Дорожное полотно
Полезная модель относится к строительству и может быть использована при сооружении автомобильных дорог. Техническим результатом полезной модели является повышение прочности и морозостойкости дорожного полотна. Дорожное полотно представляет собой затвердевший слой, полученный из смеси, включающей измельченный аргиллит и цемент, а также дополнительно ферментный стабилизатор грунта - препарат Дорзин и воду при следующем соотношении компонентов, масс.%: Цемент | 2-8 измельченный аргиллит\tabостальное до 100%, и сверх 100%: препарат Дорзин\tab0,0015-0,0025 вода\tab10-15. При этом измельченный аргиллит предпочтительно имеет размер частиц от 0,1 до 12 мм и влажность не выше 12,8%. Также смесь дополнительно может включать песок в количестве 10-30 масс.% в составе 100%. |
Полезная модель относится к строительству и может быть использована при сооружении автомобильных дорог.
Известны нижние слои основания дорожных одежд, изготовленные из смеси, включающей неорганическое вяжущее - грунт, цемент и стабилизатор - ПАВ, при этом в качестве ПАВ использовано катионное поверхностно-активное вещество ДОН-52КП при следующем соотношении компонентов, масс.%:
Грунт | 77,89-83,91 |
Цемент | 4-6 |
Вода | 12-16 |
ДОН-52КП | 0,09-0,11 |
(см. RU 2305149 C2, опуб. 27.08.2007)
Данное дорожное полотно требует достаточно большого расхода стабилизатора (ПАВ) относительно количества грунта для получения дорожного полотна требуемой прочности.
Наиболее близким к предложенному является дорожное полотно -основание дорожной одежды, изготовленное из смеси, включающей золу, цемент, карьерный грунт и ферментный препарат Дорзин - стабилизатор грунта, начало строительства которого на территории Казахстана относится к июню 2007 года (http://www/star-k.com.ua/html/reportag.html).
Техническим результатом полезной модели является повышение прочности и морозостойкости дорожного полотна.
Технический результат достигается тем, что дорожное полотно, представляет собой затвердевший слой, полученный из смеси, включающей измельченный аргиллит и цемент и дополнительно ферментный
стабилизатор грунта - препарат Дорзин и воду при следующем соотношении компонентов, масс.%:
Цемент | 2-8 |
измельченный аргиллит | остальное, |
и сверх 100 %:
препарат Дорзин | 0,0015-0,0025 |
вода | 10-15. |
При этом измельченный аргиллит предпочтительно имеет размер частиц от 0,1 до 12 мм и влажность не выше 12,8 %.
Смесь дополнительно может включать песок в количестве 10-30 масс.% в составе 100 %.
Ферментный препарат Дорзин, производимый 000 «Днепровская ассоциация - К» (Украина, г.Киев) (см. http ://www/star-k.com.ua/) используется как стабилизатор грунта при строительстве дорог. При этом до сих пор использовался только карьерный грунт. Аргиллит - твёрдая, камнеподобная глинистая горная порода, образовавшаяся в результате уплотнения, дегидратации и цементации глин. По минералогическому и химическому составу аргиллиты очень сходны с глинами, но отличаются от них большей твёрдостью и неспособностью размокать в воде. Использование аргиллита в местности, где имеются его залежи, позволяет получать дорожные покрытия с высокой прочностью и морозостойкостью с сокращением затрат на перевозку компонентов смеси.
Предлагаемое дорожное полотно изготавливается следующим образом. Измельченный аргиллит перемешивают с цементом. Если влажность измельченного аргиллита превышает 12,8 %, его необходимо предварительно досушить. Полученную смесь перемешивают с раствором ферментного препарата Дорзин в воде. Количество воды на 1 м3 рассчитывается из условия обеспечения оптимальной трамбовочной влажности смеси. Для достижения равномерного распределения
ферментного препарата эффективно использование ресайклера для его перемешивания.
Не менее чем через 8 часов после приготовления смеси ее укладывают на поверхность основы дороги, смоченную раствором ферментного препарата Дорзин в воде (объемное соотношение 1:10000). Покрытие утрамбовывают катками. Утрамбованный грунт выдерживают до приобретения необходимой твердости.
