Опорная часть

 

Полезная модель относится к строительству и может быть использована для протяженных сооружений, например, мостов, транспортных галерей, трубопроводных переходов и др., у которых узлы опирания пролетных строений на опору в процессе эксплуатации могут испытывать знакопеременные вертикальные, в том числе, сейсмические воздействия. Задачей полезной модели является расширение функциональных возможностей опорной части, воспринимающей знакопеременные вертикальные нагрузки, и повышение ее экономической эффективности при обеспечении требуемой эксплуатационной способности. Опорная часть включает передающие в сооружении от пролетного строения на опору знакопеременные вертикальные нагрузки шарнир с криволинейной поверхностью и противоугоны, размещенные между связанными друг с другом верхней и нижней опорными плитами с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления необходимых возвратно поворотных и горизонтальных поступательных перемещений относительно опоры. Новым в полезной модели является то, что шарнир составлен из стянутых между собой центральным резьбовым элементом, например болтом, пропущенным через отверстия по вертикальной оси симметрии, малого шарового сегмента, вложенного в выемку со сферической поверхностью неподвижно укрепленного на одной из опорных плит большого шарового сегмента, в свою очередь установленного с возможностью поворотной подвижности в выемку со сферической поверхностью плиты скольжения, контактирующей с другой опорной плитой и укрепленными на ней противоугонами с возможностью горизонтального смещения этих плит относительно друг друга по своим плоским поверхностям со стороны обратной выемке плиты скольжения и с ее боков, при этом все сферические поверхности шарнира концентричны и так же как и плоские поверхности плиты скольжения, опорной плиты и противоугонов, выполнены из антифрикционных материалов прикрепленных слоев скольжения попарно ответными друг другу и взаимодействующими с плотным касанием, а диаметр отверстия под центральный резьбовой элемент в большом шаровом сегменте превышает диаметр этого элемента не менее чем на величину поворотного смещения большого сегмента при изгибе пролетного строения. При этом центральный резьбовой элемент либо может быть жестко закреплен в малом шаровом сегменте и в опорной плите, с которой контактирует плита скольжения и в ней диаметр выполненного отверстия под указанный резьбовой элемент превышает его диаметр не менее, чем на величину горизонтального смещения плиты скольжения при изгибе пролетного строения, а расстояние между плитой скольжения и противоугонами вдоль этого смещения равно его величине. Либо он может быть жестко закреплен в малом шаровом сегменте и плите скольжения, у которой поверхности плоских слоев скольжения, расположенные сбоку от ее сферической выемки, перекрыты сверху ответными поверхностями слоев скольжения противоугонов с обеспечением вертикальной неразъемной плиты скольжения и контактирующей с ней опорной плиты, при этом расстояние между плитой скольжения и противоугонами, расположенными перпендикулярно направлению взаимного смещения ее и взаимодействующей с ней опорной плиты, составляет величину не меньшую, чем величина требуемого для пролетного строения горизонтального перемещения. В последнем случае у плиты скольжения и противоугонов ответные плоские поверхности слоев скольжения, расположенные сбоку от сферической выемки плиты скольжения, могут быть или выполнены наклонными, в частности под углом 55°, к горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, на которой размещены плита скольжения и

противоугоны, и параллельными одному, например продольному, направлению горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом у противоугонов длина поверхностей скольжения вдоль указанного направления горизонтальных перемещений превышает не менее чем на их величину длину ответных поверхностей слоев скольжения плиты скольжения, или выполнены параллельными горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, на которой размещены плита скольжения и противоугоны, при этом длина и ширина поверхностей слоев скольжения противоугонов превышают длину и ширину поверхностей слоев скольжения плиты скольжения не менее, чем на величины горизонтальных перемещений пролетного строения в соответствующих взаимно перпендикулярных направлениях.

Полезная модель относится к строительству и может быть использована для протяженных сооружений, например, мостов, транспортных галерей, трубопроводных переходов и др., у которых узлы опирания пролетных строений на опору в процессе эксплуатации могут испытывать знакопеременные вертикальные, в том числе, сейсмические воздействия.

