Прицеп грузовой многоцелевой

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к прицепам грузовым многоцелевым, используемым в составе самоходных транспортных средств, предназначенных для перевозки различных грузов, в том числе и армейских, например, табельного имущества, парашютных платформ, кузовов-фургонов и т.д. и может применяться для эксплуатации по всем видам дорог и местности, по которым возможно движение автопоезда, без потери проходимости, и при безгаражном хранении. Для улучшении эксплуатационных характеристик по надежности, грузовместимости и в снижении металлоемкости, а также обеспечения возможности транспортирования крупногабаритных грузов прицеп грузовой многоцелевой содержит сварную раму, образованную продольно ориентированными балками-лонжеронами и, соединяющими их, поперечинами, передние и задние ходовые колеса, закрепленные на раме посредством осей и подвесок, поворотную тележку, расположенную под нижней передней частью рамы, соединенное с поворотной тележкой и передними ходовыми колесами, присоединительное дышло со сцепной петлей и поддерживающим устройством в виде подпружиненной цепной связи, платформу с настилом и бортами, оснащенными запорами закрытого положения, каркас тента и тент, запасное колесо, а также систему привода рабочих и стояночного тормозов, систему электрооборудования, при этом каркас тента выполнен разборный в виде стоек для крепления дуг каркаса и распорок для соединения дуг, причем дуги имеют возможность крепления на переднем борте снаружи рамы, распорки - внутри профиля балок-лонжеронов, а стойки каркаса, тент и борта, задний и боковые, выполненные съемные, имеют возможность крепления на переднем борте со стороны платформы, дышло выполнено с жестко закрепленным настилом, шланги системы привода рабочих тормозов закреплены внутри профиля контура дышла, сцепная петля закреплена на дышле посредством гайки с отверстием для установки стержня для обеспечения затяжки, крепление подпружиненной цепной связи выполнено разъемное, подвески выполнены в виде листовых полуэллиптических рессор, при этом платформа дополнительно содержит кронштейны с замками-фитингами для крепления кузовов-контейнеров и выдвижные скобы для фиксации перевозимого крупногабаритного груза, рама - крюки для фиксации перевозимого крупногабаритного груза. Настил дышла выполнен из перфорированного листа. Настил платформы выполнен из рифленого листа. Шланги тормозной системы выполнены из некорродирующего упругого материала. Запасное колесо закреплено посредством гаек, аналогичных гайкам для крепления колес на ступице. 1 п.ф., 3 з.п., 16 ил.

Полезная модель относится к автомобильной промышленности, а именно, к прицепу грузовому многоцелевому, используемому в составе с автомобилями КамАЗ-5350, предназначенному для перевозки различных грузов, в том числе и армейских, который может применяться для эксплуатации по всем видам дорог и местности, по которым возможно движение автопоезда, без потери проходимости, и при безгаражном хранении.

Известно прицепное транспортное средство, содержащее сварную раму, образованную продольно ориентированными балками-лонжеронами и, соединяющими их, поперечинами, платформу в виде настила, откидные борта, оснащенные запорами закрытого положения, передние и задние ходовые колеса, расположенную под нижней передней частью рамы поворотную тележку, присоединительное дышло, соединенное с поворотной тележкой и передними ходовыми колесами, а также систему привода рабочих и стояночного тормозов (см. описание изобретения к патенту Российской Федерации 2263043 МПК B62D 53/06 от 2004.06.23).

Конструктивное исполнение известного прицепного транспортного средства позволяет применять его только в автотракторном поезде, используя в качестве тягача трактор.

В качестве ближайшего аналога заявляемого технического решения выбран прицеп модель ЧМЗАП-8335.2., содержащий сварную раму, образованную продольно ориентированными балками-лонжеронами и, соединяющими их, поперечинами, передние и задние ходовые колеса, расположенную под нижней передней частью рамы поворотную тележку, присоединительное дышло с гайкой крепления сцепной петли, соединенное с поворотной тележкой и передними колесами, платформу в виде настила, откидные борта, оснащенные запорами закрытого положения, каркас тента и тент, запасное колесо, а также систему привода рабочих и стояночного тормозов, систему электрооборудования, (см журнал "КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ" 2(54) 2007 г., стр.94-95).

