Опорная часть

 

Полезная модель относится к строительству и может быть использована для протяженных сооружений, например, мостов, транспортных галерей, трубопроводных переходов и др., у которых узлы опирания пролетных строений на опору в процессе эксплуатации могут испытывать знакопеременные вертикальные, в том числе, сейсмические воздействия. Задачей полезной модели является расширение функциональных возможностей опорной части и повышение надежности ее эксплуатации. Опорная часть содержит передающие в сооружении от пролетного строения на опору вертикальные и горизонтальные нагрузки верхнюю и нижнюю опорные плиты, контактирующие между собой через вкладыш шаровой сегмент и противоугоны, размещенные с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления его возвратных поворотных и горизонтальных поступательных перемещений на требуемую величину относительно опоры с заданным коэффициентом трения посредством попарно взаимодействующих друг с другом с плотным касанием ответными сферическими и плоскими поверхностями антифрикционных слоев скольжения. Новым в полезной модели является следующее:

- вкладыш выполнен в виде плиты с вертикальным сквозным отверстием, а к одной из опорных плит прикреплена обойма с вогнутой внутренней и концентричной ей выпуклой наружной сферическими поверхностями слоев скольжения, с которыми соответственно взаимодействуют ответная выпуклая сферическая поверхность слоя скольжения шарового сегмента и ответная вогнутая сферическая поверхность слоя скольжения отверстия вкладыша, который либо неподвижно прикреплен к другой опорной плите, либо, будучи выполненным с дополнительными слоями скольжения с плоскими поверхностями, из которых одна размещена горизонтально заподлицо с плоской поверхностью слоя скольжения шарового сегмента, а две другие расположены по бокам вкладыша, горизонтально подвижно контактирует этими поверхностями слоев скольжения с соответствующими ответными плоскими поверхностями слоев скольжения другой опорной плиты и прикрепленных к ней противоугонов, при этом обойма и вкладыш размещены по вертикали на расстоянии от не контактирующих с ними опорных плит не меньшем, чем величина поворотного перемещения пролетного строения при его изгибе;

- у опорной плиты и противоугонов слои скольжения с плоскими поверхностями, взаимодействующие с ответными поверхностями слоев скольжения вкладыша, укреплены с возможностью его смещения совместно с шаровым сегментом по опорной плите вдоль направлений и на требуемые величины горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом расстояния между вкладышем и противоугонами, расположенными перпендикулярно направлениям его горизонтальных смещений не меньше величин указанных перемещений пролетного строения;

- прикрепленные к вкладышу по его бокам слои скольжения с плоскими поверхностями выполнены перекрываемыми ответными плоскими поверхностями слоев скольжения противоугонов, установленных на опорной плите с обеспечением ее вертикальной неразъемности с контактирующим с ней вкладышем;

- у вкладыша и противоугонов ответные плоские поверхности слоев скольжения, могут быть выполнены наклонными, в частности, под углом 55° к горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, с которой контактируют вкладыш и противоугоны, и параллельными одному, например, продольному направлению горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом у противоугонов длина поверхностей слоев скольжения вдоль указанного направления горизонтальных перемещений превышает не менее чем на их величину длину ответных поверхностей слоев скольжения вкладыша;

- у вкладыша и противоугонов ответные плоские поверхности слоев скольжения могут быть выполнены параллельными горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, с которой контактируют вкладыш и противоугоны, при этом длина и ширина поверхностей слоев скольжения противоугонов превышают длину и ширину ответных поверхностей слоев скольжения вкладыша не менее, чем на величины горизонтальных перемещений пролетного строения в соответствующих взаимно перпендикулярных направлениях;

- и, наконец, опорная плита с установленной на ней обоймой может быть прикреплена к пролетному строению или опоре при соответственно обратном прикреплении опорной плиты с установленными на ней противоугонами.

Полезная модель относится к строительству и может быть использована для протяженных сооружений, например, мостов, транспортных галерей, трубопроводных переходов и др., у которых узлы опирания пролетных строений на опору в процессе эксплуатации могут испытывать значительные вертикальные и горизонтальные, в том числе, знакопеременные нагрузки, включая сейсмические воздействия.

