Буксирное устройство (варианты)

 

Полезная модель относится к съемным, складывающимся и убирающимся в нерабочем состоянии буксирным устройствам. Устройство содержит штангу, содержащую, по меньшей мере, два шарнирно соединенных звена. Шарнирное соединение обеспечивает поворот каждого звена относительно другого на угол 90°-180°, что позволяет при не требующем больших усилий демонтаже обеспечить компактность буксирного устройства и помещение его даже в багажник легкового автомобиля.

Полезная модель относится к съемным, складывающимся и убирающимся в нерабочем состоянии буксирным устройствам.

Поломка в системе, ответственной за способность самостоятельного передвижения наземного транспортного средства, в условиях, когда возможность использования эвакуатора по ряду причин невозможна, вызывает необходимость буксировки этого транспортного средства другим транспортным средством. Для таких случаев каждому водителю желательно иметь в комплекте вспомогательных технических средств буксирное устройство.

На практике часто бывает достаточным использование буксирного устройства, выполненного в виде жесткой штанги, один конец которой имеет средство для соединения с буксирующим средством, а другой конец снабжен средством для соединения с буксируемым средством. Буксировка транспортного средства требует использования буксирных устройств длиной не менее 1,5 м, что вызывает неудобства при размещении буксирного устройства такой длины в транспортных средствах с ограниченным объемом свободного пространства, например, в багажнике легкового автомобиля.

Известны складывающиеся буксирные устройства, длина которых в нерабочем (собранном) состоянии позволяет транспортировать их в ограниченном объеме багажника легкового автомобиля. В этих устройствах штанга состоит, по меньшей мере, из двух звеньев. Эти звенья выполнены с возможностью соединения их телескопически и снабжены средствами для их фиксации в требуемом положении с помощью болтов, вводимых в отверстия соединяемых звеньев (например, GB 2304665 А, 1997-03-26; GB 2284189 А, 1995-05-31; GB 2217281 A, 1989-10-25; DE 4232983 A1, 1994-04-07).

Недостаток этих устройств связан с тем, что приведение их в рабочее и нерабочее состояние требует совершения действий по монтажу (демонтажу), при этом монтаж устройства для приведения его в рабочее состояние невозможен без применения ключей для завинчивания болтов.

Известно буксирное устройство, содержащее штангу круглого сечения, состоящую из шарнирно соединенных звеньев, одно из которых имеет средство для подсоединения ее к буксируемому транспортному средству, а другое - средство для подсоединения ее к буксирующему транспортному средству (DE 4232983 А1, 1994-04-07). Шарнирное соединение звеньев осуществлено посредством шарнира, закрепленного на боковых поверхностях соединяемых концов звеньев. Фиксация буксирного устройства в рабочем состоянии обеспечивается пружинным штифтом, установленным в одном звене штанги и фиксируемом в другом звене.

Недостатком устройства является его ненадежность, связанная с использованием пружинного штифта и креплением шарнирного устройства на боковых поверхностях соединяемых концов звеньев. Кроме того, пружинный штифт требует достаточно больших усилий для приведения штанги в рабочее состояние.

Получаемый при использовании настоящей полезной модели технический результат состоит в повышении надежности буксирного устройства и упрощении его эксплуатации. Компактность устройства в нерабочем состоянии допускает его размещение в багажнике легкового автомобиля.

Технический результат достигается тем, что в буксирном устройстве, включающем штангу с шарнирно соединенными звеньями, средство для подсоединения одного звена к буксируемому транспортному средству и средство для подсоединения другого звена к буксирующему транспортному средству звенья штанги соединены осью, вставленной в отверстия, выполненные в соединяемых концах звеньев.

При этом целесообразно установить ось во втулке.

Целесообразно также снабдить буксирное устройство, по меньшей мере, одним ограничителем поворота.

В качестве ограничителя можно использовать стержень, например, шпилька, вставленный в выполненные в звеньях штанги отверстия.

Одно из звеньев штанги можно выполнить из двух секций, шарнирно соединенных с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота звеньев, при этом одна из секций должна быть соединена вышеупомянутой осью с другим звеном штанги.

