Экскаваторный вертикально-фланцевый электродвигатель

 

Полезная модель относится к электромашиностроению. Экскаваторный вертикально-фланцевый электродвигатель ДЭВ 816 может быть использована для механизма поворота экскаватора ЭКГ-10 и ЭКГ 12,5. Электродвигатель содержит оболочку, состоящую из корпуса с фланцем, по торцам которого установлены верхний и нижний подшипниковые щиты. Четыре главных и четыре добавочных полюса. Якорь, включающий сердечник, коллектор и вал, установленный в подшипниковых щитах, токосъемный механизм. Корпус в поперечном сечении имеет восьмигранную форму, состоит из двух половин, соединенных между собой четырьмя болтами, на валу якоря со стороны коллектора установлен шариковый подшипник, а с противоположной стороны роликовый и упорный шариковый подшипник. Фланец расположен в нижней части корпуса со стороны противоположной коллектору. Технический результат - упрощение обслуживания и ремонта электродвигателя, уменьшение радиальных габаритов и повышение мощности, повышение механической прочности и снижение себестоимости изготовления электродвигателя.

Полезная модель относится к электромашиностроению. Экскаваторный вертикально-фланцевый электродвигатель ДЭВ 816 может быть использован для механизма поворота платформы экскаватора ЭКГ-10 и ЭКГ-12,5.

Известен экскаваторный вертикально-фланцевый электродвигатель являющийся наиболее близким по своей технической сущности к описываемой полезной модели и содержащий, оболочку, состоящую из корпуса с фланцем, по торцам которого установлены верхний и нижний подшипниковые щиты, причем в крышке последнего установлен упорный шариковый подшипник, четыре главных и четыре добавочных полюса, каждый из которых включает катушку и сердечник, при этом сердечник главного полюса спрессован из штампованных листов стали, и имеет стальной внутренний стержень с резьбовыми отверстиями для крепления сердечника к корпусу с помощью болтов, аналогичные резьбовые отверстия выполнены и в сердечнике добавочного полюса, якорь, включающий сердечник, собранный из листов электротехнической стали, зажатых между обмоткодержателем и нажимной шайбой, обмотку, выполненную из медного провода, причем пазовая и лобовая части секций обмотки крепятся к сердечнику стеклобандажной лентой, коллектор арочного типа, коллекторные пластины которого выполнены из профильной меди, изолированы одна от другой миканитом, собраны в пакет и зажаты между конусными поверхностями втулки и нажимного конуса, причем коллекторные пластины соединены с концами обмотки якоря, и вал, установленный на подшипниках в подшипниковых щитах и имеющий два конических конца, выступающих за габариты оболочки, токосъемный механизм, состоящий из четырех пальцев, на которых крепятся щеткодержатели с пружинами, контактирующими с щетками, люки,

закрытые крышками, для ухода за коллектором и щеткодержателями, причем в верхней части корпуса, со стороны коллектора, имеется два окна для подвода охлаждающего воздуха, при этом фланец расположен в нижней части корпуса со стороны противоположной коллектору.

Н.М.Баталов и др. Краново-металлургические двигатели. Москва, Энергия, 1967, стр.42, рис.2-9.

Недостатками известного электродвигателя являются, невозможность проведения ремонта и обслуживания без полной разборки электродвигателя и его отъединения от приводящего им механизма; большие радиальные габариты, недостаточная мощность, недостаточная теплоотдача катушек добавочных полюсов, низкая механическая прочность и высокая себестоимость изготовления.

Задачей заявленной полезной модели является упрощение обслуживания и ремонта электродвигателя, уменьшения радиальных габаритов или повышения мощности при сохранении внешних габаритов, увеличения теплоотдачи катушек добавочных полюсов, повышения механической прочности и снижения себестоимость изготовления электродвигателя.