Известна опорная часть моста, содержащая передающие в сооружении от пролетного строения на опору вертикальные и горизонтальные нагрузки верхнюю и нижнюю опорные плиты, шаровой сегмент и противоугоны, размещенные с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления его возвратных поворотных и горизонтальных поступательных перемещений на требуемую величину относительно опоры с заданным коэффициентом трения посредством попарно взаимодействующих друг с другом с плотным касанием (термин принят согласно СНиП 2.05.03-84*, с.78, табл.48) ответными сферическими и плоскими поверхностями антифрикционных слоев скольжения [1]. Одним из ее недостатков является то, что в ней шаровой сегмент, неподвижно прикрепленный к верхней опорной плите, выпуклой сферической поверхностью своего слоя скольжения контактирует с ответной вогнутой сферической поверхностью слоя скольжения, принадлежащего подвижной плите, которая установлена на нижней опорной плите с противоугонами и взаимодействует с ними через слои скольжения с плоскими ответными поверхностями. Такая конструктивная схема опорной части подразумевает возможность воспринятая ею горизонтальных нагрузок за счет угла охвата выпуклой сферической поверхности сегмента ответной вогнутой поверхностью выемки подвижной плиты. Глубина выемки и высота сегмента определяются расчетом исходя из соотношения горизонтальных и вертикальных нагрузок. Однако подобный подход предопределяет в ряде случаев необходимость применения проката большой толщины, что не всегда является оправданным с технологической и экономической точек зрения. К другому существенному недостатку рассматриваемой опорной части можно отнести то, что она не предназначена для воспринятая вертикальных нагрузок, отрывающих пролетное строение от опоры, которые могут быть обусловлены как его схемой, так и сейсмическими воздействиями.

Наиболее близкой к предлагаемой полезной модели по технической сущности и достигаемому результату является опорная часть, содержащая передающие в сооружении от пролетного строения на опору вертикальные и горизонтальные нагрузки верхнюю и нижнюю опорные плиты, контактирующие между собой через два вкладыша шаровой сегмент и противоугоны, размещенные с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления его возвратных поворотных и горизонтальных поступательных перемещений на требуемую величину относительно опоры с заданным коэффициентом трения посредством попарно взаимодействующих друг с другом с плотным касанием ответными сферическими и плоскими поверхностями антифрикционных слоев скольжения [2]. Недостатком данной опорной части является то, что ее вкладыши укреплены на нижней опорной плите и состоят из таких элементов, как металлическая планка со слоем скольжения с плоской поверхностью с одной стороны и взаимодействующий с ней с другой стороны через цилиндрическую поверхность эластомер. Своими слоями скольжения вкладыши контактируют через ответные поверхности со слоями скольжения противоугонов, прикрепленных к верхней опорной плите. В результате эластомер, фактически являясь несущей деталью, имеющей относительно невысокие механические свойства и долговечность, накладывает определенные ограничения на величину воспринимаемых горизонтальных нагрузок и срок безремонтной эксплуатации опорной части. Кроме того, серезным недостатком и этой опорной части является то, что она также не может работать при отрывных вертикальных нагрузках.

Предлагаемая полезная модель направлена на решение задачи расширения функциональных возможностей опорной части и повышение надежности ее эксплуатации.

Поставленная задача в опорной части, содержащей передающие в сооружении от пролетного строения на опору вертикальные и горизонтальные нагрузки верхнюю и нижнюю опорные плиты, контактирующие между собой через вкладыш шаровой сегмент и противоугоны, размещенные с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления его возвратных поворотных и горизонтальных поступательных перемещений на требуемую величину относительно опоры с заданным коэффициентом трения посредством попарно взаимодействующих друг с другом с плотным касанием ответными сферическими и плоскими поверхностями антифрикционных слоев скольжения, решена следующим образом:

