Информационно-управляющая система для обслуживания и эксплуатации авиационной техники

 

Информационно-управляющая система для обслуживания и эксплуатации авиационной техники, содержащая базу данных, вычислительно-логические модули, каналы информационного обмена и периферию. Согласно полезной модели она содержит в качестве базы данных логистическую базу данных, включающую блоки эталонных данных и оперативных данных. Дополнительно она содержит связанный с логистической базой данных блок управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов, хотя бы одно устройство информационной поддержки эксплуатации летательного аппарата, выполненное с возможностью связи с логистической базой данных. При этом блок эталонных данных выполнен с возможностью связи по каналам информационнного обмена с поставщиками и потребителями летательных аппаратов, а блок оперативных данных с потребителями летательных аппаратов.

Полезная модель относится к системам (устройствам) для обеспечения обслуживания и эксплуатации авиационной техники.

Известна (Патент России N2177897) информационно-управляющая система для авиационной техники, обеспечивающая управление самолетами-истребителями и самолетами тактической авиации в ближнем воздушном бою. Система расположена в самолете и содержит комплект средств поражения и противодействия, систему параметров движения самолета, систему воздушных параметров, систему обзорно-прицельных параметров, индикационно-управляющую систему и бортовую вычислительную систему с вычислительно-логическими модулями объединенной базы данных, отображения синтезированной информации, навигации и комплексной обработки информации, стабилизации и управления самолетом и двигательной установкой, применения средств поражения и ввода-вывода-управления информационным обменом, формирования воздушных параметров при выполнении сверхманевров и управления самолетом и двигательной установкой при выполнении сверхманевров. Системы связаны каналом информационного обмена систем, а модули в бортовой вычислительной системе - каналом внутреннего информационного обмена. Благодаря наличию этой системы самолет обладает расширенными функциональными возможностями, поскольку в нем обеспечивается восстановление воздушных параметров при их недостоверности, а также формирование управляющих сигналов для сверхманевров и применения средств поражения и противодействия при выполнении сверхманевров.

Однако такая система обладает лишь ограниченными перечисленными выше возможностями обеспечения управления самолетами непосредственно в полете, но не обеспечивает, например, возможность качественного технического обслуживания авиационной техники между полетами, а также контроль со стороны поставщиков техники за ее поведением в полете.

Известна (Патент России N2147141) информационно-управляющая система для обслуживания и эксплуатации авиационной техники, содержащая базу данных,

вычислительно-логические модули, каналы информационного обмена и периферию. Система применяется при планировании и подготовке полетных заданий тактической группы самолетов и предназначена для использования в составе наземных комплексов планирования боевых действий самолетов ударной авиации. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и достигается за счет того, что система содержит клавиатуру, манипулятор, цифровой графический индикатор, устройство записи носителей полетных заданий и устройство распечатки полетных документов, соединенные с электронным блоком системы. Последний включает в себя взаимосвязанные по каналу взаимного информационного обмена вычислительно-логические модули объединенной базы данных, планирования маршрутного полета группы самолетов, планирования действий группы самолетов в районе цели, отображения информации и синтезирования изображений и ввода-вывода-управления информационным обменом. Дополнительно введены, подключенные к каналу взаимного информационного обмена вычислительно-логические модули планирования дозаправки самолетов группы, планирования сбора самолетов группы в заданные боевые порядки при их взлете с разных аэродромов, планирования роспуска боевого порядка самолетов группы для организации их посадки на разные аэродромы.

Такая система, как и предыдущая, обладает лишь ограниченными возможностями обеспечения управления самолетами непосредственно в полете, но не обеспечивает возможность качественного технического обслуживания авиационной техники между полетами, а также контроль со стороны поставщиков техники за ее поведением в полете.

Наиболее близкой к предложенной является информационно-управляющая система для обслуживания и эксплуатации авиационной техники, содержащая логистическую базу данных, включающую блоки эталонных данных и оперативных данных, связанный с логистической базой данных блок управления, каналы информационного обмена и периферию (Кудрицкий и др. «Автоматизация контроля радиоэлектронной аппаратуры», М., Советское радио, 1977, стр.44-47).

Данная система позволяет обеспечить проведение контроля радиоэлектронной аппаратуры летательного аппарата, как на стоянке так и в полете, включая отправку сообщений о результатах контроля на землю.

