Эвакуатор неисправных транспортных средств

 

Эвакуатор включает автомобильное шасси, раму монтажную, на которой шарнирно укреплена грузоподъемная стрела Г-образной формы, подъемный механизм стрелы, телескопическое транспортирующее устройство, шарнирно соединенное со стрелой, механизм поворота транспортирующего устройства в вертикальное транспортное положение, поворотную опорную балку, шарнирно соединенную с внутренней секцией транспортирующего устройства. На балку надеты две съемные универсальные вилки для захвата под колеса, имеющие продольные балки и опорные пальцы, находящиеся в одной плоскости, которая смещена по вертикали относительно плоскости транспортирующего устройства. Для транспортирования низкопольных автобусов и троллейбусов в комплект эвакуатора входят переносные подколесные подкладки с наклонной заходной поверхностью, на которые затягивается автобус перед захватом. Смещение плоскости продольных балок и опорных пальцев по вертикали относительно плоскости транспортирующего устройства в сочетании с подкладками позволяет завести под автобус последнее, размер по вертикали которого больше клиренса автобуса. Опорные пальцы снабжены автоматическими фиксаторами внутри них для соединения с продольными балками вилок. 5ППФ. Ил.4.

Полезная модель относится к автомобильному транспорту, в частности, к транспортным средствам для буксировки неисправных большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов и т.п. с использованием полупогружения, а также приподъема и вытаскивания аварийной автомобильной техники.

Известен ряд технических решений, защищающих транспортные средства, предназначенные для различных манипуляций с аварийной автомобильной техникой и для буксировки последней. В частности в РФ выданы патенты на изобретения 2003518, кл. В60Р 3/12, 1991 г.; 2066643, кл. В60Р 3/12, 1992 г.; 2007309, кл. В60Р 3/12, 1991 г.; 2081765, кл. В60Р 3/12, 1992 г.; 2089411, кл. В60Р 3/12, 1/48, 1994 г. и т.д.; авт. свид. СССР 17805240, кл. В60Р 3/12 (опубл. В.Б.И. 45 за 1992 г., 07.12.1992 г.), патент на полезную модель 42013 с приоритетом от 19.08.2004 г. кл. МКИ 6 В60Р 3/12.

Наиболее близкой по техническому решению является конструкция эвакуатора фирмы BRO (BARGNINGSBYGGEN АВ-Швеция) (каталожный лист прилагается) с телескопическим транспортирующим устройством и шарнирно соединенной с внутренней секцией поперечной поворотной балкой с надетым на ее концы двумя съемными вилками для захвата под колеса неисправного транспортного средства, состоящими из продольных балок и поперечных опорных пальцев.

Основным недостатком этой конструкции является невозможность захвата под колеса низкопольных современных автобусов с клиренсом 160170 мм и значительным расстоянием от оси колес до переднего и заднего бамперов, т.к. продольные балки, поперечные пальцы и транспортирующее устройство расположены в одной горизонтальной плоскости. Если грузоподъемность транспортирующего устройства составляет 610 тс, то размер его по вертикали значительно больше клиренса низкопольных автобусов.

Целью заявляемой полезной модели является устранение указанных недостатков и создание эвакуатора неисправных транспортных средств с универсальным транспортирующим устройством большой грузоподъемности, пригодным для транспортирования любых автобусов, троллейбусов и большегрузных автомобилей методом полупогрузки.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что эвакуатор неисправных транспортных средств, включает автомобильное шасси, раму монтажную, грузоподъемную стрелу Г-образной формы, шарнирно смонтированную на раме, подъемный механизм стрелы, телескопическое транспортирующее устройство, шарнирно соединенное со стрелой, механизм поворота транспортирующего устройства в вертикальное транспортное положение, поворотную в горизонтальной плоскости опорную поперечную балку, шарнирно соединенную с внутренней секцией транспортирующего устройства, две съемные вилки для захвата неисправного транспортного средства за колеса, состоящие из продольных балок и поперечных опорных пальцев и надетые на концы опорной балки, причем продольные балки и пальцы вилок расположены в горизонтальной плоскости, смещенной по вертикали относительно плоскости телескоскопического транспортирующего устройства, а также две переносные подколесные подкладки с наклонной и горизонтальными опорными плоскостями. Кроме того, величина смещения по вертикали плоскости продольных балок и пальцев вилок относительно горизонтальной плоскости транспортирующего устройства должна быть больше разницы между величиной клиренса неисправного транспортного средства и максимальным размером по вертикали транспортирующего устройства и не более высоты подколесных подкладок, а переносные подколесные подкладки выполнены в виде 2-х сочленяемых секций, одна из которых имеет приподнятую горизонтальную, а вторая наклонную поверхность, переходящую в горизонтальный участок на уровне земли.