- вкладыш выполнен в виде плиты с вертикальным сквозным отверстием, а к одной из опорных плит прикреплена обойма с вогнутой внутренней и концентричной ей выпуклой наружной сферическими поверхностями слоев скольжения, с которыми соответственно взаимодействуют ответная выпуклая сферическая поверхность слоя скольжения шарового сегмента и ответная вогнутая сферическая поверхность слоя скольжения отверстия вкладыша, который либо неподвижно прикреплен к другой опорной плите, либо, будучи выполненным с тремя дополнительными слоями скольжения с плоскими поверхностями, из которых одна размещена заподлицо с плоской поверхностью слоя скольжения шарового сегмента, а две другие расположены по бокам вкладыша, горизонтально подвижно контактирует этими поверхностями слоев скольжения с соответствующими ответными плоскими поверхностями слоев скольжения другой опорной плиты и прикрепленных к ней противоугонов, при этом обойма и вкладыш размещены по вертикали на расстоянии от не контактирующих с ними опорных плит не меньшем, чем величина поворотного перемещения пролетного строения при его изгибе;

- у опорной плиты и противоугонов слои скольжения с плоскими поверхностями, взаимодействующие с ответными плоскими поверхностями слоев скольжения вкладыша, укреплены с возможностью его смещения совместно с шаровым сегментом по опорной плите вдоль направлений и на требуемые величины горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом расстояния между вкладышем и противоугонами, расположенными перпендикулярно направлениям его горизонтальных смещений не меньше величин указанных перемещений пролетного строения;

- прикрепленные к вкладышу по его бокам слои скольжения с плоскими поверхностями выполнены перекрываемыми ответными поверхностями слоев скольжения противоугонов, установленных на опорной плите с обеспечением ее вертикальной неразъемности с контактирующим с ней вкладышем;

- у вкладыша и противоугонов взаимодействующие ответные плоские поверхности слоев скольжения могут быть выполнены наклонными, в частности под углом 55° к горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, с которой контактируют вкладыш и противоугоны, и параллельными одному, например, продольному направлению горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом у противоугонов длина поверхностей слоев скольжения вдоль указанного направления горизонтальных перемещений превышает не менее, чем на их величину длину ответных поверхностей слоев скольжения вкладыша;

- у вкладыша и противоугонов взаимодействующие ответные плоские поверхности слоев скольжения могут быть выполнены параллельными горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, с которой контактируют вкладыш и противоугоны, при этом длина и ширина поверхностей слоев скольжения противоугонов превышают длину и ширину ответных поверхностей слоев скольжения вкладыша не менее, чем на величины горизонтальных перемещений пролетного строения в соответствующих взаимно перпендикулярных направлениях;

- опорная плита с установленной на ней обоймой может быть прикреплена к пролетному строению или опоре при соответственно обратном прикреплении другой опорной плиты с установленными на ней противоугонами.

Сущность полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 показано сечение неподвижной опорной части при креплении опорной плиты с обоймой к пролетному строению.

На фиг.2 и 3 показаны сечения соответственно поперек и вдоль оси пролетного строения односторонне подвижной опорной части при креплении опорной плиты с обоймой к пролетному строению.

На фиг.4 и 5 показаны сечения соответственно поперек и вдоль оси пролетного строения всесторонне подвижной опорной части при креплении опорной плиты с обоймой к пролетному строению.

На фиг.6, 7 и 8 показаны сечения поперек оси пролетного строения соответственно неподвижной, односторонне и всесторонне подвижных опорных частей при креплении опорной плиты с обоймой к опоре.

В предлагаемой полезной модели опорной части, воспринимающей вертикальные сжимающую Рсж и отрывную Ротр нагрузки верхняя опорная плита, например, 3 с обоймой 4 крепится к пролетному строению 1, а нижняя опорная плита, например, 5, в том числе с противоугонами 6, 7, 8 и 9 - к опоре 2. Возможно и обратное расположение опорной части: плита 5 крепится к пролетному строению, а плита 3 к опоре. В первом случае обеспечивается фиксированное опирание на опорную часть пролетного строения, что позволяет упростить конструкцию и снизить металлоемкость его опорных узлов. Второй случай целесообразен при гибких опорах сооружения. Независимо от этого крепление опорной части может осуществляться болтами: простыми, высокопрочными и фундаментными; на сварке угловыми швами; комбинацией болтовых и сварных соединений или другими средствами.