Вместе с тем данная система предназначена для контроля только радиоэлектронной аппаратуры, при необходимости ее использования для контроля других систем вследствие усложнения задачи возникает проблема надежности устройства. В некоторых сложных ситуациях возникает необходимость обращения к расширенным базам данных поставщиков и потребителей авиационной техники, что в известной системе может привести к перегрузке системы и ее отказу. Кроме того, в известной системе не была предусмотрена возможность связи с расширенными базами данных поставщиков и потребителей авиационной техники.

Была поставлена задача разработки такой системы для обеспечения обслуживания и эксплуатации авиационной техники, которая обладала бы расширенными возможностями, позволяла бы обеспечивать возможность качественного технического обслуживания авиационной техники между полетами, а также широкий контроль со стороны поставщиков техники, обеспечивала бы связь с поставщиками и потребителями авиационной техники, а также обладала бы повышенной надежностью.

Поставленная задача была решена настоящей полезной моделью. Информационно-управляющая система для обслуживания и эксплуатации авиационной техники, содержащая логистическую базу данных, включающую блоки эталонных данных и оперативных данных, связанный с логистической базой данных блок управления, каналы информационного обмена и периферию, согласно изобретению, в качестве блока управления содержит блок управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов, содержащий центральный процессор, хотя бы одно устройство информационной поддержки эксплуатации летательного аппарата, выполненное с возможностью связи с логистической базой данных, при этом блок эталонных данных выполнен с возможностью связи по каналам информационнного обмена с терминалами поставщиков и потребителей летательных аппаратов, а блок оперативных данных с терминалами потребителей летательных аппаратов.

Логистическая база данных предпочтительно содержит данные по техническому обслуживанию, материально-техническому обеспечению, хранению, упаковке, транспортировке, управлению персоналом, анализу надежности, готовности, технологичности изделий, анализу стоимости информационно-логистической поддержки.

Блок эталонных данных предпочтительно содержит интерактивные технические руководства, каталог предметов снабжения, эталонные данные по типу изделия авиационной техники.

Эталонные данные в блоке эталонных данных предпочтительно распределены по следующим группам: структура изделия и перекрестные ссылки между таблицами, требования к функционированию и обслуживанию, результаты анализа надежности, готовности, технологичности, состав задач обслуживания, анализ и требования к поддержке и персоналу, требования к вспомогательному оборудованию, описание тестируемых изделий, данные о материальных средствах или объектах поддержки обслуживания, эксплуатации, данные о профессиональных навыках персонала, требования к материально-техническому обеспечению, анализ процессов транспортировки, требования к упаковке, хранению и транспортировке грузов.

Оперативные данные в блоке оперативных данных предпочтительно распределены по группам: комплектация каждого экземпляра летательного аппарата, оперативные данные о наработках и движении в системе эксплуатации, оперативные данные по техническому обслуживанию и ремонту, оперативные данные для инженерно-авиационного обеспечения полетных задач, оперативные данные об аэродроме и средствах аэродромно-технического обеспечения, об объектах инженерно-авиационной службы на аэродроме базирования, о запасах материально-технических ресурсов, оперативные данные для планирования потребностей в ресурсах.

Устройство информационной поддержки летательного аппарата предпочтительно содержит радиоблок.

При этом логистическая база данных предпочтительно содержит радиоблок для связи с радиоблоком устройства информационной поддержки летательного аппарата.

Устройство ввода-вывода информации может иметь датчики и/или диагностирующие блоки, выполненные с возможностью подключения к системам, узлам и деталям летательного аппарата.

Устройство информационной поддержки летательного аппарата предпочтительно расположено в летательном аппарате и содержит устройство ввода-вывода информации.

При этом устройство информационной поддержки летательного аппарата предпочтительно содержит процессор и датчики, и диагностирующие блоки, связанные с системами и блоками летательного аппарата.

При выполнении данного изобретения достигается следующий технический эффект: обеспечивается повышение надежности устройства и возможность его связи и обмена информацией с поставщиками и потребителями авиационной техники.

Создание предлагаемого устройства позволяет осуществить интегрированную логистическую поддержку не только в процессе эксплуатации авиационной техники, но и в процессе ее технического обслуживания и ремонта, значительно расширить круг автоматически совершаемых операций на всех стадиях жизненного цикла авиационной техники.