В этом случае секции целесообразно разнести на расстояние друг от друга и установить между пластинами, неподвижно закрепленными на одной из секций и соединенными с другой секцией посредством стержня, например, болта.

Допустимо, по меньшей мере, одно звено штанги выполнить, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.

В том случае, когда в транспортном средстве для его буксировки предусмотрено наличие двух средств для соединения с буксирным устройством, в него целесообразно ввести дополнительную штангу, один конец которой снабжен средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству, а другой шарнирно соединен со звеньями основной штанги.

В простейшем варианте исполнения дополнительную штангу можно насадить на вышеупомянутую ось.

В этом случае также целесообразно снабдить устройство ограничителем поворота.

Возможен вариант выполнения буксирного устройства с дополнительной штангой, выполненной из двух секций, шарнирно соединенных с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота звеньев основной штанги, при этом звено основной штанги, снабженное средством для подсоединения к буксирующему транспортному средству, расположено между дополнительной штангой и другим звеном основной штанги.

Для обеспечения компактности устройства в собранном (нерабочем) состоянии можно звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксирующему транспортному средству, и/или звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству, и дополнительную штангу выполнить, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.

В другом варианте исполнения буксирного устройства, включающего штангу из двух звеньев, средство для подсоединения одного звена к буксируемому транспортному средству и средство для подсоединения другого звена к буксирующему транспортному средству, в него введено основание, на котором шарнирно с помощью осей закреплены звенья штанги, при этом каждое звено насажено на соответствующую ему ось.

Основание можно выполнить в виде двух пластин и расположить между ними звенья штанги, при этом в соединяемых концах звеньев и в пластинах можно выполнить отверстия для осей и на одну из осей насадить одно звено штанги, а на другую - другое звено штанги.

При этом целесообразно оси установить во втулках.

Устройство желательно снабдить стационарно установленным или съемным ограничителем движения звеньев штанги относительно друг друга (ограничителем поворота или ограничителем продольного смещения).

Ограничитель можно выполнить в виде отрезка трубы, и установить его между пластинами.

По меньшей мере, одно звено штанги можно выполнить, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.

Целесообразно ввести в устройство дополнительную штангу, снабженную средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству, и соединить ее шарнирно с основанием.

В этом случае также для сокращения продольного размера устройства в собранном виде в этом варианте целесообразно также звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксирующему транспортному средству, и/или звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству, и дополнительную штангу выполнить, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.

Полезная модель поясняется фигурами.

На фиг.1 и 2 представлены два варианта буксирного устройства с одной штангой; на фиг.3-6 - варианты буксирного устройства с дополнительной штангой.

Буксирное устройство содержит основную штангу, состоящую из двух звеньев 1 и 2, первое из которых снабжено средством 3 для подсоединения к буксируемому транспортному средству, а второе - средством 4 для подсоединения к буксирующему транспортному средству. Средства 3 и 4 могут быть различными в исполнении: они могут быть выполнены многоэлементными, составными, включать различные приспособления, позволяющие повысить надежность устройства и расширить его эксплуатационные возможности, в частности, могут содержать демпфирующие приспособления. В изображенных устройствах средства 3 и 4 имеют самое простое выполнение - каждое из них выполнено в виде серьги.

Звенья 1 и 2 соединены шарнирно. В качестве средства для шарнирного соединения звеньев 1 и 2 предлагается использовать механизмы, обеспечивающие поворот одного звена относительно другого и удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к буксирным устройствам (надежностью и удобством эксплуатации). Для значительного сокращения продольного размера буксирного устройства в собранном состоянии шарнирное соединение должно обеспечивать поворот одного звена относительно другого на угол не менее 90°, в оптимальном варианте этот угол должен быть равным 180°, при котором звенья 1 и 2 совмещаются. При этом, если звенья 1 и 2 имеют одинаковые продольные размеры, длина буксирного устройства сокращается вдвое.

