Автоматическое устройство пожаротушения на автомобиле

 

Использование: в области автомобильного транспорта для повышения безопасности водителя и сохранности автомобиля.

Автоматическое устройство пожаротушения на мобильных транспортных и технологических машинах включает в себя инерционный контактный датчик, подающий управляющий сигнал на два реле с нормально замкнутыми контактами, отключающими «массу» аккумуляторной батареи и стартер, а также блокирующими замок зажигания, в результате чего перестает поступать топливо из бензобака или баллона с газом, пожарный извещатель (датчик), отключающий электросистему транспортного средства (см. выше) и подающий управляющий сигнал на генератор огнетушащего аэрозоля, также на выведенную в салон (кабину) автомобиля звуковую и световую сигнализации.

Автоматическое устройство позволяет значительно сократить время обнаружения и тушения очагов возгораний на автомобилях и, тем самым, не допустить распространения пожара. Кроме этого, применение данной системы исключает непосредственное участие водителя в тушении пожара, что, в свою очередь, снижает риск его травмирования.

Полезная модель может быть использована в области автомобильного транспорта для значительного сокращения времени обнаружения и тушения очагов возгораний на автомобилях и, тем самым, предотвращения распространения пожара.

Аналогом предлагаемого устройства является автоматическая система пожаротушения «Маг» (сайт: http://www.autoreview.ru/new_site/year2001/ n07/fire/fire.htm), состоящая из автоматического огнетушителя «Маг», термошнура, реагирующего на открытое пламя или повышение температуры.

Недостатком данной системы является то, что термошнур весьма чувствителен к бензину и маслам: под их воздействием шнур становится ломким, и скорость распространения пламени по термошнуру снижается и срабатывает только при возникновении пожара, не отключая электрооборудования автомобиля.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для тушения пожара в автомобиле (RU, патент №51343. А62С 35/13). Журнал «Автомобильная промышленность» №4, 2006). В указанном устройстве роль чувствительного элемента на открытое пламя выполняет пожарный извещатель (датчик), подающий управляющий сигнал на реле с нормально замкнутыми контактами, отключающими «массу» аккумуляторной батареи и стартер, а также блокирующий замок зажигания, в результате чего перестает поступать топливо из бензобака или баллона с газом, и подает управляющий сигнал на резистор генератора огнетушащего аэрозоля (ГОА).

Недостатком прототипа является то, что при возникновении пожара в его конструкции не предусмотрены системы оповещения водителя и данное устройство срабатывает только при возникновении пожара.

Целью настоящей полезной модели является повышение эффективности

средств тушения пожара на автомобиле.

Поставленная цель достигается тем, что устройство предусматривает систему автоматического пожаротушения. Для этого как и в прототипе оно содержит ГОА и пожарные извещатели (датчики). В заявляемом техническом решении предлагается оборудовать автоматическое устройство инерционным контактным датчиком, подающим управляющий сигнал на два реле с нормально замкнутыми контактами, отключающими «массу» аккумуляторной батареи и стартер, а также блокирующими замок зажигания, в результате чего перестает поступать топливо из бензобака или баллона с газом; системой сигнализации, состоящей из световой и звуковой сигнализаций, включающих в себя лампочку и зумер, подключенные через пожарный извещатель к электрической цепи.

В настоящее время устройства для автоматического пожаротушения на автомобиле с использованием инерционного контактного датчика и системы оповещения водителя не известно, что доказывает соответствие предлагаемого устройства критерию «новизна».

Автоматическое устройство тушения пожара на автомобиле включает в себя (рис.) пожарные извещатели 2 и инерционный контактный датчик 1, подающие сигнал на систему сигнализации водителя и реле 3 и 4 с нормально-замкнутыми контактами, отключающими аккумуляторную батарею 7 и стартер 10, блокирующими замок зажигания 17, а так же закрывающими электроклапаны 14 бензобака 16 или баллона с газом 15, и на резистор генератора огнетушащего аэрозоля 6; и на систему сигнализации, состоящую из световой и звуковой сигнализаций, включающих в себя лампочку и зумер, подключенные через пожарный извещатель к электрической цепи.

Устройство работает следующим образом.

При возникновении пожара во время движения автомобиля с карбюраторным двигателем, на стоянке, либо во время прогрева двигателя, контакты теплового извещателя (датчика) пожаротушения 2 от относительно большой температуры развившегося пожара смыкаются, ток от аккумуляторной батареи

или генератора, проходя через замкнутые контакты пожарного извещателя, поступают в катушку 2КА реле 3 с двумя нормально замкнутыми контактами (Н.З.К). Проходя через катушку 2КА реле 3, электрический ток поступает на один из концов сопротивления ГОА (R0). Ток, проходя через замкнутые контакты пожарного извещателя, поступает на выведенную в салон автомобиля световую и звуковую сигнализации, оповещая водителя о возникшем пожаре. Электропроводы, подходящие от источника питания к ГОА, должны быть заложены в бронерукав с целью исключения сгорания изоляции и замыкания.

