Стенд для ремонта дисков автомобильных колес

 

Решение относится к оборудованию для ремонта транспортных средств, в частности к устройствам для правки фасонных металлических поверхностей автодеталей, и может быть использовано при восстановлении литых дисков автомобильных колес, получивших деформации при эксплуатации автотранспорта.

Известно устройство для правки колес транспортных средств «Стенд для правки дисков автомобильных колес» (патент на изобретение РФ 2281176, В21D 3/16, В21D 1/10, В60S 5/00; 2006), содержащий смонтированные на станине электропривод, фланец для установки и крепления на нем обрабатываемого диска колеса и механизм правки с роликообразными пуансонами и матрицами. Кроме того, на станине смонтирован силовой механизм для предварительной правки местных деформаций, выполненный в виде пуансона-рычага с ручным приводом в виде винта. Механизм правки снабжен сменными кольцами разной высоты для установки их перед матрицами при переналадке механизма правки на различные размеры дисков колес. Фланец имеет сквозные отверстия для установки и закрепления автомобильных колес с шириной диска от 4 до 6 дюймов. Указанные отверстия могут быть выполнены в виде радиально расположенных пазов различной длины и ширины, размещенных со смещением относительно друг друга.

Однако этот стенд обеспечивает правку дисков автомобильных колес, изготовленных (штампованных) только из листовой стали. На нем невозможно производить ремонт литых дисков, изготовленных из легких сплавов на основе алюминия и титана, так как используемые в рассматриваемом стенде матрицы и пуансоны по рабочим поверхностям соответствуют профилю закраин лишь штампованных дисков, а профили закраин литых дисков у разных моделей отличаются друг от друга, а в ряде случаев они вообще отсутствуют с наружной стороны дисков. К тому же, образующиеся в процессе эксплуатации литых дисков деформации не могут быть исправлены матрицами и пуансонами, по причине более высокой прочности дисков (по сравнению со штампованными дисками). Качество ремонта не всегда удовлетворительно, так как усилия, которые необходимо приложить при ремонте литых дисков, гораздо выше тех, которые обеспечивает привод рассматриваемого стенда.

Наиболее близким по технической сути и принятым в качестве прототипа заявляемого технического решения является «Стенд для правки дисков автомобильных колес» (решение на выдачу патента по заявке на полезную модель 2008129942/22, дата подачи заявки 21.07.2008), содержащий установленные на станине механизм правки диска с роликообразными пуансонами и матрицами, фланец для установки и крепления обрабатываемого диска, укрепленный на шпинделе с клиноременной передачей, дополнительный механизм правки диска, отличающийся тем, что дополнительный механизм для правки диска выполнен в виде съемных опор, установленных на стойках стенда, одна из которых снабжена шпиндельным блоком, на стойках установлены съемные опоры с рифлениями для фиксирования силового домкрата, несущего обрабатывающий инструмент, такие же рифления выполнены на шпинделе, а клиноременная передача шпинделя снабжена устройством для натяжения ремня.

Однако данное оборудование снабжено фланцем для установки и крепления обрабатываемого диска, который обеспечивает позиционирование диска только по центрирующему отверстию. На такой фланец нельзя установить диски, не имеющие центрального отверстия, например, автомобилей PEUGEOT, RENAULT и CITROEN. Также на этом фланце затруднительно точно установить штампованные диски, имеющие центральное отверстие некруглой формы, вызванными деформациями от многократного закрепления и снятия колес со ступицы автомобиля. Кроме этого, данное оборудование имеет низкую производительность ремонта, так как правка диска часто сопровождается его нагреванием, вследствие чего необходимо время на его остывание (до 10 минут), во время которого стенд простаивает.

Предлагаемым решением осуществляется задача создания более совершенного стенда с расширенными функциональными возможностями.

Технический результат, обеспечиваемый заявленным решением, - повышение качества ремонта дисков, расширение технических возможностей и номенклатуры ремонтируемых дисков, повышение производительности, за счет обеспечения ремонта одновременно двух дисков.

Этот технический результат достигается тем, что в стенде для ремонта дисков автомобильных колес, содержащем установленные на станине два механизма правки диска, выполненных в виде съемных опор, установленных на стойках стенда, одна из которых снабжена блоком для крепления оправки, два механизма правки диска расположены зеркально относительно друг друга; каждый механизм правки диска имеет свой вид фланца для установки и крепления диска.

