Запорное устройство крышки люка кузова универсального полувагона

 

Полезная модель запорного устройства крышки люка предназначена для магистральных полувагонов с люками в полу кузова.

Предлагаемое запорное устройство крышки люка кузова полувагона применяется при серийном изготовлении магистральных люковых полувагонов. Характеризуется тем, что для снижения трудоемкости и повышения ремонтопригодности в эксплуатации включает скобу прижима крышки и скоби-державки запорных элементов, которые в местах их соединения с нижней обвязкой кузова увеличены по площади, и по контурам увеличенных привалочных частей сварены с нижней обвязкой, при этом соединение скобы прижима крышки с нижней обвязкой кузова выполнено также сварным. Привалочная часть скобы-державки выполнена со скосом снизу, и скоба прижима крышки имеет треугольную форму и выполнена из круглого проката.

Съемные элементы устройства - двузубые крюки-закидки и эксцентриковые секторы-фиксаторы остаются унифицированными и легко заменяются.

Предлагаемое запорное устройство крышки люка может использоваться и при капитальных ремонтах полувагонов с люками в полу кузова.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности к магистральным универсальным полувагонам с люками в полу кузова, и касается устройств для запирания крышек люков кузова. Предлагаемая полезная модель может быть использована при серийном изготовлении магистральных универсальных полувагонов всех типоразмеров с люками в полу кузова и при их капитальных ремонтах.

В Российской Федерации, Украине, в странах СНТ и Балтии распространены и широко используются известные из уровня техники запорные устройства крышек люков кузова полувагонов [1], которые содержат скобу для прижима крышки к кузову и два запорных механизма, каждый из которых состоит из двузубого крюка-закидки для поэтапного (постепенного) закрывания крышки и эксцентрикового сектора-фиксатора, шарнирно установленных на нижней несущей обвязке кузова с помощью подогнутых планок-державок.

Скоба прижима крышек и подогнутые планки-державки запорных механизмов жестко закреплены на нижней обвязке кузова заклепочными соединениями. Использование последних, как и подготовка соединяемых

элементов - нижних несущих обвязок кузова к клепке, приводит к высокой трудоемкости подготовительно-сверлильных и сборочно-заклепочных работ при серийном выпуске полувагонов, что сдерживает производительность труда.

Известные запорные устройства [2 и 3], аналогичного назначения, содержат дополнительные элементы для надежного запирания крышек люков кузова, но по исполнению и закреплению конструктивных элементов устройств к кузову они также трудоемки, поскольку в этих разработках известные элементы крепления запорных устройств не совершенствовались.

Технической задачей предлагаемой полезной модели запорного устройства крышки люка кузова является совершенствование конструкции, направленное на повышение производительности подготовительных и сборочных работ при серийном изготовлении универсальных полувагонов. Техническо-экономический результат - значительное снижение трудоемкости изготовления полувагона при сохранении унификации по сменным деталям запорных устройств и улучшение ремонтной пригодности в эксплуатации. При этом, применять специальное технологическое оснащение для подготовки соединяющихся элементов, установку и последующее закрепление планок-державок, при сборке устройств, практически не нужно, поскольку для предварительного закрепления (установки) планок-державок на стенках кузова можно использовать шарнирные и резьбовые элементы устанавливаемых здесь двузубых крюков-закидок и эксцентриковых секторов-фиксаторов, то есть, при этом, технологические сборочные операции могут быть совмещены.

Для достижения поставленной задачи, в предлагаемом запорном устройстве, содержащем скобу для прижима крышки к кузову и два запорных механизма, каждый из которых состоит из двузубого крюка-закидки для постепенного закрывания крышки и эксцентрикового сектора-фиксатора, шарнирно установленных на нижней обвязке кузова с помощью закрепленных на ней подогнутых планок-державок. Последние в месте их

закрепления сварены с нижней обвязкой, при этом подогнутая часть планки-державки, то есть ее привалочная плоскость увеличена по площади с криволинейным или V-образным выполнением контура кромок для приварки. Увеличенная привалочная плоскость подогнутой части планки-державки выполнена со скосом снизу. Такое исполнение подогнутой части планки-державки увеличивает длину закрепляющего сварочного шва и исключает наличие поперечных швов на нижней несущей обвязке кузова.

Крепление скобы прижима крышки кузова к нижней обвязке выполнено при этом также сварным, и скоба прижима крышки выполнена треугольной формы из прокатного круга и приварена к нижней обвязке кузова продольным сварочным швом. Треугольная форма скобы прижима крышки увеличивает стойкость скобы от случайных повреждений в эксплуатации.

В конструкции устройства применены унифицированные для полувагонов всех типоразмеров крюки-закидки, эксцентриковые секторы-фиксаторы, элементы шарнирных и резьбовых соединений, а также дополнительные устройства от самопроизвольного открывания крышек.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 - общий вид (вид спереди) запорного устройства крышки кузова. Показанна установка устройства и его элементов на кузове полувагона.

Фиг.2 - вид А на фиг.1 (вид сверху на приваренную подогнутую планку-державку с шарнирно установленными в ней крюком-закидкой и эксцентриковым сектором-фиксатором).

