Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов

 

Полезная модель относится к железнодорожной технике, а более конкретно к цистернам горизонтального расположения, и может быть использована для перевозки нефтепродуктов, в том числе вязких. Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов содержит котел, представляющий собой горизонтальную емкость, с установленными на ее внутренней поверхности шпангоутами, состоящую из обечайки с верхней, средней и нижней частями по вертикали, выполненной из средней царги и двух концевых царг, соединенных с эллипсообразными днищами с жестко закрепленными защитными экранами и дополнительную емкость, которая жестко прикреплена к котлу в нижней части средней царги со смещением вниз относительно горизонтальной оси котла в пределах габарита подвижного состава, выполненную из полуобечайки с плоскими переходами по торцам, люк, предохранительно-впускной клапан, сливное устройство, установленное в дополнительной емкости, две полурамы, соединенные с котлом посредством шкворневых и хребтовых ложементов и две тележки ходовой части с автономным тормозным оборудованием, каждая из которых содержит две или три или четыре оси. В нижней части обечайки котла над дополнительной емкостью выполнено окно прямоугольной формы в проекции на горизонтальную плоскость с поперечными и продольными кромками по периметру, при этом поперечные кромки выполнены длиной 0,5-1,5 от диаметра котла, продольные кромки выполнены длиной 0,3-0,5 от длины котла по его центру, шпангоуты выполнены из швеллера в форме колец, жестко присоединены к поперечным кромкам окна по всей их длине и полками к обечайке котла и заглушены по торцам сквозных проемов,

причем сквозные проемы выполнены в нижней части шпангоутов величиной до 0,1-0,3 от их длины, а между шпангоутами установлены усилительные планки, которые жестко соединены со шпангоутами и с продольными кромками окна. В сквозных проемах шпангоутов установлены перемычки, которые жестко прикреплены к шпангоутам и обечайке котла цистерны. Предлагаемое техническое решение позволяет снизить трудозатраты при изготовлении и эксплуатации цистерны, расширить номенклатуру перевозимых жидких грузов, а также снизить массу тары железнодорожной цистерны и обеспечить улучшение эксплуатационных и коммерческих качеств железнодорожной цистерны.

Полезная модель относится к железнодорожной технике, а более конкретно к цистернам горизонтального расположения, и может быть использована для перевозки нефтепродуктов, в том числе вязких.

Известна железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов, включающая установленный на ходовой части посредством рамы котел в виде горизонтальной емкости, состоящей из эллиптических днищ и цилиндрической обечайки, выполненной из трех царг, концевые из которых соединены с днищами и размещены на опорах рамы, а средняя царга посредством фасонных лап жестко закреплена на раме и имеет люк и сливное устройство, а каждая царга цилиндрической обечайки выполнена из соединенных между собой верхних и нижних броневых листов так, что отношение толщины верхних листов к нижним броневым составляет 1:1,2. [Патент РФ 2074828 МКИ 6 B61D 5/00. Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов. Авторы: Бурмистров.Н.В., Беляев Г.К., Кармишина В.Д., Клименко С.В. Опубл. 10.03.1997].

К недостаткам известного технического решения относятся низкая грузоподъемность и низкие эксплуатационные характеристики.

Известна железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов, содержащая котел с двумя эллиптическими днищами, люк, предохранительно-впускной клапан, сливное устройство, тормозное оборудование и ходовую часть, и снабженная дополнительной емкостью, жестко закрепленной к котлу в нижней его части, и двумя полурамами, соединенными с котлом посредством шкворневых и хребтовых ложементов и установленными на двухосные тележки ходовой части цистерны, при этом сливное устройство цистерны установлено в

дополнительной емкости, а каждая тележка ходовой части цистерны выполнена с автономным тормозным оборудованием, при этом дополнительная емкость, выполнена из полуобечайки, с коническими переходами по торцам и установлена со смещением относительно горизонтальной оси котла, на внутренней и внешней поверхности котла установлены шпангоуты, а к днищам котла жестко закреплены защитные экраны. [Патент РФ 2197400 МКИ 7 B61D 5/00, B65D 88/12. Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов. Автор Бурмистров Н.В. Опубл. 27.01.2003].

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Недостатком известного технического решения является усложнение и увеличение трудоемкости технологического процесса промывки и пропарки дополнительной емкости цистерны, которая сообщается с котлом цистерны через отверстие в нижней части котла, особенно при использовании такой цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов, кроме того, недостатком является увеличенная трудоемкость изготовления цистерны, связанная с изготовлением и установкой на внешнюю поверхность котла шпангоутов.