Создание такой системы фактически означает электронное сопровождение системы послепродажного обслуживания. При этом бумажная документация переводится в электронный вид, создается единое информационное поле участников послепродажного обслуживания, создается единая электронная система управления послепродажным обслуживанием. При создании такой электронной системы создается эталонная база данных для каждого типа летательного аппарата, создается автоматизированная система управления процессами послепродажного обслуживания, и создается оперативная база данных под конкретные бортовые номера летательных аппаратов. При работе автоматизированной системы управления процессами послепродажного обслуживания осуществляется

техническое обслуживание и восстановление летательных аппаратов, поставка запасных частей и материалов, дистанционное обучение персонала, а также складские операции и транспортировка.

Наличие логистической базы данных позволяет осуществлять предоставление потребителю эталонной и оперативной информации для комплексного управления следующими задачами интегрированной логистической поддержки: техническое обслуживание, материально-техническое обеспечение, хранение, упаковка, транспортировка, управление персоналом, анализ надежности, готовности, технологичности изделий, анализ стоимости интегрированной логистической поддержки.

На Фиг.1. изображена общая схема системы.

На Фиг.2 показан предпочтительный вариант выполнения блока управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов.

На Фиг.3 показан предпочтительный вариант выполнения устройства информационной поддержки летательного аппарата.

Информационно-управляющая система для обслуживания и эксплуатации авиационной техники содержит логистическую базу данных 1. База данных 1 содержит блок 2 эталонных данных и блок 3 оперативных данных. С логистической базой данных 1 связан блок управления 4 техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов. Логистическая база данных содержит радиоблок 5 для связи с радиоблоком 6 устройства 7 информационной поддержки летательного аппарата. Блок эталонных данных связан посредством каналов 8 и 9 информационного обмена с терминалами 10 и 11, расположенными соответственно у поставщиков и потребителей летательных аппаратов, запчастей и расходных материалов. Блок 3 оперативных данных связан посредством каналов 12 информационного обмена с терминалами 13, расположенными у потребителей летательных аппаратов.

Блок 4 управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов (фиг.2) содержит устройство ввода-вывода информации (клавиатуру 14, дисплей видеомонитора 15

и принтер 16, связанные с центральным процессором 17, датчики 18 и диагностические блоки 19, выполненные с возможностью подключения к системам, узлам и деталям летательного аппарата.

Устройство информационной поддержки летательного аппарата (Фиг.3) содержит клавиатуру 20, дисплей видеомонитора 21, связанные с процессором 22. С процессором 22 связаны также датчики 23 и диагностирующие блоки 24, связанные с системами и блоками летательного аппарата.

В качестве логистической базы данных может быть использовано обычное устройство для хранения информации, имеющее соответствующую емкость, например, жесткий диск или систему жестких дисков. Устройство для хранения информации имеет обычные средства доступа к информации, например, комьютерные, широко известные специалистам и позволяющие считывать информацию с устройства для ее хранения и заносить ее в данное устройство. Наличие в базе данных блоков эталонных данных и оперативных данных может быть выполнено известными методами. Например, если база данных содержит один жесткий диск, данные блоки выполняют посредством выделения в данном жестком диске двух логических дисков, на одном из которых будет расположен блок эталонных данных, а на другом - блок оперативных данных. Если база данных содержит два или более жестких дисков, каждый из двух упомянутых блоков расположен на отдельном диске (или дисках). Блок управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов может быть выполнен, например, содержащим устройство ввода-вывода информации, имеющего в простейшем варианте клавиатуру и видеомонитор, а также содержащим центральный процессор, связанные между собой так, как это хорошо известно специалистам в данной области техники. Кроме того, устройство ввода-вывода информации может иметь датчики или диагностирующие блоки, выполненные с возможностью подключения к системам, узлам и деталям летательного аппарата. Специалистам в соответствующей области техники известно много таких датчиков и диагностирующих блоков, а также известно, как организовать связь между ними и вышеупомянутым блоком управления.

Устройство 7 информационной поддержки летательного аппарата расположено в летательном аппарате и может в простейшем варианте устройство ввода-вывода информации, а в более сложном - также процессор и датчики, и диагностирующие блоки. Все эти устройства связаны с системами и блоками летательного аппарата.

