Надувной спасательный плот с резервной воздушно-металлической батареей

 

Полезная модель относится к спасательным средствам на воде, в частности, к плотам, и может быть использована в качестве средства коллективного спасения пассажиров и экипажа на всех типах водных судов. Согласно полезной модели надувной спасательный плот содержит камеру плавучести, гальваническую батарею, помещенную в отсек на днище плота, при этом, в качестве гальванической батареи используют резервную погружную воздушно-металлическую батарею, содержащую гальванические элементы с анодами в анодных камерах и катодами в воздушных камерах и крышку, с зажимами, посредством которых крышка герметично закрывает воздушные камеры катодов. Отношение высоты катодной воздушной камеры к расстоянию между катодами в этой камере должно составлять 5÷40, а отношение высоты электродов к их ширине составляет 1,5÷2,5. Аноды батареи могут быть выполнены из алюминия или его сплавов. Батарея может комплектоваться сменными анодами.

Полезная модель относится к спасательным средствам на воде, в частности, к спасательным плотам, и может быть использовано в качестве средства коллективного спасения пассажиров и экипажа на всех типах водных судов.

Известно техническое решение, принятое за прототип (И.В.Меринов «Морские надувные спасательные средства», 1980 г., М., Транспорт, стр.49 и 83), согласно которому для включения освещения (внешних и внутренних электрических лампочек) спасательного средства необходимо за специальный линь выдернуть 2 пробки из корпуса водоналивной батареи, помещенной в специальный карман, находящейся под днищем плота. В темное время суток отсутствие огней на плоте затрудняет его поиск, оказавшимися в воде людьми, особенно при волнении на море, а необходимость в темноте воспользоваться линем для ручного включения батареи может быть затруднительна для терпящих бедствие необученных пассажиров. Освещенность плота для посадки на него люде из

воды имеет серьезное значение.

Недостатком указанного плота является необходимость ручного взведения батареи путем выдергивания пробок, что в темноте при наличии волнения сделать довольно сложно.

Техническим результатом полезной модели является создание конструкции плота, при надувании которого автоматически включается его наружное и внутреннее освещение. Указанное автоматическое включение наружного сигнального и внутреннего огней плота при его надувании является требованием п.п.6.8.6.2 и 6.8.6.3 части 2 «Спасательные средства» «Правил по оборудованию морских судов» (Морской Регистр судоходства, СПБ, 1995, стр.55).

Указанный технический результат достигается тем, что надувной спасательный плот содержит камеру плавучести, гальваническую батарею, размещенную в отсеке на днище плота, при этом, в качестве гальванической батареи используют резервную погружную воздушно-металлическую батарею, содержащую гальванические элементы с анодами в анодных камерах и катодами в воздушных камерах и крышку с зажимами, посредством которых крышка герметично закрывает воздушные камеры катодов. Наличие герметичной крышки предотвращает попадание вода в воздушные камеры катодов во время раскрытия плота.

Целесообразно, чтобы отношение высоты катодной воздушной камеры к расстоянию между катодами в этой камере составляет 5÷40. При увеличении этого отношения выше верхнего предела катодная камера сужается и

затрудняется конвекция воздуха, при уменьшении величины отношения нижнего предела увеличивается водоизмещение части батареи, расположенной под днищем днища плота, что повышает воздействие выталкивающей силы воды.

Зависимостью, определяющей нормальную эксплуатацию батареи, является величина отношения высоты электродов к их ширине, равная 1,5-2,5. При снижении отношения ниже нижнего предела ухудшается работа электродов вследствие затруднения флотации продуктов разряда пузырьками газа и возрастания экранирования ими рабочих площадей электродов. Увеличение отношения выше верхнего предела нецелесообразно, так как оно вызовет возрастание площади пола плота, занимаемой батареей.

Целесообразно, чтобы аноды батареи были выполнены из алюминия или его сплавов. Алюминиевый сплав в без токовом режиме работы батареи пассивируется не подвержен коррозии.

Целесообразно, чтобы батарея была укомплектована сменными анодами. Это позволяет увеличить время непрерывной работы батареи.

По истечении 7-8 суток работы батареи осуществляется замена отработанных алюминиевых анодов на свежие. Замена анодов является простой и безопасной операцией: анод вставляется в направляющий паз, разъем позволяет быстро отсоединить заменяемый анод и присоединить свежий.

Проведенный анализ уровня техники показал, что заявленная совокупность существенных признаков,

изложенных в формуле полезной модели, неизвестна. Это позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежами и описанием конструкции заявленного плота.

На Фиг.1 Схема расположения вмонтированной батареи на плоту;

На Фиг.2 Сечение плота по месту вмонтирования батареи:

На Фиг.3 Устройство батареи.

Плот 1 имеет камеру плавучести 2 и днище 3 в отверстии 4 которого герметично установлена воздушно-металлическая батарея 5. Батарея 5 содержит воздушные полости 6 (катодные камеры) и межэлектродные пространства (заливные полости) 7. В стенках воздушных полостей 6 установлены катоды 8, соединенные между собой токопроводящими перемычками 9 с расположенными на них ответными частями коммутационных разъемов 10. В заливных полостях имеются пазы 11, в которые устанавливаются аноды 12. К каждому аноду 12, включая сменные аноды, неразъемно присоединены гибкие токоотводы 13 с частями коммутационных разъемов 14, которые при соединении с ответными частями разъемов 10 образуют разъемы 15. В батарее, вмонтированной в днище плота, вся коммутация полностью приведена в рабочее состояние. С открытой стороны воздушных полостей 6 батареи находится крышка 16, которая через прокладки 17 и 18 посредством зажимов 19 герметично соединяется с воздушными полостями 6 батареи 5. При принятии плотом нормального положения на воде, забортная вода заполняет заливные полости 7 батареи 5, полностью закрывая поверхности анодов и катодов до уровня

20. После этого для обеспечения доступа атмосферного воздуха к катодам, вручную открываются зажимы 19 и крышка 16 поднимается. Одновременно этим обеспечивается защита от случайного попадания воды в катодные камеры. При смене анодов, крышка опускается, обеспечивая свободный доступ к клеммам 15 коммутации и перекрывая катодные камеры, предохраняя их от случайного попадания влаги, стекающей с извлекаемых отработанных анодов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявленный надувной спасательный плот может быть реализован на практике с достижением заявленного технического результата, т.е. он соответствует критерию «промышленная применимость».

1. Надувной спасательный плот, содержащий камеру плавучести, гальваническую батарею, размещенную в отсеке на днище плота, отличающийся тем, что в качестве гальванической батареи используют резервную погружную воздушно-металлическую батарею, содержащую гальванические элементы с анодами в анодных камерах и катодами в воздушных камерах и крышку с зажимами, посредством которых крышка герметично закрывает воздушные камеры катодов.

2. Плот по п.1, отличающийся тем, что отношение высоты катодной воздушной камеры к расстоянию между катодами в этой камере составляет 5÷40, а отношение высоты электродов к их ширине составляет 1,5÷2,5.

3. Плот по п.1, отличающийся тем, что аноды батареи выполнены из алюминия или его сплавов.

4. Плот по п.1, отличающийся тем, что батарея комплектуется сменными анодами.



 

Наверх