Пальцы вилок оснащены автоматическим фиксатором внутри пальца, взаимодействующим с продольной балкой при вставлении пальца и снабженным открывающей тягой.

Технические признаки заявляемой полезной модели могут быть реализованы с помощью средств, используемых в общем машиностроении. Отличительные признаки, отраженные в формуле полезной модели, необходимы для ее осуществления и достаточны, т.к. обеспечивают решение технической задачи.

В дальнейшем заявляемая полезная модель поясняется примером ее выполнения, схематически изображенным на прилагаемых чертежах, на которых:

фиг.1 - конструкция эвакуатора в соответствии с заявляемой полезной моделью (вид сбоку и в плане);

фиг.2 - конструкция транспортирующего устройства со съемной вилкой в положении захвата неисправного автобуса за колеса (вид сбоку);

фиг.3 - взаимное положение транспортирующего устройства со съемными вилками и неисправного автобуса в период затягивания последнего на подколесные подкладки (вид в плане);

фиг.4 - конструкция фиксатора пальца вилки в продольных балках (разрез по оси пальца).

На фиг.1 показан общий вид эвакуатора, состоящего из шасси 1, рамы монтажной 2, Г-образной грузоподъемной стрелы 3, шарнирно смонтированной на раме, подъемного механизма стрелы 4, телескопического транспортирующего устройства 5, механизма поворота транспортирующего устройства в вертикальное (нерабочее) положение 6, опорной поперечной балки 7, двух съемных вилок 8, продольных балок съемных вилок 9, поперечных легкосъемных опорных пальцев 10, привода раздвижения и втягивания секций транспортирующего устройства 11, вспомогательной лебедки 12. На фиг.1 также показано вертикальное (нерабочее) положение транспортирующего устройства 13 с втянутыми промежуточной 14 и внутренней 15 секциями.

На фиг.2 показано полностью раздвинутое транспортирующее устройство 5 со съемными вилками 8, подведенное под низкопольный автобус 16, колеса 17 которого находятся на подколесных подкладках 18, имеющих горизонтальную 19 и наклонную (заходную) поверхности. Клиренс автобуса имеет размер h1, размер по вертикали между горизонтальными плоскостями симметрии транспортирующего устройства и продольных балок вилки h2, высота подколесных подкладок-h3, максимальный размер по вертикали транспортирующего устройства-h5, зазор между полом автобуса и транспортирующим устройством-h4. Сумма размеров h3+h 1 должна быть больше размера h5 на величину h4, необходимую и достаточную для безаварийной транспортировки неисправного транспортного средства. Размер L1 от оси колес до бампера 21 должен быть меньше размера L2 от середины горизонтальной поверхности 19 до башмака 22 Г-образной грузоподъемной стрелы 3 на величину L3, которая определяется по формуле:

,

где L - расстояние от бампера до оси поворота опорной балки 7 относительно транспортирующего устройства 5;

a - транспортный габарит автобуса по ширине (см. фиг.3).

Это необходимо, чтобы при повороте угол свеса автобуса не касался башмака 22.

Колеса крепятся к съемной вилке 8 натяжным ремнем 23 посредством храпового устройства 24. Для предотвращения сползания ремня 23 с колеса последний пропущен через горизонтальный паз обоймы 25 охватывающей колесо в поперечном сечении.

На фиг.3 показана процедура затягивания неисправного автобуса 16 на подколесные подкладки 18 (фиг.2) посредством втягивания секций транспортирующего устройства 5. Эта операция осуществляется посредством гибкого элемента 26, надетого на опорную балку 7 и буксирный палец 27. Величина L - это горизонтальный ход автобуса при втягивании на подколесные подкладки.

