Вагон-платформа для широкоформатного листового проката

 

Предлагаемая полезная модель специализированной вагон-платформы позволяет перевозить по магистральным путям в пределах габарита широкоформатный листовой прокат длиной 18 метров. Характеризуется тем, что несущая рама и грузонесущая платформа оборудованы взаимодействующими упорами и опорами, как от продольных смещений, так и для предупреждения прогибов конструкции от груза. Грузонесущая платформа в своих функциональных положениях - горизонтальном и наклонном фиксируется изменяемыми по высоте опорными стойками. Устройства для крепления груза на платформе выполнены в виде L-образных фиксируемых и передвигаемых упоров. Последние снабжены необходимыми роликами и рукоятками для удобств в работе, на них также смонтированы винтовые стяжки и гибкие связи для груза. Для обеспечения перевозок толстолистового проката малой ширины, устройства для крепления содержат дополнительные поворотные упоры, шарнирно установленные вдоль продольной оси грузонесущей платформы. Предлагаемая полезная модель направлена на повышение прочности и надежности конструкции, а также на расширение функциональных возможностей при эксплуатации.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно, к специальным грузовым вагонам для перевозки листового проката большой ширины, который используется в промышленности, главным образом, для производства сварных одношовных труб, необходимых для магистральных трубопроводов.

Перевозка листового проката с шириной листов более 3300 мм, по магистральным железнодорожным путям связана со значительными трудностями из-за невозможности расположения таких грузов горизонтально без выхода за пределы бокового габарита подвижного состава, а размещение проката под углом к горизонту на универсальных грузовых вагонах и транспортерах, оборудованных наклонными грузовыми площадками, с целью вписывания груза в габарит, требует применения специальных чалочных устройств, значительных затрат ручного труда и расхода крепежных материалов.

Известны железнодорожное транспортное средство для перевозки негабаритных по ширине грузов, в том числе прокатных листов в пакетах [1] и транспортное средство для перевозки длинномерных и крупногабаритных грузов в наклонном положении [2]. Недостатком указанных транспортных средств является то, что грузонесущие платформы смонтированы на рамах вагонов стационарно для размещения на них листов под наклоном, и это не позволяет при выполнении погрузочно-разгрузочных

операций расположить листы горизонтально, то есть в удобное и безопасное положение, для выполнения чалочных и крепежных работ. Кроме того, указанные транспортные средства после проведения погрузочных и разгрузочных работ требуют корректировок центра тяжести в поперечном направлении специальными противовесами.

Известен также вагон для транспортировки груза большой ширины [3] с наклоняющейся грузовой площадкой, которая при выполнении погрузочно-разгрузочных операций устанавливается в горизонтальное положение. Недостатками такой конструкции является отсутствие индивидуального привода для установки грузовой платформы в транспортное и погрузочное положение, а также наличие эксцентричного нагружения грузом, которое также требует корректировок центра тяжести груженного и порожнего вагона путем перекачивания жидкости из одной емкости в другую.

Известна и вагон-платформа для листового проката [4], конструкция которой характеризуется наличием поворотной грузонесущей платформы, которая шарнирно закреплена на несущей раме, имея одну поворотную ось и два фиксированных функциональных положения: наклонное - транспортное и горизонтальное - погрузочно-разгрузочное. Указанная вагон-платформа содержит несущую раму со шкворневыми балками, опирающуюся на ходовые тележки, и грузонесущую платформу, шарнирно соединенную с рамой через опорные кронштейны и рычажные механизмы с возможностью поворота относительно продольной оси с помощью пневматического привода. Грузонесущая платформа оснащена опорными фиксирующими стойками, продольными упорами от сдвига груза и устройствами для крепления груза. Известная вагон-платформа [4] не обладает достаточной эксплуатационной надежностью, так как не оснащена специальными устройствами для предохранения шарнирных соединений опорных кронштейнов, рычагов механизма и пневмоцилиндров от сдвигов при соударениях вагон-платформ в процессе эксплуатации, а также предотвращения чрезмерного прогиба груженной грузонесущей платформы в

ее транспортном наклонном положении. Кроме этого, переставные опорные стойки, поддерживающие грузонесущую платформу, переставные упоры для перевозимого груза и устройства для его крепления не удобны в эксплуатации, при этом последние не обеспечивают погрузку и крепление листового проката малой ширины с возможностью сохранения центра тяжести груженного транспортного средства. Данная вагон-платформа также не обеспечит перевозку листового проката перспективной увеличенной длины (до 18 м).

