Электропривод с релейным управлением

Авторы патента:

7 G05B21/00 -

 

Полезная модель относится к электротехнике и может быть использована в системах, требующих точного регулирования скорости при высоком быстродействии и наличии возмущений по моменту нагрузки, например электроприводах металлорежущих станков.

Предлагаемый вариант электропривода с релейным управлением содержит формирователь функции переключения, выполненный в виде цифро-аналогового устройства, построенного на базе IBM/AT совместимого компьютера. В алгоритм работы формирователя функции переключения заложено вычисление сигнала функции переключения в скользящем режиме,. Применение данного формирователя функции переключения позволяет достичь улучшения динамических характеристик электропривода с релейным управлением.

Полезная модель относится к электротехнике и может быть использована в системах, требующих точного регулирования скорости при высоком быстродействии и наличии возмущений по моменту нагрузки, например электроприводах металлорежущих станков.

В качестве прототипа выбран транзисторный электропривод с релейным управлением на скользящих режимах [Транзисторный многокоординатный электропривод для роботов и станков/ М.Е.Гольц, Н.С.Литвин, А.А.Прокопенко - Автоматизированный электропривод, М.:

Энергоатомиздат, 1990. с.454-458], выпускаемый для приводов металлорежущих станков и содержащий электродвигатель постоянного тока с независимым возбуждением, якорная обмотка которого подключена к выходу силового преобразователя (силового релейного элемента) на мощных транзисторных ключах, управляемого релейным регулятором тока, ПИ-регулятор скорости, формирующий сигнал задания релейного регулятора тока, блок задания скорости, датчики угловой скорости вращения и якорного тока. Скользящий режим в электроприводе реализуется с помощью релейного регулятора тока во внутреннем контуре аналоговой системы регулирования скорости, построенной по принципу последовательной коррекции.

Недостатком прототипа является зависимость динамического коэффициента передачи и постоянной времени ПИ-регулятора скорости от параметров объекта регулирования в связи с ограниченной в реальном скользящем режиме полосой пропускания контура тока.

Предлагаемой полезной моделью решается задача совершенствования быстродействующих электроприводов с релейным управлением, работающих в скользящих режимах.

Технический результат от использования полезной модели заключается в улучшении динамических характеристик электропривода с

релейным управлением, работающего в скользящем режиме, а, следовательно и в повышении его эксплуатационных свойств.

Указанный технический результат достигается изменением алгоритма формирования функции переключения силового релейного элемента электропривода, в результате исключается аналоговый контур регулирования скорости с ПИ-регулятором скорости. Предлагаемый формирователь функции переключения реализуется цифро-аналоговым устройством на базе IBM/AT совместимого компьютера. В результате применения данного формирователя функции переключения динамические характеристики электропривода не зависят от свойств объекта регулирования (электродвигателя и рабочего органа) и определяются уравнением требуемой линии переключения в скользящем режиме, статическая ошибка регулирования скорости отсутствует, динамический провал при, воздействии момента нагрузки существенно меньше, чем в многоконтурных системах регулирования электропривода, построенных по принципу последовательной коррекции. Указанные преимущества значительно улучшают эксплуатационные свойства электропривода, применяемого для металлорежущих станков.

На чертеже показана структурная схема электропривода с релейным управлением, работающего в скользящем режиме. От блока задания скорости 11 сигнал задания поступает на вход формирователя функции переключения. Формирователь функции переключения реализован цифро-аналоговым устройством на базе IBM/AT совместимого компьютера 1, включающим 10-разрядный аналого-цифрововой преобразователь (АЦП) якорного тока 9, 12-разрядный реверсивный счетчик измерения угловой скорости вращения 10, 8-разрядный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) низкочастотной составляющей функции переключения 2, адаптер ввода-вывода 12, выходной суммирующий усилитель 3. Выходной сигнал формирователя функции переключения подается на релейный регулятор 4, управляющий силовым релейным элементом 5. К выходу силового

релейного элемента подключена якорная обмотка двигателя постоянного тока независимого возбуждения 7. Фактические координаты электропривода измеряются датчиками угловой скорости вращения 8 и якорного тока 6.