Конструктивное исполнение дышла не обеспечивает достаточную жесткость, необходимую при движении и маневрировании (развороте) автопоезда задним ходом. Дышло является одним из слабых элементов при маневре задним ходом, т.к. происходит смятие продольной балки дышла о задний буфер автомобиля-тягача. Кроме того, шланги системы привода рабочих и стояночного тормозов закреплены над профилем дышла и подвержены случайному обрыву при эксплуатации прицепа.

К недостаткам известного прицепа относится невысокая грузоподъемность (5000 кг), так как для фиксации перевозимого груза используют преимущественно борта, что ограничивает его грузовместимость.

Жесткое крепление цепей поддерживающего устройства не удобно при эксплуатации прицепа и снижает ремонтопригодность.

Запасное колесо в известном прицепе крепится к поддерживающему устройству с помощью оригинальной гайки, потеря которой недопустима.

Для затяжки гайки крепления сцепной петли используют специальный ключ, при потере которого затяжка гайки невозможна.

Упрощена конструкция подвески, а именно, исключены амортизаторы и их крепление, а плавность хода колес обеспечивается за счет трения между листами в рессорах.

Трубки привода тормозной системы выполнены металлические, подверженные коррозии, что снижает срок службы.

Технический результат полезной модели состоит в улучшении эксплуатационных характеристик прицепа по надежности, грузовместимости, травмобезопасности, а также возможности обеспечения транспортирования крупногабаритных грузов, и ремонтопригодности.

Для решения поставленного технического результата предложен прицеп грузовой многоцелевой, содержащий сварную раму, образованную продольно ориентированными балками-лонжеронами и, соединяющими их, поперечинами, передние и задние ходовые колеса, закрепленные на раме посредством осей и подвесок, поворотную тележку, расположенную под нижней передней частью рамы, соединенное с поворотной тележкой и передними ходовыми колесами, присоединительное дышло со сцепной петлей и поддерживающим устройством в виде подпружиненной цепной связи, платформу с настилом и бортами, оснащенными запорами закрытого положения, каркас тента и тент, запасное колесо, а также систему привода рабочих и стояночного тормозов, систему электрооборудования, при этом каркас тента выполнен разборный в виде стоек для крепления дуг каркаса и распорок для соединения дуг, причем дуги имеют возможность крепления на переднем борте снаружи рамы, распорки - внутри профиля балок-лонжеронов, а стойки каркаса, тент и борта, задний и боковые, выполненные съемные, имеют возможность крепления на переднем борте со стороны платформы, дышло выполнено с жестко закрепленным настилом, шланги системы привода рабочих тормозов закреплены внутри профиля контура дышла, сцепная петля закреплена на дышле посредством гайки с отверстием для установки стержня для обеспечения затяжки, крепление подпружиненной цепной связи выполнено разъемное, подвески выполнены в виде листовых полуэллиптических рессор, при этом платформа дополнительно содержит кронштейны с замками-фитингами для крепления кузовов-контейнеров и выдвижные скобы для фиксации перевозимого крупногабаритного груза, рама - крюки для фиксации перевозимого крупногабаритного груза. Настил дышла выполнен из перфорированного листа. Настил платформы выполнен из рифленого листа. Шланги тормозной системы выполнены из некорродирующего упругого материала. Запасное колесо закреплено посредством гаек, аналогичных гайкам для крепления колес на ступице.

Наличие на дышле жестко закрепленного настила обеспечивает ему дополнительную жесткость, повышая надежность конструкции при движении и маневрировании (развороте) автопоезда задним ходом, а также обеспечивает удобство работы водителю автомобиля, исключая травмобезопасность.

Закрепление шлангов системы привода рабочих и стояночного тормозов внутри профиля дышла исключает их случайный обрыв, а наличие отверстия в гайке позволяет использовать для затяжки гайки крепления сцепной петли любым металлическим стержнем, повышая надежность при эксплуатации.

Выполнение каркаса тента разборным, а заднего и боковых бортов съемными позволяет при необходимости, использовать платформу прицепа для крепления, например, кузовов-контейнеров и затем при их разгрузке восстановить платформу в первоначальном (собранном) виде, что повышает удобство при эксплуатации.

