Зубчатая передача

 

Применение: для преобразования вращательного движения между валами механических передач в условиях неточности изготовления и сборки. Сущность: продольные рабочие поверхности зубьев колес зубчатой передачи выполняют с различными радиусами кривизны, что обеспечивает превышение бокового зазора между зубьями при наличии перекосов колес.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к механическим передачам.

Известны цилиндрические и шевронные передачи, недостаток которых заключается в наличии зацепления, разрушающего кромки зубьев при незначительном перекосе зубчатых колес из-за неточности изготовления и сборки. Для устранения этого недостатка зубья выполняют с бочкообразной формой продольной поверхности [1], что несколько снижает площадь контактного взаимодействия.

Известны арочные передачи, где отсутствует кромочное зацепление, но пятно контакта из-за наличия перекосов зубчатого зацепления несколько смещается, а чувствительность с неточности изготовления и сборки ограничена величиной бокового зазора между зубьями [2].

Цель изобретения - снижение чувствительности зубчатого зацепления к неточностям изготовления зубчатых колес и сборки зубчатой передачи.

Поставленная цель достигается тем, что радиусы кривизны продольных поверхностей зубьев колеса и шестерни различны и выполнены таким образом, что осуществляется их взаимное перекатывание при наличии неточностей изготовления и сборки на величину, превышающую боковой зазор между зубьями.

Положительный эффект обеспечен эксплуатационными возможностями зубчатого зацепления.

На фиг.1,а изображены фрагменты рабочей поверхности зубьев передачи, где зубья шестерни 1 и колеса 2 имеют продольные поверхности зубьев, выполненные с различными радиусами r 1 и r2 кривизны; на фиг.1,б изображены фрагменты зубьев передачи, колеса которой установлены с перекосом валов на угол а из-за неточности изготовления и сборки.

Неточности изготовления и сборки зубчатой передачи, ведущие к перекосу валов при работе передачи на угол (фиг.1, б) компенсирует перекатывание криволинейных рабочих поверхностей зубьев, выполненных с различными радиусами r 1 и r2 на величину, превышающую боковой зазор между зубьями. При этом пятно контакта между смежными зубьями несколько смещается, но передача становится менее чувствительной с позиции эксплуатационных и качественных требований. Эффект механической передачи обеспечен изменением продольной формы зубьев колеса и шестерни.

Источники информации:

1. Громан М.Б. Режимы нагрузки и работы, их учет при расчете зубчатых передач. В кн. Передачи в машиностроении. Тр. первой московской конф. по передачам в машиностроении. 2025 ноября 1950 г. С.6381.

2. Сидоренко А.К. Новые виды зубчатых передач. М.: Машиностроение, 1990. С 8687.

Зубчатая передача, содержащая находящиеся в зацеплении зубчатые колеса, имеющие зубья, выполненные с кривизной продольной рабочей поверхности, отличающаяся тем, что, с целью снижения чувствительности зубчатого зацепления к неточностям изготовления зубчатых колес и сборки зубчатой передачи, кривизна рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса выполнена различной на величину, обеспечивающую превышение бокового зазора между упомянутыми зубьями при наличии перекоса колес зубчатой передачи.



 

Похожие патенты:

Редуктор // 19895

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению-червячным редукторам, открытым червячным передачам и предназначено для повышения износостойкости червячной пары

Полезная модель относится к области машиностроения, а конкретно к редукторам, используемым на станках-качалках для эксплуатации скважин оборудованных глубинными штанговыми насосами

Полезная модель относится к системе силовой передачи, используемой для нагрева автомобильной трансмиссии
Наверх