Обойма 4 выполнена с антифрикционными слоями скольжения 10 и 11 с концентричными соответственно вогнутой и выпуклой сферическими поверхностями, посредством которых она контактирует с поворотно подвижным взаимодействием со слоями скольжения с ответными сферическими поверхностями 11 и 10 соответственно шарового сегмента 12 и сквозных отверстий вкладышей 13, 14, 15, выполненных в виде плит. Отверстия вкладышей могут располагаться на плитах, например, по их вертикальной оси симметрии. На шаровом сегменте 12 укреплен и слой скольжения 16 с плоской поверхностью, которой сегмент горизонтально подвижно взаимодействует с плоской ответной поверхностью слоя скольжения 17, укрепленного на опорной плите 5.

В неподвижной опорной части вкладыш 13 может быть просто прикреплен, например болтами, к опорной плите 5, что обеспечивает воспринятие опорной частью вертикальных сжимающей Рсж и отрывной Р отр нагрузок. В подвижных опорных частях, работающих на на такие же вертикальные нагрузки, вкладыши 14 и 15 имеют три дополнительных антифрикционных слоя скольжения с плоскими поверхностями, один из которых слой 18 выполнен заподлицо со слоем скольжения 16 шарового сегмента 12, а два других слоя 19 расположены по бокам упомянутых вкладышей. Слой скольжения 18 горизонтально подвижно взаимодействует со слоем скольжения 17 опорной плиты 5, а слои скольжения 19 также подвижно взаимодействуют с перекрывающими их по вертикали слоями скольжения 20 противоугонов 6 и 8. Перекрытие боковых слоев скольжения вкладышей слоями скольжения противоугонов в подвижных опорных частях также обеспечивает их требуемую функциональность и вертикальную неразъемность при действии отрывных нагрузок. Сами слои 20 могут быть выполнены отдельно или как продолжение слоя скольжения 17 опорной плиты 5. При этом в зависимости от типа и функционального назначения опорной части возможны следующие варианты:

в односторонне подвижной опорной части вкладыш 14 и противоугоны 6 выполнены со слоями скольжения соответственно 19 и 20 с ответными плоскими поверхностями, параллельными, в частности, продольной оси пролетного строения и расположенными под углом, например, 55° к горизонтальной поверхности слоя скольжения 17 опорной плиты 5 с обеспечением одностороннего горизонтального перемещения вкладыша 14 совместно с шаровым сегментом 12 на величину 21. При этом противоугоны 7 размещены перпендикулярно направлению перемещения на расстоянии от вкладыша не меньшем чем величина 1. Если приять 12 мм, то опорная часть может функционировать в качестве неподвижной. Угол наклона слоев скольжения в 55° является общепринятым в машиностроении для направляющих типа «ласточкин хвост», но в ряде случаев встречаются направляющие и с другой, не более 90°, величиной угла. При его равенстве 90° опорная часть сможет работать только на сжимающую вертикальную Рсж и горизонтальные S1 нагрузки;

во всесторонне подвижной опорной части слои скольжения 19 и 20 вкладыша 15 и противоугонов 8 выполняют с ответными плоскими поверхностями, расположенными параллельно плоской поверхности слоя скольжения 17 опорной плиты 5. Эти слои скольжения вкладыша 15 и противоугонов 8 могут быть, в частности, размещены на их выступающих полках с обеспечением возможности перемещения вкладыша 15 совместно с шаровым сегментом 12 в двух взаимно перпендикулярных направлениях на величины 21 и 22. Для осуществления этих перемещений перпендикулярно их направлению расстояния между вкладышами 14, 15 и противоугонами 8, 9 выполнены не меньшими, чем величины требуемых для пролетного строения горизонтальных перемещений 1 и 2. При величине 12 мм и 22 мм опорная часть становится практически односторонне подвижной, а и при 1=22 мм - неподвижной.