Поставленные задачи решаются, и технический результат достигается в полезной модели за счет того, что в экскаваторном вертикально-фланцевом электродвигателе, содержащем оболочку, состоящую из корпуса с фланцем, по торцам которого установлены верхний и нижний подшипниковые щиты, причем в крышке последнего установлен упорный шариковый подшипник, четыре главных и четыре добавочных полюса, каждый из которых включает катушку и сердечник, при этом сердечник главного полюса спрессован из штампованных листов стали, и имеет стальной внутренний стержень с резьбовыми отверстиями для крепления сердечника к корпусу с помощью болтов, аналогичные резьбовые отверстия выполнены и в сердечнике добавочного полюса, якорь, включающий сердечник, собранный из листов электротехнической стали, зажатых между обмоткодержателем и нажимной

шайбой, обмотку, выполненную из медного провода, причем пазовая и лобовая части секций обмотки крепятся к сердечнику стеклобандажной лентой, коллектор арочного типа, коллекторные пластины которого выполнены из профильной меди, изолированы одна от другой миканитом, собраны в пакет и зажаты между конусными поверхностями втулки и нажимного конуса, причем коллекторные пластины соединены с концами обмотки якоря, и вал, установленный на подшипниках в подшипниковых щитах и имеющий два конических конца, выступающих за габариты оболочки, токосъемный механизм, состоящий из четырех пальцев, на которых крепятся щеткодержатели с пружинами, контактирующими с щетками, люки, закрытые крышками, для ухода за коллектором и щеткодержателями, причем в верхней части корпуса, со стороны коллектора, имеется два окна для подвода охлаждающего воздуха, при этом фланец расположен в нижней части корпуса со стороны противоположной коллектору, при этом новым является то, что корпус в поперечном сечении имеет восьмигранную форму, выполнен из углеродистой стали, сварной конструкции, состоящей из двух половин, соединенных между собой четырьмя болтами, при этом для предотвращения проворота щитов в разъемном корпусе установлены штыри, входящие в отверстия на опорной поверхности замковой части щитов, на валу якоря со стороны коллектора установлен шариковый подшипник, а с противоположной стороны роликовый, штампованные листы сердечника главного полюса выполнены из стали толщиной 1,5 мм, спрессованы и закреплены между собой стержнями с развальцованными концами, а сердечники добавочных полюсов - из стальных отливок, катушки главных полюсов изготовлены из изолированного медного провода с применением кремнийорганической изоляции класса нагревостойкости «Н», а катушки добавочных полюсов имеют изоляцию типа «монолит» - класса нагревостойкости «F» и изготовлены из голой медной проволоки намотанной на ребро, где в качестве межвитковой изоляции применена асбестовая бумага, листы сердечника

якоря выполнены из холоднокатаной электротехнической стали толщиной 0,5 мм, обмотка якоря выполнена из медного провода со стекловолокнистой изоляцией пластины и прокладки собраны в пакет и зажаты между конусными поверхностями втулки и нажимного конуса при помощи болтов, а соединение концов обмотки якоря с коллекторными пластинами осуществлено при помощи сварки в среде нейтральных газов.

Технический результат достигается в полезной модели также за счет того, что вал изготавливается из легированной стали.

Технический результат достигается в полезной модели также за счет того, что подшипниковые щиты, выполненных в виде отливок из углеродистой стали.

Применение разъемного корпуса позволяет без полной разборки электродвигателя и разъединения его с механизмом провести профилактический ремонт и очистку якоря, катушек и щеточного аппарата.

Выполнение корпуса электродвигателя ДЭВ 816 в поперечном сечении восьмигранной формы позволяет более компактно разместить полюсные катушки, уменьшив тем самым радиальные габариты или увеличить мощность при сохранении тех же наружных габаритов корпуса за счет увеличения диаметра якоря, что в свою очередь позволило увеличить число пазов якоря и довести его до 42, соответственно возросло число активных проводников и число коллекторных пластин, которое стало равным 126.