Устройство 7 информационной поддержки и логистическая база данных связаны между собой посредством радиоблоков, что позволяет осуществлять связь между ними, если летательный аппарат находится в полете.

В качестве терминалов 10, 11 и 13 могут быть использованы в простейшем варианте терминалы, содержащие устройства ввода-вывода информации, например, клавиатуру, и видеомонитор. Кроме того, терминал может содержать принтер, блок памяти, управляющий процессор и другие компоненты, широко известные специалистам из уровня техники. Соединение этих составляющих в терминале между собой хорошо известно специалистам.

В качестве каналов 8, 9 и 12 информационного обмена можно использовать любые обычно использующиеся для этой цели каналы, включая, например, электрические кабели, оптические, радио-, инфракрасные интерфейсы.

Упомянутые выше разделы информации в базе данных хранятся в виде отдельных файлов.

В качестве электронно-аппаратной реализации функциональных элементов информационно-управляющей системы для обслуживания и эксплуатации авиационной техники по состоянию (фиг.1), могут быть предложены, например, следующие решения:

1. В связи с тем, что любая современная база данных является продуктом (результатом) программной разработки, носителями этого продукта в настоящее время могут быть различные устройства хранения данных, в том числе твердотельные диски (Solid State Disk, SSD).

2. В качестве SSD в рассматриваемой схеме могут быть применены микросхемы (модули) флэш-дисков:

- фирмы Advantech: PCD-1230A, модуль флэш-диска со стандартным интерфейсом IDE и PCD-100, модуль флэш-диска, полностью совместимый с

IDE и др. Объемы памяти этих модулей, находятся, соответственно, в интервалах: до 4-16 Мбайт и до 4-40 Мбайт, диапазон рабочих температур: 0°С ÷ +60°С. Более полные технические характеристики предлагаемых устройств хранения данных представлены, например, в «Advantech», каталог продукции. Том 91. 1999 г. стр.7-6;

- фирмы M-Systems: модуль типа DiskOnChip 2000 (объем памяти до 1024 Мбайт в корпусе DIP32 диапазон рабочих температур -40°С ÷ +85°С по версии X.Extended) модуль формата 2,5/3.5" с интерфейсом IDE/UltraATA (объем памяти до 90112 Мбайт, диапазон рабочих температур -40°С ÷ +85°С) типа FFD-IDE Plus/Ultra ATA в 44-контактом корпусе IDE. Более полные технические характеристики предлагаемых устройств хранения данных представлены, например, в «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10 2004 г., стр.157-158.

- фирмы SanDisk: модули в стандарте PC Card (PCMCIA ATA) серии SDP3 (объем памяти до 4096 Мбайт, диапазон рабочих температур -40°С ÷ +85°С) в конструктиве карточек PCMCIA или (той же фирмы) - в стандарте 2,5" серии SD25, конструктивно полностью совместимой со стандартными НЖДМ 2,5". Более полные технические характеристики предлагаемых устройств хранения данных представлены, например, в «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10 2004, стр.208-209.

3. В качестве плат, обеспечивающих инсталляцию флэш-дисков и организующих запоминающее устройство, отвечающее требованиям архитектуры информационно-управляющей системы, для обслуживания и эксплуатации авиационной техники по состоянию могут быть применены специальные электронные платы фирмы Advantech, контроллеры устройств хранения данных, типа:

- РСМ-3835, типоразмера РС/104, поддерживающий один модуль РСМ-1230А и один РСМ-100 и эмулирующий два НЖДМ одновременно; может быть применен для электронной инсталляции модуля типа FFD-IDE Plus/Ultra ATA в 44-контактом корпусе IDE (см. «Advantech», каталог продукции. Том 91. 1999 г. стр.7-6);

- PCD-894A, поддерживает модули устройств хранения данных в стандарте PCMCIA и представляет собой PC/AT совместимую сменную плату с одним гнездом для установки модулей PCMCIA (см. «Advantech», каталог продукции. Том 91. 1999 г. стр.7-9);

- PCD-897 предназначен для использования в компьютерах с шиной ISA и имеет три сокета DIP32 для электронной инсталляции DiskOnChip 2000 (см. «Advantech», каталог продукции. Том 91. 1999 г. стр.7-10);

- РСМ-3840 имеет три сокета DIP32 для установки DiskOnChip 2000, выполнен в типоразмере РС/104 (см. «Advantech», каталог продукции. Том 91. 1999 г. стр.7-10).