Длина (в обоих типах подвижных опорных частей), и также ширина (во всесторонне подвижной опорной части) поверхностей слоев скольжения противоугонов превышают длину и ширину ответных поверхностей слоев скольжения вкладышей не менее чем на величины указанных горизонтальных перемещений пролетного строения в соответствующих направлениях. Эти слои скольжения выполнены из известных на современном уровне техники определенных материалов, обеспечивающих при парном взаимодействии с плотным касанием требуемый коэффициент трения. Например, слои скольжения 10, 16, 18 и 19 могут быть из сверхвысокомолекулярного полиэтилена, чистого или наполненного политетрафторэтилена (в нашей стране известного как фторопласт-4, за рубежом как тефлон, алгофлон, флюон и др.), а слои 11, 17 и 20 - из нержавеющей стали или твердого хрома с полированной поверхностью. Коэффициент трения таких контактных пар достаточно низок. Для его еще большего скольжения на соприкасающиеся поверхности слоев скольжения наносят смазку (например, циатим 221, силиконовый жир и др.). Плотное касание поверхностей парных антифрикционных слоев скольжения обеспечивается выполнением их поверхностей ответными друг другу.

Защита поверхностей скольжения от загрязнений осуществляется фартуком 21 (например, из силикона, резины т.д.) и кожухом 22 из оцинкованной, нержавеющей и др. стали, перемещаемым вместе с шаровым сегментом 12 и вкладышами 14 и 15 по размещенным по периметру противоугонов 6, 7, 8 и 9 сальникам 23, которые также могут быть изготовлены из политетрафторэтилена или других полимеров. Кожух может быть цельным или составным и прикрепляться к вкладышам любыми средствами (болтами, винтами и т.д.), вставляться в их прорези и т.д. Для наблюдения за продольными горизонтальными перемещениями пролетного строения в подвижных опорных частях на противоугонах 6 и 8 установлена линейка 24, а на кожухе 22 указатель 25. При эксплуатации опорной части с прикрепленной к пролетному строению опорной плитой 5 в подвижных опорных частях для удержания кожуха могут быть установлены скобы 26 также с сальниками 23.

Независимо от того прикреплена ли опорная плита 3 с обоймой 4 к пролетному строению 1 или опоре 2, а опорная плита 5 с противоугонами 6-9 соответственно наоборот, опорная часть работает следующим образом. Обусловливаемые статической схемой пролетного строения 1, его загружением, сейсмическими воздействиями и воспринимаемые опорной частью вертикальные нагрузки могут быть Рсж, сжимающими ее на опоре 2, и Р отр, отрывающими ее от опоры 2. В соответствии этими знакопеременными воздействиями в опорной части нагружаются разные группы деталей.

При действий нагрузки Рсж воздействие от пролетного строения 1 передается на опору 2 через укрепленные на них соответственно опорные плиты 3 и 5, обойму 4 и шаровой сегмент 12. При этом с плотным касанием взаимодействуют между собой следующие ответные поверхности слоев скольжения: сферические 10, 11 у обоймы и шарового сегмента, плоские 16, 17 у сегмента 12 и опорной плиты 5.

При действии нагрузки Р отр в ее воспринятие включаются обойма 4, вкладыши 13, 14, 15 и противоугоны 6 и 8. С плотным касанием здесь взаимодействуют ответные сферические поверхности слоев скольжения 10, 11 обоймы 4, вкладышей 13, 14 и 15 и ответные плоские поверхности слоев скольжения 19 и 20 соответственно указанных вкладышей и противоугонов 6 и 8.

Как в неподвижной, так и в односторонне подвижной опорных частях воспринятие горизонтальных нагрузок S1 и S2 осуществляется также указанными слоями скольжения со сферическими поверхностями шарового сегмента 12, обоймы 4, вкладышей 13, 14, болтами и слоями скольжения с плоскими поверхностями 19, 20 тех же вкладышей и противоугонов 6. При этом на указанные нагрузки работают, например, все расчетные болты креплений. Вместо болтов могут быть сварные швы, заклепки и др. Согласно воспринимаемой нагрузке рассчитываются и площади всех слоев скольжения.