Применение изоляции типа "монолит" класса нагревостойкости «F» в катушке добавочных полюсов обеспечивает высокую надежность их крепления к сердечникам и улучшенную теплоотдачу.

Изготовление катушки добавочных полюсов из голой медной проволоки, намотанной на ребро обеспечивает лучшую теплоотдачу.

Выполнение вала из легированной стали повышает его механическую прочность.

Выполнение подшипниковых щитов в виде отливок из углеродистой стали снижает себестоимость изготовления электродвигателя.

Все вышеуказанные мероприятия позволили увеличить мощность электродвигателя ДЭВ 816 до 150 кВт и соответственно увеличив вращающий момент электродвигателя ДЭВ 816 до - 2985 Н.м, и уменьшив удельную массу на 25%.

На фиг.1 показан общий вид экскаваторного вертикально-фланцевого электродвигателя ДЭВ-816.

На фиг.2 показан вид по стрелке А на фиг.1.

Экскаваторный вертикально-фланцевый электродвигатель ДЭВ-816, содержит оболочку, состоящую из корпуса 2 и подшипниковых щитов, верхнего 5 и нижнего 6.

Корпус 2 состоит из двух половин, которые представляют собой сварные конструкции из углеродистой стали. Корпус в поперечном сечении имеет восьмигранную форму. Две половины корпуса соединены между собой четырьмя болтами 14.

Подшипниковые щиты 5 и 6 выполнены в виде отливок из углеродистой стали. Для предотвращения проворота щита 5 и 6 в разъемной корпусе установлены штыри, входящий в соответствующие отверстия на цилиндрической опорной поверхности замковой части щита 5 и 6.

Электродвигатель изготавливается в 4-х полюсном исполнении.

Электродвигатель имеет четыре главных 3 и четыре добавочных полюса 4.

Катушки главных полюсов (16) изготовлены из изолированного медного провода с применением кремнийорганической изоляции класса нагревостойкости «Н».

Катушки добавочных полюсов 15 выполнены с применением изоляции типа "монолит" класса нагревостойкости «F».

Катушки добавочных полюсов 15 изготовлены из голой медной проволоки намотанной на ребро. В качестве межвитковой изоляции применяется асбестовая бумага.

Сердечники главных полюсов 3 собираются из штампованных листов стали толщиной 1,5 мм, которые спрессовываются и закрепляются между собой стержнями с развальцованными концами. Сердечник имеет стальной внутренний стержень с резьбовыми отверстиями для крепления сердечника болтами к корпусу 2. Стержни плотно и надежно притягивают полюсы к корпусу 2.

Сердечники добавочных полюсов 4 выполняются в виде стальных отливок.

Выводные провода из корпуса 2 выводятся через уплотнительные резиновые втулки 17.

Для ухода за коллектором и щеткодержателями каждая половина разъемного корпуса 2 имеет по два люка, которые закрываются крышками 18 с резиновыми уплотнениями.

В верхней части электродвигателя, со стороны коллектора 11, имеется два окна для подвода охлаждающего воздуха.

Сердечник якоря 1 собирается из листов холоднокатаной электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Спрессованный пакет сердечника зажимается между обмоткодержателем 19 и нажимной шайбой 20.

Обмотка якоря выполнена из медного провода со стекловолокнистой изоляцией.

Пазовая и лобовые части секций 22 крепятся стеклобандажной лентой 21.

Якорь пропитывается в кремнийорганическом лаке.

Коллектор (11) арочного типа, имеет сборную конструкцию. Коллекторные пластины выполнены из профильной меди. Пластины изолированы одна от другой миканитовыми прокладками. Пластины и прокладки собраны в пакет и зажаты между конусными поверхностями втулки и нажимного конуса при помощи болтов.

Соединение концов обмотки якоря с коллекторными пластинами

осуществляется при помощи сварки в среде нейтральных газов.

