Двухскоростная главная передача моста транспортного средства

 

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам транспортных средств и может быть использовано при включении низшей передачи для значительного изменения скорости движения транспортного средства с сохранением крутящего момента, при включении прямой передачи.

Задачей заявляемого технического решения является получение замедленных технологических скоростей и повышение проходимости транспортного средства во внедорожных условиях с сохранением транспортного ряда скоростей при оптимальных габаритах балки моста.

В двухскоростной главной передаче моста транспортного средства в торце вала 4 ведущей конической шестерни выполнено центральное отверстие 15 в котором установлена опора 16 вала 17, выполненного с шестерней 18 прямой передачи. На шестерне 18 прямой передачи установлена полумуфта 19 с возможностью соединения с муфтой 13. Шестерня 18 прямой передачи постоянно соединена с одним зубчатым колесом 20, другое зубчатое колесо 21 находится в постоянном зацеплении с шестерней 10 пониженной передачи, при этом зубчатые колеса постоянного зацепления размещены в картере ведущей конической шестерни, образованного крышкой 26 и корпусом 27 ведущей конической шестерни 3 и установлены на одном дополнительном валу 22. Для измерения скорости вращения ведущей конической шестерни в корпусе 27 ведущей конической шестерни установлен датчик скорости 28, размещенный в отверстии 29, выполненном в зоне размещения дистанционной втулки 7, установленной на шариковой передаче 30 и снабженной зубчатым венцом, взаимодействующим с датчиком скорости 28.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам транспортных средств и может быть использована при включении низшей передачи для значительного изменения скорости движения транспортного средства с сохранением крутящего момента, при включении прямой передачи.

Известна двухскоростная главная передача моста, содержащая ведущую и ведомую конические шестерни, планетарную передачу, коронная шестерня которой постоянно соединена с ведомой конической шестерней, сателлитами и водило, соединенное с корпусом дифференциала, а также солнечную шестерню, муфту, соединяющую солнечную шестерню либо с балкой моста при пониженной передаче, либо с водилом планетарной передачи при прямой передаче (1).

Недостатком известной конструкции является наличие габаритной ведомой шестерни главной передачи, а значит, и увеличенной по размерам балки моста, что снижает проходимость транспортного средства, а также невозможность получения передаточных чисел планетарной передачи более 1.5, что недостаточно для получения замедленных технологических скоростей.

Известна также двухскоростная главная передача моста, содержащая ведущую и ведомые конические шестерни, вал ведомой шестерни, на котором расположены на подшипниках две ведущие цилиндрические шестерни постоянного зацепления с принадлежащими им зубчатыми венцами полумуфт, между которыми на ступице вала установлена муфта вала с механизмом управления, дистанционная втулка и зубчатые колеса, установленные на корпусе дифференциала, размещенного в балке моста (2)

- прототип.

Недостатком данной конструкции являются увеличенные размеры блока ведомой шестерни главной передачи с двумя цилиндрическими шестернями, а также невозможность получения передаточных чисел цилиндрических передач более 2.5 на пониженной передаче и передаточного числа, равного 1 на прямой передаче без значительного увеличения размеров балки моста, снижающих проходимость транспортного средства.

Задачей заявляемого технического решения является получение замедленных технологических скоростей и повышение проходимости транспортного средства во внедорожных условиях с сохранением транспортного ряда скоростей при оптимальных габаритах балки моста.

Поставленная задача решается тем, что двухскоростная главная передача моста транспортного средства, содержащая ведомую шестерню, корпус дифференциала, корпус ведущей конической шестерни, ведущую коническую шестерню с валом, на шейках которого смонтированы передний и задний подшипники, с установленной между ними дистанционной втулкой, шестерня пониженной передачи с принадлежащей ей полумуфтой, зубчатая ступица с муфтой и механизмом ее управления, а также шестерня с принадлежащей ей полумуфтой и зубчатые колеса постоянного зацепления с шестернями, в торце вала ведущей конической шестерни выполнено центральное отверстие, в котором установлена опора вала, выполненного с шестерней прямой передачи, причем шестерня прямой передачи постоянно соединена с одним зубчатым колесом, другое зубчатое колесо находится в постоянном зацеплении с шестерней пониженной передачи, при этом зубчатые колеса постоянного зацепления размещены в картере ведущей конической шестерни, образованного крышкой и корпусом ведущей конической шестерни и установлены на одном дополнительном валу, шестерня пониженной передачи установлена на подшипнике вала ведущей конической шестерни, а в зоне размещения дистанционной втулки в

отверстии корпуса ведущей конической шестерни установлен датчик скорости.

Дистанционная втулка установлена на шариковой передаче и снабжена зубчатым венцом, взаимодействующим с датчиком скорости.

Это позволило получить достаточно большой диапазон передаточных чисел от 2 до 8 при пониженной передаче, а также сохранить передаточное число равное единице при прямой передаче благодаря вовлечению в работу всех цилиндрических шестерен и зубчатых колес при соответствующих положениях муфты на обоих режимах работы при большой степени трансформации двухскоростной главной передачи моста транспортного средства в обычную односкоростную.

