Силовое отделение трактора

 

Предлагаемая полезная модель относится к области гусеничных и колесных машин и может быть преимущественно использована в промышленных тракторах с бульдозерно-рыхлительным оборудованием.

Задача - обеспечение работы трактора при высокой температуре (+40°С) окружающей среды за счет регулируемого раскрытия створок капота, улучшения обзора, а также повышение удобства доступа к часто обслуживаемым узлам систем двигателя, расположенным в задней части подкапотного пространства.

Силовое отделение трактора включает в себя двигатель 1, установленный на раме 2 трактора и огражденный капотом в составе облицовки 3, крыши 4, задней стойки 5, опирающейся на раму 2 трактора, и боковых створок - передней 6, крупногабаритной и задней 7, меньших размеров. В задней части подкапотного пространства, перекрытого задней 7 створкой, размещены воздухозаборное устройство 8, воздухоочиститель 9, топливный бачок подогревателя 10, В передней части подкапотного пространства размещен блок радиаторов 11, вентилятор 12.

Доступ к узлам в задней части капота осуществляется открытием створки 7 путем ее поворота вокруг вертикальной оси на петлях 13, установленных на задней 5 стойке. В закрытом положении створка 7 опирается на створку 6. Створка 6 откидывается вверх на петлях 14 поворотом вокруг горизонтальной оси после поворота створки 7, открывая доступ к узлам, расположенным в передней части подкапотного пространства.

Створка 7 фиксируется в полностью открытом и промежуточном положениях фиксатором, содержащим прикрепленный к створке стакан 15, шток в виде пальца 16, пружину 17, шайбу 18, шплинт 19. Шток 16, в виде пальца имеет два положения: верхнее, в котором пружина 17 сжата и шток утоплен в стакане 15, и нижнее, получаемое разворотом штока на 90°, при котором головка штока 16 опускается в паз 20 в стакане 15 и шток входит в отверстие в листе пола 21 и фиксирует створку 7. 1 - н.п.ф., 6 - илл.

Предлагаемая полезная модель относится к области гусеничных и колесных машин и может быть преимущественно использована в промышленных тракторах с бульдозерно-рыхлительным оборудованием.

Известны промышленные тракторы различных зарубежных фирм и отечественного производства, в которых силовые установки, включающие в себя двигатель со всеми агрегатами и системами, а также ограждающий их капот и элементы рамы трактора образуют его силовое отделение.

К таким тракторам относится, например, тракторы фирмы CATERPILLAR D5H, D7H, D8N и др., фирмы KOMATSU D65E, D275A-2, D83P-1, D155A-2 и др., фирмы LIEBHERR PR712 BL, PR732 В, PR742 В и др., а также отечественные тракторы, например Т-170, Т-10, Т-12 ООО "ЧТ3-УРАЛТРАК" (см. проспекты фирм CATERPILLAR (США), KOMATSU (Япония), LIEBHERR (Германия), ООО "ЧТ3-УРАЛТРАК" (Россия).

Наиболее близким по технической сущности, принятым за прототип, является силовое отделение трактора LIEBHERR PR732B. В этом тракторе двигатель с системами, включая воздухозаборное устройство воздухоочистителя, размещаются в подкапотном пространстве, (журнал "Горная промышленность" №1, 2003 г.; Гусеничные бульдозеры LIEBHERR с гидростатическим приводом. Сборник статей AKR-LIEBHERR "АКР Техно", Москва.)

Установка воздухозаборного устройства в закрытом объеме внутри капота позволяет улучшить качество очистки подаваемого в двигатель воздуха на первой ступени, поскольку воздух вначале проходит через перфорированные мелкими отверстиями стенки и крышу капота, которые не пропускают крупные фракции грунта, листья и прочее. Кроме того, улучшаются условия эксплуатации силовой установки в зимнее время, так как из подкапотного пространства в двигатель поступает более теплый воздух. При этом обеспечивается нормальная работа двигателя при температуре от -25°С до +40°С. Существуют тракторы, которые работают при температуре воздуха -40°С, для чего в силовом отделении устанавливается дополнительная система подогрева двигателя, система

подогрева топлива, дополнительные кожухи и уплотнения на агрегаты двигателя, Эти мероприятия расширяют температурный диапазон работы трактора в сторону низких температур.

Однако, в силовой установке трактора PR732B не предусмотрены мероприятия по обеспечению работы при температуре окружающей среды более высокой, чем +40°С, что характерно при применении трактора в южных широтах.

Установка систем двигателя в подкапотном пространстве требует удобного доступа к часто обслуживаемым узлам.

В ряде случаев, на разных тракторах эти проблемы (работа при температуре выше +40°С и доступ к узлам) решаются демонтажом (удалением) створок капота с последующей их установкой при эксплуатации в нормальных условиях или при пониженных температурах.

Такой подход не является рациональным, поскольку требует дополнительных операций и хранения снятых створок отдельно от трактора.

В прототипе доступ к узлам осуществляется путем поворота вокруг вертикальной оси боковой створки, установленной на петлях, расположенных в передней части капота. Створки имеют большую длину и в открытом положении значительно выступают за габариты капота, нависая над гусеницей и перекрывая поле зрения оператора в передней зоне обзора, что исключает возможность обзора работы трактора с раскрытой створкой (фотография 1, фотография 2. Силовое отделение трактора LIEBHERR PR732B, фотографии прилагаются.)