К недостаткам также относится увеличенная масса тары цистерны из-за наличия стенки между основной и дополнительной емкостью котла.

Техническим результатом является снижение трудоемкости процесса промывки и пропарки дополнительной емкости, снижение трудоемкости изготовления и массы тары железнодорожной цистерны для транспортировки жидких грузов, в том числе вязких нефтепродуктов, за счет выполнения в нижней части обечайки котла над дополнительной емкостью окна прямоугольной формы в проекции на горизонтальную плоскость и установкой шпангоутов, выполненных в форме колец, которые

жестко присоединены к поперечным кромкам окна по всей их длине и к внутренней поверхности обечайки котла.

Технический результат достигается тем, что предлагаемая железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов, содержащая котел, представляющий собой горизонтальную емкость, с установленными на ее внутренней поверхности шпангоутами, состоящую из обечайки с верхней, средней и нижней частями по вертикали, выполненной из средней царги и. двух концевых царг, соединенных с эллипсообразными днищами с жестко закрепленными защитными экранами и дополнительную емкость, жестко прикрепленную к котлу в нижней части средней царги со смещением вниз относительно горизонтальной оси котла в пределах габарита подвижного состава, выполненную из полуобечайки с плоскими переходами по торцам, люк, предохранительно-впускной клапан, сливное устройство, установленное в дополнительной емкости, две полурамы, соединенные с котлом посредством шкворневых и хребтовых ложементов и две тележки ходовой части с автономным тормозным оборудованием, каждая из которых содержит две или три или четыре оси, имеет в нижней части обечайки котла над дополнительной емкостью окно прямоугольной формы в проекции на горизонтальную плоскость с поперечными и продольными кромками по периметру, при этом поперечные кромки выполнены длиной 0,5-1,5 от диаметра котла, продольные кромки выполнены длиной 0,3-0,5 от длины котла по его центру, шпангоуты выполнены из швеллера в форме колец, жестко присоединены к поперечным кромкам окна по всей их длине и к обечайке котла полками и заглушены по торцам сквозных проемов, причем сквозные проемы выполнены в нижней части шпангоутов величиной до 0,1-0,3 от их длины, а между шпангоутами установлены усилительные планки, которые жестко соединены со шпангоутами и с продольными кромками окна.

Кроме того, в сквозных проемах шпангоутов могут быть установлены перемычки, которые жестко прикреплены к шпангоутам и обечайки котла цистерны.

Отличием настоящего технического решения от прототипа является то, что для снижения трудоемкости технологического процесса промывки и пропарки дополнительной емкости, изготовления цистерны и снижения массы тары железнодорожной цистерны для транспортировки жидких грузов в нижней части обечайки котла над емкостью выполнено окно прямоугольной формы в проекции на горизонтальную плоскость с поперечными и продольными кромками по периметру, при этом поперечные кромки выполнены длиной 0,5-1,5 от диаметра котла, продольные кромки выполнены длиной 0,3-0,5 от длины котла по его центру, шпангоуты в виде швеллера, выполнены в виде колец, жестко присоединены к поперечным кромкам окна по всей их длине и к обечайке котла полками и заглушены по торцам сквозных проемов, причем сквозные проемы выполнены в нижней части шпангоутов величиной до 0,1-0,3 от их длины, а между шпангоутами установлены усилительные планки, которые жестко соединены со шпангоутами и с продольными кромками окна. В сквозных проемах шпангоутов могут быть установлены перемычки, которые жестко прикреплены к шпангоутам и обечайки котла цистерны.

Сущность полезной модели, в качестве примера, поясняется чертежами, где:

на фиг.1 - общий вид предлагаемой железнодорожной цистерны для транспортировки жидких грузов, где а) вид цистерны спереди, б) вид цистерны с торца;

на фиг.2 - общий вид котла цистерны с разрезом вдоль вертикальной оси цистерны;

на фиг.3 - сечение А-А, на котором показаны сквозные проемы в шпангоутах заглушенные по торцам и выполненные с подкрепляющими перемычками, Hcр.царги. - высоты средней царги обечайки котла;

на фиг.4 - общий вид котла цистерны с окном прямоугольной формы.

