Электродвигатель тяговый для рудничных электровозов

 

Полезная модель относится к электромашиностроению. Электродвигатель тяговый типа ДК 812 выполнен в нормальном рудничном исполнении и предназначен для контактных электровозов сцепной массой 14 тонн.

Электродвигатель содержит неподвижный индуктор, включающий корпус, имеющий круглую форму, с фланцем крепления двигателя к редуктору, на внутренней поверхности корпуса установлено четыре главных и четыре добавочных полюса, при этом катушки полюсов выполнены из медных шин, и вращающийся якорь, включающий вал, на котором расположены сердечник с обмоткой, коллектор, вентилятор, подшипники и узел маслозащиты заднего подшипника, с торцов корпус закрыт подшипниковыми щитами, в которых размещаются подшипники, на переднем подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя с пружинами, поджимающими щетку к коллектору, в корпусе выполнен люк, закрытый крышкой с уплотнением, для обслуживания щеточного аппарата и коллектора, и на нем установлена коробка выводов, с отверстиями для подведения к двигателю внешних проводов, при этом в качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс», пружины выполнены рулонными, обеспечивающими постоянное давление на щетку независимо от ее высоты, а щетки - разрезными, состоящими из двух частей, имеющих общие накладки - амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика, узел маслозащиты включает крышку, в которой установлены манжетные армированные уплотнения, закрывающие шариковый подшипник, к крышке прикреплен защитный диск, а к запорной втулке прикреплен подвижный кожух, фланец крепления двигателя к редуктору приварен к корпусу двигателя, в котором выполнено четыре коллекторных люка. Технический результат - повышение надежности.

Полезная модель относится к электромашиностроению. Электродвигатель тяговый типа ДК 812 выполнен в нормальном рудничном исполнении и предназначен для контактных электровозов сцепной массой 14 тонн.

Известен электродвигатель тяговый постоянного тока типа ДТН 45 для рудничных электровозов, являющийся наиболее близким по своей технической сущности к описываемой полезной модели и содержащий неподвижный индуктор, включающий корпус, имеющий круглую форму, на внутренней поверхности которого установлено четыре главных и четыре добавочных полюса, при этом катушки полюсов выполнены из медных шин, и вращающийся якорь, включающий вал, на котором расположены сердечник с обмоткой, коллектор, вентилятор, подшипники и узел маслозащиты заднего подшипника, с торцов корпус закрыт подшипниковыми щитами, в которых размещаются подшипники, на переднем подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя с пружинами, поджимающими щетку к коллектору, в корпусе выполнен люк, закрытый крышкой с уплотнением, для обслуживания щеточного аппарата и коллектора, и на нем установлена коробка выводов, с отверстиями для подведения к двигателю внешних проводов. (ТУ 16-527.314-85 Электродвигатель постоянного тока рудничные тяговые типа ДТН, Харьковский завод «Электромашина», а/я а-7617, 1985 г.).

Недостатками известного двигателя являются сложность технического обслуживания щеточного аппарата и коллектора, а также низкая надежность подшипникового узла и недостаточная мощность двигателя в целом.

Техническими задачами заявленной полезной модели являются повышение мощности двигателя и надежности, особенно его заднего

подшипника, упрощение обслуживания щеточного аппарата и коллектора, и создание двигателя, взаимозаменяемого с двигателем ДТН 45.

Поставленные задачи решаются и технический результат достигается в полезной модели за счет того, что электродвигатель тяговый для рудничных электровозов содержит неподвижный индуктор, включающий корпус, имеющий круглую форму, с фланцем крепления двигателя к редуктору, на внутренней поверхности корпуса установлено четыре главных и четыре добавочных полюса, при этом катушки полюсов выполнены из медных шин, и вращающийся якорь, включающий вал, на котором расположены сердечник с обмоткой, коллектор, вентилятор, подшипники и узел маслозащиты заднего подшипника, с торцов корпус закрыт подшипниковыми щитами, в которых размещаются подшипники, на переднем подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя с пружинами, поджимающими щетку к коллектору, в корпусе выполнен люк, закрытый крышкой с уплотнением, для обслуживания щеточного аппарата и коллектора, и на нем установлена коробка выводов, с отверстиями для подведения к двигателю внешних проводов, при этом новым является то, что в качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс», пружины выполнены рулонными, обеспечивающими постоянное давление на щетку независимо от ее высоты, а щетки - разрезными, состоящими из двух частей, имеющих общие накладки - амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика, узел маслозащиты включает крышку, в которой установлены манжетные армированные уплотнения, закрывающие шариковый подшипник, к крышке прикреплен защитный диск, а к запорной втулке прикреплен подвижный кожух, фланец крепления двигателя к редуктору приварен к корпусу двигателя, в котором выполнено четыре коллекторных люка.

На чертеже показан общий вид электродвигателя тягового типа ДК 812 для рудничного электровоза.

