Многофункциональный прибор для автомобиля

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в конструкции многофункционального прибора, предназначенного для установки в панель приборов автомобиля. Полезная модель решает задачу создания многофункционального прибора для автомобиля, характеризующегося расширенными функциональными возможностями при повышенном удобстве использования. Указанная задача решается в конструкции многофункционального прибора для автомобиля, включающей в себя корпус, закрытый лицевой панелью, и размещенные в корпусе дисплей с драйвером дисплея, печатную плату с микроЭВМ, драйвер электродвигателя вентилятора отопителя и/или кондиционера и орган управления, причем микроЭВМ выполнена с возможностью реализации, по меньшей мере, функций контроллера управления отопителем и маршрутного компьютера, а прибор снабжен входом для подключения микроЭВМ к информационной шине автомобиля. Задача решается тем, что орган управления выполнен в виде энкодера, совмещающего функции поворотного и нажимного переключателей. При этом микроЭВМ может быть выполнена с возможностью реализации функций блока индикации бортовой системы контроля автомобиля. 1 н., 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в конструкции многофункционального прибора, предназначенного для установки в панель приборов автомобиля.

Под термином «драйвер» в заявке понимается устройство сопряжения микроЭВМ с исполнительным устройством (например, драйвер дисплея).

Известна конструкция маршрутного компьютера для автомобиля, см. патент RU 26266U1, МПК7 G 06 F 15/00, публ. 20.11.2002 г., включающая в себя корпус, закрытый лицевой панелью, и размещенные в корпусе дисплей, печатную плату с драйвером дисплея, печатную плату с микроЭВМ и органы управления. Компьютер снабжен входом для подключения микроЭВМ к информационной шине автомобиля.

Роль информационной шины автомобиля может выполнять, например, так называемая "К-линия" (термин см., например, в описании к патенту RU 34758U1, МПК7 G 01 S 13/00, публ. 10.12.2003 г.) или другая информационная шина, предназначенная для обмена данными между бортовыми устройствами автомобиля.

Известна также конструкция контроллера управления отопителем и/или кондиционером автомобиля, см. заявку на получение патента на изобретение №2004129983, МПК В 60 Н 1/00, публ. 20.03.2006 г., включающая в себя корпус с лицевой панелью, на которой расположены органы управления и дисплей, и

размещенные в корпусе печатную плату с микроЭВМ, драйвер электродвигателя вентилятора отопителя и/или кондиционера и драйвер дисплея.

Использование в составе как контроллера управления отопителем и/или кондиционером автомобиля, так и маршрутного компьютера, однотипных устройств (печатная плата с микроЭВМ, органы управления, дисплей, драйвер дисплея) создает предпосылки к их объединению в едином корпусе с созданием многофункционального прибора, реализующего функции маршрутного компьютера и блока управления отопителем и/или кондиционером автомобиля.

Наконец, из уровня техники известен комбинированный орган управления, позволяющий совместить функции нажимного и поворотного переключателей - так называемый энкодер. Конструкции энкодеров известны, к примеру, из патентов US 5847335, публ. 08.12.1998 г., US 6856261B2, публ. 15.02.2005 г. Энкодеры в настоящее время широко применяются в конструкции CD-ресиверов, предназначенных для установки в гнездо панели приборов автомобиля.

За прототип заявляемого технического решения взята конструкция многофункционального прибора, патент RU 26494U1, МПК7 В 60 К 37/02, 35/00, публ. 10.12.2002 г. Прототип включает в себя корпус, в котором расположены первая печатная плата с микроЭВМ, вторая печатная плата с драйвером жидкокристаллического индикатора, драйвер электродвигателя вентилятора отопителя и/или кондиционера, а также закрывающую корпус лицевую панель с жидкокристаллическим индикатором и органами управления, причем микроЭВМ выполнена с возможностью реализации функций контроллера управления

отопителем и/или кондиционером, блока индикации бортовой системы контроля (далее - БИ БСК) и маршрутного компьютера автомобиля.

Недостатками конструкции прототипа являются неудобство пользования и громоздкость конструкции. Недостатки в значительной мере обусловлены удручающе большим количеством органов управления.

Задачей заявляемого технического решения является создание многофункционального прибора для автомобиля, характеризующегося расширенными функциональными возможностями при повышенном удобстве использования.

Указанная задача решается в конструкции многофункционального прибора для автомобиля, включающей в себя корпус, закрытый лицевой панелью, и размещенные в корпусе дисплей с драйвером дисплея, печатную плату с микроЭВМ, драйвер электродвигателя вентилятора отопителя и/или кондиционера и орган управления, причем микроЭВМ выполнена с возможностью реализации, по меньшей мере, функций контроллера управления отопителем и/или кондиционером и маршрутного компьютера, а прибор снабжен входом для подключения микроЭВМ к информационной шине автомобиля.