Вагон-платформа для широкоформатного листового проката предлагаемой полезной модели содержит несущую раму со шкворневыми балками, опирающуюся на ходовые тележки, и грузонесущую платформу, шарнирно соединенную с рамой через опорные кронштейны и рычажные механизмы с возможностью поворота относительно продольной оси с помощью пневматического привода и имеющую два функциональных положения: наклонное - транспортное и горизонтальное - погрузочно-разгрузочное. Грузонесущая платформа оснащена опорными фиксирующими стойками, продольными упорами от сдвига груза и устройствами для его крепления.

Задачами предлагаемой полезной модели является повышение надежности и прочности специализированного транспортного средства, достижение удобств в обслуживании и расширение функциональных возможностей для перевозки листового проката различной ширины, в том числе и «малой», и увеличенной длины.

Для достижения указанных задач и устранения недостатков известной вагон-платформы [4], несущая рама и Грузонесущая платформа оборудованы взаимодействующими упорами, ограничивающими продольные перемещения последней, и на несущей раме между шкворневыми балками установлен ряд опор, поддерживающих грузонесущую платформу в груженном транспортном положении и ограничивающих ее прогиб. Что касается опорных стоек для фиксирования грузонесущей платформы в обоих

функциональных положениях, то они шарнирно прикреплены к последней и выполнены изменяемыми по высоте относительно верха шкворневой балки. Таким образом, опорные стойки выполнены телескопическими из двух взаимодействующих частей, при этом нижняя часть стойки закреплена в понижающем уступе шкворневой балки также шарнирно и фиксируется в верхней части стойки с помощью винтового стопорного устройства, оборудованного штурвалом и закидкой, препятствующей откручиванию стопорного устройства. Передвигаемые фиксирующие упоры выполнены в виде L-образного корпуса, имеющего наружные горизонтальную и вертикальную привалочные поверхности для размещения листового проката, а внутри корпуса смонтированы ролики, взаимодействующие с поверхностью поперечной балки грузонесущей платформы, при этом на L-образном корпусе установлены наружный ролик, охватывающий поперечную балку, и рукоятки для передвижения упора. Приспособления для увязки листового проката передвигаемых фиксируемых упоров выполнены в виде винтовой стяжки и соединенной с ней гибкой связи, закрепленной в верхней части грузонесущей платформы, при этом винтовая стяжка снабжена шарнирным съемником, обеспечивающим снятие гибкой связи при повороте с ослаблением последней с помощью винтовой стяжки.

Для расширения функциональных возможностей вагона-платформы, устройства для крепления грузов содержат дополнительные поворотные упоры, шарнирно установленные с возможностью фиксирования на грузонесущей платформе вдоль ее продольной оси и разделяющие последнюю, при вертикальном их положении, на отдельные погрузочные площадки для листового проката малой ширины, при этом на поворотных упорах удерживаются верхние из указанных листов проката, а нижние - удерживается передвигаемыми фиксируемыми упорами на нужном расстоянии от оси вагон-платформы и обеспечивают центрирование груженного транспортного средства.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 - общий вид сбоку (спереди) вагона-платформы для крупногабаритного листового проката. Грузонесущая платформа занимает наклонное транспортное положение.

Фиг.2 - общий вид сбоку (сзади), показано тоже.

Фиг.3 - разрез по А-А (см. фиг.2). Показаны общий вид вагон-платформы и грузонесущей платформы (транспортное положение) в поперечном разрезе по А-А с грузом. Показан также габарит подвижного состава.

Фиг.4 - общий вид вагона-платформы с торца. Грузонесущая платформа занимает горизонтальное погрузочно-разгрузочное положение.

Фиг.5 - фрагмент разреза по А-А (см. фиг.1) в увеличенном масштабе с изометрическим изображением. Показано исполнение, расположение и установка телескопических опорных стоек и их стопорного устройства.

Фиг.6 - разрез по Б-Б (см. фиг.1). Показано взаимодействие грузонесущей платформы с опорами несущей рамы, поддерживающими последнюю в груженом транспортном положении. Показан зазор между опорами в порожнем состоянии грузонесущей платформы.

Фиг.7 - Показан фрагмент грузонесущей платформы с устройством для крепления и приспособлением для увязки грузов.

