Оконный блок аварийного выхода железнодорожного вагона

 

Предлагаемая полезная модель относится к конструктивным элементам железнодорожных вагонов, в частности к конструкциям оконных блоков, предназначенных для аварийного выхода. Ей решается техническая задача снижения времени открытия аварийного выхода и максимальное снижение усилия для этого. Для достижения названного технического результата в оконном блоке аварийного окна железнодорожного вагона, содержащем окантованные эластичными уплотнителями закрепленную к стенке вагона внешнюю раму и закрепленную внутри нее с возможностью выталкивания наружу вагона внутреннюю раму со встроенным в нее стеклопакетом, внутренняя рама закреплена во внешней с помощью установленных в ней клиновых шарниров, клинья которых выполнены с возможностью вхождения в выполненные во внутренней раме соответствующие пазы, при этом не менее двух клиновых шарниров снабжены поворотными ручками с фиксированными положениями «открыто» и «закрыто» и соединены тягами с остальными клиновыми шарнирами; эластичные уплотнители выполнены с возможностью их упругого напряжения при установке и закреплении внутренней рамы во внешней и, соответственно, их расслабления и выталкивания наружу внутренней рамы из внешней при раскреплении.

Предлагаемая полезная модель относится к конструктивным элементам железнодорожных вагонов, в частности к конструкциям оконных блоков, предназначенных для аварийного выхода.

Известен, принятый за прототип оконный блок аварийного окна железнодорожного вагона, описанный в патенте РФ 2145288, который содержит окантованные эластичными уплотнителями закрепленную к стенке вагона внешнюю раму и закрепленную внутри нее с возможностью выталкивания наружу вагона внутреннюю раму со встроенным в нее стеклопакетом, при этом закрепление внутренней рамы в наружной выполнено в виде замкового эластичного уплотнения, которое при удалении освобождает уплотнители и позволяет вытолкнуть внутреннюю раму наружу.

Общими существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками предлагаемого технического решения являются следующие - оконный блок аварийного окна железнодорожного вагона, содержит окантованные эластичными уплотнителями закрепленную к стенке вагона внешнюю раму и закрепленную внутри нее с возможностью выталкивания наружу вагона внутреннюю раму со встроенным в нее стеклопакетом.

Известная конструкция аварийного окна предусматривает выдергивание замкового резинового уплотнителя длиной около 4-х метров, а также выталкивание наружу рамы со стеклопакетом, вес которых составляв около 30-35 кг, что требует соответственно существенного времени, а также значительных усилий, которых в экстремальной ситуации может не хватить.

Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача снижения времени открытия аварийного выхода и максимальное снижение усилия для этого.

Для достижения названного технического результата в оконном блоке аварийного окна железнодорожного вагона, содержащем окантованные эластичными уплотнителями закрепленную к стенке вагона внешнюю раму и закрепленную внутри нее с возможностью выталкивания наружу вагона внутреннюю раму со встроенным в нее стеклопакетом, внутренняя рама закреплена во внешней с помощью установленных в ней клиновых шарниров, клинья которых выполнены с возможностью вхождения в выполненные во внутренней раме соответствующие пазы, при этом не менее двух клиновых шарниров снабжены поворотными ручками с фиксированными положениями «открыто» и «закрыто» и соединены тягами с остальными клиновыми шарнирами; эластичные уплотнители выполнены с возможностью их упругого напряжения при установке и закреплении внутренней рамы во внешней и, соответственно, их расслабления и выталкивания наружу внутренней рамы из внешней при раскреплении. Дополнительно, для обеспечения правильных направлений вращения ручек и угла их поворота, на стекло стеклопакета в их районе нанесены направляющие стрелки и надписи «открыто» и «закрыто». Кроме того, для обеспечения правильности действия пассажира для открытия аварийного выхода, на стекло стеклопакета может быть нанесена инструкция о порядке действий при необходимости открытия окна в случае возникновения аварийной ситуации.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения являются следующие - внутренняя рама закреплена во внешней с помощью установленных в ней клиновых шарниров, клинья которых выполнены с возможностью вхождения в выполненные во внутренней раме соответствующие пазы, при этом не менее двух клиновых шарниров снабжены поворотными ручками с фиксированными положениями «открыто» и «закрыто» и соединены тягами с остальными клиновыми шарнирами; эластичные уплотнители выполнены с возможностью их упругого напряжения при установке и закреплении внутренней рамы во внешней и, соответственно, их расслабления и выталкивания наружу внутренней рамы из внешней при раскреплении. Дополнительно, для обеспечения правильных направлений вращения ручек и угла их поворота, на стекло стеклопакета в их районе нанесены направляющие стрелки и надписи «открыто» и «закрыто». Кроме того, для обеспечения правильности открытия аварийного выхода, на стекло стеклопакета может быть нанесена инструкция о порядке действий.

Благодаря наличию данных отличительных признаков в совокупности с известными достигается следующий технический результат - существенно снижается время открытия аварийного выхода (до 3-5 с) и упрощается его открытие - достаточно просто повернуть ручки и, в случае необходимости, немного подтолкнуть раму наружу.

