Сопряжение моста с насыпью

 

Полезная модель относится к области строительства, а именно к возведению мостовых сооружений. Сопряжение моста с насыпью содержит береговую опору, выполненную в виде дивана, пролетное строение и подходную часть насыпи, расположенную на естественном основании. Новым в предлагаемом сопряжении моста с насыпью является то, что оно содержит плитно-грунтовую опорную систему, на которую сверху опирается диван и которая включает уплотненную грунтовую призму. Грунтовая призма в поперечном сечении имеет форму трапеции и расположена на естественном основании поперек продольной оси моста. На верхнем основании грунтовой призмы расположена верхняя плита. На передней боковой поверхности грунтовой призмы, расположенной со стороны пролета, уложена передняя боковая плита, а на задней боковой поверхности призмы, расположенной со стороны насыпи - задняя боковая плита, которая играет роль переходной плиты. Нижние части задней и передней боковых плит соединены затяжкой, состоящей из нескольких тяжей, заложенных в грунтовую призму при ее отсыпке и уплотнении. В продольном направлении грунтовая призма ограничена торцевыми плитами. Технический результат предлагаемой полезной модели состоит в упрощении производства работ и повышении качества сопряжения моста с насыпью. 1 н.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области строительства, а именно к возведению мостовых сооружений.

Известно сопряжение моста, имеющего устои диванного типа, с насыпями, выполненное посредством наклонных или горизонтальных переходных плит, устанавливаемых одним концом на опорный брус, а другим - на шкафной блок. (Экспресс-информация ВПТИтрансстроя, «Рациональные конструкции устоев мостов в условиях линейного строительства», 1987 г., вып.5, с.5, рис.5).

Недостатком конструкции является то, что переходные плиты в первые же годы эксплуатации получают просадки, вызванные просадками насыпи.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является сопряжение моста, содержащее устои контрфорсного типа, когда основание под диваном усиливается путем армирования грунта геосетками. Такая конструкция способствует снижению просадок конуса, расположенного под диваном. («Транспортное строительство», 1989 г., №4, с.13, рис.1).

Недостатком данного конструктивного решения является сложность устройства с недостаточно гарантируемым качеством сооружения в целом.

Задача предлагаемой полезной модели заключается в упрощении производства работ и повышении качества сопряжения моста и насыпи.

Для достижения технического результата сопряжение моста с насыпью, содержащее береговую опору, выполненную в виде дивана, пролетное строение и подходную часть насыпи, расположенную на естественном основании, содержит плитно-грунтовую опорную систему, на которую сверху опирается диван, и включающую уплотненную грунтовую призму, имеющую форму трапеции в поперечном сечении и расположенную на естественном основании поперек продольной оси моста, при этом на верхнем основании грунтовой призмы и ее боковых поверхностей расположены соединенные между собой верхняя, передняя боковая, расположенная со стороны пролета, и задняя боковая, расположенная со стороны насыпи, плиты, а нижние части задней и передней боковых плит соединены затяжкой, размещенной в теле грунтовой призмы, причем в продольном направлении грунтовая призма ограничена торцевыми плитами. Кроме того, длина верхнего основания плитно-грунтовой опорной системы поперек продольной оси моста может соответствовать ширине основной площадки насыпи, а ширина этого основания - размерам дивана.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где

на фиг.1 представлено сечение по продольной оси моста (сечение А-А на фиг.2);

на фиг.2 представлен поперечный разрез моста (в зоне расположения опорной части) (разрез Б-Б на фиг.1).

Сопряжение моста с насыпью содержит береговую опору в виде дивана 1 и шкафной стенки 2, пролетное строение 3, которое опирается на

диван 1 с помощью опорных частей 4, подходную часть насыпи 5, расположенную на естественной поверхности грунта 6, а также плитно-грунтовую опорную систему 7. Плитно-грунтовая опорная система 7 содержит уплотненную грунтовую призму 8, расположенную на естественной поверхности грунта 6 поперек продольной оси моста и в поперечном сечении имеющую форму трапеции, которая может быть и не симметричной. На верхнем основании грунтовой призмы 8 расположена верхняя плита 9. На передней боковой поверхности грунтовой призмы 8, расположенной со стороны пролета, уложена передняя боковая плита 10, а на задней боковой поверхности грунтовой призмы 8, расположенной со стороны насыпи, - задняя боковая плита 11. Она играет роль переходной плиты. Нижние части задней 11 и передней 10 боковых плит соединены затяжкой 12, состоящей из нескольких тяжей, заложенных в грунтовую призму 8 при ее отсыпке и уплотнении. Для защиты от повреждений нижней части грунтовой призмы 8 в ее основании может быть отсыпана каменная наброска 13. Торцовые поверхности 14 имеют либо естественный угол откоса, либо могут покрываться плитами.

Плитно-грунтовая опорная система, являясь частью насыпи, имеет длину, равную ширине основной площадки насыпи, а ширину, равную размерам дивана.

Сопряжение моста с насыпью работает следующим образом.

Плиты 10 и 11 и затяжка 12, предназначенная для фиксации их положения, предназначены для армирования грунтовой призмы 8. Благодаря этому грунт призмы 8 работает как «грунт в обойме». Он воспринимает значительно большие нагрузки, чем грунт в обычном конусе. В связи с возможными просадками призмы плиты 10 и 11 не доходят до поверхности коренного грунта на величину 0,5 м, при этом выпору грунта из призмы препятствует каменная наброска 13. Кроме этого, она также как плита 10 со стороны пролета служит для защиты

конуса от воздействий льда и карчехода и размыва русловыми потоками. Наклонная плита 11, расположенная в массиве насыпи 5, способствует увеличению жесткости насыпи при въезде транспорта на мост, то есть играет роль переходной плиты. В зависимости от высоты насыпи наклон плиты 11 может меняться.

Повышение качества сопряжения моста и насыпи достигается за счет стабильности положения переходной плиты 11, возможности достаточно просто устранить просадки насыпи перед мостом в случае их образования и надежной защите конусов от повреждения со стороны пролета. Работа грунта призмы по аналогии с «грунтом в обойме» позволяет повысить нагрузки, передаваемые от пролетного строения на опору. Упрощение производства работ по устройству сопряжения заключается в достаточно простых и поддающихся механизации работах по установке плит 9, 10 и 11 вместо трудоемких ручных работ по армированию грунта геосетками.

1. Сопряжение моста с насыпью, содержащее береговую опору, выполненную в виде дивана, пролетное строение и подходную часть насыпи, расположенную на естественном основании, отличающееся тем, что оно содержит плитно-грунтовую опорную систему, на которую сверху опирается диван и которая включает уплотненную грунтовую призму, в поперечном сечении имеющую форму трапеции, и расположенную на естественном основании поперек продольной оси моста, при этом на верхнем основании грунтовой призмы и ее боковых поверхностях расположены соединенные между собой верхняя, передняя боковая, расположенная со стороны пролета, и задняя боковая, расположенная со стороны насыпи, плиты, а нижние части задней и передней боковых плит соединены затяжкой, размещенной в теле грунтовой призмы, причем в продольном направлении грунтовая призма ограничена торцевыми плитами.

2. Сопряжение моста с насыпью по п.1, отличающееся тем, что длина верхнего основания плитно-грунтовой опорной системы поперек продольной оси моста соответствует ширине основной площадки насыпи, а ширина этого основания соответствует размерам дивана.



 

Наверх