Осуществление полезной модели (устройство и принцип действия)

Предлагаемая вагон-платформа состоит из двух взаимодействующих основных частей: несущей рамы 1 (фиг.1, 2 и 3), опирающейся на ходовые тележки 2, и грузонесущей платформы 3. Несущая рама 1 представляет собой хребтовую балку 4 (фиг.3) усиленной конструкции со шкворневыми балками 5, концевыми балками 6, а также опорными кронштейнами 7 для

грузонесущей платформы 3 и кронштейнами 8, фиг.2, для подвески пневматических цилиндров 9.

Грузонесущая платформа 3 рамочной сварной конструкции опирается на раму по шкворневым балкам 5 через опорные кронштейны 7 и, посредством кронштейнов 10 и 11, фиг.5, шарнирно связана с рамой с помощью пневматических цилиндров 9 и рычажных механизмов 12, фиг.6. В обоих функциональных положениях грузонесущая платформа 3 фиксируется опорными стойками 13 со стопорными устройствами 14, фиг.3, 4.

Несущая рама 1 и грузонесущая платформа 3 оборудованы взаимодействующими упорами соответственно, 15 и 16, расположенными симметрично шкворневым балкам 5 и ограничивающими возможные смещения грузонесущей платформы при соударениях на сортировочных горках для предохранения шарнирных соединений опор и рычажных механизмов от повреждений. Упор грузонесущей платформы выполнен в виде поперечной балки с усиливающим понижением 17, что обеспечивает взаимодействие последнего с упорами 15 нижней рамы в обоих функциональных положениях грузонесущей платформы 3. Кроме этого, на несущей раме 1 между шкворневыми балками 5 установлен ряд упоров 18, фиг.6, поддерживающих грузонесущую платформу и исключающих ее прогиб в груженном состоянии. В порожнем состоянии вагон-платформы между опорами 18 и опорой 19 грузонесущей платформы предусмотрены незначительные зазоры «д».

Опорные стойки 13 выполнены телескопическими из двух взаимодействующих частей 21 (верхней), фиг.5, и 22 (нижней) трубчатой конструкции. Верхняя часть 21 стойки прикреплена шарнирно к грузонесущей платформе 3, а нижняя - аналогично закреплена в понижающем уступе «ж» (см. фиг.5) шкворневой балки 5 и фиксируется в верхней части стойки с помощью винтового стопорного устройства 23, которое оборудовано винтом 24 с коническим хвостовиком, штурвалом 25 и

шарнирно установленной закидкой 26, препятствующей откручиванию стопорного устройства.

Грузонесущая платформа оснащена также торцевыми упорами 27, фиг.1 и 3, от продольного сдвига груза и устройствами для крепления груза - широкоформатных листов проката. Эти устройства выполнены в виде передвигаемых фиксируемых упоров 28, фиг.6, оборудованных приспособлениями для увязки. Передвигаемые упоры 28 фиксируются на гребенчатой рейке 29 грузонесущей платформы и выполнены в виде L-образного корпуса, имеющего наружные вертикальную и горизонтальную привалочные поверхности, соответственно, «з» и «е» (фиг.7). Внутри корпуса смонтированы ролики 30, взаимодействующие с верхней поверхностью поперечной балки 31 грузонесущей платформы, а на L-образном корпусе в кронштейнах 32 установлен нижний наружный ролик 33, охватывающий поперечную балку 31, и рукоятки 34 для перемещений упора.

Приспособления для увязки груза, т.е. листового проката, размещены на L-образных передвижных упорах 28, выполнены в виде винтовой стяжки 35, установленной на упоре 28 и соединенной с ней гибкой связи-цепи 36. Цепь закреплена в верхней части грузонесущей платформы 3, а винтовая стяжка снабжена шарнирным съемником 37. При ослаблении цепи, путем развинчивания винтовой стяжки, и повороте шарнирного съемника на небольшой угол, цепь снимают, отводят в сторону и освобождают погрузочно-разгрузочные площади платформы для проведения работ.

Устройства для крепления грузов содержат также поворотные упоры 38, фиг.3, шарнирно установленные на поперечных балках грузонесущей платформы 3 и фиксируемые в вертикальном положении. Эти поворотные упоры разделяют грузонесущую платформу на отдельные погрузочные площадки для парного расположения листового проката малой ширины. При этом нижние листы проката удерживаются передвижными фиксирующими упорами 28 на нужном расстоянии от оси симметрии вагон-платформы, а верхние листы - на повернутых в вертикальное положение и

зафиксированных упорах 38, которые служат дистанционными элементами для пары листов проката. Таким образом, в процессе погрузки производится необходимое центрирование загружаемой вагона-платформы не широкими листами.