Шарнирное соединение в различных вариантах буксирного устройства осуществляется с помощью осей, в качестве которых могут быть использованы болты, шпильки, валики, заклепки и т.п.

В буксирном устройстве, изображенном на фиг.1, звенья 1 и 2 соединены шарнирно с помощью оси 5, установленной во втулке 6, выполняющей функцию ограничителя расстояния, необходимого для свободного поворота звеньев 1 и 2 относительно друг друга.

В рабочем состоянии штангу желательно снабдить ограничителем поворота; в качестве съемного ограничителя поворота можно использовать шпильки, болты, шплинты и т.п. элементы. Ограничитель поворота такого типа можно вставить в отверстие 7 в звене 1 и соосное ему отверстие, выполненное в звене 2 (не приведено).

Этот вариант выполнения буксирного устройства применим для штанг любого поперечного сечения: как круглого, так и прямоугольного.

В буксирном устройстве, изображенном на фиг.2, соединяемые концы звеньев 1 и 2 выполнены с отверстиями, которые при сборке устройства совмещаются с отверстиями в основаниях 8 и 9, выполненных в виде пластин. Основания 8 и 9 размещены на противоположных сторонах штанги и закреплены на соединяемых концах звеньев 1 и 2 штанги заклепками 10 и 11, выполняющими функцию осей.

Во избежание заклинивания соединяемых звеньев 1 и 2 штанги при их повороте, например, вследствие деформации оснований 8 и 9, и во избежание осевого смещения использованы втулки 12 и 13, оси которых при сборке устройства совмещаются с осями отверстий в соединяемых концах звеньев 1 и 2 и основаниях 8 и 9.

В представленном на фиг.2 буксирном устройстве звенья 1 и 2 разнесены вдоль оснований 8 и 9 с образованием между ними пространства 14, которое позволяет осуществить свободный поворот звеньев 1 и 2 относительно друг друга, а также допускает размещение в этом пространстве ограничителя движения звеньев 1 и 2 штанги относительно друг друга, что повышает надежность устройства.

В качестве ограничителя движения может быть использован любой механизм, ограничивающий поворот или продольное смещение звеньев 1 и 2.

В простейшем варианте исполнения ограничитель движения представляет собой отрезок 15 трубы, установленный в пространстве 14 и закрепленный на пластинах 8 и 9, например, с помощью болта 16.

Возможно выполнение буксирного устройства, в котором в собранном состоянии звенья 1 и 2 состыковываются, а при разборке разносятся на расстояние, необходимое для свободного поворота звеньев 1 и 2 относительно друг друга. Этот вариант исполнения буксирного устройства можно осуществить применением оснований 8 и 9 с щелевидными отверстиями, используемыми для установки в них оси, на которую насаживается одно из звеньев штанги. Эти отверстия можно использовать также для установки ограничителя в виде шпильки, болта, шплинта и пр.

Устройство, приведенное на фиг.2, целесообразно использовать с применением штанги прямоугольного сечения, поскольку в этом случае основания 8 и 9, закрепляемые на противоположных сторонах штанги, обеспечивают надежное соединение ее звеньев 1 и 2.

Для повышения удобства транспортировки буксируемого транспортного средства по неровной дороге звено 1 и/или звено 2 выполнены из двух секций 17 и 18, шарнирно соединенных с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота звеньев 1 и 2 основной штанги (см. фиг.5).

Секции 17 и 18 разнесены на расстояние друг от друга и установлены между пластинами 19 и 20, которые неподвижно закреплены на одной из секций (в приведенной фигуре - на секции 17) и соединены шарнирно с другой секцией (секцией 18) посредством стержня 21, например, болта.

Буксирное устройство, содержащее одну штангу, применимо только для буксировки транспортных средств, имеющих одно стационарное средство (крюк, серьга) для подсоединения к буксирной штанге.