Целью предлагаемой полезной модели является обеспечение работы трактора при высокой температуре (свыше +40°С) окружающей среды за счет регулируемого раскрытия створок капота, увеличения возможности обзора оператора, а также повышение удобства доступа к часто обслуживаемым узлам систем двигателя, расположенным в задней части подкапотного пространства.

Указанная цель достигается тем, что в силовом отделении трактора, содержащем двигатель с системами, установленный на раме трактора и огражденный капотом, включающим облицовку, крышу, опоры, связанные с рамой трактора, и боковые створки с перфорацией, авторы предлагают боковые створки выполнить из двух частей: передней, крупногабаритной, откидываемой вверх вокруг горизонтальной оси, и задней, меньших размеров, опирающейся на переднюю в закрытом положении и поворачиваемой вокруг вертикальной оси на

петлях, установленных на задней опоре капота, с возможностью стопорения створки в промежуточных положениях и в полностью открытом положении с помощью фиксатора оператором вручную или посредством, например, тросикового привода с рабочего места, причем размеры створки по высоте и ширине ограничены положением передних точек, координаты которых на тракторе не должны находиться в зоне обзора, определяемой вертикальным углом поля зрения оператора.

Указанное устройство силового отделения трактора представлено на чертежах

На Фиг.1 показан трактор с силовым отделением - вид сбоку;

На Фиг.2 - вид сверху;

На Фиг.3 - фиксатор боковой створки в разрезе;

На Фиг.4 - вид сверху на фиксатор и тросиковый привод поворота створок.

Силовое отделение трактора включает в себя двигатель 1, установленный на раме 2 трактора и огражденный капотом в составе облицовки 3, крыши 4, задней стойки 5, опирающейся на раму 2 трактора, и боковых створок - передней 6, крупногабаритной и задней 7, меньших размеров.

В задней части подкапотного пространства, перекрытого створкой 7, размещены воздухозаборное устройство 8, воздухоочиститель 9, топливный бачок подогревателя 10. В передней части размещен блок радиаторов 11, вентилятор 12. Доступ к узлам в задней части капота осуществляется открытием створки 7 путем ее поворота вокруг вертикальной оси на петлях 13, установленных на задней стойке 5. В закрытом положении створка 7 опирается на створку 6. Створка 6 откидывается вверх на петлях 14 поворотом вокруг горизонтальной оси после поворота створки 7, открывая доступ к узлам, расположенным в передней части подкапотного пространства.

Створка 7 фиксируется в полностью открытом и промежуточном положениях фиксатором, содержащим прикрепленный к створке стакан 15, шток 16 в виде пальца, пружину 17, шайбу 18, шплинт 19. Шток 16, в виде пальца имеет два положения: верхнее, в котором пружина 17 сжата и шток утоплен в стакан 15, и нижнее, получаемое разворотом штока на 90, при котором головка штока 16 опускается в паз 20 в стакане 15, и шток входит в отверстие в листе пола 21 и фиксирует створку 7.

При работе трактора наружный воздух поступает через перфорационные отверстия в задней створке 7, верхней части облицовки 3, крыши 4 в воздухозаборное устройство 8, воздухоочиститель 9 и двигатель 1 для образования рабочей смеси. Кроме этого, через перфорационные отверстия производится забор наружного воздуха вентилятором 12 с образованием обратного воздушного потока, проходящего из подкапотного пространства через блок радиаторов 11, для охлаждения двигателя и трансмиссии.

При работе трактора при температуре наружного воздуха выше +40°С оператор фиксирует створки 7 в промежуточном положении для регулирования потока, увеличивая количество поступающего воздуха для охлаждения двигателя.

Размеры створок 7 выбраны таким образом, чтобы раскрытые створки не перекрывали переднюю зону обзора, определяемую вертикальным углом поля зрения оператора .

Для раскрытия и закрытия створок предусмотрен дублирующий тросиковый привод 22 с управлением из кабины, с рабочего места оператора.

Для обслуживания узлов в задней части подкапотного пространства, створки 7 полностью открываются, обеспечивая удобный доступ к воздухозаборному устройству 8, фильтрам воздухоочистителя 9, кранику топливного бачка подогревателя двигателя 10, то есть узлам, которые требуют частого осмотра и обслуживания.

Такая конструкция силового отделения трактора позволяет обеспечить возможность работы в экстремальных условиях при температуре окружающей среды более +40°С и повысить удобство обслуживания узлов, размещенных в подкапотным пространстве.

Силовое отделение трактора, содержащее двигатель с системами, установленный на раме трактора и огражденный капотом, включающим облицовку, крышу, опоры, связанные с рамой трактора, и боковые створки с перфорацией, отличающееся тем, что боковые створки выполнены из двух частей каждая: передней, крупногабаритной, откидываемой вверх вокруг горизонтальной оси, и задней, меньших размеров, опирающейся на переднюю в закрытом положении и поворачиваемой вокруг вертикальной оси на петлях, установленных на задней опоре капота, с возможностью стопорения створки в промежуточных положениях и в полностью открытом положении с помощью фиксатора оператором вручную или посредством, например, тросикового привода с рабочего места, причем размеры створки по высоте и ширине ограничены положением ее передних точек, координаты которых на тракторе не должны находиться в зоне обзора, определяемой вертикальным углом поля зрения оператора.



 

Наверх