Токосъемный механизм двигателей состоит из четырех пальцев 10, на которых крепятся щеткодержатели 9 с щетками 8. Щеткодержатель 9 имеет пружину, создающую через курок давление на щетку 8.

Вал 23 электродвигателя изготавливается из легированной стали.

Электродвигатель имеет два конических конца вала 23.

На валу электродвигателя со стороны коллектора установлен шариковый подшипник 7, а со стороны привода роликовый 12 и дополнительно - подпятник упорный шариковый подшипник 13.

Экскаваторный вертикально-фланцевый электродвигатель ДЭВ 816 имеет фланцевое крепление к редуктору при помощи болтов. Фланец расположен на корпусе 2 электродвигателя со стороны противоположной коллектору 11.

1. Экскаваторный вертикально-фланцевый электродвигатель, содержащий оболочку, состоящую из корпуса с фланцем, по торцам которого установлены верхний и нижний подшипниковые щиты, причем в крышке последнего установлен упорный шариковый подшипник, четыре главных и четыре добавочных полюса, каждый из которых включает катушку и сердечник, при этом сердечник главного полюса спрессован из штампованных листов стали, и имеет стальной внутренний стержень с резьбовыми отверстиями для крепления сердечника к корпусу с помощью болтов, аналогичные резьбовые отверстия выполнены и в сердечнике добавочного полюса, якорь, включающий сердечник, собранный из листов электротехнической стали, зажатых между обмоткодержателем и нажимной шайбой, обмотку, выполненную из медного провода, причем пазовая и лобовая части секций обмотки крепятся к сердечнику стеклобандажной лентой, коллектор арочного типа, коллекторные пластины которого выполнены из профильной меди, изолированы одна от другой миканитом, собраны в пакет и зажаты между конусными поверхностями втулки и нажимного конуса, причем коллекторные пластины соединены с концами обмотки якоря, и вал, установленный на подшипниках в подшипниковых щитах и имеющий два конических конца, выступающих за габариты оболочки, токосъемный механизм, состоящий из четырех пальцев, на которых крепятся щеткодержатели с пружинами, контактирующими с щетками, люки, закрытые крышками, для ухода за коллектором и щеткодержателями, причем в верхней части корпуса, со стороны коллектора, имеется два окна для подвода охлаждающего воздуха, при этом фланец расположен в нижней части корпуса со стороны противоположной коллектору, отличающийся тем, что корпус в поперечном сечении имеет восьмигранную форму, выполнен из углеродистой стали, сварной конструкции, состоящей из двух половин, соединенных между собой четырьмя болтами, при этом для предотвращения проворота щитов в разъемном корпусе установлены штыри, входящие в отверстия на опорной поверхности замковой части щитов, на валу якоря со стороны коллектора установлен шариковый подшипник, а с противоположной стороны роликовый, штампованные листы сердечника главного полюса выполнены из стали толщиной 1,5 мм, спрессованы и закреплены между собой стержнями с развальцованными концами, а сердечники добавочных полюсов - из стальных отливок, катушки главных полюсов изготовлены из изолированного медного провода с применением кремнийорганической изоляции класса нагревостойкости «Н», а катушки добавочных полюсов имеют изоляцию типа «монолит» - класса нагревостойкости «F» и изготовлены из голой медной проволоки намотанной на ребро, где в качестве межвитковой изоляции применена асбестовая бумага, листы сердечника якоря выполнены из холоднокатаной электротехнической стали толщиной 0,5 мм, обмотка якоря выполнена из медного провода со стекловолокнистой изоляцией пластины и прокладки собраны в пакет и зажаты между конусными поверхностями втулки и нажимного конуса при помощи болтов, а соединение концов обмотки якоря с коллекторными пластинами осуществлено при помощи сварки в среде нейтральных газов.

2. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что вал изготавливается из легированной стали.

3. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что подшипниковые щиты выполнены в виде отливок из углеродистой стали.



 

Наверх