Предприятием - заявителем на базе выпускаемой этим предприятием вагона-платформы модели 13-4107 [4] для широкого листового проката с длиной 12 м разработаны рабочие чертежи вагона-платформы для широкоформатного листового проката с длиной 18 м, производство которого готовится в Российской Федерации. При этом конструкция вагона-платформы усовершенствована и предлагается к производству и эксплуатации при перевозках широкоформатных листов проката.

Источники информации

1. Авторское свидетельство SU №1558739 A1, B60P 3/16, В60Р 7/10, «Транспортное средство для перевозки длинномерных и крупногабаритных грузов в наклонном положении».

2. Авторское свидетельство SU №1111913 А, B61D 3/16, «Железнодорожный транспортер сцепного типа».

3. Патент ЕР №687610 A1, B61D 3/16, «Вагон для транспортировки груза большой ширины».

4. Патент РФ №51949, B61D 3/16, на полезную модель «Вагон-платформа для листового проката» (прототип).

1. Вагон-платформа для широкоформатного листового проката, содержащая несущую раму со шкворневыми балками, опирающуюся на ходовые тележки, и грузонесущую платформу, шарнирно соединенную с рамой через опорные кронштейны и рычажные механизмы с возможностью поворота относительно продольной оси с помощью пневматического привода и имеющую два функциональных положения: наклонное - транспортное и горизонтальное - погрузочно-разгрузочное, оснащенную опорными фиксирующими стойками, продольными упорами от сдвига груза и устройствами для крепления, отличающаяся тем, что несущая рама и грузонесущая платформа оборудованы взаимодействующими упорами, ограничивающими продольные перемещения последней, и на несущей раме между шкворневыми балками установлен ряд опор, поддерживающих грузонесущую платформу в груженном транспортном положении и ограничивающих ее прогиб, при этом опорные стойки для фиксирования последней в обоих функциональных положениях шарнирно прикреплены к грузонесущей платформе и выполнены изменяемыми по высоте относительно верха шкворневой балки, и устройства для крепления груза выполнены в виде передвигаемых фиксируемых упоров, оборудованных, по меньшей мере через один, приспособлениями для увязки.

2. Вагон-платформа для широкоформатного листового проката по п.1, отличающаяся тем, что упоры для ограничения продольных смещений грузонесущей платформы расположены симметрично шкворневым балкам несущей рамы и выполнены в виде поперечной балки с усиливающим понижением в средней части, что обеспечивает взаимодействие последнего с упорами несущей рамы в обоих функциональных положениях грузонесущей платформы.

3. Вагон-платформа для широкоформатного листового проката по п.1, отличающаяся тем, что опорные стойки выполнены телескопическими из двух взаимодействующих частей, при этом нижняя часть стойки закреплена в понижающем уступе шкворневой балки шарнирно и фиксируется в верхней части стойки с помощью винтового стопорного устройства, оборудованного штурвалом и закидкой, препятствующей откручиванию стопорного устройства.

4. Вагон-платфома для широкоформатного листового проката по п.1, отличающаяся тем, что передвигаемые фиксируемые упоры, оборудованные приспособлениями для увязки, выполнены в виде L-образного корпуса, имеющего наружные вертикальную и горизонтальную привалочные поверхности для размещения листового проката, и внутри корпуса смонтированы ролики, взаимодействующие с поверхностью поперечной балки грузонесущей платформы, при этом на корпусе установлены наружный ролик, охватывающий поперечную балку, и рукоятки для перемещения упора.

5. Вагон-платформа для широкоформатного листового проката по п.1 или 4, отличающаяся тем, что приспособления для увязки груза передвигаемых фиксируемых упоров выполнены в виде винтовой стяжки и соединенной с ней гибкой связи, закрепленной в верхней части грузонесущей платформы, при этом винтовая стяжка снабжена шарнирным съемником, обеспечивающим съем гибкой связи при повороте с ослаблением последней с помощью винтовой стяжки.

6. Вагон-платформа для широкоформатного листового проката по п.1, отличающаяся тем, что устройства для крепления грузов содержат дополнительные поворотные упоры, шарнирно установленные с возможностью фиксирования на грузонесущей платформе вдоль ее продольной оси и разделяющие грузонесущую платформу в вертикальном их положении на отдельные погрузочные площадки для листового проката малой ширины, при этом на поворотных упорах удерживаются верхние из указанных листов проката, а нижние удерживается передвигаемыми фиксируемыми упорами на нужном расстоянии от оси в зависимости от ширины листов проката с обеспечением центрирования груженной вагон-платформы.



 

Наверх