные полости 8, расходуется для обеспечения протекания токообразующей реакции и энергетические характеристики батареи падают. Для обеспечения нормальной работы батареи,, один человек из находящихся на плоту периодически выполняет несложную операцию прокачки воздуха: первоначально нажимают клапан 16 и гофрорукав 18 заполняется атмосферным воздухом, через 2-3 сек нажатие на этот клапан прекращают и он закрывается, затем сжимают гофрорукав 18, нажимая на его крышку 17. При этом, воздух, вытесняемый из гофрорукава 18, нагнетается в коллектор 12 подачи воздуха, затем через отверстия 15 под давлением поступает в воздушные полости 8, проходит до дна этих полостей, в каждой из которых огибает перегородку 11, вытесняя отработанный воздух в коллектор 13 сброса воздуха, и сменяемый воздух стравливается наружу через отверстие 14.

Полезная модель обеспечивает функционирование внешнего и внутреннего огней плота в течение в всего срока его живучести - 30 суток с заменой анодов батареи через 7-8 суток ее работы.

Техническое решение по полезной модели будет способствовать спасению человеческих жизней, т.к. обнаружение плота в темное время суток является трудной задачей, и облегчит поиск плота в течение длительного времени.

1. Надувной спасательный плот с погружной воздушно-металлической батареей с системой прокачки воздуха, содержащий камеру плавучести с отсеком в днище, в котором размещена воздушно-металлическая погружная батарея, содержащая корпус с крышкой, в котором размещены анодные камеры с металлическими анодами и воздушные камеры с газодиффузионными катодами, анодные камеры открыты со стороны забортной морской воды, а воздушные камеры герметично отделены от анодных камер, отличающийся тем, что вдоль торцов корпуса батареи в верхней ее части размещены входной и выходной коллекторы, связанные по воздуху с воздушными камерами, внутри воздушных камер расположены перегородки, расположенные поперек катода и не доходящие до дна воздушной камеры, к входному коллектору присоединено устройство подачи воздуха, выходной коллектор снабжен отверстием для выхода воздуха.

2. Надувной спасательный плот по п.1, отличающийся тем, что устройство подачи воздуха выполнено в виде сильфона из эластичного материала с крышкой, на которой размещен клапан, обеспечивающий подачу воздуха в коллектор.

3. Надувной спасательный плот по п.2, отличающийся тем, что в качестве клапана взят обратный клапан, запирающийся при сжатии сильфона и открывающийся при расширении сильфона.



 

Наверх