Известна опорная часть моста, включающая передающие в сооружении от пролетного строения на опору знакопеременные вертикальные нагрузки шарнир с криволинейной поверхностью и противоугоны, размещенные между связанными друг с другом верхней и нижней опорными плитами с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления возвратно-поворотных перемещений относительно опоры [1]. Одним из ее недостатков является то, что шарнир укреплен на нижней опорной плите, представляет вместе с ней нижний балансир и взаимодействует своей криволинейной, в данном случае цилиндрической, поверхностью со свободным касанием (термин принят согласно СНиП 2.05.03-84*, с.78, табл.48) с плоской поверхностью верхней опорной плиты с противоугонами в виде реборд, называемой в [1] верхней подушкой-балансиром. В результате свободного касания взаимодействующие поверхности шарнира и верхней подушки-балансира испытывают значительные контактные напряжения, из-за чего при их изготовлении из сталей обычной прочности (до класса 345) они или материалоемки или требуют применения дорогостоящих сталей высокой прочности (класса существенно выше, чем 345). Другой серьезный недостаток заключается в том, что верхняя подушка-балансир и нижний балансир объединены установленными вдоль цилиндрической поверхности за ее пределами изогнутыми стержнями, выполненными за одно целое со стяжными и анкерными болтами, соответственно прикрепляющими опорную часть к пролетному строению и опоре. Это не позволяет сооружению осуществлять требуемые для него температурные горизонтальные возвратно-поступательные перемещения, вследствие чего опорная часть может служить только в качестве неподвижной. Кроме того, выполнение изогнутых стержней заодно с указанными болтами исключает использование других видов крепления опорной части к сооружению и опоре, например, сваркой, что нередко требуется по условиям строительства.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели по технической сущности и достигаемому результату является опорная часть, включающая передающий в сооружении от пролетного строения на опору знакопеременные вертикальные нагрузки шарнир с криволинейной поверхностью и противоугоны, размещенные между связанными друг с другом верхней и нижней опорными плитами с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления возвратно-поворотных и горизонтальных возвратно-поступательных перемещений относительно опоры [2]. Данная опорная часть подразумевает возможность прикрепления опорных плит к пролетному строению и опоре разными видами соединений, например, посредством болтов, сварки или в их комбинации. Однако и ее основным недостатком является то, что шарнир выполнен в виде цилиндрического катка, в связи с чем взаимодействие обеих опорных плит и шарнира при воспринятой вертикальных нагрузок происходит также со свободным касанием, обусловливающим ранее указанные негативные последствия. Кроме того, связь верхней и нижней опорных плит осуществляется дугообразными демпферами, только в пределах деформаций которых пролетное строение и может реализовывать гораздо меньшие, чем температурные односторонне направленные возвратно-поступательные горизонтальные перемещения. В результате этого опорная часть по своей сути является неподвижной. И, наконец, ее противоугонные приспособления, обеспечивающие необходимую направленность горизонтальных перемещений, выполнены в

виде металлоемких и трудоемких косозубых реечных передач, которые в этой опорной части необходимы для гарантированного обеспечения качения катка при воспринятии вертикальных и горизонтальных нагрузок.

Предлагаемая полезная модель направлена на решение задачи расширения функциональных возможностей опорной части, воспринимающей знакопеременные вертикальные нагрузки, и повышения ее экономической эффективности при обеспечении требуемой эксплуатационной способности.

