Статор турбины газотурбинного двигателя

 

Полезная модель относится к газотурбинному авиадвигателестроению и может быть использована при проектировании и модернизации конструкции турбины газотурбинного двигателя для более надежной герметизации полостей охлаждения корпуса турбины.

Техническая задача, решаемая полезной моделью, заключается в создании конструкции обеспечивающей уплотнение стыка между надроторной вставкой и фланцем наружного кольца соплового аппарата без использования консольного закрепления уплотнительных секторов на надроторной вставке.

Поставленная задача решается тем, что статор турбины газотурбинного двигателя содержит надроторную вставку, наружное кольцо соплового аппарата с фланцем и уплотнительные секторы, выполненные в виде упругих пластин, которые установлены между фланцем и торцом надроторной вставки с возможностью контакта с ними.

Новым в полезной модели является то, что на фланце под местом контакта торца надроторной вставки и уплотнительных секторов выполнен кольцевой паз. Уплотнительные секторы перекрывают этот паз, соединены с фланцем с помощью крепежных элементов и имеют с ними скользящую посадку.

Полезная модель относится к газотурбинному авиадвигателестроению и может быть использована при проектировании и модернизации конструкции турбины газотурбинного двигателя для более надежной герметизации полостей охлаждения корпуса турбины.

Известен статор турбины газотурбинного двигателя [Жирицкий Г.С. и др. «Газовые турбины двигателей летательных аппаратов» - М., Машиностроение, 1971, с.400, рис.11.8.], содержащий сопловые лопатки с развитыми полками, которые обеспечивают минимизацию утечек охлаждающего воздуха из полости между корпусом турбины и сопловыми лопатками.

К недостатками такой конструкции следует отнести необходимость высокой точности изготовления элементов сопловых лопаток.

Также известен статор турбины газотурбинного двигателя [Патент РФ 2317422 С2 F01D 25/24, опубликован 20.02.08], содержащий надроторную вставку, наружное кольцо соплового аппарата с фланцем и уплотнительные секторы, выполненные в виде упругих пластин, установленные между фланцем и торцом надроторной вставки с возможностью контакта с ними. Уплотнительные секторы конической формы, в виде упругих пластин, консольно закреплены на надроторной вставке и при сборке отогнуты в сторону оси и поджаты к фланцу. Таким образом уплотнительные секторы обеспечивают упругое уплотнение стыка между фланцем наружного кольца соплового аппарата и надроторными вставками, герметизируя полость образованную корпусом турбины, фланцем наружного кольца соплового аппарата и надроторными вставками.

Недостатком такой конструкции является сложность изготовления надежного консольного закрепления уплотнительных секторов на

надроторной вставке, которое подвергается значительной нагрузке при сборке и в процессе эксплуатации узла.

Также недостатком является сложность технологии изготовления надроторных вставок с консольно закрепленными на ней уплотнительными секторами конической формы.

Техническая задача, решаемая полезной моделью, заключается в создании простой в изготовлении конструкции, обеспечивающей уплотнение стыка между надроторной вставкой и фланцем наружного кольца соплового аппарата, без использования консольного закрепления уплотнительных ceкторов на надроторной вставке.

Поставленная задача решается тем, что статор турбины газотурбинного двигателя содержит надроторную вставку, наружное кольцо соплового аппарата с фланцем и уплотнительные секторы, выполненные в виде упругих пластин, которые установлены между фланцем и торцом надроторной вставки с возможностью контакта с ними.

Новым в полезной модели является то, что на фланце под местом контакта торца надроторной вставки и уплотнительных секторов выполнен кольцевой паз. Уплотнительные секторы перекрывают этот паз, соединены с фланцем с помощью крепежных элементов и имеют с ними скользящую посадку.

На чертеже изображен статор турбины газотурбинного двигателя.

Статор турбины газотурбинного двигателя содержит надроторную вставку 1, наружное кольцо 2 соплового аппарата с фланцем 3, уплотнительные секторы 4. На фланце 3 под местом контакта торца 5 надроторной вставки 1 и уплотнительных секторов 4 выполнен паз 6. Уплотнительные сектора 4 перекрывает паз 6 и соединены с фланцем 3 с помощью приварных штифтов 7 и имеют с ними скользящую посадку.

Предложенная конструкция работает следующим образом.

Воздух, используемый для охлаждения корпуса 8 турбины, проходит через отверстия 9 на фланце 3 и попадает полость 10, образованную

корпусом 8 турбины, надроторными вставками 1 и фланцем 3. Герметизация зазора между надроторными вставками 1 и фланцем 3 обеспечивается уплотнительными секторами 4, которые при сборке узла прогибаются в месте контакта с торцом 5 надроторной вставкой 1 внутрь паза 6. Штифты 7 обеспечивают удержание уплотнительных секторов 4 на фланце 3 во время сборки, а скользящая посадка - возможность прогиба уплотнительных секторов 4 в месте их контакта с торцом 5 надроторной вставки 1.

Данное конструктивное решение обеспечивает надежное замыкание уплотнительными секторами 4 стыка между фланцем 3 наружного кольца 2 соплового аппарата и надроторной вставкой 1, и гарантирует герметичность охлаждаемой полости.

Статор турбины газотурбинного двигателя, содержащий надроторную вставку, наружное кольцо соплового аппарата с фланцем и уплотнительные секторы, выполненные в виде упругих пластин, установленные между фланцем и торцом надроторной вставки с возможностью контакта с ними, отличающийся тем, что на фланце под местом контакта торца надроторной вставки и уплотнительных секторов выполнен кольцевой паз, при этом уплотнительные секторы перекрывают этот паз, соединены с фланцем с помощью крепежных элементов и имеют с ними скользящую посадку.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано на автономных децентрализованных энергетических установках малой мощности, от 5 до 30 кВт электрической и от 20 до 200 кВт тепловой мощности
Наверх