Фиг.3-место И на фиг.1. Показан V-образный вариант выполнения кромок привариваемой к кузову подогнутой части планки-державки.

Осуществление полезной модели (устройство и принцип действия)

Запорное устройство крышки люка кузова по предлагаемой полезной модели состоит из скобы 1, фиг.1, предназначенной для осуществления рычажного прижима крышки 2 к нижнем обвязке 3 кузова, и двух запорных механизмов (левого и правого), каждый из которых состоит из двузубого крюка-закидки, соответственно, 4 и 5, для постепенного закрывания крышки и эксцентрикового сектора-фиксатора, соответственно, 6 и 7. Крюки-закидки и секторы-фиксаторы шарнирно установлены в подогнутых планках-державках 8 и 9 (левых и правых), фиг.1 и 2, которые шарнирно закреплены на нижней обвязке 3 кузова с помощью болтов с резьбой на концах, соответственно, 10 и 11, и гаек 12, 13, фiг.2. В местах непосредственного крепления к нижней обвязке кузова 3, подогнутые планки-державки 8 и 9 своими подогнутыми частями приварены по контуру кромок «Б» к нижней обвязке 3 кузова. При этом, привалочная плоскость «В» планки-державки имеет увеличенную площадь с криволинейным или V-образным, фиг.3, контуром кромок «Б». Скоба 1 для прижима крышки 2 к кузову выполнена треугольной формы из стального круга и приварена к нижней обвязке 3 кузова продольным сварочным швом «Д», расположенным в верхней горизонтальной части скобы. Для предотвращения самопроизвольного открывания крышек люков кузова при разгрузке полувагонов на вагоноопрокидывателях, запорное устройство обеспечено пружинными съемными накидками 14, которые постоянно установлены в опорных угольниках 15, 16 (фиг.1) крышки 2 и взаимодействуют с цапфами «Г», то есть в рабочем положении накинуты на цапфы крюков-закидок 4 и 5. Последние, в закрытом положении крышки люка, что обеспечивается путем прижима крышки к кузову ломом-рычагом (на чертежах не показано) через скобу 1, находятся в постоянном взаимодействии с опорными угольниками 15 и 16 крышки. При этом, эксцентриковые сектора-фиксаторы 6 и 7 возвращены, прижаты к крюкам-закидкам, соответственно, 4 и 5, и

находятся в положении фиксации, а пружинные накидки 15 накинуты на цапфы «Г» крюков-закидок 4 и 5.

В условиях эксплуатации, при возможном износе взаимодействующих поверхностей и других повреждениях крюков-закидок и эксцентриковых секторов-фиксаторов, те и другие снимают для наплавления поверхностей или заменяют новыми унифицированными запасными частями, которые устанавливают в стационарные планки-державки 8 и 9 кузова. При случайных повреждениях скобы 1, которая в треугольном исполнении более устойчивая от механических повреждений, нижнюю часть скобы или всю скобу срезают и рядом или на ее место приваривают новую скобу.

Предприятием-заявителем разработаны рабочие чертежи предлагаемого запорного устройства крышки люкового полувагона. Экспериментальная проверка головного образца проведена, использование устройства в серийном производстве универсальных полувагонов модели 12-9790 начато с 15.07.2008 года.

Источники информации:

1. «Вагоны» под редакцией проф. Л.А.Шадура, Москва «Транспорт», 1980, стор. 311-312, рис.XI. 16.

2. Авт.св. СССР 1625741 от 28.04.1989 р. «Запорное устройство крышки люка полувагона».

3. Патент Российской Федерации 2026221 от 09.06.1992 р.. «Запорное устройство крышки люка полувагона».

1. Запорное устройство крышки люка кузова универсального полувагона, включающее установленные на нижней обвязке кузова скобу прижима крышки к кузову и два запорных механизма, каждый из которых состоит из двузубого крюка-закидки для закрывания крышки и эксцентрикового сектора-фиксатора, шарнирно установленных на нижней обвязке кузова с помощью подогнутых планок-державок, закрепленных на последней, отличающееся тем, что подогнутая планка-державка запорного механизма в месте ее крепления сварена с нижней обвязкой кузова, при этом привалочная плоскость подогнутой части планки-державки увеличена по площади с выполнением контура кромок для сварки криволинейным или V-образным, что удлиняет сварочный шов и исключает наличие поперечных швов на нижней обвязке кузова, и крепление скобы прижима крышки к нижней обвязке кузова выполнено также сварным.

2. Запорное устройство крышки кузова универсального полувагона по п.1, отличающееся тем, что увеличенная по площади привалочная плоскость подогнутой части планки-державки выполнена со скосом снизу, и скоба прижима крышки к кузову выполнена треугольной формы из круглого проката и приварена к нижней обвязке кузова продольным сварочным швом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сосудам с крышкой

Грузовой кузов-фургон относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции механизма привода раскрывающегося бокового борта кузова-фургона грузового автомобиля, облегчающего погрузочно-разгрузочные работы.
Наверх