Вагон для транспортирования тяжеловесных крупногабаритных контейнеров

 

Вагон для транспортирования тяжеловесных крупногабаритных контейнеров. Предполагаемая полезная модель относится к железнодорожным транспортным средствам, применяемым для перевозки крупногабаритных специальных контейнеров большой грузоподъемности, именуемых транспортными упаковочными комплектами для отработавшего ядерного топлива. Предлагаемый вагон для транспортирования тяжеловесных крупногабаритных контейнеров содержит: многоосный транспортер, установленную на балку несущую раму, проложенные на раме направляющие, два раздвижных полукузова на каретках, оборудованные остановами, фиксаторами, упорами и замками. Предлагаемый вагон позволит транспортировать тяжеловесные крупногабаритные контейнеры в закрытом кузове. Во время погрузочно-разгрузочных работ с контейнером, полукузова раздвигаются, и тем самым обеспечивается со всех сторон доступ к контейнеру и к его такелажным узлам, как на открытой платформе. Предполагаемая полезная модель позволит транспортировать тяжеловесные крупногабаритные контейнеры, расширить технологические возможности при эксплуатации, повысить уровень безопасности при погрузочно-разгрузочных операциях с контейнером.

Предполагаемая полезная модель относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности, к вагонам, предназначенным для транспортирования тяжеловесных крупногабаритных контейнеров, именуемых транспортными упаковочными комплектами для отработавшего ядерного топлива, также к способам погрузки (разгрузки) данных контейнеров из вагонов.

Известны вагоны-контейнеры, такие как ТК-6, ТК-11 (Каталог средств транспортирования отработавшего ядерного топлива энергетических и исследовательских реакторов, ВНИПИЭТ-1995). Каждый из этих вагонов представляет собой железнодорожный транспортер, состоящий из балки несущей и установленного на нее кузова. Контейнер установлен вертикально и размещается своей нижней частью в колодце балки несущей, верхняя часть контейнера размещена в кузове. Крыша кузова выполнена в виде раскрывающихся створок.

Недостатком указанных вагонов является ограничение контейнера по высоте.

Известны вагоны-контейнеры, такие как ТК-10, ТК-13 (Каталог средств транспортирования отработавшего ядерного топлива энергетических и исследовательских реакторов, ВНИПИЭТ-1995). Каждый из этих вагон представляет собой железнодорожный транспортер, состоящий из балки несущей и установленного на нее кузова. Контейнер устанавливается горизонтально на опоры, закрепленные на балке несущей. Крыша кузова выполнена в виде раскрывающихся створок.

Недостатком известных вагонов является необходимость ограничения контейнера по диаметру для обеспечения доступа к цапфенным узлам

контейнера грузозахватных средств, с соответствующим увеличением расстояния между внутренними элементами стен кузова и наружной оболочкой контейнера.

Общим недостатком является опасность повреждения контейнером элементов кузова при погрузочно-разгрузочных операциях.

Наиболее близким, к заявляемому по совокупности существенных признаков, является вагон-контейнер ТК-13Т (Андросюк В.Н. Перевозки радиоактивных материалов железнодорожным транспортом: Учебное пособие для вузов ж.-д. Транспорта. - М.: Маршрут, 2004.) Вагон-контейнер ТК-13Т предназначен для транспортирования облученного ядерного топлива с атомных электростанций в транспортных упаковочных комплектах (ТУК) типа ТУК-13.

Вагон представляет собой многоосный транспортер с кузовом. Для погрузки и выгрузки контейнера, перевозимого в вагоне, крыша кузова выполнена в виде раскрывающихся створок. Кузов и ниша в балке несущей образуют грузовое помещение.

В грузовом помещении размещены две опоры, предназначенные для установки и закрепления контейнера в вагоне и два упора для предотвращения поперечных перемещений контейнера при его транспортировании. Контейнер загружается в вагон в вертикальном положении и устанавливается кантовочными цапфами во вкладыши опор, затем переводится (кантуется) в горизонтальное положение. Для перемещения вагона в процессе кантования контейнера в горизонтальное положение и обратно, с целью исключения отклонения крюковой подвески крана от вертикального положения, под вагоном на балке несущей установлена лебедка. Лебедка может приводиться в действие от электродвигателя или вручную, рукояткой.

Недостатки данного вагона-контейнера:

- необходимость кантования контейнера во время погрузочно-разгрузочных операций;

- нерациональное использование внутреннего объема грузового помещения из-за больших габаритов кантовочных опор, требующих дополнительного места для обслуживания, что ограничивает размер контейнера по диаметру;

- необходимость оснащения вагона-контейнера тяжелым спецоборудованием и электрооборудованием для приема электроэнергии и управления работой лебедки, что уменьшает грузоподъемность вагона.

