Устройство коммуникации систем жизнеобеспечения летательного аппарата

 

Полезная модель относится к авиационной технике. Устройство коммуникаций систем жизнеобеспечения летательного аппарата, в котором в зоне центроплана размещены топливные баки, сообщенные с топливными баками в крыльях, содержит расположенными в зоне центроплана вдоль бортов фюзеляжа под полом салона штатные шланги, электропровода или жгуты электропроводов и гибкие тросы для управления двигателями. При размещении в зоне центроплана под полом салона дополнительных топливных баков параллелепипедной формы, горизонтальной вытянутой вдоль линии фюзеляжа, сообщенных между собой и с топливными баками, размещенными в полости крыльев, и размещенных в центроплане в пространстве между бортом фюзеляжа и топливными баками, расположенными в центральной части центроплана, указанные шланги и электропровода на участке расположения дополнительных топливных баков выведены по борту фюзеляжа в салон по верху топливных баков путем увеличения их длины за счет ввода удлинителей. Для каждого из штатных шлангов удлинитель представляет собой часть шланга, на концах которого смонтированы соединительные элементы, ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного шланга, для каждого штатного электропровода или жгута электропроводов удлинитель представляет собой часть электропровода или жгута электропроводов, на концах которого смонтированы соединительные элементы, ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного электропровода или жгута электропроводов. Гибкие тросы для управления двигателями выполнены увеличенной длины и пропущены через ролики, установленные на конструктивных элементах борта фюзеляжа под полом салона в над полом салона для пропуска этих тросов по верху дополнительных топливных баков. 3 ил.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно устройству коммуникационных систем, расположение которых сопряжено с местом размещения дополнительных топливных баков в самолетах типа ТУ-134.

Известно устройство коммуникаций систем жизнеобеспечения летательного аппарата, в котором в зоне центроплана размещена топливная емкость, сообщенная с основными топливными баками в крыльях, содержащее расположенными в зоне центроплана вдоль бортов фюзеляжа под полом салона штатные шланги, электропровода или жгуты электропроводов и гибкие тросы для управления двигателями (US №2005241700, B64D 37/02, B64D 37/00, F16K 24/04, опубл. 2005.11.03).

Данное решение принято в качестве прототипа для заявленного объекта.

Недостатком такой системы то, что все коммуникации (штатные шланги, электропровода или жгуты электропроводов и гибкие тросы для управления двигателями) монтируются вдоль бортов фюзеляжа. В зоне центроплана, единственном свободном месте, оснащенном силовыми элементами, к которым можно прикреплять дополнительные агрегаты (так же зона прикрепления определена необходимость сохранения развесовки вдоль фюзеляжа для сохранения равновесия конструкции) размещают топливную емкость, габариты которой и, соответственно, объем этой емкости под топливо, определены исходя из возможности неповреждения коммуникаций и обеспечения к ним доступа. В связи с этим для топливного бака используется только центральная зона центроплана, удаленная от коммуникационных элементов по бортам. При таком построении объем топливного бака получается существенно меньше, чем ожидается на первый взгляд. В то же время в зоне центроплана имеется достаточно свободного пространства, чтобы увеличить объем топливной емкости, но конструктивно эту увеличенную емкость нельзя вставить в зону

центроплана, так как в этом случае либо ограничен доступ к коммуникациям, либо бак мешает функционированию этих коммуникаций.

Настоящая полезная модель направлена на решение технической задачи по размещению в зоне центроплана самолета типа ТУ-134 топливной емкости увеличенной вместимости за счет переноса коммуникаций из под пола салона в этой зоне в бортовые пространства над полом салона в этой зоне.

Достигаемый при этом технический результат заключается в улучшении эксплуатационно-технических характеристик за счет обеспечения возможности установки топливного бака увеличенной емкости в ограниченное по габаритам пространство при сохранении функций коммуникационных сообщений, проходящих в зоне размещения этого бака.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве коммуникаций систем жизнеобеспечения летательного аппарата, в котором в зоне центроплана размещены топливные баки, сообщенные с топливными баками в крыльях, содержащем штатные шланги, электропровода или жгуты электропроводов и гибкие тросы для управления двигателями, расположенными в зоне центроплана вдоль бортов фюзеляжа под полом салона, при размещении в зоне центроплана под полом салона дополнительных топливных баков параллелепипедной формы, горизонтальной вытянутой вдоль линии фюзеляжа, сообщенных между собой и с топливными баками, размещенными в полости крыльев, и размещенных в центроплане в пространстве между бортом фюзеляжа и топливными баками, расположенными в центральной части центроплана, указанные шланги и электропровода на участке расположения дополнительных топливных баков выведены по борту фюзеляжа в салон по верху топливных баков путем увеличения их длины за счет ввода удлинителей, при этом для каждого из штатных шлангов удлинитель представляет собой часть шланга, на концах которого смонтированы соединительные элементы, ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного шланга, для каждого штатного электропровода или жгута электропроводов удлинитель представляет собой часть электропровода или жгута электропроводов, на

концах которого смонтированы соединительные элементы, ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного электропровода или жгута электропроводов, а гибкие тросы для управления двигателями выполнены увеличенной длины и пропущены через ролики, установленные на конструктивных элементах борта фюзеляжа под полом салона в над полом салона для пропуска этих тросов по верху дополнительных топливных баков.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

Настоящая полезная модель поясняется конкретным примером исполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения требуемого технического результата.

На фиг.1 - компоновка мягких топливных баков в центроплане самолета ТУ-134;

фиг.2 - сечение А-А по фиг.2;

фиг.3 - размещение коммуникаций систем жизнеобеспечения в зоне центроплана.