На фиг.4 изображена конструкция фиксатора поперечных опорных пальцев 10 в продольных балках 9. Фиксатор представляет собой Г-образный рычаг 29 с запорным языком 30, расположенным в пазу 31 пальца. Фиксатор удерживается в закрытом положении пружиной 32. Рычаг 29 шарнирно соединен с кронштейном 33, приваренным к заглушке 34, крепящейся к бобышкам пальца 10 болтами 35. Противоположное плечо рычага шарнирно соединено с тягой 36, выходящей к противоположному концу пальца 10. Язык 30 рычага в закрытом положении опирается на коническую поверхность 37 втулки 38, вваренной в продольную балку 9 Угол конуса такой, что реактивная сила, возникающая при вытягивании пальца 10, создает «закрывающий» момент на рычаге 29. На внешней стороне языка 30 имеется скос 39, позволяющий утопить язык внутрь пальца при его вводе во втулки 38 и 40.

В качестве варианта возможна конструкция съемных вилок с одной внутренней продольной балкой и консольными поперечными опорными пальцами.

Для удобства размещения подколесных подкладок в инструментальных ящиках эвакуатора последние могут быть выполнены в виде двух сочленяемых секций, одна из которых имеет приподнятую горизонтальную поверхность, а вторая-наклонную поверхность, переходящую в горизонтальную поверхность 28 на уровне земли. Последняя предотвратит сдвиг подколесной подкладки при затягивании неисправного автобуса.

Работа эвакуатора при подготовке к транспортировке неисправного низкопольного автобуса осуществляется следующим образом. Под колеса подкладываются подкладки с наклонной поверхностью, обращенной к колесам. Затем поперечная опорная балка соединяется посредством гибкой связи (троса) с буксирным пальцем автобуса. При этом транспортирующее устройство 5 полностью или частично раздвинуто. Башмак грузоподъемной стрелы упирается в землю и осуществляется втягивание секций 14 и 15. При этом колеса автобуса накатываются на горизонтальную поверхность подколесных подкладок, и осуществляется приподъем свеса автобуса на величину h3 (фиг.2). После этого гибкая связь снимается, и снимаются передние пальцы 10 с вилок. Затем транспортирующее устройство полностью втягивается, и эвакуатор подъезжает к автобусу до расстояния L3 (фиг.2). Далее осуществляется выдвижение секций транспортирующего устройства до касания задних пальцев 10 колес. После этого вставляются передние пальцы до срабатывания фиксаторов. Перед этим на них надеваются втулки с храповыми устройствами 24 (фиг.2). Затем на колеса надеваются ремни 23 с обоймами 25, которые натягиваются посредством храповых устройств 24. После этого Г-образная стрела вместе с автобусом приподнимается на транспортную высоту, подкладки 18 убираются, и осуществляется транспортировка неисправного транспортного средства в состоянии полупогрузки.

Предложенная полезная модель позволяет оснастить эвакуаторы автобусов, троллейбусов и большегрузных автомобилей универсальным устройством для захвата под колеса, позволяющим эвакуировать любые типы этих машин, в том числе и низкопольные.

1. Эвакуатор неисправных транспортных средств, включающий автомобильное шасси, раму монтажную, грузоподъемную стрелу Г-образной формы, шарнирно смонтированную на раме, подъемный механизм стрелы, телескопическое транспортирующее устройство, шарнирно соединенное со стрелой, механизм поворота транспортирующего устройства в вертикальное транспортное положение, поворотную в горизонтальной плоскости опорную поперечную балку, шарнирно соединенную с внутренней секцией транспортирующего устройства, две съемные вилки для захвата неисправного транспортного средства за колеса, состоящие из продольных балок и поперечных опорных пальцев и надетые на концы опорной балки, отличающийся тем, что оснащен двумя съемными вилками, у которых продольные балки и пальцы вилок расположены в горизонтальной плоскости, смещенной по вертикали относительно плоскости телескопического транспортирующего устройства, а также двумя переносными подколесными подкладками с наклонной и горизонтальной опорными поверхностями.

2. Эвакуатор по п.1, отличающийся тем, что величина смещения по вертикали плоскости продольных балок и пальцев вилок относительно горизонтальной плоскости транспортирующего устройства должна быть больше разницы между величиной клиренса неисправного транспортного средства и максимальным размером по вертикали транспортирующего устройства и не более высоты подколесных подкладок.

3. Эвакуатор по п.1, отличающийся тем, что переносные подколесные подкладки выполнены в виде 2-х сочленяемых секций, одна из которых имеет приподнятую горизонтальную, а вторая - наклонную поверхность, переходящую в горизонтальный участок на уровне земли.

4. Эвакуатор по п.1, отличающийся тем, что пальцы вилок оснащены автоматическим фиксатором внутри пальца, взаимодействующим с продольной балкой при вставлении пальца и снабженным открывающей тягой.



 

Наверх