Для решения поставленной задачи в опорной части, включающей передающие в сооружении от пролетного строения на опору знакопеременные вертикальные нагрузки шарнир с криволинейной поверхностью и противоугоны, размещенные между связанными друг с другом верхней и нижней опорными плитами с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления необходимых возвратно-поворотных и горизонтальных возвратно-поступательных перемещений относительно опоры, шарнир составлен из стянутых между собой центральным резьбовым элементом, например болтом, пропущенным через отверстия по вертикальной оси симметрии, малого шарового сегмента, вложенного в выемку со сферической поверхностью неподвижно укрепленного на одной из опорных плит большого шарового сегмента, в свою очередь установленного с возможностью поворотной подвижности в выемку со сферической поверхностью плиты скольжения, контактирующей с другой опорной плитой и укрепленными на ней противоугонами с возможностью горизонтального смещения этих плит относительно друг друга по своим плоским поверхностям со стороны обратной выемке плиты скольжения и с ее боков, при этом все сферические поверхности шарнира концентричны и так же как и плоские поверхности плиты скольжения, опорной плиты и противоугонов, выполнены из антифрикционных материалов прикрепленных слоев скольжения попарно ответными друг другу и взаимодействующими с плотным касанием, а диаметр отверстия под центральный резьбовой элемент в большом шаровом сегменте превышает диаметр этого элемента не менее чем на величину поворотного смещения большого сегмента при изгибе пролетного строения. При этом центральный резьбовой элемент либо может быть жестко закреплен в малом шаровом сегменте и в опорной плите, с которой контактирует плита скольжения и в ней диаметр выполненного отверстия под указанный резьбовой элемент превышает его диаметр не менее, чем на требуемую величину горизонтального смещения плиты скольжения при изгибе пролетного строения, а расстояние между плитой скольжения и противоугонами вдоль этого смещения равно его величине. Либо он может быть жестко закреплен в малом шаровом сегменте и плите скольжения, у которой поверхности плоских слоев скольжения, расположенные сбоку от ее сферической выемки, перекрыты сверху ответными поверхностями слоев скольжения противоугонов с обеспечением вертикальной неразъемности плиты скольжения и контактирующей с ней опорной плиты, при этом расстояние между плитой скольжения и противоугонами, расположенными перпендикулярно направлению взаимного смещения ее и взаимодействующей с ней опорной плиты, составляет величину не меньшую, чем величина требуемого для пролетного строения горизонтального перемещения. В последнем случае у плиты скольжения и противоугонов ответные плоские поверхности слоев скольжения, расположенные сбоку от сферической выемки плиты скольжения, могут быть или выполнены наклонными, в частности под углом 55°, к горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, на которой размещены плита скольжения и противоугоны, и параллельными одному, например продольному, направлению горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом у противоугонов длина поверхностей скольжения вдоль указанного направления горизонтальных перемещений превышает не менее чем на их величину длину ответных поверхностей слоев скольжения плиты скольжения, или выполнены параллельными горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, на которой размещены плита скольжения и противоугоны, при этом длина и ширина поверхностей слоев скольжения противоугонов превышают длину и ширину поверхностей слоев

скольжения плиты скольжения не менее, чем на величины горизонтальных перемещений пролетного строения в соответствующих взаимно перпендикулярных направлениях.

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1, 2 и 3 показаны сечения соответственно неподвижной, односторонне и всесторонне подвижных опорных частей при креплении опорной плиты с противоугонами к опоре.

На фиг.4 показан вид А по фиг.2 и 3.

На фиг.5 и 6 показаны сечения соответственно односторонне и всесторонне подвижных опорных частей при креплении опорной плиты с противоугонами к пролетному строению.

В предлагаемой полезной модели опорной части, воспринимающей вертикальные сжимающую Nсж и отрывную Nотр нагрузки верхняя опорная плита, например 3, крепится к пролетному строению 1, а нижняя опорная плита, например 4 с противоугонами, - к опоре 2. Возможно и обратное расположение опорной части: плита 4 крепится к пролетному строению, а плита 3 к опоре. В первом случае обеспечивается фиксированное опирание пролетного строения на опорную часть, что позволяет упростить конструкцию и снизить металлоемкость его опорных узлов. Второй случай целесообразен при гибких опорах сооружения. Независимо от этого крепление опорной части может осуществляться болтами-простыми, высокопрочными и фундаментными, на сварке угловыми швами, в комбинации болтовых и сварных соединений или другими средствами.