При общем и местном прогибах и разгрузке пролетного строения 1 с прикрепленной к нему опорной плитой 3 и обоймой 4 последние осуществляют возвратные поворотные перемещения вокруг шарового сегмента 12 соответственно на углы ± 1 и 2, которые обычно не превышают величину 0,013 рад. Требуемая величина поворотных перемещений обеспечивается в опорной части просветом h1 между вкладышами 13, 14 и 15 и опорной плитой 3 и просветом h2 между обоймой 4 и опорной плитой 5. Величина этих просветов должна назначаться с учетом толщины кожуха 22.

Температурные перемещения пролетного строения реализуются подвижными опорными частями следующим образом.

В односторонне подвижных опорных частях опорная плита 3 с обоймой 4 при действии нагрузки Рсж вынуждает шаровой сегмент 12 с вкладышами 14 и 15 следовать за температурным изменением длины пролетного строения и совершать горизонтальные возвратно-поступательные перемещения ±V 1 по горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения 17 опорной плиты 5. При действии же нагрузки Ротр шаровой сегмент 12 с вкладышем 14 перемещается по наклонным плоским поверхностям слоев скольжения 20 противоугонов 6. Последние, предопределяя одностороннюю направленность этих горизонтальных перемещений одновременно обеспечивают вертикальную неразъемность опорной плиты 3 и опорной плиты 5, воспринимая при этом вертикальные и горизонтальные нагрузки. Величина ±1 горизонтальных возвратно-поступательных перемещений шарового сегмента 12 и вкладыша 14 назначается с учетом предельного температурного изменения длины пролетного строения.

Отличие в работе всесторонне подвижной опорной части состоит в том, что при действии нагрузки Ротр шаровой семент 12 с вкладышем 15 перемещается по плоским поверхностям слоев скольжения 20 противоугонов 8, параллельным горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения 17 опорной плиты 5. Это позволяет им совершать горизонтальные возвратно-поступательные перемещения ±V1 и ±V2 в двух взаимно перпендикулярных направлениях соответственно на требуемые для пролетного строения величины ±2 и ±1. Здесь также обеспечивается вертикальная неразъемность опорных плит 3 и 5. При работе опорной части с такой же конструктивной схемой противоугонов 9 в качестве односторонне подвижной торцы полок вкладыша 15 и противоугонов 8 должны иметь и боковые слои скольжения с ответными плоскими поверхностями, расположенными под углом 90° к горизонтальной поверхности слоя скольжения 17 опорной плиты 5.

При прикреплении к пролетному строению опорной плиты 5, а к опоре - опорной плиты 3 работа опорных частей при изгибе пролетного строения отличается тем, что его возвратные поворотные перемещения осуществляются вместе с опорной плитой 5 с противоугонами, вкладышами 13, 14 или 15 и шаровым сегментом 12 относительно неподвижной обоймы 4. Кроме того, в подвижных опорных частях при действии сжимающей нагрузки Рсж опорная плита 5 вместе с противоугонами 6-9 осуществляет свои горизонтальные возвратно-поступательные перемещения по слоям скольжения 16 и 18 соответственно шарового сегмента 12 и вкладышей 14, 15. При этом последние не воспринимают вертикальной сжимающей нагрузки. При действии отрывной нагрузки Ротр перемещение плиты 5 с противоугонами будет присходить и по слоям скольжения 18, 19 упомянутых вкладышей. В остальном все ранее сказанное сохраняет свою справедливость.

Таким образом, предлагаемая полезная модель может быть реализована в неподвижной, односторонне и всесторонне подвижных опорных частях, эксплуатируемых при значительных вертикальных и горизонтальных, в том числе, знакопеременных нагрузках. При этом новая конструктивная схема опорных частей позволяет повысить их долговечность.

Источники информации, принятые во внимание:

1. Пат. РФ 2164271. М. кл. Е01D 19/04, 20.03.2001. Бюлл. 8.

2. Пат. ФРГ 3517895. М. кл. Е01D 19/04, 20.11.1986.

