Монолитный предварительно напряженный железобетонный каркас здания
Полезная модель направлена на снижение материалоемкости за счет преднапряжения перекрытия с обжатием по торцам без сцепления с бетоном, повышение коррозионной стойкости и огнестойкости напрягаемой арматуры и упрощение монтажа каркаса здания за счет работы с готовыми гибкими арматурными и возможности проведения монтажных работ в зимнее время. Указанный технический результат достигается тем, что монолитный предварительно напряженный железобетонный каркас здания, включает колонны и междуэтажные перекрытия с расположенной во взаимно-перпендикулярных направлениях в каналах перекрытия, без сцепления с бетоном, предварительно напряженной канатной арматурой, зафиксированной по торцам перекрытия. Каналы перекрытия образованы полиэтиленовой трубкой внутренним диаметром равным 1,2-1,3 диаметра канатной арматуры и заполненной смазкой вязкостью 200-250 Па.с. Арматурный канат выполнен с огнестойким покрытием. На концах каната по торцам перекрытия размещены опорные пластины и спрессованы с упором в опорные пластины анкерные гильзы для передачи усилия натяжения арматурных канатов на бетон перекрытия, и замоноличены бетоном. 3 илл.
Полезная модель относится к строительству, а именно к технологиям возведения монолитного безригельного каркаса здания с натяжением арматуры в построечных условиях.
Известна конструкция предварительно напряженного железобетонного каркаса здания, состоящего из вертикальных колонн, междуэтажных перекрытий с расположенной во взаимно-перпендикулярных направлениях в каналах перекрытия в соответствии с эпюрой изгибающих моментов предварительно напряженной арматурой, зафиксированной на торцах перекрытия по периметру каркаса здания с последующим замоноличиванием арматуры в каналах перекрытия. /1/
Недостатком известной конструкции является сложность и трудоемкость возведения каркаса из-за многодельности операции размещения и натяжения арматуры в теле перекрытия, трудоемкость размещения пустотообразователей и напрягаемой арматуры в опалубке, а также необходимость омоноличивания бетоном каналов и заполнение швов после натяжения арматуры, что необходимо для совместной работы арматуры и бетона.
Наиболее близкой является конструкция монолитного предварительно напряженного железобетонного каркаса здания, включающего вертикальные колонны, междуэтажные перекрытия с расположенной во взаимно-перпендикулярных направлениях в каналах перекрытия, без сцепления с бетоном предварительно напряженной канатной арматурой, зафиксированной по торцам перекрытия /2/.
Недостатками известной конструкции является сложность монтажных работ при укладке напрягаемой канатной арматуры и ее натяжении, затруднительность обеспечения точности натяжения особенно в зимнее время, недостаточная коррозионная стойкость конструкции.
Техническая задача заключается в упрощении технологии возведения и снижении материалоемкости каркаса здания, возможности ведения монтажных и подготовительных работ круглогодично за счет определения параметров используемых напрягаемых арматурных элементов, соразмерности комплектующих деталей, возможности повышения заводской готовности арматурных элементов, при повышении эксплуатационных качеств здания.
Поставленная задача решается таким образом, что в монолитном предварительно напряженном железобетонном каркасе здания, включающем колонны, междуэтажные перекрытия с расположенной во взаимно-перпендикулярных направлениях в каналах перекрытия без сцепления с бетоном предварительно напряженной канатной арматурой, зафиксированной по торцам перекрытия, согласно полезной модели, каналы перекрытия образованы полиэтиленовой трубкой внутренним диаметром равным 1,2-1,3 диаметра канатной арматуры и заполненной смазкой вязкостью 200-250 Па.с, а арматурный канат выполнен с огнестойким покрытием, при этом на концах каната по торцам перекрытия размещены опорные пластины и спрессованные с упором в опорные пластины анкерные гильзы для передачи усилия натяжения арматурных канатов на бетон перекрытия и замоноличены бетоном.
Предлагаемый каркас здания отличается от известного тем, что каналы перекрытия образованы полиэтиленовой трубкой внутренним диаметром равным 1,2-1,3 диаметра канатной арматуры и заполненной
смазкой вязкостью 200-250 Па.с, а арматурный канат выполнен с огнестойким покрытием, при этом на концах каната по торцам перекрытия размещены опорные пластины и спрессованные с упором в опорные пластины анкерные гильзы для передачи усилия натяжения арматурных канатов на бетон перекрытия и замоноличены бетоном.