Наличие скоб и крюков на раме обеспечивает возможность погрузки крупногабаритных грузов и фиксацию его на платформе, повышая и грузовместимость и обеспечивая надежность его крепления при транспортировании.

Выполнение шлангов тормозной системы из некорродирующего упругого материала повышает надежность при эксплуатации.

Кроме того, колесно-ступичная группа, бортовая платформа по основанию, бортам, стойкам бортов, дугам тента и тенту и унифицированы с платформой КамАЗ-5350-340, что обеспечивает взаимозаменяемость деталей и узлов с основным тягачом и повышает ремонтопригодность.

Проведенные патентно-информационные исследования показали, что предлагаемое техническое решение неизвестно из известного уровня техники, что свидетельствуют о соответствии его критерию полезной модели «новизна».

Реализация заявляемого технического решения не имеет технических затруднений в промышленности, что свидетельствует о соответствии его критерию «промышленная применимость».

Полезная модель поясняется чертежами, где на: фиг.1 - изображен общий вид прицепа с установленным каркасом и тентом (вид сбоку); фиг.2 - вид А на фиг.1; фиг.3 - общий вид прицепа с разобранным каркасом и тентом (вид сбоку); фиг.4 - вид Б на фиг.3; фиг.5 - вид В на фиг.4; фиг.6 - выносной элемент Г на фиг.3; фиг.7 - сечение Д-Д на фиг.3; фиг.8 - вид Е на фиг.1; фиг.9 - выносной элемент Ж на фиг.8; фиг.10 - сечение З-З на фиг.8; фиг.11 - выносной элемент И на фиг.1; фиг.12 - вид К на фиг.11; фиг.13 - сечение Л-Л на фиг.4; фиг.14 - вид М на фиг.2; фиг.15 - подвеска; фиг.16 - схема крепления ресиверов.

Прицеп грузовой многоцелевой содержит сварную раму 1, образованную продольно ориентированными балками-лонжеронами 2 и, соединяющими их, поперечинами 3, передние ходовые колеса 4 и задние ходовые колеса 5, поворотную тележку 6, расположенную под нижней передней частью рамы 1 и соединенную с передними ходовыми колесами 4.

На раме 1 закреплена платформа 7, выполненная с металлическим настилом из рифленого листа, боковые борта 8 и задний борт 9, закрепленные с возможностью их съема и крепления на переднем борте 10. Борт 10 жестко закреплен в передней части платформы 7. Борта 8, 9 и 10 оснащены запорами закрытого положения (запоры закрытого положения на чертеже условно не показаны).

Каркас для крепления тента 11 выполнен разборный и состоит из стоек 12 для крепления дуг 13 и распорок 14 для соединения дуг 13 между собой. При разобранном каркасе дуги 13 имеют возможность крепления на переднем борте 10 снаружи платформы, а распорки 14 - внутри профиля балок-лонжеронов 2 (элементы крепления дуг и распорок на чертеже условно не показаны).

Кроме того, на платформе 1 закреплены кронштейны с замками-фитингами 15 для крепления кузовов-контейнеров и крюки 16, закрепленные по обе стороны (слева и справа) на раме 1. По контуру платформы 7, закреплены выдвигающиеся вверх скобы 17. Скобы 17 и крюки 16 необходимы для крепления и увязки перевозимого крупногабаритного груза, например, табельного имущества, парашютных платформ и т.д..

Присоединительное дышло 18 выполнено сварным из профиля равного швеллерообразного сечения, по форме приближенной к треугольной, с настилом 19 из перфорированного металлического листа. Присоединительное дышло 18 соединено с поворотной тележкой 6 и расположено с передней части рамы 1 с нижней ее стороны. Шланги 20 системы торможения закреплены внутри профиля дышла 18 посредством петель 21 для защиты от случайного обрыва при эксплуатации прицепа.

Для облегчения сцепки и расцепки прицепа с автомобилем дышло 18 оборудовано поддерживающим устройством в виде подпружиненной цепной связи, один конец которой пружиной 22 крепят к дышлу 18, а другой конец цепью 23 - к поворотной тележке 6.