Шарнир опорной части выполнен составным из стянутых между собой по вертикальной оси симметрии центральным резьбовым элементом, например, болтом 5, малого шарового сегмента 6, вложенного в сферическую выемку большого шарового сегмента 7, который неподвижно, например, болтами, присоединен к опорной плите 3. Центральным резьбовым элементом могут также быть шпилька, винт и др. Большой шаровой сегмент 7 в свою очередь установлен в сферическую выемку плиты скольжения 8, контактирующей с опорной плитой 4, на которой укреплены, например с помощью сварных угловых швов, противоугоны 9, 9 и 10 или 9 и 11. Плиты 4 и 8 взаимодействуют с возможностью горизонтального смещения относительно друг друга на величины, обусловленные горизонтальными перемещениями пролетного строения относительно опоры.

Малый 6 и большой 7 шаровые сегменты, плита скольжения 8 и опорная плита 4 соответственно соприкасаются друг с другом с плотным касанием (термин принят согласно СНиП 2.05.03-84*, с.78, табл.48) через укрепленные на них антифрикционные слои скольжения 12 и 13, выполненные из определенных материалов, известных из современного уровня техники. Например, слои скольжения 12 могут быть из высокомолекулярного полиэтилена, чистого или наполненного политетрафторэтилена (в нашей стране известного как фторопласт-4, за рубежом как тефлон, алгофлон, флюон и др.), а слои 13 из нержавеющей стали или твердого хрома с полированной поверхностью. Коэффициент трения таких контактных пар достаточно низок. Для его еще большего скольжения на соприкасающиеся поверхности слоев скольжения наносят смазку (например, циатим 221, силиконовый жир и др.). Для обеспечения плотного касания поверхности антифрикционных слоев скольжения 12 и 13 выполнены ответными друг другу. В частности, на малом 6 и большом 7 шаровых сегментах и выемке плиты скольжения 8 они являются сферическими и концентричными. Контактирующие поверхности слоев скольжения плиты 8 и 4 - плоские. Также слои скольжения 12 и 13 с плоскими ответными поверхностями соответственно укреплены с боков относительно сферической выемки на плите скольжения 8 и противоугонах 9, 10 и 11.

Для обеспечения стягивания по вертикальной оси симметрии центральным резьбовым элементом 5 деталей опорной части в малом 6 и большом 7 шаровых сегментах выполнены соответствующие отверстия. Если опорная часть неподвижная и ее опорная плита 4 с противоугонами 9 прикреплена к опоре, то отверстие, в частности резьбовое, может быть выполнено и в опорной плите 4, а центральный резьбовой элемент 5 жестко закреплен между

нею и малым шаровым сегментом 6. При этом диаметр d1 резьбового элемента 5 меньше диаметров d2 и d3 отверстий соответственно в плите скольжения 8 и большом шаровом сегменте 7. Если опорная часть односторонне или всесторонне подвижная, то независимо от расположения опорной части между пролетным строением и опорой резьбовое отверстие выполняется в плите скольжения 8 и уже между нею и малым шаровым сегментом 6 закреплен центральный резьбовой элемент 5. При этом его диаметр d1 меньше только диаметра d3 отверстия в большом шаровом сегменте 7. Для обеспечения вертикальной неразъемности опорной плиты 4 с плитой скольжения 8, поверхности ее слоев скольжения 12, расположенные сбоку от сферической выемки, перекрываются ответными поверхностями слоев скольжения 13 противоугонов 10 или 11.

Расстояния в опорной части 1, 2 и 3 между плитой скольжения 8 и противоугонами 9 позволяют пролетному строению осуществлять требуемые горизонтальные возвратно-поступательные перемещения. При этом перемещение на величину 1 предопределяется кинематической особенностью опорной части, вызванной разным расположением нейтральной оси опорного сечения пролетного строения и центра поворота шаровых поверхностей, а перемещения на величины 2 и 3 -температурными изменениями длины пролетного строения.