Технический результат снижение материалоемкости за счет преднапряжения перекрытия с обжатием по торцам без сцепления с бетоном, повышение коррозионной стойкости и огнестойкости напрягаемой арматуры и упрощение монтажа каркаса здания за счет работы с готовыми гибкими арматурными элементами, выбранными параметрами смазочных веществ, обеспечивающими возможность работы и при отрицательных температурах. Повышение надежности фиксации преднапряженной канатной арматуры, за счет упора анкерной гильзы в соразмерную опорную пластину и омоноличивания ее, что исключает проскальзывание арматуры. Повышается точность натяжения, и достигается равномерность обжатия бетона по всему сечению, что увеличивает надежность работы всей конструкции в целом особенно при прогрессирующем разрушении конструкции в условиях пожара или землетрясения.
Способ поясняется чертежом, где на фиг.1 представлен фрагмент монолитного предварительно напряженного железобетонного каркаса здания; фиг.2 - А-А фиг.1; фиг.3 - узел А фиг.1.
Каркас здания состоит из колонн 1 и железобетонного перекрытия 2. Канатная арматура 3 размещена в наполненных смазкой 4 полиэтиленовых трубках 5 и зафиксирована на опорных пластинах 6 анкерными гильзами 7.
Каркас здания возводят следующим образом.
Предварительно перед возведением каркаса здания готовят напрягаемые арматурные элементы непосредственно на стройплощадке или в заводских условиях. Арматурный канат разматывают с бухты и разрезают на мерные отрезки заданной длины. Затем цанговыми зажимами наносят на концах отрезка в местах расположения анкерных гильз насечки расчетной глубиной. После чего на канатную арматуру наносят огнестойкое покрытие, например распылением и пропитывают маслом, погружая отрезок каната в лоток с редукторным маслом. Масло проникает в волокна каната и обеспечивает коррозионную стойкость к агрессивной среде. Затем наносят слой канатной смазки вязкостью 200-250 Пас и надевают каналообразователь - полиэтиленовую трубку внутренним диаметром равным 1,2-1,3 диаметра канатной арматуры. Параметры размера трубки и вязкость смазки обеспечивают свободное их соединение и достижение минимального коэффициента трения канатной арматуры в трубке, что дает возможность более точного натяжения. Возведение каркаса начинают с установки арматурного каркаса и вертикальной опалубки колонн. После чего устанавливают горизонтальную опалубку перекрытия, на которой размещают готовые напрягаемые арматурные элементы с образованием выпусков, а также ненапрягаемую рабочую и вспомогательную арматуру и закладные детали. После этого производят бетонирование колонн и перекрытия с выдержкой до достижения распалубочной прочности. При достижении бетоном передаточной прочности производят натяжение арматуры следующим образом. Освобождают выступающие за перекрытия выпуски канатной арматуры от трубки, надевают на выпуски арматуры опорные пластины и анкерные гильзы, и натягивают канатную арматуру гидродомкратами. Фиксацию натяжения производят путем опрессовки анкерной гильзы с упором в опорные пластины, которые передают усилие
натяжения на бетон. После чего узлы фиксации напряженной арматуры омоноличивают высокопрочным бетоном.
Предлагаемая конструкция каркаса обеспечивает снижение материалоемкости и возможности при реконструкции здания заменять напрягаемые арматурные элементы на новые.
Источники информации:
1 Патент РФ 2133802, кл. Е04В 1/18, публикация 27.07.99
2. Патент РФ 22161, Е04В 1/18, публикация 11.10.2001, (прототип).
Монолитный предварительно напряженный железобетонный каркас здания, включающий колонны, междуэтажные перекрытия с расположенной во взаимно перпендикулярных направлениях в каналах перекрытия, без сцепления с бетоном предварительно напряженной канатной арматурой, зафиксированной по торцам перекрытия, отличающийся тем, что каналы перекрытия образованы полиэтиленовой трубкой, внутренним диаметром, равным 1,2-1,3 диаметра канатной арматуры, и заполненной смазкой вязкостью 200-250 Па·с, а арматурный канат выполнен с огнестойким покрытием, при этом на концах каната по торцам перекрытия размещены опорные пластины и опрессованные с упором в опорные пластины анкерные гильзы для передачи усилия натяжения арматурных канатов на бетон перекрытия и замоноличены бетоном.