Цепи 23 закреплены концами с возможностью их съема, для чего один конец цепи закреплен на крюке пружины 22, а другой - на поворотной тележке 6 посредством кронштейна 24 с отверстием для установки пальца 25 фиксирующего звено цепи 23 относительно кронштейна 24, что обеспечивает быстросъемность цепи 23 и ремонтопригодность прицепа.

Сцепная петля 26 крепится к дышлу 18 с помощью гайки 27, выполненной, например, с цилиндрическим «хвостом» с отверстием 28 для установки стержня, необходимого при ее затяжке, например, металлического прутка или монтировки, входящей в запас инструмента и принадлежностей (ЗИП).

Запасное колесо 29 закреплено под рамой 1 посредством гаек, аналогичных гайкам для крепления дисков ходовых колес 4 и 5 на ступице (гайки на чертеже условно не показаны).

Подвески ходовых колес 4 и 5 выполнены в виде листовых полуэллиптических рессор 30, закрепленных на раме 1 посредством переднего кронштейна 31 и заднего кронштейна 32. При этом один конец рессор 30 жестко закреплен на переднем кронштейне 31, а другой - свободно опирается на вкладыши заднего кронштейна 32 (вкладыши на чертеже условно не показаны). К оси 33 ходовых колес 4 и 5 рессоры 30 крепят стремянками 34.

Для снижения металлоемкости, в предлагаемом прицепе применены проушины облегченной конструкции для крепления растяжками при транспортировании прицепа (проушины на чертеже условно не показаны).

В пневмоприводе рабочей тормозной системы использованы место одного ресивера емкостью 43 л два ресивера 35 общей емкостью 40 л, аналогичные ресиверам автомобиля КамАЗ, что позволяет, во-первых, обеспечить временное движение на одном ресивере при возможной поломке другого ресивера, что повышает надежность работы прицепа, а во-вторых, обеспечить унификацию с базовым тягачом.

Работа прицепа грузового многоцелевого осуществляется традиционным образом.

1. Прицеп грузовой многоцелевой, содержащий сварную раму, образованную продольно ориентированными балками-лонжеронами и соединяющими их поперечинами, передние и задние ходовые колеса, закрепленные на раме посредством осей и подвесок, поворотную тележку, расположенную под нижней передней частью рамы, соединенное с поворотной тележкой и передними ходовыми колесами, присоединительное дышло со сцепной петлей и поддерживающим устройством в виде подпружиненной цепной связи, платформу с настилом и бортами, оснащенными запорами закрытого положения, каркас тента и тент, запасное колесо, а также систему привода рабочих и стояночного тормозов, систему электрооборудования, отличающийся тем, что каркас тента выполнен разборный в виде стоек для крепления дуг каркаса и распорок для соединения дуг, причем дуги имеют возможность крепления на переднем борте снаружи рамы, распорки - внутри профиля балок-лонжеронов, а стойки каркаса, тент и борта, задний и боковые, выполненные съемные, имеют возможность крепления на переднем борте со стороны платформы, дышло выполнено с жестко закрепленным настилом, шланги системы привода рабочих тормозов закреплены внутри профиля контура дышла, сцепная петля закреплена на дышле посредством гайки с отверстием для установки стержня для обеспечения затяжки, крепление подпружиненной цепной связи выполнено разъемное, подвески выполнены в виде листовых полуэллиптических рессор, при этом платформа дополнительно содержит кронштейны с замками-фитингами для крепления кузовов-контейнеров и выдвижные скобы для фиксации перевозимого крупногабаритного груза, рамы - крюки для фиксации перевозимого крупногабаритного груза.

2. Прицеп грузовой многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что настил дышла выполнен из перфорированного листа.

3. Прицеп грузовой многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что платформа выполнена из рифленого листа.

4. Прицеп грузовой многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что шланги тормозной системы выполнены из некорродирующего упругого материала.

5. Прицеп грузовой многоцелевой по п.1, отличающийся тем, что запасное колесо закреплено посредством гаек, аналогичных гайкам для крепления колес на ступице.



 

Наверх