При прохождении электрического тока по сопротивлению ГОА взрывается пиропатрон и аэрозоль равномерно распространяется по всему пространству, в котором возникло возгорание (подкапотное пространство, кабина водителя, багажник и др.), надежно защищая от дальнейшего развития пожара находящиеся в нем реле, узлы, детали, электропроводку и т.д.

Одновременно в реле 3 и 4 Н.З.К. размыкаются, замок зажигания блокируется, газовый и бензиновый электроклапаны выключаются, перекрывая истечение газа или бензина к карбюратору. При размыкании Н.З.К. реле 3 и 4 выключается масса аккумулятора, обесточивается стартер и тяговое реле стартера, прерывается цепь генератора с потребителями и последние выключаются из электрической цепи, предотвращая короткое замыкание электропроводов.

В случае замыкания электропроводов потребителей срабатывает автоматический выключатель 8 (QF) и электрическая цепь отключается.

В результате столкновения автомобильных транспортных средств (АТС) с другими транспортными средствами, удара о неподвижное препятствие, опрокидывание и др. есть вероятность отсутствия возникновения пожара и вероятность его развития.

При дорожно-транспортном происшествии (ДТП), когда пожара не произошло, контакты И.К.Д. 1 (рис.) при ударе (боковом, лобовом и др. столкновениях под различным углом) смыкаются, ток от аккумуляторной батареи

или генератора, проходя через замкнутые контакты И.К.Д. 1, поступает в катушку 1КА, после чего контакт 1КА1 смыкается. В результате поступления тока на катушку 1КА смыкается контакт 1КА2 и ток поступает в катушку 2КА реле 3 с двумя Н.З.К. Затем ток поступает в катушку ЗКА реле 4, а контакт 1КАЗ размыкается, не давая току поступить на сопротивление ГОА. В этом случае автоматическая система тушения пожара не функционирует.

Одновременно в реле 3 и 4 Н.З.К. размыкаются. Контакт 2КА1 реле 3 блокирует замок зажигания, в результате чего обесточивается стартер, тяговое реле стартера, газовый и бензиновый электроклапаны выключаются. Контакт ЗКА1 реле 4 размыкаясь, прерывает цепь генератора с потребителями, и последние выключаются из электрической цепи, предотвращая короткое замыкание проводов.

В случае столкновения АТС, опрокидывания, удара о неподвижное препятствие и др.

При возникновении пожара электросистема автомобиля отключается как в случае, когда пожара не произошло. При этом контакты теплового извещателя (датчика) пожаротушения 2 от относительно большой температуры развившегося пожара смыкаются и ток от аккумуляторной батареи поступает на сопротивление ГОА. При прохождении электрического тока по сопротивлению ГОА взрывается его пиропатрон и аэрозоль равномерно распространяется по всему пространству, в котором возникло возгорание. Одновременно ток поступает на выведенную в салон автомобиля световую и звуковую сигнализации.

Заявляемое автоматическое устройство для пожаротушения на автомобиле представляет интерес для народного хозяйства, так как позволяет значительно сократить время обнаружения и тушения очагов возгораний на автомобилях и, тем самым, не допустить распространения пожара. Кроме этого, применение данной системы исключает непосредственное участие водителя в тушении пожара, что, в свою очередь, снижает риск его травмирования.

1. Автоматическое устройство пожаротушения на автомобиле, состоящее из генератора огнетушащего аэрозоля, подключенного к аккумуляторной батарее через пожарный извещатель, отличающееся тем, что содержит инерционный контактный датчик, подающий сигнал на параллельно подключенные катушки реле с нормально замкнутыми контактами и автоматическим выключателем, системой сигнализации, подключенной к тепловым извещателям.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что система сигнализации состоит из световой и звуковой сигнализаций, включающих в себя лампочку и зуммер, подключенные через пожарный извещатель к электрической цепи.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области машиностроения, предназначается для работы в системе электрооборудования и может быть использована в транспортных средствах для дополнительного обеспечения безопасности при аварии

Полезная модель электрического генератора переменного тока относится к электротехнике, а именно к системам двигатель-генератор, и может быть использована при проектировании и производстве источников переменного электрического тока, в том числе на транспорте.
Наверх