Согласно настоящей полезной модели рассматривается на конкретном примере размещения топливных баков для воздушного транспортного средства, например самолета типа ТУ-134. Данные топливные баки используется в качестве дополнительных емкостей, размещаемых на свободном пространстве внутри фюзеляжа в зоне центроплана самолета ТУ-134. Необходимость установки дополнительных топливных баков обусловлена тем, что при снижении пассажиропотока или при использовании самолета в качестве персонального транспортного средства грузоподъемность самолета остается прежней. В связи с этим стало возможным увеличить дальность беспересадочного полета за счет изъятия части полезной нагрузки и замены ее нагрузкой в виде дополнительных топливных баков. В отношении самолета ТУ-134 дальность полета увеличилась практически на 1000 км.

Для такого типа самолета как ТУ-134 основные топливные баки расположены в полостях крыльев, а резервные топливные баки 1 жесткой конструкции расположены в центроплане под полом салона, при этом эти резервные баки расположены на расстоянии от бортов фюзеляжа в зоне крепления крыльев, то есть занимают центральную зону, удаленную от бортовых конструкций и коммуникаций, проложенных вдоль бортов.

Резервные топливные баки выполнены в виде жесткой оболочки параллелепипедной формы, горизонтальной вытянутой вдоль линии фюзеляжа. Эти топливные баки сообщены между собой и с топливными баками, размещенными в полости крыльев.

Два дополнительных мягких топливных бака 2 согласно настоящей полезной модели так же выполнены параллелепипедной формы, горизонтальной вытянутой вдоль линии фюзеляжа, и каждый из которых размещен в центроплане в пространстве между бортом фюзеляжа и топливными баками 1, расположенными в центральной части центроплана.

Для удобства прокладки магистралей (шлангов) сообщения топливных баков между собой дополнительные топливные баки в верхней стенке и/или в нижней стенке выполнены с местным понижением 3 (повышением) уровня этой стенки для пропуска шлангов 4 сообщения топливных баков между собой поверх этого понижения.

Устройство коммуникаций систем жизнеобеспечения летательного аппарата содержит расположенными в зоне центроплана вдоль бортов 5 фюзеляжа под полом 6 салона штатные шланги 7, электропровода или жгуты 8 электропроводов и гибкие тросы 9 для управления двигателями. На участках до размещения и после размещения топливных баков 1 и 2 в центроплане коммуникации остаются на своих штатных местах. А на участке расположения дополнительных топливных баков указанные шланги и электропровода выведены по борту фюзеляжа в салон 10 по верху топливных баков путем увеличения их длины за счет ввода удлинителей. Таким образом, указанные коммуникации как бы обходят по верху топливные баки.

Для каждого из штатных шлангов удлинитель представляет собой часть шланга, на концах которого смонтированы соединительные элементы, ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного шланга. Для увеличения длины шланга сначала его разрезают и два свободных конца оснащают соединительными элементами, к которым присоединяют удлинитель, повторяющий данный штатный шланг и концы которого оснащены ответными соединительными элементами.

Для каждого штатного электропровода или жгута электропроводов удлинитель представляет собой часть электропровода или жгута электропроводов, на концах которого смонтированы соединительные элементы (контакты или клеммные устройства или штыревые соединители), ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного электропровода или жгута электропроводов.

Гибкие тросы для управления двигателями выполнены увеличенной длины и пропущены через ролики, установленные на конструктивных элементах борта фюзеляжа под полом салона и над полом салона для пропуска этих тросов по верху дополнительных топливных баков. При таком исполнении протягивание троса осуществляется через ролики, обеспечивающие свободное перемещение троса в одном и обратном направлениях.

На фиг.3 показан пример расположения коммуникаций в зоне центроплана, выведенных по борту в салон, в котором, например, расположены сидения 11 для пассажиров. В зоне борта в этом месте всегда есть свободное пространство, которое отгорожено от салона и сидения кожухом 12. Данное пространство под кожухом и использовано для прокладки коммуникаций на участке центроплана.

Настоящая полезная модель промышленно применима, были изготовлены два дополнительных мягких топливных бака и установлены на реальном самолете ТУ-134. Испытания прошли успешно. В настоящее время данный самолет выведен в эксплуатацию.

Устройство коммуникаций систем жизнеобеспечения летательного аппарата, в котором в зоне центроплана размещены топливные баки, сообщенные с топливными баками в крыльях, содержащее расположенными в зоне центроплана вдоль бортов фюзеляжа под полом салона штатные шланги, электропровода или жгуты электропроводов и гибкие тросы для управления двигателями, отличающееся тем, что при размещении в зоне центроплана под полом салона дополнительных топливных баков параллелепипедной формы, горизонтальной вытянутой вдоль линии фюзеляжа, сообщенных между собой и с топливными баками, размещенными в полости крыльев, и размещенных в центроплане в пространстве между бортом фюзеляжа и топливными баками, расположенными в центральной части центроплана, указанные шланги и электропровода на участке расположения дополнительных топливных баков выведены по борту фюзеляжа в салон по верху топливных баков путем увеличения их длины за счет ввода удлинителей, при этом для каждого из штатных шлангов удлинитель представляет собой часть шланга, на концах которого смонтированы соединительные элементы, ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного шланга, для каждого штатного электропровода или жгута электропроводов удлинитель представляет собой часть электропровода или жгута электропроводов, на концах которого смонтированы соединительные элементы, ответные соединительным элементам, монтируемым на концах разрезанного штатного электропровода или жгута электропроводов, а гибкие тросы для управления двигателями выполнены увеличенной длины и пропущены через ролики, установленные на конструктивных элементах борта фюзеляжа под полом салона и над полом салона для пропуска этих тросов по верху дополнительных топливных баков.



 

Наверх