Таким образом, логистическая база данных (поз.1, фиг.1) может быть, в зависимости от требуемого объема хранения данных реализована на контроллерах перечисленных выше типов, например, на контроллерах типа РСМ-3835, с электронно инсталлированным флэш-диском FFD-IDE Plus/Ultra ATA (типа FFD-25-UATA). Количество таких контроллеров должно сочетаться с информационными объемами устройств хранения данных по поз.2 - блок эталонных данных и по поз.3 - блок оперативных данных.

Блок 4 управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов может быть реализован на базе одноплатных компьютеров. Схемы одноплатных компьтеров приведены, например, в патенте России 2215329, Кл. G08В 25/08, опублик. 2003. Предпочтительно могут быть использованы серийно выпускаемые одноплатные компьютеры, например, типов PCM-5864/5864L, представляющих собой высокоинтегрированные мультимедийные процессорные устройства, имеющих в своем составе: процессор Pentium MMX, 32-разрядный звуковой контроллер SVGA на шине PCI, вход и выход для видеосигнала, 24-разрядный интерфейс LVSD, контроллер Ethernet на шине PCI и один слот расширения PCI. PCM-5864/5864L с процессором Pentium MMX обеспечивает выполнение всех функций, характерных для одноплатного промышленного компьютера. Одноплатные компьютеры (РСА-6176, PCN-6351/L, PCM-5864/5864L и других типов) представлены в каталоге Advantech, том 91, за 1999 г., стр.4-2 ÷ 4-20, стр.5-2 ÷ 5-20.

В качестве терминалов (10, 11, 13) могут быть применены как офисные компьютеры, имеющие стандартные конфигурации (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер), так и специализированные станции оператора типов IPC-510-SYS1-1, IPC-510-SYS1-2, IPC-510-SYS2 и другие модели линейного ряда Advantech SYS (см. «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10.0 2004 г. стр.8-9), также имеющие возможность подключения монитора, клавиатуры, мыши и принтера.

В качестве каналов информационного обмена (8, 9, 12) могут быть применены проводные интерфейсы типа RS-485 или/и Ethernet.

В качестве радиоблока (5, 6) могут быть применены радиомодемы диапазона 2,4 ГГц типа ADAM-4550 (см. «Advantech», каталог продукции. Том 91. 1999 г. стр.12-11).

Таким образом:

1. Позиция 1, фиг.1 может быть реализована на базе флэш-чипа FFD-IDE Plus/Ultra ATA (например, типа FFD-25-UATA, 90 Гбайт), и в поле поз.2 фиг.1, как и в поле поз.3 фиг.1 можно занести обозначение, для примера, «Контроллер РСМ-3835».

2. Позиция 4, фиг.1 может быть реализована на базе одноплатного компьютера, одного из типов PCM-5864/5864L и в поле поз.4 фиг.1, можно занести обозначение, для примера, «PCM-5862E/L».

3. Позиции 5 и 6, фиг.1 могут быть реализованы на базе радиомодема типа ADAM-4550 и, соответственно, в поля этих позиций может быть занесено обозначение «ADAM-4550».

4. Позиция 7, фиг.1 может быть реализована на базе одноплатного промышленного компьютера для мобильных применений модели типа PC-510 фирмы «OCTAGON SYSTEMS» и плат расширения (см. «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10, 2004 г., стр.166-175), обеспечивающих оперативный, в реальном масштабе времени, сбор информации от бортовых датчиков параметров технического состояния бортового оборудования. Поэтому, в поле поз.7, фиг.1 может быть занесено несколько условное

обозначение «Бортовой технологический контроллер на базе процессорных плат Octagon Systems» - «БТК OS».

5. Позиции 8, 9, 12, фиг.1 могут быть реализованы на базе проводных интерфейсов типа RS-485 или/и Ethernet.

6. Позиции 10, 11, 13, фиг.1 могут быть реализованы на базе специализированных станций оператора линейного ряда Advantech SYS и, для примера, в поле поз.10 фиг.1 может быть вписано обозначение «IPC-510-SYS1-1»; в поле поз.11 фиг.2 может быть вписано обозначение «IPC-510-SYS1-2»; в поле поз.13 фиг.1 может быть вписано обозначение «IPC-510-SYS2».

