Ротор гидрогенератора

 

Использование: электромашиностроение. Сущность полезной модели. Ротор 1 вертикального гидрогенератора содержит шихтованный обод 2, имеющий Т-образные пазы 5 на наружной поверхности и закрепленные на ободе 2 тормозные сегменты 3. Тормозные сегменты 3 со стороны прилегания к ободу 2 выполнены с местными Г-образными выступами 6, которые входят в Т-образные пазы 5 обода 2 и упираются своей наружной поверхностью в кромки 7 этих пазов. Технический результат - повышение надежности и упрощение конструкции ротора гидрогенератора. 3 илл.

Полезная модель относится к области электромашиностроения и предназначена для использования, в частности, в вертикальных гидрогенераторах.

Известны роторы гидрогенераторов (см. Домбровский В.В. и др. Проектирование гидрогенераторов, часть II, Изд. "Энергия", 1968 г., с.116), с установленными на ободе ротора тормозными сегментами, крепление которых к ободу осуществляется стяжными шпильками обода.

Недостатком такой конструкции является то, что при относительно высокой частоте вращения ротора гидрогенератора крепление тормозного сегмента шпильками обода от действия центробежных сил собственного веса оказывается недостаточным.

Наиболее близким по техническому решению к заявляемому - прототипом - является ротор гидрогенератора (А.с. СССР №796988 Н 02 К 1/22, 1981), с опорой тормозных сегментов по наружному диаметру на выступающие части вставок, устанавливаемых в пазы на наружной поверхности обода ротора, например, в Т-образные пазы, предназначенные для закрепления хвостов сердечников полюсов.

Недостатком этого ротора является то, что нагрузка от центробежных сил собственного веса тормозного сегмента воздействует на консольную часть вставки, и, в случае недостаточно плотной фиксации вставки в пазу и малой величине заглубления вставки в паз, что может быть обусловлено конструктивными особенностями ротора, вызывает неравномерное распределение этой нагрузки на листы кромки Т-образного паза по длине соприкосновения кромки со вставкой, что снижает надежность, т.к. является причиной возникновения повышенных напряжений в крайних нижних листах кромок Т-образных пазов,

особенно в гидрогенераторах с высокой частотой вращения и делает возможным применение описываемой конструкции только в роторах с ободами из качественных сталей, имеющих большие допускаемые нагрузки. При этом, использование качественных сталей значительно усложняет производство роторов и их монтаж.

Задачей настоящей полезной модели является повышение надежности закрепления тормозного сегмента в радиальном направлении и упрощение конструкции ротора.

Технический результат достигается тем, что ротор гидрогенератора содержит шихтованный обод, имеющий Т-образные пазы на наружной поверхности, и закрепленные на ободе тормозные сегменты, а тормозные сегменты со стороны прилегания к ободу выполнены с местными Г-образными выступами, которые входят в Т-образные пазы обода и упираются своей наружной поверхностью в кромки этих пазов.

Ротор, в котором наружная поверхность Г-образных выступов тормозных сегментов выполнена наклонной и между этой поверхностью и поверхностью кромок Т-образных пазов установлен клин.

Предлагаемый ротор гидрогенератора показан на чертежах, где на фиг.1 и 2 - частичные разрезы ротора в месте установки тормозного сегмента; на фиг.3 - горизонтальный разрез А-А на фиг.2.

Ротор 1 содержит шихтованный обод 2, на нижнем торце которого закреплен тормозной сегмент 3 при помощи стяжных шпилек 4. На наружной поверхности обода 2 имеются Т-образные пазы 5 для крепления полюсов ротора. Как правило, осевая длина обода превышает длину сердечников полюсов, в результате чего, в нижней части обода Т-образные пазы остаются свободными. Тормозной сегмент 3, со стороны прилегания к ободу 2, в местах расположения Т-образных пазов 5 имеет Г-образные выступы 6, заходящие снизу обода 2 в Т-образные пазы 5 и непосредственно упирающиеся в кромки 7 Т-образных пазов 5, либо, как показано на фиг.2, при помощи клина 8, для чего поверхность 9 Г-образных

выступов 6 имеет наклон, образующий с кромкой 7 Т-образного паза 5 сужающийся зазор, в который плотно устанавливается между поверхностью 9 и кромкой 7 клин 8.

При вращении ротора основная часть нагрузки от центробежной силы собственного веса тормозного сегмента 3 непосредственно передается на кромки 7 Т-образного паза 5 Г-образными выступами 6, обеспечивая равномерность распределения этой нагрузки по листам кромок 7 Т-образных пазов 5 в месте их контакта с выступами 6, что повышает надежность закрепления тормозного сегмента 3, позволяет упростить конструкцию ротора и его изготовление за счет использования менее качественных сталей обода. Клин 8 может быть зафиксирован от выпадения, например, приваркой к поверхности 9 тормозного сегмента 3.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надежность закрепления тормозных сегментов и упростить конструкцию ротора.

1. Ротор гидрогенератора, содержащий шихтованный обод, имеющий Т-образные пазы на наружной поверхности, и закрепленные на ободе тормозные сегменты, отличающийся тем, что тормозные сегменты со стороны прилегания к ободу выполнены с местными Г-образными выступами, которые входят в Т-образные пазы обода и упираются своей наружной поверхностью в кромки этих пазов.

2. Ротор по п.1, отличающийся тем, что наружная поверхность Г-образных выступов тормозных сегментов выполнена наклонной и между этой поверхностью и поверхностью кромок Т-образных пазов установлен клин.



 

Похожие патенты:

Электрический генератор на постоянных магнитах может применяться в устройстве электродвигателей. Имеет в своем строении ротор и статор. Отличается повышенным уровнем КПД и простотой конструкции.

Электрический генератор на постоянных магнитах может применяться в устройстве электродвигателей. Имеет в своем строении ротор и статор. Отличается повышенным уровнем КПД и простотой конструкции.
Наверх