Предложенное техническое решение может быть реализовано в конструкциях железнодорожных вагонов для организации аварийных выходов.

Данное решение поясняется рисунками фиг.1, 2.

На фиг.1 изображен общий вид аварийного окна, на фиг.2 его поперечный разрез.

Изображенное на фиг.1 и 2 оконном блоке аварийного окна железнодорожного вагона содержит закрепленную к стенке вагона 14 внешнюю раму 2 с эластичными уплотнителями 3 (наружный), 8 (внутренний), 10 (межрамный) и закрепленную внутри нее с возможностью выталкивания наружу вагона внутреннюю раму 5 со встроенным в нее стеклопакетом 7, снабженную уплотнителями 4 (наружный), 11 (внутренний), 12 (уплотнитель стеклопакета). Внутренняя рама 5 закреплена во внешней 2 с помощью установленных в ней клиновых шарниров 1 (наилучшим вариантом является по 2 на каждую сторону окна), клинья которых выполнены с возможностью вхождения в выполненные во внутренней раме 5 соответствующие пазы 15. При этом не менее двух клиновых шарниров 1 снабжены опломбированными поворотными ручками 13 с фиксированными положениями «открыто» и «закрыто» (ручки 13 могут находиться и рядом с окном на стене вагона и одеваться на оси 9 клиновых шарниров 1 при возникновении аварийной ситуации) и соединены тягами 6 с остальными клиновыми шарнирами 1 (наилучшим вариантом установки ручек является их размещение в нижней части боковых стенок оконного блока); эластичные уплотнители (в данном случае межрамный уплотнитель 10 внешней рамы 2) выполнены с возможностью их упругого напряжения при установке и закреплении внутренней рамы 5 во внешней 2 и, соответственно, их расслабления и выталкивания наружу внутренней рамы 5 из внешней 2 при раскреплении (расфиксации клиновых шарниров 1). При этом внутренняя рама 5, как правило, крепится к наружной тросовой системой (на чертеже не приведена), предназначенной для фиксации внутренней рамы 5 под окном вагона после ее выталкивания и возможности ее повторной установки.

Дополнительно, для обеспечения правильных направлений вращения ручек 13 и угла их поворота, на стекло стеклопакета 7 в их районе нанесены направляющие стрелки и надписи «открыто» и «закрыто». Кроме того, для обеспечения правильности открытия аварийного выхода, на стекло стеклопакета 7 нанесена инструкция о порядке действий.

В вагон оконный блок аварийного окна устанавливается следующим образом. До монтажа оконного блока внутренняя рама 5 вставляется внутрь внешней рамы 2 с усилием преодолевая сопротивление уплотнений 10 и 4. После занятия нужного положения внутренней рамы 5 в наружной 2, поворачивая ручки 13, клинья клиновых шарниров 1 вводят в пазы, фиксируя собранное положение оконного блока. После этого оконный блок аварийного окна закрепляется на стенке железнодорожного вагона путем прижатия внешней рамы 2 изнутри вагона специальными прижимами, герметизация стыка внешней рамы 2 и стенки вагона обеспечивается эластичными уплотнителями 3 и 8.

При возникновении аварийной ситуации пассажир может прочесть инструкцию на стеклопакете 7 (на это требуется всего несколько секунд), затем ручки 13 поворачиваются по направлению стрелок (пломбы нарушаются), в результате чего клиновые шарниры 1 расфиксируются и под воздействием распрямляющихся уплотнений 10 и 4 (или совсем незначительного усилия) рама 5 сама выталкивается наружу, после чего повисает на тросах ниже оконного проема. После этого пассажиры могут покидать вагон. После ликвидации аварийной ситуации рама 5 может быть вставлена в раму 2 так же, как при монтаже оконного блока до установки в вагон.

1. Оконный блок аварийного окна железнодорожного вагона, содержащий окантованные эластичными уплотнителями закрепленную к стенке вагона внешнюю раму и закрепленную внутри нее с возможностью выталкивания наружу вагона внутреннюю раму со встроенным в нее стеклопакетом, отличающийся тем, что внутренняя рама закреплена во внешней с помощью установленных в ней клиновых шарниров, клинья которых выполнены с возможностью вхождения в выполненные во внутренней раме соответствующие пазы, при этом не менее двух клиновых шарниров снабжены поворотными ручками с фиксированными положениями «открыто» и «закрыто» и соединены тягами с остальными клиновыми шарнирами; эластичные уплотнители выполнены с возможностью их упругого напряжения при установке и закреплении внутренней рамы во внешней и, соответственно, их расслабления и выталкивания наружу внутренней рамы из внешней при раскреплении.

2. Оконный блок по п.1, отличающийся тем, что на стекло стеклопакета в районе ручек нанесены направляющие стрелки и надписи «открыто» и «закрыто».

3. Оконный блок по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что на стекло стеклопакета нанесена инструкция о порядке действий.



 

Наверх