Одноплатные компьютеры (PCM-5864/5864L) имеют в составе своей схемотехнической конфигурации порты (соединители) для подключения устройств ввода-вывода: клавиатуры (14), дисплея видеомонитора (15) и принтера (16).

В качестве одного из многочисленных примеров существующих промышленных клавиатур (14) может быть предложена универсальная, защищенная клавиатура в корпусе из нержавеющей стали DT/PM-2000/IS/NI фирмы IKEY (см. «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10, 2004 г., стр.134).

Как пример дисплея видеомонитора (15) может быть предложен 17" жидкокристаллический дисплей типа LD1745 фирмы LiteMax (см. «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10, 2004 г., стр.149).

В качестве примера принтера (16) может быть предложен любой известный принтер формата А4 (например. Canon LASER SHOT LBP-11200, Epson FX-800), A3 и ряд плоттеров.

В качестве примеров датчиков (18) могут быть приведены датчики измерения различных физических параметров таких известных фирм как «Omron», «Pepperl+Fuchs», «Siemens» и др. (см. «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10,2004 г. стр.176-180, стр.182-188, стр.224-235).

Для обеспечения подключения к PCM-5864/5864L датчиков (18) могут быть применены платы АЦП, например, типа PCI-1713, представляющие собой 32-канальные платы аналогового ввода с шиной PCI, оснащенные 12-битовым АЦП с

частотой выборки до 100 кГц и обеспечивающие гальваническую изоляцию цифровой и аналоговых частей (напряжение изоляции 2500 В постоянного тока).

Области применения плат АЦП:

- многоканальное измерение постоянного напряжения;

- прием и измерение сигналов датчиков;

- системы управления;

- системы с гальванической развязкой сигналов.

Платы PCI-1710/1710HG, PCI-1713 представлены в каталоге Advantech, том 91, за 1999 г., стр.10-2 ÷ 10-48.

В качестве примеров диагностических блоков (19) могут быть приведены высокопроизводительные измерительные устройства (интерфейсные модули типа ТР5008, ТЕ6100, AD128 и др., внешние измерительные устройства типа «Hahdyprobe HP2», «HahdyScope 3» и др., а также логические анализаторы типа «Annie 200p», «Logic-3р» и др. фирмы «TiePie» («ПРОСОФОТ, №10, 2004 г. стр.238-239). Все перечисленные устройства, которые могут быть отнесены к диагностическим блокам, имеют интерфейсы, обеспечивающие их непосредственное подключение к компьютерам, промышленным одноплатным компьютерам и т.п. устройствам. В зависимости от конкретных технологических требований диагностицируемого процесса в поле поз.19 могут быть внесены различные типы анализаторов, или измерительных устройств. Поэтому в данном конкретном случае в поле поз.19 предлагается внести название фирмы «TiePie», как синонима устройств, которые могут быть восприняты как диагностические блоки.

Таким образом:

1. Позиция 14 может быть реализована на базе клавиатуры в корпусе из нержавеющей стали и в поле поз.14 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «DT/PM-2000/IS/NI».

2. Позиция 15 может быть реализована на базе 17" дисплея и в поле поз.15 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «LD1745».

3. Позиция 16, фиг.2 может быть реализована на базе принтера формата А4 и в поле поз.16 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «Canon LASER SHOT LBP-11200».

4. Позиция 17, фиг.2 может быть реализована на базе одноплатного компьютера, одного из типов PCM-5864/5864L и в поле поз.17 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «PCM-5862E/L».

5. Позиция 18, фиг.2 может быть реализована на базе разнообразных параметрических датчиков разного назначения и разных фирм-производителей, поэтому в поле поз.18 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «Датчики».

6. Позиция 19, фиг.2 может быть реализована на базе разнообразных высокопроизводительных измерительных устройств, поэтому в поле поз.18 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «TiePie».

Устройство информационной поддержки летательного аппарата поз.7, может быть реализовано на базе одноплатного промышленного компьютера для мобильных применений модели типа PC-510 фирмы «OCTAGON SYSTEMS» и плат расширения (см. «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10 2004 г. стр.166-175), обеспечивающих оперативный, в реальном масштабе времени, сбор информации от бортовых датчиков параметров технического состояния бортового оборудования. В качестве плат расширения могут быть применены микроконтроллеры серии 60×0 и могут образовывать бортовые комплексы сбора и обработки данных, в том числе обеспечивать задачи съема и первичной обработки технологической информации с датчиков (поз.23, фиг.3) и подключения измерительной (диагностирующей) аппаратуры (поз.24, фиг.3).

