Колесная передача ведущего моста транспортного средства

 

Колесная передача ведущего моста транспортного средства относится к области транспортного машиностроения, в частности, к ведущим мостам транспортных средств. Задачей предлагаемой полезной модели является обеспечение удобства обслуживания и ремонта ведущего моста, снижение себестоимости изготовления колесной передачи. Указанная задача достигается тем, что в колесной передаче ведущего моста транспортного средства, содержащей планетарный механизм, установленный в полости ступицы колеса, состоящий из водила, жестко связанного со ступицей, солнечной и коронной шестерен, сателлитов, установленных посредством подшипников на осях, торец каждой из которых со стороны крышки колесной передачи выполнен Г-образной формы и упирается своими гранями о кольцевой буртик на крышке колесной передачи, ось сателлита выполнена цилиндрической формы одного диаметра, на наружной поверхности оси дополнительно выполнена проточка для установки стопорного кольца. Стопорное кольцо находится в зоне между водилом и внутренней поверхностью крышки колесной передачи. Стопорение оси сателлитов при этом обеспечивается совокупностью конструктивных элементов, а именно горизонтальная грань Г-образного торца оси сателлита фиксирует ее от проворачивания, вертикальная грань - от осевого перемещения в сторону крышки колесной передачи, тогда как стопорное кольцо, охватывающее наружную поверхность оси сателлита, ограничивает перемещение в направлении центрального редуктора ведущего моста.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к ведущим мостам транспортных средств.

Известна конструкция ведущего моста, содержащая колесную передачу, включающую в себя водило, сателлиты, установленные на оси, стопорение которой осуществляется с помощью стопорного болта, устанавливаемого посредством резьбового соединения в наружную чашку водила, причем стопорный болт выполнен с торцем под конус, что обеспечивает центрирование оси сателлита относительно наружной чашки водила (1).

К недостаткам данного устройства относятся: высокая себестоимость изготовления, связанная с необходимостью выполнения отверстий в оси сателлита и чашке водила наружной, сложность конструкции и трудоемкость сборки-разборки, вызванная введением дополнительной детали - стопорного болта.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому техническому решению (прототип) является устройство планетарной колесной передачи фирмы "Цанрадфабрик пассау" (2).

Известная конструкция колесной передачи представляет собой планетарный редуктор, содержащий колесную передачу, включающую в себя водило, сателлит, установленный на оси, при этом конструкция оси сателлита выполнена с возможностью ограничения осевого перемещения и имеет ступенчатую цилиндрическую форму, что обеспечивает ограничение перемещения в направлении центрального редуктора за счет упора торца большего диаметра оси в водило колесной передачи. В тоже время противоположный конец оси сателлита выполнен с бобышкой Г-образной

формы, гарантирующей фиксирование оси сателлита от проворачивания, а также невозможность осевого перемещения в направлении крышки колесной передачи.

Недостатком указанной конструкции является применение ступенчатой формы оси сателлита, что требует значительных затрат при изготовлении оси и колесной передачи в целом, а также неудобство обслуживания и ремонта ведущего моста.

Задачей предлагаемой полезной модели является обеспечение удобства обслуживания и ремонта ведущего моста, снижение себестоимости изготовления колесной передачи.

Технический результат - выполнение оси сателлита цилиндрической формы одного диаметра с дополнительно выполненной на наружной поверхности оси проточкой позволяет обеспечить удобство обслуживания и ремонта ведущего моста, снизить себестоимость изготовления колесной передачи.

Указанная задача достигается тем, что в колесной передаче ведущего моста транспортного средства, содержащей планетарный механизм, установленный в полости ступицы колеса, состоящий из водила, жестко связанного со ступицей, солнечной и коронной шестерен, сателлитов, установленных посредством подшипников на осях, торец оси сателлита со стороны крышки колесной передачи выполнен Г-образной формы и упирается своими гранями о буртик на крышке колесной передачи, ось сателлита выполнена цилиндрической формы одного диаметра, на наружной поверхности оси дополнительно выполнена проточка для установки стопорного кольца, последнее находится в зоне между водилом и внутренней поверхностью крышки колесной передачи.