Принцип работы предлагаемого электропривода с релейным управлением, работающего в скользящем режиме, состоит в следующем.

В скользящем режиме, который характеризуется высокой частотой переключения силового релейного элемента, закон изменения угловой скорости вращения и якорного тока в зависимости от величины сигнала задания скорости и момента нагрузки определяется формирователем функции переключения. Формирователь функции переключения в фазовом пространстве регулируемых координат электропривода строит линию переключения как функцию координаты ошибки регулирования скорости и ее производной, определяющую закон изменения выходных координат (угловой скорости вращения и якорного тока). Для этого рассчитывается величина ошибки регулирования скорости по выходным сигналам блока задания скорости 11 и датчика угловой скорости вращения 8. Для повышения помехозащищенности системы и сохранения высокой частоты переключения силового релейного элемента в реальном скользящем режиме производная сигнала ошибки регулирования скорости определяется как сумма 2-х составляющих: низкочастотной и высокочастотной. Низкочастотная составляющая рассчитывается IBM/AT совместимым компьютером и формируется как разность производной сигнала задания скорости и производной фактической угловой скорости вращения. Высокочастотная составляющая производной сигнала ошибки регулирования скорости находится путем подачи выходного сигнала датчика якорного тока 6 на вход реального дифференцирующего звена. Реальное дифференцирующее звено вычитает среднее значение якорного тока, полученное с помощью программно-реализованного апериодического звена 1-го порядка (возможна аппаратная реализация с помощью активного

фильтра на операционном усилителе), из выходного сигнала датчика якорного тока 6. Управляющая программа, выполняемая IBM/AT совместимым компьютером, суммирует с соответствующими весовыми коэффициентами, определяемыми уравнением линии переключения, сигнал ошибки регулирования скорости, низкочастотной составляющей производной сигнала ошибки регулирования скорости и среднее значение якорного тока. Полученная величина выдается на ЦАП 2. На суммирующем усилителе 3 формирователя функции переключения из сигнала ЦАП 2 вычитается сигнал датчика якорного тока 6. Ограничение выходного напряжения ЦАП 2 формирователя функции переключения позволяет реализовать функцию токоограничения в пусковых и тормозных режимах работы электропривода. Выходной сигнал суммирующего усилителя 3 формирователя функции переключения поступает на вход релейного регулятора 4, управляющего силовым релейным элементом 5.

Предлагаемый вариант электропривода с релейным управлением, работающего в скользящем режиме, содержит формирователь функции переключения, реализованный цифро-аналоговым устройством на базе IBM/AT совместимого компьютера, в алгоритм работы которого заложено формирование желаемой линии переключения в скользящем режиме, что обеспечивает улучшение динамических характеристик электропривода, а, следовательно повышение эксплуатационных свойств.

Электропривод с релейным управлением, работающий в скользящем режиме, содержащий блок задания скорости, датчики угловой скорости вращения вала двигателя, якорного тока, двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, якорная обмотка которого подключена к силовому релейному элементу на транзисторных ключах, управляемому релейным регулятором, формирователь функции переключения релейного регулятора (ФФПРР), отличающийся тем, что ФФПРР реализован цифроаналоговым устройством на базе IBM/AT совместимого компьютера, включающим аналого-цифровой преобразователь якорного тока, реверсивный счетчик измерения угловой скорости вращения, цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) низкочастотной составляющей функции переключения, адаптер ввода-вывода, выходной суммирующий усилитель сигналов ЦАП низкочастотной составляющей функции переключения и датчика якорного тока, на входы ФФПРР поступают сигналы блока задания скорости, датчиков угловой скорости вращения вала двигателя, якорного тока, выходной сигнал ФФПРР подается на релейный регулятор, управляющий силовым релейным элементом.



 

Наверх