На базе одноплатных промышленных компьютеров, микроконтроллеров и плат расширения, предлагаемых фирмой Octagon Systems, а также, используя конструктив крейта фирмы Octagon Systems, может быть разработан бортовой технологический контроллер на базе процессорных плат Octagon Systems - «БТК OS»

В качестве клавиатуры (20) могут быть применены малогабаритные промышленные клавиатуры с коротким ходом клавиш серии TKS-030 и TKS-042 фирмы IKEY (см. «ПРОСОФОТ, №10,2004 г. стр.138).

В качестве бортового дисплея (поз.21, фиг.3) могут быть применены 10,4" - 15" жидкокристаллические дисплеи типа LD1041, LD1548 фирмы LiteMax

(см. «ПРОСОФОТ, краткий каталог продукции» №10 2004 г. стр.149) и им аналогичные других фирм. Таким образом:

1. Позиция 20, фиг.3 может быть реализована на базе малогабаритной промышленной клавиатуры с коротким ходом клавиш и в поле поз.20 фиг.3, можно занести обозначение, для примера, «TKS-030».

2. Позиция 21, фиг.3 может быть реализована на базе жидкокристаллических 10,4" - 15" дисплеев и в поле поз.21 фиг.3, можно занести обозначение, для примера, «LD1041».

3. Позиция 22, фиг.3 может быть реализована на базе одноплатного промышленного компьютера и плат расширения (микроконтроллеров) фирмы «OCTAGON SYSTEMS» и в поле поз.16 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «БТК OS».

4. Позиция 23, фиг.3 может быть реализована на базе разнообразных параметрических датчиков разного назначения и разных фирм-производителей, поэтому в поле поз.23 фиг.2, можно занести обозначение, для примера, «Датчики».

Позиция 24, фиг.3 может быть реализована на базе разнообразных высокопроизводительных (встраиваемых) измерительных устройств, поэтому в поле поз.24 фиг.4, можно занести обозначение, для примера, «TiePie».

Устройство в одном из вариантов его выполнения работает следущим образом.

Приведение системы в рабочее состояние предусматривает подачу питания на ее блоки и узлы, запуск программного обеспечения, где это необходимо. При включенной, приведенной в рабочее состояние системе, проверенный и прошедший необходимое техническое обслуживание летательный аппарат с устройством 7 информационной поддержки поднимают в воздух. При этом процессор устройства 7 информационной поддержки через датчики и диагностирующие блоки получает информацию о состоянии узлов и систем летательного аппарата, которая поступает в блок оперативной информации и по командам процессора сравнивается с эталонной информацией, хранящейся в блоке эталонной информации этого

устройства. При совпадении полученной информации с эталонной никаких команд на устройство ввода-вывода информации не подается. На мониторе может появиться надпись, свидетельствующая о том, что все системы летательного аппарата находятся в норме. Посредством радиоблока 6 информация о состоянии систем и узлов летательного аппарата может подаваться в логистическую базу данных 1 и записывается в блок 3 оперативных данных либо записывается в блоке оперативной информации устройства 7. При возникновении отклонений полученной от датчиков и диагностирующих блоков информации от эталонной по команде процессора производится предварительный анализ такого отклонения, и соответствующая информация и рекомендации экипажу подаются на монитор. Одновременно посредством радиоблока 6 информация о выявленных отклонениях подается в логистическую базу данных 1 и записывается в блок 3 оперативных данных. Если в результате предварительного анализа отклонения в 7 будет выявлено, что для подачи рекомендаций экипажу необходимы дополнительные данные и анализ, соответствующая команда подается устройством 7 через радиоблоки 6 и 5 в логистическую базу данных 1. Процессор блока 4 управления производит анализ этой информации с использованием блока 3 оперативных данных и при необходимости 2 эталонных данных. Рекомендации экипажу в устройство 7 подаются через радиоблоки 5 и 6. Если информации, содержащейся в блоке 2 эталонных данных, недостаточно, процессором блока 4 подается запрос на терминал 10 поставщикам летательных аппаратов или через терминал 13 - их потребителям.