Для расширения функциональных возможностей буксирного устройства в него введена дополнительная штанга 22 (фиг.3-6), снабженная средством 23 для подсоединения к буксируемому транспортному средству. Штангу 22 целесообразно выполнить, по меньшей мере, из двух звеньев, складывающихся по принципам, заложенным в вышеописанных вариантах буксирного устройства с одной штангой. Выполнение буксирного устройства с дополнительной штангой, выполненной из складывающихся звеньев, можно применять как для буксировки транспортных средств, имеющих одно стационарное средство для подсоединения к буксирной штанге, так и для буксировки транспортных средств, имеющих два разнесенные вдоль бампера средства для подсоединения к буксирной штанге.

Различные варианты буксирного устройства с дополнительной штангой 22 отличаются соединениями ее со звеньями 1 и 2 основной штанги.

В буксирном устройстве, изображенном на фиг.3, звенья 1 и 2 основной штанги и дополнительная штанга 22 соединены шарнирно с помощью оси 24, которая вставлена во втулку 25, расположенную в отверстиях соединяемых концов.

В буксирном устройстве, изображенном на фиг.4, средство для соединения звеньев 1 и 2 основной штанги и дополнительной штанги 22 выполнено в виде основания 26, на котором звенья 1 и 2 и штанга 22 закреплены шарнирно.

В рабочем состоянии звено 2 основной штанги, которое имеет средство 4 для подсоединения к буксирующему транспортному средству, закрепляется на основании 26 неподвижно. Для этого звено 2 или основание 26 снабжено стационарным ограничителем поворота или, в другом варианте, звено 2 и основание 26 выполнены с отверстиями 27 и 28, одно из которых предназначено для ограничителя в виде болта, шпильки и т.п.

Основание 26 можно выполнить в виде одной пластины или в виде двух пластин. При выполнении основания 26 в виде одной пластины, звенья 1 и 2 и штанга 22 крепятся к поверхности пластины, а при выполнении основания 26 в виде двух пластин, звенья 1 и 2 и штанга 22 устанавливаются между пластинами.

Для того чтобы обеспечить в нерабочем состоянии компактность устройства, точки крепления на основании 26 звена 1 и штанги 22 разнесены на расстояние, допускающее поворот звена 1 и штанги 22 на требуемый угол (до 180°).

В буксирном устройстве, изображенном на фиг.5, звено 1 основной штанги и дополнительная штанга 22 выполнены секционными (см. выше). Звенья 1 и 2 и штанга 22 и насажены на ось 29 так, что звено 2, снабженное средством 4 для соединения с буксирующим средством, расположено между звеном 1 и дополнительной штангой 22.

Для уменьшения габаритов устройства в нерабочем состоянии одно или оба звена 1 и 2 основной штанги и дополнительная штанга 22 могут быть выполнены из нескольких шарнирно соединенных участков (фиг.6), при этом комбинация шарнирных соединений, представленных на фиг.1 и 2, позволяет реализовать устройства с различной компоновкой в собранном виде. Фиг.6 иллюстрирует один из вариантов буксирного устройства в собранном виде, в котором звенья 1 и 2 основной штанги и дополнительная штанга 22 выполнены из двух участков, соединенных шарнирными соединениями, представленными на фиг.1 и 2.

Устройство, изображенное на фиг.1, складывается вращением звеньев 1 и 2 вокруг оси 5; устройство, изображенное на фиг.2, складывается вращением звена 1 вокруг заклепки 11 и звена 2 вокруг заклепки 12; устройство, изображенное на фиг.3, складывается вращением звеньев 1 и 2 и штанги 22 вокруг оси 24; устройство, изображенное на фиг.4, складывается вращением звена 1 основной штанги и дополнительной штанги 22 вокруг соответствующих осей, установленных в основании 26; устройство, изображенное на фиг.5, складывается вращением звеньев 1 и 2 и штанги 22 вокруг оси 29.

В собранном виде устройство для буксировки имеет габариты, допускающие свободное помещение его даже в багажнике легковой машины.

Устройство может содержать средства, повышающие его эксплуатационные свойства, совместимые с его элементами. Устройство может содержать средства, выравнивающее нагрузку на различные элементы устройства при буксировке транспортного средства по неровной дороге, например, путем введения в полость штанги демпфирующих элементов, средства, позволяющие повысить надежность соединения штанги с серьгой или крюком, и т.п.