Электродвигатель тяговый для рудничных электровозов состоит из двух основных частей: неподвижной - индуктора, основной частью которого, является корпус 1, имеющий круглую форму, и вращающейся - якоря 2. На внутренней поверхности корпуса 1 установлено четыре главных 3 и четыре добавочных 4 полюса. Сердечники главных полюсов - шихтованные, т.е. набраны из отдельных штампованных пластин и стянуты заклепками. Сердечники добавочных полюсов - поковки. Катушки полюсов выполнены из медных шин. В качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс». Внешняя изоляция катушек - монолит, при которой катушки приклеиваются к сердечникам полюсов эпоксидной смолой или компаундами и представляют с ними единый блок. С торцов корпус 1 закрыт подшипниковыми щитами - передним 5 и задним 6, в которых размещаются подшипники 7, 8. Камеры подшипников 7, 8 с обеих сторон закрыты крышками 9, 10. Узел маслозащиты заднего подшипника 8 включает крышку 10, в которой установлены манжетные армированные уплотнения 11, закрывающие шариковый подшипник 8, к крышке 10 прикреплен защитный диск 12, а к запорной втулке 13 прикреплен подвижный кожух 14. Усиленная маслозащита камеры заднего подшипника 8 исключает вытекание смазки из камеры в редуктор и, наоборот - из редуктора в камеру.

На переднем 5 подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя 15 с рулонными пружинами, обеспечивающими постоянное давление на щетку независимо от ее высоты (по мере износа), что способствует устойчивой коммутации двигателя и обеспечивает равномерный износ щеток. Для улучшения коммутации двигателей применяются разрезные щетки, которые состоят из двух частей, имеющих общие накладки (амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика) и общий наконечник медных проводов.

Соединение двигателя с редуктором осуществляется с помощью фланца 16, приваренного к корпусу 1 двигателя.

Якорь 2 двигателя - это его вращающаяся часть, т.е. группа узлов и деталей, расположенных на валу 17. Вал 17 имеет один свободный конический конец для соединения с редуктором и выполняется с несколькими ступенями различных диаметров, что обеспечивает независимую посадку на него деталей якоря 2. Определенное положение деталей на валу достигается применением шпонок.

Для якоря 2 применена изоляция класса нагревостойкости «Н». Обмотка 18 якоря - волновая. В пазовой части обмотка 18 крепится клиньями из профильного стеклопластика, а лобовые части закрепляются стеклобандажами. С коллектором концы якорных секций соединяются путем сварки в нейтральной среде.

Коллектор 19 имеет сборное стальное основание, состоящее из втулки и нажимного конуса. Стянуты эти детали кольцевой гайкой. Коллекторные пластины изготовляются из профильной бронзы.

На корпусе 1 двигателя установлена коробка выводов 20, имеющая четыре отверстия для подведения к двигателю внешних проводов. Выводные провода 21 катушек через резиновые втулки 22 выводятся в коробку выводов 20. Для обслуживания щеточного аппарата и коллектора 19 в корпусе 1 двигателя имеются четыре коллекторных люка 23, имеющих крышки 24 с уплотнениями.

Двигатель выполняется с самовентиляцией. На его валу 17 со стороны, противоположной коллектору 19, располагается вентилятор 25, который отливается из алюминиевого сплава на стальную втулку, обеспечивающую надежную посадку вентилятора 25 на валу 17 двигателя. Вентилирующий воздух входит в двигатель через закрытые сетками отверстия в двух верхних крышках коллекторных люков. Выходит воздух через два отверстия в верхней части корпуса, расположенных против лопаток вентилятора 25 и также закрытых сетками.

Заявленный тяговый двигатель постоянного тока типа ДК 812 для рудничных контактных электровозов работает также как и подобные ему двигатели.

Электродвигатель тяговый для рудничных электровозов, содержащий неподвижный индуктор, включающий корпус, имеющий круглую форму, с фланцем крепления двигателя к редуктору, на внутренней поверхности корпуса установлено четыре главных и четыре добавочных полюса, при этом катушки полюсов выполнены из медных шин, и вращающийся якорь, включающий вал, на котором расположены сердечник с обмоткой, коллектор, вентилятор, подшипники и узел маслозащиты заднего подшипника, с торцов корпус закрыт подшипниковыми щитами, в которых размещены подшипники, на переднем подшипниковом щите установлено четыре щеткодержателя с пружинами, поджимающими щетку к коллектору, в корпусе выполнен люк, закрытый крышкой с уплотнением для обслуживания щеточного аппарата и коллектора, и на нем установлена коробка выводов с отверстиями для подведения к двигателю внешних проводов, отличающийся тем, что в качестве межвитковой изоляции катушек применяется изоляция типа «номекс», пружины выполнены рулонными, обеспечивающими постоянное давление на щетку независимо от ее высоты, а щетки - разрезными, состоящими из двух частей, имеющих общие накладки - амортизирующую резиновую и жесткую из профильного стеклопластика, узел маслозащиты включает крышку, в которой установлены манжетные армированные уплотнения, закрывающие шариковый подшипник, к крышке прикреплен защитный диск, а к запорной втулке прикреплен подвижный кожух, фланец крепления двигателя к редуктору приварен к корпусу двигателя, в котором выполнено четыре коллекторных люка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в подъемно транспортных и других механизмах, работающих в кратковременном или повторно-кратковременном режиме

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, и может быть использовано при механизированной добыче нефти с помощью электроприводного насосного оборудования

Полезная модель относится к электротехнической промышленности, а именно к производству однофазных тяговых трансформаторов и может быть использовано в системах тягового электроснабжения электрифицированного транспорта
Наверх