Установка транспортировки газа по трубопроводам
Полезная модель относится к установкам транспортировки газа по трубопроводам.
Сущность описанной модели содержит следующие отличия от действующих установок транспортировки газа по трубопроводам.
- Применение атомного реактора для получения высоких температур для превращения воды в перегретый пар.
- Использование перегретого пара для привода паровой турбины, которая передает крутящий момент нагнетателю газа в трубопровод и генератору, вырабатываемому электрическую энергию.
- Использование генератора для получения электрической энергии.
В результате внедрения заявляемой установки происходит увеличение срока эксплуатации установки до 10-12 лет без капитального ремонта и получение электрической энергии.
Полезная модель относится к установкам транспортировки газа по трубопроводам.
В настоящее время известны установки для транспортировки газа по трубопроводам, в которых в качестве приводов нагнетателей газа используются газотурбинные двигатели - 86%, электрические двигатели - 13%, поршневые двигатели - 1%.
Недостатком установок транспортировки газа с использованием электрических двигателей является огромное потребление электрической энергии, которой недостаточно особенно на территории Сибири и шельфе Северного ледовитого океана.
Недостатком установок транспортировки газа с использованием поршневых двигателей является большое потребление ГСМ, загрязнение атмосферы окислами азота и углерода, которые образуются в результате сгорания топлива. Низкий КПД данных видов двигателей.
Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является Турбоблок ГПА ГТК-10И, содержащий газотурбинный двигатель и нагнетатель газа, описанный в Справочнике мастера по ремонту ГПА ГТК-10И "Разборка - сборка турбоблока" г.Москва 1981, Производственное объединение "Союзгазэнергоремонт".
Недостатком такой установки транспортировки газа с использованием газотурбинных двигателей является:
- получение вращения турбины за счет сжигания значительной части транспортируемого газа.
- загрязнение атмосферы окислами азота и углерода, которые образуются в результате сгорания газа.
- быстрый выход из строя лопаток газовой турбины в результате горения газа, через 1,5-2 года эксплуатации, что требует огромных затрат при капитальном ремонте турбины.
Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является:
- Использование для привода нагнетателя газа по трубопроводам паровой турбины, получающей перегретый пар, вырабатываемый атомным реактором.
- Увеличение срока эксплуатации установки до 10-12 лет без капитального ремонта.
- Получение электрической энергии
Для решения указанной задачи, в отличие от известного устройства, содержащего газотурбинный двигатель и нагнетатель газа, установка имеет атомный реактор, паровую турбину, нагнетатель газа, генератор получения электрической энергии, охладитель пара и насос по нагнетанию воды в камеру атомного реактора, которые образуют замкнутый цикл получения перегретого пара для вращения паровой турбины, которая передает вращательный момент нагнетателю газа и генератору получения электрической энергии.
Сущность описанной модели содержит следующие отличия от действующих установок транспортировки газа по трубопроводам.
- Применение атомного реактора для получения высоких температур для превращения воды в перегретый пар.
- Использование перегретого пара для привода паровой турбины, которая передает крутящий момент нагнетателю газа в трубопровод и генератору, вырабатываемому электрическую энергию.
- Использование генератора для получения электрической энергии.
Полезная модель иллюстрируется чертежом, где на фигуре 1 показана схематично установка транспортировки газа по трубопроводам.
Установка работает следующим образом:
При работе атомного реактора 1, вода, проходящая через камеру нагрева реактора, превращается в перегретый пар, который, попадая на лопатки горизонтальной паровой турбины 2, приводит ее во вращательное движение. Паровая турбина 2 передает с одной стороны вращательный момент нагнетателю газа 3, с другой стороны передает вращательный момент генератору 4, который вырабатывает электрическую энергию.
Пар, после паровой турбины по трубопроводу попадает в охладитель 5, где превращается в воду и насосом 6 по трубопроводу опять подается в камеру атомного реактора 1.
Цикл оборота воды замкнутый, с атмосферой не контактирует.
В результате внедрения заявляемой установки происходит увеличение срока эксплуатации установки до 10-12 лет без капитального ремонта и получение электрической энергии.
Библиографические данные
1. Справочник мастера по ремонту ГПА ГТК-10И "Разборка - сборка турбоблока" г.Москва 1981 Производственное объединение "Союзгазэнергоремонт".
2. Л.Д.Яблоков, И,Г.Логинов "Паровые и газовые турбоустановки" г.Москва Энергоатомиздат 1988 г.352 с.
3. Э.А.Манушин "Газовые турбины: Проблемы и перспективы" г.Москва Энергоатомиздат 1986 г. 168 с.
4. Паровые и газовые турбины под редакцией А.Г.Костюка и В.В.Фролова, Москва, Энергоатомиздат, 1985 г. 352 с.
Установка транспортировки газа по трубопроводам, содержащая привод и нагнетатель газа, отличающаяся тем, что установка имеет атомный реактор, паровую турбину в качестве привода нагнетателя газа, генератор получения электрической энергии, охладитель пара и насос по нагнетанию воды в камеру атомного реактора, которые образуют замкнутый цикл получения перегретого пара для вращения паровой турбины, которая передает вращательный момент нагнетателю газа и генератору получения электрической энергии.