На фиг.1 изображен стенд, вид спереди; на фиг.2 - вид сверху. Характерные схемы расположения силового домкрата с насадками на одном из механизмов правки диска показаны на фиг.3. На фиг.4 изображен фланец, обеспечивающий позиционирование диска по центрирующему отверстию; на фиг.5 изображен фланец, обеспечивающий позиционирование диска по крепежным отверстиям.

Стенд для ремонта дисков автомобильных колес содержит станину 1, на которой установлены два механизма для правки дисков колес, расположенных зеркально относительно друг друга. Механизмы для правки отличаются видом фланца 2 для установки и крепления обрабатываемого диска. В первом случае фланец 2 обеспечивает позиционирование диска колеса по центрирующему отверстию, во втором - по крепежным отверстиям. Фланец 2 укреплен на оправке 3.

Механизм для правки диска выполнен в виде съемных опор 4, установленных на стойках 5 стенда, одна из которых снабжена блоком 6 для крепления оправки 3. На стойках 5 установлены съемные опоры 4 с рифлениями 7 для фиксирования силового домкрата 8, несущего обрабатывающий инструмент. Такие же рифления 7 выполнены на оправке 3. Обрабатывающий инструмент представляет собой специальные насадки 9 с удлинителями 10, которые вставляются в отверстие штока рабочего силового домкрата 11. Нагнетание рабочей жидкости в полость силового домкрата 11 осуществляется переносным гидронасосом 12 с гибким шлангом 13. Съемные опоры 4 выполнены Г-образными и снабжены позиционирующими отверстиями 14, аналогичные отверстия выполнены в стойках 5. Для фиксации оправки 3 предусмотрен стопорный винт 15.

На фланце 2 (фиг.4) выполнены сквозные радиальные, радиально вытянутые пазы 16 под крепежные элементы (болты) для закрепления диска. Пазы 16 смещены относительно друг друга в угловом направлении с таким расчетом, чтобы устанавливать на фланце 2 диски колес различных типоразмеров. Через центральное отверстие фланца 2 проходит выступ корпуса оправки 3 для установки центрирующих колец, необходимых для точного позиционирования диска.

На фиг.5 фланец 2 выполнен с многочисленными отверстиями 17, совпадающими по расположению с крепежными отверстиями различных дисков автомобильных колес как отечественного, так и зарубежного производства, не обладающих центральным отверстием.

При правке дисков стенд работает следующим образом.

Обрабатываемый диск колеса устанавливается на оправке 3 при помощи фланца 2 и закрепляется на нем крепежными элементами. Во избежание поворота оправки 3, его фиксируют при помощи стопорного винта 15. Съемные опоры 4 устанавливаются на стойки 5 и позиционируются болтами, проходящими через отверстия 14.

Правка деформаций дисков осуществляется приложением усилий специальными насадками 9 с удлинителями 10, которые выбираются в зависимости от профиля и геометрических параметров диска. Удлинитель 10 с насадкой 9 вставляется в отверстие штока рабочего силового домкрата 11. Он, в свою очередь, опирается торцевой поверхностью или в рифления 7 съемных опор 4, или в рифления 7 оправки 3. Нагнетание рабочей жидкости в полость силового домкрата 11 осуществляется переносным гидронасосом 12 с гибким шлангом 13.

Данное решение обладает необходимой жесткостью конструкции, так как не позволяет возникать прогибу стойки 5 с блоком 6. Различные виды фланца 2 обеспечивают ремонт дисков, устанавливаемых как по центрирующему отверстию, так и по крепежным отверстиям.

1. Стенд для ремонта дисков автомобильных колес, содержащий установленные на станине два механизма правки диска, выполненных в виде съемных опор, установленных на стойках стенда, одна из которых снабжена блоком для крепления оправки, отличающийся тем, что два механизма правки диска расположены зеркально относительно друг друга.

2. Стенд для ремонта дисков автомобильных колес по п.1, отличающийся тем, что каждый механизм правки диска имеет свой вид фланца для установки и крепления диска.



 

Наверх