Вертолет

 

Полезная модель относится к компоновке агрегатов в фюзеляже вертолета, в частности, связанной с конструктивной модификацией и размещением топливных баков. Для расширения возможности оборудования вертолета в соответствии с областью его предполагаемого использования, в вертолете, содержащем фюзеляж с кабиной экипажа в носовой части, грузопассажирской кабиной и топливным отсеком в центральной части, - топливный отсек выполнен из двух секций, первая из которых расположена под главным редуктором и предназначена для установки переднего стационарного топливного бака, причем ширина первой секции топливного отсека выполнена с возможностью установки по бокам от нее в грузопассажирской кабине двух дополнительных съемных топливных баков или двух дополнительных сидений. Вторая секция топливного отсека расположена позади первой и предназначена для размещения основного стационарного топливного бака. При этом первая секция топливного отсека выполнена суженной к передней стенке для удобства размещения пассажиров на боковых съемных сидениях в случае их установки. 1 з.п. формулы, 5 ил.

Полезная модель относится к компоновке агрегатов в фюзеляже летательного аппарата, в частности, связанной с конструктивной модификацией и размещением топливных баков на вертолете.

Известны компоновки вертолетов, в которых топливный бак установлен в средней части фюзеляжа под редуктором несущего винта. Это, например, компоновка вертолета с размещением кабины экипажа под фонарем в передней части фюзеляжа и с размещением топливного отсека в центральной части фюзеляжа вертолета под редуктором силовой установки, (Патент US 5451015; МПК 6 - В64С 1/06; B64D 37/06; 1995). Вертолет не имеет грузопассажирской кабины и не предусматривает возможности установки каких либо вариантов оборудования внутри фюзеляжа для расширения области применения вертолета.

Известна также публикация варианта компоновки двухдвигательного вертолета МИ-44 с аналогичным размещением топливного бака под главным редуктором, наиболее близкая к заявляемому техническому решению (книга В.Р.Михеева «МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет», ОАО «Любимая книга», 1998 стр.262-263).

Размещение в центральной части фюзеляжа топливного отсека со стационарным габаритным топливным баком ограничивает возможности переоборудования вертолета для применения в различных областях.

Целью технического решения полезной модели является выполнение вертолета как многоцелевого, с компоновкой отсеков, позволяющей установку внутри фюзеляжа различного оборудования в соответствии с областью использования вертолета, в частности за счет размещения части объема топлива в съемных топливных баках.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что в вертолете, содержащем фюзеляж с кабиной экипажа в носовой части, с грузопассажирской кабиной и топливным отсеком в центральной части, с багажным отсеком в его задней части и с хвостовой балкой, а также содержащем силовую установку, главный редуктор и несущий винт, согласно с заявляемой полезной моделью - топливный отсек выполнен из двух секций, первая из которых расположена под главным редуктором и предназначена для установки переднего стационарного топливного бака, причем ширина первой секции топливного отсека выполнена с возможностью установки по бокам от нее в грузопассажирской кабине двух дополнительных съемных топливных баков или двух боковых пассажирских сидений, а вторая секция расположена позади первой и предназначена для основного стационарного топливного бака.

При этом первая секция топливного отсека выполнена суженной к передней стенке для удобства размещения пассажиров на боковых съемных сидениях в случае их установки.

Предлагаемая компоновка грузопассажирской кабины и топливного отсека делают возможным устанавливать съемные элементы в соответствии с областью использования вертолета, например, в грузовом, санитарном, поисково-спасательном и других вариантах применения.

Съемные боковые топливные баки позволяют при необходимости существенно увеличить объем топлива и соответственно дальность полета. По проведенным расчетам для вертолета со взлетным весом порядка 2,5-2,7 т максимальный радиус полета составит 650-700 км. Объем каждого дополнительного съемного топливного бака может составлять около 80% от объема переднего, меньшего по объему, стационарного топливного бака и более 50% от объема основного стационарного топливного бака.