В односторонне подвижной опорной части у плиты скольжения 8 и противоугонов 10 ответные плоские поверхности слоев скольжения 12 и 13 выполнены наклонными по отношению к горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты 4. Угол наклона может составлять 55°, что является общепринятым в машиностроении для направляющих типа «ласточкин хвост», но в ряде случаев встречаются направляющие и с другой величиной угла. Наклонные плоские поверхности слоев скольжения 13 противоугонов 10 параллельны только одному, например, продольному направлению горизонтальных перемещений пролетного строения, а их длина превышает длину ответных поверхностей слоев скольжения 12 плиты скольжения 8 не менее чем на величину 2, требуемых для пролетного строения продольных перемещений. При 2=1 или 2=0 опорная часть может служить в качестве неподвижной.

Во всесторонне подвижной опорной части плоские ответные поверхности слоев скольжения плиты скольжения 8 и противоугонов 11 параллельны горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты 4. При этом у противоугонов 11 длина и ширина этих поверхностей превышают длину и ширину поверхностей плиты 8 не менее, чем на величину 2 и 3 соответствующих взаимно перпендикулярных направлений горизонтальных перемещений пролетного строения. Сами слои скольжения 12 и 13 могут быть, в частности, расположены на выступающих полках плиты 8 и противоугонов 11. При 3=0 опорная часть становится односторонне подвижной, а и при 2=1 или 2=0 - неподвижной.

Защита поверхностей скольжения слоев 12 и 13 от загрязнений осуществляется легкоснимаемым фартуком 14 (например, из силикона, резины т.д.) и кожухом 15 из оцинкованной, нержавеющей и др. стали, перемещаемым вместе с шарниром по размещенным по периметру противоугонов 9 сальникам, которые также могут быть изготовлены из политетрафторэтилена или других, показанных полимеров. Кожух может быть цельным или составным и прикрепляться к плите скольжения 8 любыми средствами (болтами, винтами и т.д.), вставляться в ее прорези и т.д. Для наблюдения за продольными горизонтальными перемещениями пролетного строения в подвижных опорных частях на кожухе 15 установлена линейка 16, а на противоугонах 10 и 11 указатель 17.

Опорная часть работает следующим образом. Обусловливаемые статической схемой пролетного строения 1, его загруженном, сейсмическими воздействиями и воспринимаемые опорной частью вертикальные нагрузки могут быть Nсж, сжимающими ее на опоре 2, и N отр, отрывающими ее от опоры 2. В соответствии этими знакопеременными воздействиями в опорной части нагружаются разные группы деталей.

При действии нагрузки Nсж воздействие от пролетного строения 1 передается на опору 2 через укрепленные на них соответственно опорные плиты 3 и 4, большой шаровой сегмент 7 и плиту скольжения 8. При этом с плотным касанием взаимодействуют между собой следующие ответные поверхности слоев скольжения 12 и 13: сферические - у большого шарового сегмента 7 и выемки плиты 8, плоские - у плиты 8 и опорной плиты 4.

При действии нагрузки Nотр в ее воспринятое включаются центральный резьбовой элемент 5 и малый шаровой сегмент 6, а в односторонне и всесторонне подвижных опорных частях дополнительно еще и противоугоны 10 и 11. С плотным касанием в этих случаях взаимодействуют ответные сферические поверхности слоев скольжения 12, 13 малого 6 и большого 7 шаровых сегментов и плиты скольжения 8, и ответные плоские поверхности слоев скольжения 12, 13: у неподвижной опорной части плиты скольжения 8 и опорной плиты 4; у подвижных опорных частей - плиты 8 и противоугонов 10 и 11. Соответственно воспринимаемой вертикальной нагрузке площади всех слоев скольжения 12 и сечений центрального резьбового элемента 5 и противоугонов 10 и 11 являются расчетными. Причем в односторонне подвижных опорных частях при этом должна учитываться и горизонтальная нагрузка.