После приземления летательного аппарата в соответствии с регламентом производится техническое обслуживание и ремонт летательного аппарата. Так как при проведении этих работ летательный аппарат находится на специально оборудованной площадке или в ангаре, связь между устройством 7 и логистической базой данных 1 посредством радиоблоков 5 и 6 может быть заменена на проводную связь, осуществляемую через соответствующие стационарные разъемы в 7 и 1.

В соответствии с регламентом осуществляется проверка состояния и работоспособности деталей, узлов и агрегатов летательного аппарата. Полученная от датчиков и диагностирующих блоков устройства 7 информация о состоянии

систем, узлов и деталей летательного аппарата подается в логистическую базу данных 1 и записывается в блок 3 оперативных данных. Для получения информации о состоянии систем, узлов и деталей летательного аппарата может также использоваться блок управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов, содержащий датчики и/или диагностирующие блоки, выполненные с возможностью подключения к системам, узлам и деталям летательного аппарата. Информация о состоянии систем, узлов и деталей, проверка которых производится вручную, вносится уполномоченным лицом обслуживающего персонала через устройство ввода-вывода информации блока 4. Процессор блока 4 производит сравнение полученной информации со стандартной информацией, содержащейся в блоке 3 оперативных данных и при необходимости в блоке 2 эталонных данных, и выводит на дисплей видеомонитора 15 заключение о состоянии системы. В данном заключении перечислены узлы, агрегаты и блоки летательного аппарата, подлежащие замене, а также подлежащие ремонту или обслуживанию. Произведен расчет стоимости ремонта и технического обслуживания. Через терминал 11, расположенный у потребителя летательных аппаратов, подается запрос на запасные части и материалы на склад потребителя. Если запрос выявил отсутствие каких-либо запасных частей или материалов, через подается заявка через терминал 10 на их поставку. Если данных для составления заключения недостаточно, необходимые дополнительные данные могут быть запрошены через терминалы 10 или 11.

1. Информационно-управляющая система для обслуживания и эксплуатации авиационной техники, содержащая логистическую базу данных, включающую блоки эталонных данных и оперативных данных, связанный с логистической базой данных блок управления, каналы информационного обмена и периферию, отличающаяся тем, что в качестве блока управления содержит блок управления техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением эксплуатации летательных аппаратов, содержащий центральный процессор, хотя бы одно устройство информационной поддержки эксплуатации летательного аппарата, выполненное с возможностью связи с логистической базой данных, при этом блок эталонных данных выполнен с возможностью связи по каналам информационнного обмена с терминалами поставщиков и потребителей летательных аппаратов, а блок оперативных данных с терминалами потребителей летательных аппаратов.

2. Информационно-управляющая система по п.1, отличающаяся тем, что устройство информационной поддержки летательного аппарата содержит радиоблок.

3. Информационно-управляющая система по п.1, отличающаяся тем, что логистическая база данных содержит радиоблок для связи с радиоблоком устройства информационной поддержки летательного аппарата.

4. Информационно-управляющая система по п.1, отличающаяся тем, что устройство ввода-вывода информации имеет датчики и/или диагностирующие блоки, выполненные с возможностью подключения к системам, узлам и деталям летательного аппарата.

5. Информационно-управляющая система по п.1, отличающаяся тем, что устройство информационной поддержки летательного аппарата расположено в летательном аппарате и содержит устройство ввода-вывода информации.

6. Информационно-управляющая система по п.5, отличающаяся тем, что устройство информационной поддержки летательного аппарата содержит процессор, датчики и диагностирующие блоки, связанные с системами и блоками летательного аппарата.



 

Похожие патенты:

Автоматический биохимический анализатор относится к области медицинской техники и может быть использован в войсках, на флоте, в авиации, применено медицинскими службами Вооруженных Сил РФ, Министерств по чрезвычайным ситуациям РФ, здравоохранения и социального развития РФ для эвакуации и оказания экстренной помощи пострадавшим при ликвидации медицинских последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в особенности раненым на поле боя, на море, в воздухе.

Полезная модель относится к устройствам для обнаружения и идентификации металлов и их соединений на обследуемых поверхностях, например, почв, при проведении предварительных исследований следов преступления на месте происшествия, в частности, веществ почвенного происхождения
Наверх