Задача решается тем, что орган управления выполнен в виде энкодера, совмещающего функции поворотного и нажимного переключателей. При этом микроЭВМ может быть выполнена с возможностью реализации функций БИ БСК.

Полезная модель поясняется следующими чертежами.

На Фиг.1 изображен многофункциональный прибор для автомобиля.

На Фиг.2 показана блок-схема многофункционального прибора.

Заявляемое техническое решение может быть реализовано в конструкции многофункционального прибора для автомобиля, включающей в себя (см. Фиг.1) корпус 1, закрытый лицевой панелью 2, в котором размещены дисплей 3 с драйвером дисплея, печатная плата 4 с микроЭВМ 5 и драйвер 6 электродвигателя вентилятора отопителя и/или кондиционера. Прибор снабжен (см. Фиг.2) входом 7 для подключения микроЭВМ 5 к информационной шине автомобиля.

Для реализации заявляемого технического решения выполняют следующие изменения в конструкции прибора.

На печатную плату 4 устанавливают орган управления, выполненный в виде энкодера 8, реализующего функции поворотного и нажимного переключателей. Вал 9 энкодера 8 выводят через отверстие в лицевой панели и снабжают рукояткой 10.

Энкодер 8 (см. Фиг.2) электрически подключают ко входам микроЭВМ 5.

В постоянное запоминающее устройство микроЭВМ 5 закладывают алгоритм распознавания команд, подаваемых путем изменения положения (поворота или осевого перемещения) вала 9 энкодера 8.

Многофункциональный прибор для автомобиля работает известным из уровня техники образом.

Например, при реализации функции маршрутного компьютера микроЭВМ 5 посредством информационной шины автомобиля запрашивает и считывает параметры одной из систем автомобиля. Например, микроЭВМ может считывать показания датчиков электронной системы управления двигателем из устройства памяти контроллера управления двигателем автомобиля. Пользователь с

помощью энкодера 8 вызывает из памяти микроЭВМ 5 список параметров, подлежащих просмотру на дисплее, выбирает и указывает микроЭВМ 5 посредством изменения положения вала энкодера 8 интересующий его параметр, который микроЭВМ 5 затем выводит на дисплей 3.

При реализации функции управления отопителем или кондиционером автомобиля пользователь также вызывает с помощью энкодера 8 список параметров, подлежащих корректировке, выбирает и указывает микроЭВМ 5 посредством изменения положения вала энкодера 8 интересующий его параметр (например, требуемую температуру воздуха в салоне автомобиля), микроЭВМ формирует на дисплее графическое изображение возможных значений параметра, пользователь выбирает нужное ему значение параметра и посредством изменения положения вала энкодера сообщает микроЭВМ 5 о сделанном выборе. МикроЭВМ подает соответствующий уровень управляющего напряжения на драйвер 6 электродвигателя вентилятора отопителя и/или кондиционера, в результате чего вентилятор отрабатывает действие, направленное на достижение заданного пользователем параметра. Драйвер 6 в лучшем варианте реализации прибора может быть выполнен, например, в виде силового ключа с плавной регулировкой управляющего напряжения (и, соответственно, скорости вращения электродвигателя), или в виде реле.

Реализация выбора параметра для контроля при использовании микроЭВМ в качестве БИ БСК также осуществляется посредством манипулирования положением вала энкодера.

Таким образом, в предлагаемом многофункицональном приборе, совмещающем, по меньшей мере, функции маршрутного компьютера и контроллера управления отопителем и/или кондиционером, управление функциями осуществляется манипулированием энкодером по единому алгоритму, что существенно повышает удобство пользования прибором.

1. Многофункциональный прибор для автомобиля, включающий в себя корпус, закрытый лицевой панелью, и расположенные в корпусе дисплей с драйвером дисплея, печатную плату с микроЭВМ, орган управления, драйвер электродвигателя вентилятора отопителя и/или кондиционера, причем прибор снабжен входом для подключения микроЭВМ к информационной шине автомобиля, а микроЭВМ выполнена с возможностью реализации, по меньшей мере, функций маршрутного компьютера и контроллера управления отопителем и/или кондиционером, отличающийся тем, что орган управления выполнен в виде энкодера, реализующего функции поворотного и нажимного переключателей.

2. Прибор по п.1, отличающийся тем, что микроЭВМ выполнена с возможностью реализации функции блока индикации бортовой системы контроля автомобиля.



 

Наверх