При прогибах пролетного строения с прикрепленной к нему опорной плитой 3 большой шаровой сегмент 7 вместе с ней поворачивается между малым шаровым сегментом 6 и сферической выемкой плиты скольжения 8. При этом происходит некоторое горизонтальное смещение на величину 1 плиты 8, что в неподвижной опорной части учитывается разницей в диаметрах d1 и d2 соответственно центрального резьбового элемента 5 и отверстия под него в плите скольжения 8, а также расстоянием между нею и противоугонами 9. Иными словами, соблюдается соотношение d2-d 11. Его величина зависит от величины радиуса концентричных сферических поверхностей и расположения их центра по отношению к нейтральной оси опорного сечения пролетного строения, но, как правило, на практике не превышает 1-2 мм, а в ряде случаев принимается равной нулю. Помимо этого, как в неподвижной, так и в подвижных опорных частях, величина отверстия в большом шаровом сегменте 7 также не должна также препятствовать его повороту. В связи с этим диаметр d3 рассчитывается в зависимости от радиуса ответных сферических поверхностей слоев скольжения 12, 13 большого шарового сегмента 7 и плиты скольжения 8 и угла поворота пролетного строения, который обычно не превышает величину 0,013 рад.

Температурные перемещения пролетного строения реализуются подвижными опорными частями следующим образом.

В односторонне подвижных опорных частях большой шаровой сегмент 7 следуя за пролетным строением при действии нагрузки Nсж вынуждает плиту скольжения 8 совершать горизонтальные возвратно-поступательные перемещения по горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения 13 опорной плиты 4, а при действии нагрузки Nотр - по наклонным плоским поверхностям слоев скольжения 13 противоугонов 10. Последние, предопределяя одностороннюю направленность этих горизонтальных перемещений одновременно обеспечивают вертикальную неразъемность плиты скольжения 8 и опорной плиты 4, воспринимая при этом вертикальные и горизонтальные нагрузки. Величина 2 горизонтальных возвратно-поступательных перемещений плиты скольжения 8 назначается с учетом предельного температурного изменения длины пролетного строения и ранее показанной величины 1. Как уже указывалось при 2=1 или 2=0 опорная часть может выполнять функции неподвижной.

Отличие в работе всесторонне подвижной опорной части состоит в том, что при действии нагрузки Nотр плита скольжения 8 перемещается по плоским поверхностям слоев скольжения 13 противоугонов 11, параллельным горизонтальной поверхности слоя скольжения 13 опорной плиты 4. Это позволяет плите 8 совершать горизонтальные возвратно-поступательные перемещения в двух взаимно перпендикулярных направлениях соответственно на требуемые для пролетного строения величины 2 и 3. Здесь также обеспечивается вертикальная неразъемность плиты скольжения 8 от опорной плиты 4. С

такой же конструктивной схемой противоугонов 11 опорная часть может работать и как односторонне подвижная. В этом случае 3=0, а боковые поверхности плиты 8 и противоугонов 11 должны иметь и боковые слои скольжения, расположенные под углом 90° к горизонтальной поверхности скольжения опорной плиты 4. При 2=3=1 или равенстве нулю опорная часть также может служить в качестве неподвижной.

При прикреплении к пролетному строению опорной плиты 4, а к опоре - опорной плиты 3 работа опорных частей при изгибе пролетного строения отличается тем, что вместе с ним плита 4, плита скольжения 8 и малый шаровой сегмент поворачиваются относительно неподвижного большого шарового сегмента 7. Кроме того, в подвижных опорных частях опорная плита 4 вместе с пролетным строением 1 осуществляют свои горизонтальные возвратно-поступательные перемещения по плите скольжения 8. В остальном все ранее сказанное сохраняет свою справедливость. Однако следует отметить, что при данном расположении опорной части ее функциональная неподвижность может быть достигнута только в виде конструктивных схем, показанных для подвижных опорных частей с величинами перемещений 2=3=1 или равными нулю, что, по нашему мнению, также как и в первой схеме размещения, экономически неоправданно.

Таким образом, предлагаемая полезная модель может быть реализована в неподвижной, односторонне и всесторонне подвижных опорных частях, эксплуатируемых при знакопеременных вертикальных нагрузках. При этом ее конструктивная схема, основанная на плотном касании взаимодействующих деталей, позволяет ощутимо повысить экономическую эффективность этих опорных частей.