После этого осуществляют доводку поверхности и затем покрывают ее слоем износа.
В местности, где аргиллит является грунтообразующей породой, дорожное полотно изготавливается следующим образом.
Формируют профиль дороги и осуществляют измельчение аргиллита, из которого сформирован профиль дороги, непосредственно на месте будущей дороги с помощью ресайклера (методом «холодного ресайклинга»). Затем вносят в измельченный аргиллит суспензию цемента в водном растворе ферментного препарата Дорзин и тем же методом с помощью того же ресайклера осуществляют перемешивание измельченного аргиллита с цементом и ферментным препаратом. После этого утрамбовывают покрытие, и далее технология не отличается от вышеописанной.
В таблице 1 приведены сравнительные данные по характеристикам предложенного и известного дорожных покрытий для различных соотношений компонентов смеси. Обозначения таблицы 1: С2 -измельченный аргиллит, Ц - цемент марки М-400, П - песок речной, Ф.п. - ферментный препарат, КЗ - карьерный грунт, О - отсев дробления гранитов. №№ исследований 1-8 относятся к предложенному покрытию, № 9 - к ближайшему аналогу.
Из приведенных в таблице данных видно, что предложенное покрытие превосходит по своим прочностным характеристикам и по показателю морозостойкости известное дорожное покрытие.
№ исследования | Наименование смеси | Состав смеси | Предел прочности на сжатие в возрасте 28 суток, МПа | Предел прочности на растяжение при изгибе, 28 суток, МПа | Коэффициент морозостойкости | ||||
Грунт | Вяжущее Цемент М-400 Масс.% | Стабилизатор Ф.п.Дорзин Масс.% | Вода Масс.% | ||||||
Наименование | Масс.% | ||||||||
1 | 94%С2+6%Ц | Аргиллит | 94 | 6 | - | 12,5 | 2,6 | 0,457 | 0,55 |
2 | 94%С2+6%Ц | Аргиллит | 94 | 6 | 0,002 | 12,5 | 3,168 | 0,57 | 0,83 |
3 | 96%С2+4%Ц | Аргиллит | 96 | 4 | 0,002 | 12,5 | 2,53 | 0,444 | 0,78 |
4 | 98%С2+2%Ц | Аргиллит | 98 | 5 | 0,0025 | 15,0 | 2,3 | 0,420 | 0,76 |
5 | 92%С2+8%Ц | Аргиллит | 92 | 8 | 0,0015 | 10,0 | 4,7 | 0,68 | 0,86 |
6 | 69%С2+6%Ц+25%П | Аргиллит Песок | 6925 | 6 | 0,002 | 12,5 | 3,83 | 0,704 | 0,96 |
7 | 84%С2+6%Ц +10%П | Аргиллит Песок | 8410 | 6 | 0,0015 | 10,0 | 3,4 | 0,65 | 0,87 |
8 | 66%С2+4%Ц+30%П | Аргиллит Песок | 6630 | 4 | 0,0025 | 15,0 | 3,2 | 0,72 | 0,82 |
9 | 92%КЗ+4%З +4%Ц | Карьерный грунтЗола | 924 | 4 | 0,002 | 12,5 | 2,19 | 0,378 | 0,75 |
Формула полезной модели
1. Дорожное полотно, представляющее собой затвердевший слой, полученный из смеси, включающей измельченный аргиллит и цемент, а также ферментный стабилизатор грунта - препарат Дорзин и воду при следующем соотношении компонентов, мас.%:
цемент | 2-8 |
измельченный аргиллит | остальное до 100 |
и сверх 100%:
препарат Дорзин | 0,0015-0,0025 |
вода | 10-15 |
2. Дорожное полотно по п.1, отличающееся тем, что измельченный аргиллит имеет размер частиц от 0,1 до 12 мм и влажность не выше 12,8%.
3. Дорожное полотно по п.1, отличающееся тем, что смесь дополнительно включает песок в количестве 10-30 мас.% в составе 100%.