На фигуре представлена двухскоростная главная передача моста транспортного средства.

Двухскоростная главная передача моста транспортного средства содержит ведомую коническую шестерню 1, установленную на корпусе дифференциала 2 и ведущую коническую шестерню 3 с валом 4. На шейках 5 вала 4 смонтированы передний подшипник 6, расположенная между передним 6 и задним 8 подшипниками дистанционная втулка 7, задний подшипник 8, подшипник 9 шестерни 10 пониженной передачи с принадлежащей ей полумуфтой 11, зубчатая ступица 12 с муфтой 13 и механизмом управления 14. В торце вала 4 выполнено центральное отверстие 15, в котором установлена опора 16 вала 17 с принадлежащей ему шестерней 18 прямой передачи. На шестерне 18 прямой передачи установлена полумуфта 19 с возможностью соединения с муфтой 13. Шестерни 10 и 18 постоянно находятся в зацеплении с соответствующими им зубчатыми колесами 21 и 20, принадлежащими дополнительному валу 22, установленному на опорах 23 и 24, размещенных в соосных расточках 25 крышки 26 и корпуса 27 ведущей конической шестерни 3.

Для измерения скорости вращения ведущей конической шестерни 3 в корпусе 27 установлен датчик скорости 28, размещенный в отверстии 29

корпуса 27. Отверстие 29 расположено в зоне размещения дистанционной втулки 7, установленной на шариковой передаче 30 и снабженной зубчатым венцом 31, взаимодействующим с датчиком скорости 28.

Двухскоростная главная передача моста транспортного средства работает следующим образом.

При включении механизма управления 14 двухскоростная главная передача моста транспортного средства работает в двух режимах.

Прямая передача.

Когда муфта 13 механизмом управления 14 соединяется с полумуфтой 19 шестерни 18 прямой передачи, подведенный к валу 17 крутящий момент передается на ступицу 12 и через вал 4 на ведущую коническую шестерню 3 и далее - на ведомую коническую шестерню 1. При этом валы 4 и 17 вращаются как одно целое, а шестерни 10 и 18, зубчатые колеса 20 и 21 вала 22 вращаются вхолостую, так как обеспечена возможность независимого вращения шестерни 10 пониженной передачи относительно вала 4 за счет установки ее на подшипник 9. Муфта 13 находится в крайнем правом положении.

Пониженная передача.

При работе в режиме пониженной передачи, полумуфта 11 шестерни 10 пониженной передачи соединена посредством муфты 13, перемещенной механизмом управления 14 со ступицей 12. Подведенный к валу 17 крутящий момент передается на шестерню 18 прямой передачи, зубчатые колеса 20 и 21 и на шестерню 10 пониженной передачи, далее на вал 4 и через конические шестерни 3 и 1 на дифференциал 2. Муфта 13 находится в крайнем левом положении.

Таким образом, данное техническое решение позволяет получить увеличенные передаточные числа от 2 до 8 при пониженной передаче, а также сохранить передаточное число равное единице на прямой передаче при оптимальных габаритах балки моста, что имеет большое значение для

использования транспортного средства в любых дорожных условиях и при выполнении работ, требующих как замедленных технологических, так и высоких транспортных скоростей движения.

Источники информации, принятые во внимание:

1. 3. Яскевич «Ведущие мосты» М. «Машиностроение» 1985, стр.125-130

2. 3. Яскевич «Ведущие мосты» М. «Машиностроение» 1985, стр.123-125

1. Двухскоростная главная передача моста транспортного средства, содержащая ведомую шестерню, корпус дифференциала, корпус ведущей конической шестерни, ведущую коническую шестерню с валом, на шейках которого смонтированы передний и задний подшипники, с установленной между ними дистанционной втулкой, шестерня пониженной передачи с принадлежащей ей полумуфтой, зубчатая ступица с муфтой и механизмом ее управления, а также шестерня с принадлежащей ей полумуфтой и зубчатые колеса постоянного зацепления с шестернями, отличающаяся тем, что в торце вала ведущей конической шестерни выполнено центральное отверстие, в котором установлена опора вала, выполненного с шестерней прямой передачи, причем шестерня прямой передачи постоянно соединена с одним зубчатым колесом, другое зубчатое колесо находится в постоянном зацеплении с шестерней пониженной передачи, при этом зубчатые колеса постоянного зацепления размещены в картере ведущей конической шестерни, образованного крышкой и корпусом ведущей конической шестерни и установлены на одном дополнительном валу, шестерня пониженной передачи установлена на подшипнике вала ведущей конической шестерни, а в зоне размещения дистанционной втулки в отверстии корпуса ведущей конической шестерни установлен датчик скорости.

2. Двухскоростная главная передача моста транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что дистанционная втулка установлена на шариковой передаче и снабжена зубчатым венцом, взаимодействующим с датчиком скорости.



 

Наверх