Источники информации, принятые во внимание:

1. А.с. СССР 1071678. М. кл. Е01D 19/04, 07.02.1984, Бюлл.5.

2. Пат. РФ 1513963. М. кл. Е01D 19/04, 20.07.1987

1. Опорная часть, включающая передающие в сооружении от пролетного строения на опору знакопеременные вертикальные нагрузки шарнир с криволинейной поверхностью и противоугоны, размещенные между связанными друг с другом верхней и нижней опорными плитами с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления необходимых возвратно-поворотных и горизонтальных возвратно-поступательных перемещений относительно опоры, отличающаяся тем, что шарнир составлен из стянутых между собой центральным резьбовым элементом, например болтом, пропущенным через отверстия по вертикальной оси симметрии, малого шарового сегмента, вложенного в выемку со сферической поверхностью неподвижно укрепленного на одной из опорных плит большого шарового сегмента, в свою очередь, установленного с возможностью поворотной подвижности в выемку со сферической поверхностью плиты скольжения, контактирующей с другой опорной плитой и укрепленными на ней противоугонами с возможностью горизонтального смещения этих плит относительно друг друга по своим плоским поверхностями со стороны обратной выемке плиты скольжения и с ее боков, при этом все сферические поверхности шарнира концентричны и так же как и плоские поверхности плиты скольжения, опорной плиты и противоугонов выполнены из антифрикционных материалов прикрепленных слоев скольжения попарно ответными друг другу и взаимодействующими с плотным касанием, а диаметр отверстия под центральный резьбовой элемент в большом шаровом сегменте превышает диаметр этого элемента не менее чем на величину поворотного смещения большого сегмента при изгибе пролетного строения.

2. Опорная часть по п.1, отличающаяся тем, что центральный резьбовой элемент жестко закреплен в малом шаровом сегменте и в опорной плите, с которой контактирует плита скольжения, при этом диаметр выполненного в последней плите отверстия под указанный резьбовой элемент превышает его диаметр не менее чем на требуемую величину горизонтального смещения плиты скольжения при изгибе пролетного строения, а расстояние между плитой скольжения и противоугонами вдоль этого смещения равно его величине.

3. Опорная часть по п.1, отличающаяся тем, что центральный резьбовой элемент жестко закреплен в малом шаровом сегменте и плите скольжения, у которой поверхности плоских слоев скольжения, расположенные сбоку от ее сферической выемки, перекрыты сверху ответными поверхностями слоев скольжения противоугонов с обеспечением вертикальной неразъемности плиты скольжения и контактирующей с ней опорной плиты, при этом расстояние между плитой скольжения и противоугонами, расположенными перпендикулярно направлению взаимного смещения ее и взаимодействующей с ней опорной плиты, составляет величину не меньшую, чем величина требуемых для пролетного строения горизонтальных перемещений.

4. Опорная часть по любому из пп.1 и 3, отличающаяся тем, что у плиты скольжения и противоугонов ответные плоские поверхности слоев скольжения, расположенные сбоку от сферической выемки плиты скольжения, выполнены наклонными, в частности, под углом 55° к горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, на которой размещены плита скольжения и противоугоны, и параллельными одному, например, продольному направлению горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом у противоугонов длина поверхностей скольжения вдоль указанного направления горизонтальных перемещений превышает не менее чем на их величину длину ответных поверхностей слоев скольжения плиты скольжения.

5. Опорная часть по любому из пп.1 и 3, отличающаяся тем, что у плиты скольжения и противоугонов ответные поверхности слоев скольжения, расположенные сбоку от сферической выемки плиты скольжения, выполнены параллельными горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, на которой размещены плита скольжения и противоугоны, при этом длина и ширина поверхностей слоев скольжения противоугонов превышают длину и ширину поверхностей слоев скольжения плиты скольжения не менее чем на величину горизонтальных перемещений пролетного строения в соответствующих взаимно перпендикулярных направлениях.



 

Наверх