Стопорение оси сателлитов при этом обеспечивается совокупностью конструктивных элементов, а именно горизонтальная грань Г-образного торца оси сателлита фиксирует ее от проворачивания, вертикальная грань - от осевого перемещения в сторону крышки колесной передачи, тогда как

стопорное кольцо, охватывающее наружную поверхность оси сателлита, ограничивает перемещение в направлении центрального редуктора ведущего моста.

На фиг.1 представлен общий вид колесной передачи ведущего моста транспортного средства.

На фиг.2 - вид А на фиг.1.

Колесная передача установлена в полости 1 ступицы 2 колеса транспортного средства. Колесная передача состоит из водила 3, жестко связанного со ступицей 2, солнечной шестерни 4, закрепленной на полуоси 5, и посредством зубчатого зацепления сателлитов 6 (на фиг.1 показан один сателлит), соединенной с коронной шестерней внутреннего зацепления 7, установленной неподвижно. Сателлит 6 установлен на подшипниках 8, опирающихся на ось 9, закрепленной в щеках водила 3. Ось 9 выполнена цилиндрической формы одного диаметра с проточкой по наружной поверхности. В проточку оси 9 установлено стопорное кольцо 10. Проточка оси 9 выполнена таким образом, что стопорное кольцо 10 располагается в зоне между водилом 3 и внутренней поверхностью крышки 11 колесной передачи. Торец оси 9 сателлита 6 со стороны крышки 11 выполнен Г-образной формы и упирается своими гранями о кольцевой буртик на крышке 11, причем горизонтальная грань оси 9 фиксирует ее от проворачивания, а вертикальная грань - от осевого перемещения в сторону крышки 11 (фиг.2). Стопорное кольцо 10 охватывает наружную поверхность оси 9 сателлита 6 и ограничивает ее перемещение в направлении центрального редуктора ведущего моста из-за упора стопорного кольца 10 в водило 3.

Устройство работает следующим образом.

Крутящий момент, подводимый к солнечной шестерне 4, передается на сателлиты 6. Последние перекатываются по внутреннему зубчатому венцу коронной шестерни 7 и приводят во вращательное движение через оси 9 сателлитов 6 водило 3. Оси 9, взаимодействуя с водилом 3, приводят

во вращение колеса транспортного средства. При этом на ось 9 сателлита 6 действует крутящий момент, и возникают осевые силы, стремящиеся переместить ее в направлении крышки 11 колесной передачи или в направлении центрального редуктора. Жесткая фиксация оси 9 от проворачивания и осевого перемещения в сторону крышки 11 обеспечивается Г-образным торцом оси 9, в тоже время стопорное кольцо 10 ограничивает ее перемещение в направлении центрального редуктора ведущего моста.

Источники информации:

1. Тягач лесовозный МАЗ-509 А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации Мн.: "Полымя". 1980 г., стр.27.

2. Яскевич З. Ведущие мосты. Пер. с польского Г.В.Коршунова; - М.: Машиностроение, 1985 г. - 600 с., стр.111, рис.95.

Колесная передача транспортного средства, содержащая планетарный механизм, установленный в полости ступицы колеса, и состоящий из водила, жестко связанного со ступицей, солнечной и коронной шестерен, сателлитов, установленных посредством подшипников на осях, торец оси сателлита со стороны крышки колесной передачи выполнен Г-образной формы и упирается своими гранями о буртик на крышке колесной передачи, отличающаяся тем, что ось сателлита выполнена цилиндрической формы одного диаметра, на наружной поверхности оси дополнительно выполнена проточка для установки стопорного кольца, последнее находится в зоне между водилом и внутренней поверхностью крышки колесной передачи.



 

Наверх