Установка на их месте съемных боковых сидений позволяет одновременно расположить спиной, против полета три пассажирских сидения и увеличить таким образом число пассажиров в грузопассажирской кабине до пяти.

Выполнение передней секции топливного отсека суженной при виде сверху обеспечивают (в случае демонтажа дополнительных топливных баков и установки на их место двух пассажирских сидений) комфортность пассажиров на дополнительных боковых сидениях.

Конструкция вертолета поясняется чертежами, где изображены:

фиг.1 - вертолет, вид сбоку без боковой обшивки фюзеляжа;

фиг.2 - то же, вид сверху на компоновку кабины экипажа и грузопассажирскую кабину;

фиг.3 - вертолет, вид сбоку с дополнительными топливными баками;

фиг.4 - то же, вид сверху на компоновку кабины экипажа и грузопассажирскую кабину;

фиг.5 - вид по стрелке А на фиг 2.

Вертолет содержит (фиг.1, 3, 4) фюзеляж 1, в носовой части которого расположена кабина экипажа 2, в центральной части - грузопассажирская кабина 3 и топливный отсек 4, в задней части расположен багажный отсек 5 и хвостовая балка 6 с рулевым винтом (не показан). Сверху в центральной части установлены силовая установка 7, главный редуктор 8 и несущий винт 9 (фиг.1).

Топливный отсек 4 расположен в центральной части фюзеляжа 1 и выполнен в виде первой, передней секции, образованной в центральной части фюзеляжа соответствующими перегородками (не указаны на чертеже) и расположенной под главным редуктором 8, в которой установлен передний, меньший по объему, стационарный топливный бак 10, и расположенной за первой - второй секции топливного отсека 4, образованной своими перегородками, в которой установлен основной, больший по объему стационарный топливный бак 11 (фиг.1, 4). Форма и ширина передней секции топливного отсека 4 под топливный бак 10 выполнены с учетом установки по бокам от него двух дополнительных съемных топливных баков 12 (фиг.4) или двух боковых пассажирских съемных сидений 13 (фиг.2, 5).

Перед полетом в соответствии с предполагаемой областью применения вертолета компоновка агрегатов в фюзеляже может варьироваться. При полете на максимальную дальность с одним летчиком и возвращением на базу с грузом без дозаправки в месте приема груза - в грузопассажирскую кабину 3 устанавливают дополнительные съемные топливные баки 12 (фиг.3, 4). При этом в грузопассажирской кабине возможна установка трех пассажирских сидений 14 (фиг.4) или размещение груза (не показан).

Баки 12 выполнены легкосъемными, чтобы на освободившиеся места при необходимости можно было установить два дополнительных пассажирских сидения 13. При этом возможно расположить напротив них в передней части грузопассажирской кабины спиной против полета (фиг.2) три пассажирских сидения 15, увеличивая таким образом число пассажиров в грузопассажирской кабине до пяти. В варианте компоновки для полета уменьшенной дальности с одним летчиком вертолет может перевозить в грузопассажирской кабине шесть пассажиров.

1. Вертолет, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа в носовой части, грузопассажирской кабиной и топливным отсеком в центральной части, с багажным отсеком в задней части и с хвостовой балкой, а также содержащий силовую установку, главный редуктор и несущий винт, отличающийся тем, что топливный отсек выполнен из двух секций, первая из которых расположена под главным редуктором и предназначена для установки переднего стационарного топливного бака, причем ширина первой секции топливного отсека выполнена с возможностью установки по бокам от нее в грузопассажирской кабине двух дополнительных съемных топливных баков или двух дополнительных сидений, а вторая секция расположена позади первой и предназначена для основного стационарного топливного бака.

2. Вертолет по п.1, отличающийся тем, что первая секция топливного отсека выполнена суженной к передней стенке для удобства размещения пассажиров на боковых съемных сидениях в случае их установки.



 

Наверх