Железнодорожная цистерна (фиг.1 и 2) для транспортировки жидких грузов состоит из тележек 1 ходовой части, двух полурам 2 со шкворневыми 3 и хребтовыми 4 ложементами и котла 5 в виде горизонтально, расположенной емкости, состоящей из двух эллипсообразных днищ 6 и цилиндрической обечайки 7 с верхней частью 8, средней частью 9 и нижней частью 10, выполненной из двух концевых царг 11 и средней царги 12, шпангоутов 13 в виде профиля швеллера жестко присоединенных к обечайке 7 полками и заглушены заглушками 14 по торцам сквозных проемов 15 с подкрепляющими перемычками 16 (фиг.2 и 3), окна 17 прямоугольной формы в проекции на горизонтальную плоскость с поперечными и продольными кромками по периметру (фиг.4) в нижней части 10 обечайки 7 котла 5 над дополнительной емкостью 18, которая жестко прикреплена к котлу 5 в нижней части 10 средней царги 12 и имеющую форму полуобечайки с плоскими переходами по торцам 19, усилительных планок 20.(фиг.2 и 3), соединенных со шпангоутами 13 и с продольными кромками окна 17, люка-лаза 21 с крышкой, предохранительно-впускного клапана 22, сливного устройства 23, двух лестниц 24 с поручнями в верхней части, площадок 25 с ограждениями, тормозного оборудования 26 и защитных экранов 27.

Котел представляет собой сварную конструкцию (фиг.1, 2, 3), состоящую из двух днищ эллипсообразной формы 6 и обечайки 7, с верхней частью 8, средней частью 9 и нижней частью 10, выполненной из средней царги 12 и двух концевых царг 11, соединенных с эллипсообразными днищами 6, окна 17 прямоугольной формы в проекции

на горизонтальную плоскость с поперечными и продольными кромками по периметру (фиг.4) в нижней части 10 обечайки 7 котла 5 над дополнительной емкостью 18, которая жестко прикреплена к котлу 5 в нижней части 10 средней царги 12 и имеющую форму полуобечайки с плоскими переходами по торцам 19, усилительных планок 20 (фиг.2 и 3), соединенных со шпангоутами 13, выполненных в виде колец с профилем швеллера, жестко присоединенных к поперечным кромкам окна 17 по всей их длине и к обечайке 7 полками и заглушены заглушками 14 по торцам сквозных проемов 15 с подкрепляющими перемычками 16 (фиг.3).

Предлагаемое техническое решение позволяет снизить трудозатраты при изготовлении и эксплуатации цистерны, расширить номенклатуру перевозимых жидких грузов, а также снизить массу тары железнодорожной цистерны и обеспечить улучшение эксплуатационных и коммерческих качеств железнодорожной цистерны.

1. Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов, содержащая котел, представляющий собой горизонтальную емкость с установленными на ее внутренней поверхности шпангоутами, состоящую из обечайки с верхней, средней и нижней частями по вертикали, выполненной из средней царги и двух концевых царг, соединенных с эллипсообразными днищами с жестко закрепленными защитными экранами, и дополнительную емкость, которая жестко прикреплена к котлу в нижней части средней царги со смещением вниз относительно горизонтальной оси котла в пределах габарита подвижного состава, выполненную из полуобечайки с плоскими переходами по торцам, люк, предохранительно-впускной клапан, сливное устройство, установленное в дополнительной емкости, две полурамы, соединенные с котлом посредством шкворневых и хребтовых ложементов и две тележки ходовой части с автономным тормозным оборудованием, каждая из которых содержит две или три или четыре оси, отличающаяся тем, что в нижней части обечайки котла над дополнительной емкостью выполнено окно прямоугольной формы в проекции на горизонтальную плоскость с поперечными и продольными кромками по периметру, при этом поперечные кромки выполнены длиной 0,5-1,5 от диаметра котла, продольные кромки выполнены длиной 0,3-0,5 от длины котла по его центру, шпангоуты выполнены из швеллера в форме колец, жестко присоединены к поперечным кромкам окна по всей их длине и полками к обечайке котла и заглушены по торцам сквозных проемов, причем сквозные проемы выполнены в нижней части шпангоутов величиной до 0,1-0,3 от их длины, а между шпангоутами установлены усилительные планки, которые жестко соединены со шпангоутами и с продольными кромками окна.

2. Железнодорожная цистерна по п.1, отличающаяся тем, что в сквозных проемах шпангоутов установлены перемычки, которые жестко прикреплены к шпангоутам и обечайке котла цистерны.



 

Наверх