1. Буксирное устройство, включающее штангу с шарнирно соединенными звеньями, средство для подсоединения одного звена к буксируемому транспортному средству и средство для подсоединения другого звена к буксирующему транспортному средству, отличающееся тем, что звенья штанги соединены осью, вставленной в отверстия, выполненные в соединяемых концах звеньев штанги.

2. Буксирное устройство по п.1, отличающееся тем, что ось установлена во втулке.

3. Буксирное устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено, по меньшей мере, одним ограничителем поворота.

4. Буксирное устройство по п.3, отличающееся тем, что в качестве ограничителя использован стержень, например шпилька, вставленный в выполненные в звеньях штанги отверстия.

5. Буксирное устройство по п.1, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно звено штанги выполнено из двух секций, шарнирно соединенных с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота звеньев, при этом одна из секций соединена вышеупомянутой осью с другим звеном штанги.

6. Буксирное устройство по п.5, отличающееся тем, что секции разнесены на расстояние друг от друга и установлены между пластинами, которые неподвижно закреплены на одной из секций и соединены с другой секцией посредством стержня, например болта.

7. Буксирное устройство по п.1, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно звено штанги выполнено, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.

8. Буксирное устройство по п.1, отличающееся тем, что в него введена дополнительная штанга, один конец которой снабжен средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству, а другой шарнирно соединен с звеньями основной штанги.

9. Буксирное устройство по п.8, отличающееся тем, что дополнительная штанга насажена на вышеупомянутую ось.

10. Буксирное устройство по п.8, отличающееся тем, что оно снабжено ограничителем поворота.

11. Буксирное устройство по п.8, отличающееся тем, что дополнительная штанга выполнена из двух секций, шарнирно соединенных с возможностью поворота в плоскости, перпендикулярной плоскости поворота звеньев основной штанги, при этом звено основной штанги, снабженное средством для подсоединения к буксирующему транспортному средству, расположено между дополнительной штангой и другим звеном основной штанги.

12. Буксирное устройство по п.8, отличающееся тем, что звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксирующему транспортному средству, и/или звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству, и дополнительная штанга выполнены, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.

13. Буксирное устройство, включающее штангу из двух звеньев, средство для подсоединения одного звена к буксируемому транспортному средству и средство для подсоединения другого звена к буксирующему транспортному средству, отличающееся тем, что в него введено основание, на котором шарнирно с помощью осей закреплены звенья штанги, при этом каждое звено насажено на соответствующую ему ось.

14. Буксирное устройство по п.13, отличающееся тем, что основание выполнено в виде двух пластин, между которыми расположены звенья штанги, в соединяемых концах звеньев и в пластинах выполнены отверстия для осей, на одну из которых насажено одно звено штанги, а на другую насажено другое звено штанги.

15. Буксирное устройство по п.14, отличающееся тем, что оси установлены во втулках.

16. Буксирное устройство по п.14, отличающееся тем, оно снабжено стационарно установленным или съемным ограничителем движения звеньев штанги относительно друг друга.

17. Буксирное устройство по п.16, отличающееся тем, что ограничитель выполнен в виде отрезка трубы, установленной между пластинами.

18. Буксирное устройство по п.13, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно звено штанги выполнено, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.

19. Буксирное устройство по п.13, отличающееся тем, что в него введена дополнительная штанга, снабженная средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству и шарнирно соединенная с основанием.

20. Буксирное устройство по п.19, отличающееся тем, что звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксирующему транспортному средству, и/или звено штанги, снабженное средством для подсоединения к буксируемому транспортному средству, и дополнительная штанга выполнены, по меньшей мере, из двух шарнирно соединенных участков.



 

Похожие патенты:

Тягово-сцепное устройство (тсу) переменной длины для прицепа грузовых и легковых автомобилей относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для связи прицепных звеньев транспортных средств, например тракторов или автомобилей с прицепами
Наверх