1. Опорная часть, содержащая передающие в сооружении от пролетного строения на опору вертикальные и горизонтальные нагрузки верхнюю и нижнюю опорные плиты, контактирующие между собой через вкладыш шаровой сегмент и противоугоны, размещенные с возможностью обеспечения пролетному строению осуществления его возвратных поворотных и горизонтальных поступательных перемещений на требуемую величину относительно опоры с заданным коэффициентом трения посредством попарно взаимодействующих друг с другом с плотным касанием ответными сферическими и плоскими поверхностями антифрикционных слоев скольжения, отличающаяся тем, что вкладыш выполнен в виде плиты с вертикальным сквозным отверстием, а к одной из опорных плит прикреплена обойма с вогнутой внутренней и концентричной ей выпуклой наружной сферическими поверхностями слоев скольжения, с которыми соответственно взаимодействуют ответная выпуклая сферическая поверхность слоя скольжения шарового сегмента и ответная вогнутая сферическая поверхность слоя скольжения отверстия вкладыша, который либо неподвижно прикреплен к другой опорной плите, либо, будучи выполненным с тремя дополнительными слоями скольжения с плоскими поверхностями, из которых одна размещена заподлицо с плоской поверхностью слоя скольжения шарового сегмента, а две другие расположены по бокам вкладыша, горизонтально подвижно контактирует этими поверхностями слоев скольжения с соответствующими ответными плоскими поверхностями слоев скольжения другой опорной плиты и прикрепленных к ней противоугонов, при этом обойма и вкладыш размещены по вертикали на расстоянии от не контактирующих с ними опорных плит, не меньшем, чем величина поворотного перемещения пролетного строения при его изгибе.

2. Опорная часть по п.1, отличающаяся тем, что у опорной плиты и противоугонов слои скольжения с плоскими поверхностями, взаимодействующие с ответными плоскими поверхностями слоев скольжения вкладыша, укреплены с возможностью его смещения совместно с шаровым сегментом по опорной плите вдоль направлений и на требуемые величины горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом расстояния между вкладышем и противоугонами, расположенными перпендикулярно направлениям его горизонтальных смещений, не меньше величин указанных перемещений пролетного строения.

3. Опорная часть по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что прикрепленные к вкладышу по его бокам слои скольжения с плоскими поверхностями выполнены перекрываемыми ответными плоскими поверхностями слоев скольжения противоугонов, установленных на опорной плите с обеспечением ее вертикальной неразъемности с контактирующим с ней вкладышем.

4. Опорная часть по п.3, отличающаяся тем, что у вкладыша и противоугонов взаимодействующие ответные плоские поверхности слоев скольжения выполнены наклонными, в частности, под углом 55° к горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, с которой контактируют вкладыш и противоугоны, и параллельными одному, например, продольному направлению горизонтальных перемещений пролетного строения, при этом у противоугонов длина поверхностей слоев скольжения вдоль указанного направления горизонтальных перемещений превышает не менее чем на их величину длину ответных поверхностей слоев скольжения вкладыша.

5. Опорная часть по п.3, отличающаяся тем, что у вкладыша и противоугонов взаимодействующие ответные плоские поверхности слоев скольжения выполнены параллельными горизонтальной плоской поверхности слоя скольжения опорной плиты, с которой контактируют вкладыш и противоугоны, при этом длина и ширина поверхностей слоев скольжения противоугонов превышают длину и ширину ответных поверхностей слоев скольжения вкладыша не менее чем на величины горизонтальных перемещений пролетного строения в соответствующих взаимно перпендикулярных направлениях.

6. Опорная часть по любому из пп.4 и 5, отличающаяся тем, что опорная плита с установленной на ней обоймой прикреплена к пролетному строению или опоре при соответственно обратном прикреплении другой опорной плиты с установленными на ней противоугонами.



 

Похожие патенты:

Наконечник винтовой сваи относится к области промышленного и гражданского строительства и может быть использована как при возведении новых, так и при усилении фундаментов ранее возведенных зданий и сооружений, а также при сооружении опор, воспринимающих знакопеременные нагрузки, или при устройстве шпунтового ограждения котлована из труб.
Наверх