Предлагаемая полезная модель решает задачу создания вагона для транспортирования тяжеловесного крупногабаритного контейнера, путем создания конструкции кузова вагона, позволяющей наиболее полное использование объема грузового помещения с одновременным увеличением грузоподъемности вагона, обеспечением необходимого доступа к такелажным узлам контейнера и исключения повреждения кузова при погрузочно-разгрузочных операциях.

Технический результат, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, - обеспечение возможности транспортирования тяжелых крупногабаритных контейнеров, расширение технологических возможностей при погрузочно-разгрузочных работах, повышение уровня безопасности при такелажных работах с контейнером.

Указанный технический результат достигается тем, что вагон для транспортирования тяжеловесных крупногабаритных контейнеров, содержащий многоосный транспортер оборудован рамой, установленной на балке несущей, и двумя раздвигающимися полукузовами с встроенными каретками. Полукузова на каретках раздвигаются по проложенным на раме направляющим, обеспечивая доступ к такелажным узлам контейнера.

Таким образом, предлагаемое техническое решение отличается от известного в этой области решения введением в конструкцию вагона раздвигающихся полукузовов, дающих возможность транспортировать тяжеловесные крупногабаритные контейнеры, расширить технологические

возможности при погрузочно-разгрузочных операциях, повысить уровень безопасности при такелажных работах с контейнерами.

Полезная модель поясняется описанием конкретного примера ее выполнения и прилагаемыми чертежами, где на:

фиг.1 изображен общий вид вагона в транспортном положении;

фиг.2 - общий вид вагона с раздвинутыми полукузовами;

фиг.3 - разрез А-А на фиг.1;

фиг.4 - вид Б на фиг.1;

Приняты следующие условные обозначения:

1 - ходовые части;

2 - балка несущая;

3 - рама;

4 - полукузов;

5 - полукузов;

6 - контейнер;

7 - направляющие;

8 - каретка;

9 - фиксаторы полукузовов;

10 - запоры полукузовов;

11 -упоры полукузовов;

12 - замки;

13 - поручни;

14 - щиты;

15 - остановы полукузовов;

16 -упоры;

17 - ложементы;

18 - остановы полукузовов;

19 - захваты;

20 - проушины;

21 - лабиринты;

22 - отбойники

Вагон содержит ходовые части 1, балку несущую 2, с установленной на ней рамой 3, два полукузова 4 и 5. Ниша в балке несущей 2 и два полукузова 4 и 5 образуют грузовой отсек в котором размещается контейнер 6. Контейнер 6 в горизонтальном положении устанавливается на ложементы 17, упоры 16 подводятся до соприкосновения с контейнером 6 и фиксируют его от продольных горизонтальных смещений. Запоры полукузовов 10, находящиеся на боковых балках рамы 3, освобождаются и полукузова 4 и 5 вручную, за поручни 13, на каретках 8, по направляющим 7 перемещаются до соприкосновения с остановами 18. При этом упоры полукузовов 11, входят в зацепление с захватами 19. Фиксаторы полукузовов 9 опускаются и надежно фиксируют полукузова от горизонтальных смещений, полукузова запираются на замки 12, которые своими защелками входят в планки закрепленные на щитах 14, вагон готов к транспортировке. Перед разгрузкой контейнера, замки 12 отпираются, фиксаторы полукузовов 9 поднимаются, два полукузова 4 и 5 раздвигаются до контакта с остановами полукузовов 15 и фиксируются запорами 10. Упоры 16 отводятся, контейнер в горизонтальном положении разгружается, и может кантоваться вне вагона. От попадания в грузовое помещение атмосферных осадков и пыли полукузова 4 и 5 оборудованы лабиринтами 21 и отбойниками 22. При необходимости каждый полукузов можно снять за проушины 20 и установить на место.

Применение предполагаемой модели позволит:

- увеличить диаметр перевозимого контейнера;

- упростить погрузочно-разгрузочные операции, исключив операцию кантования с тяжеловесными крупногабаритными контейнерами на вагоне;

- обеспечить доступ к такелажным узлам контейнера;

- расширить технологические возможности за счет введения раздвижных полукузовов;

- исключить возможность повреждения кузова при погрузочно-разгрузочных операциях.

Вагон для транспортирования тяжеловесных крупногабаритных контейнеров, содержащий многоосный транспортер, балку несущую с рамой, кузов, спецоборудование для установки и крепления контейнера, отличающийся тем, что кузов выполнен из двух полукузовов, имеющих возможность раздвигаться по проложенным на раме направляющим на встроенных в полукузова каретках, причем полукузова имеют фиксаторы от продольных перемещений и упоры от вертикальных перемещений, при этом по плоскости стыка полукузова оборудованы лабиринтами, а по боковым стенам отбойниками, в торцевых стенах полукузовов имеются проемы, открытые в раздвинутом положении полукузовов и закрывающиеся при сдвинутом положении полукузовов щитами, установленными неподвижно на раме.



 

Наверх