Разборный катамаран

 

Полезная модель относится к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам, в частности к разборным туристическим катамаранам. Катамаран содержит два надувных поплавка, каждый из которых выполнен с внутренней надувной оболочкой и наружной защитной оболочкой с палубой, снабженной по меньшей мере одним седлом для коленной посадки, соединенных между собой каркасом, выполненным из продольных и поперечных элементов. Наружная защитная оболочка выполнена яйцеобразной формы с расширенным носом, а палуба расположена на линии, разделяющей надувной поплавок на носовое и кормовое надпалубные пространства и подпалубное пространство, условно включающее носовое, срединное, расположенное непосредственно под палубой, и кормовое подпалубные пространства, при этом суммарный объем носового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к носовой части подпалубного пространства, надувного поплавка больше суммарного объема кормового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к кормовой части подпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 10%, при этом объем носового надпалубного пространства должен быть больше объема носового подпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 5%, и объем кормового надпалубного пространства также по меньшей мере на 5% превышал объем кормового подпалубного пространства, а объем носового надпалубного пространства больше объема кормового надпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 10%.

Полезная модель относится к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам, в частности к разборным туристическим катамаранам.

Известен разборный катамаран, содержащий два надувных поплавка, каждый из которых выполнен с наружной защитной оболочкой и внутренней надувной оболочкой, а также каркас, соединяющей эти поплавки между собой. Поплавок в собранном положении имеет коническую носовую и кормовую части одинаковой формы (П. РФ №2035346, МПК В 63 B 1/10, B 63 В 7/08, опубл. 20.05.95).

Основная цель предложенной конструкции катамарана была избежать наличие большого количества швов в наружной защитной оболочке, находящихся в наиболее уязвимых местах, а именно в днищевой части и оконечностях. Поставленная авторами цель была достигнута, однако предлагаемая конструкция катамарана имеет плохую маневренность, из-за одинаковой формы кормовой и носовой части.

Известен катамаран, содержащий два корпуса, связанных между собой соединительным мостом, при этом каждый из корпусов имеет форму обводов в плане плоско-выпуклого крыловидного профиля, причем корпуса расположены зеркально симметрично друг другу относительно оси катамарана расширенной частью вперед по ходу движения и выпуклыми частями внутрь к оси катамарана, при этом линии обвода внешних поверхностей корпусов прямолинейны, параллельны друг другу и траектории движения, а внутренние поверхности корпусов в сечении по вертикальной плоскости имеют форму прямой линии. Носовые части корпусов в плане выполнены в виде заостренного профиля головы дельфина (П. РФ №2106279, МПК B 63 В 1/10, опубл. 10.03.98).

К недостаткам данного катамарана следует отнести отсутствие палубы, что недостаточно удобно при туристическом сплаве по горным рекам. Кроме того, выполнение носовой части в виде вытянутой головы дельфина будет проводить к тому, что катамаран будет зарываться в динамических потоках воды, вследствие чего, переворачиваться. Таким образом, данная конструкция является практически не пригодной для сплава по горным рекам.

Известен разборный катамаран с коленной посадкой гребцов, предназначенный для экстремальных водных походов. Катамаран содержит два надувных поплавка, каждый из которых выполнен с внутренней надувной оболочкой и наружной надувной оболочкой, и имеет палубу. Поплавки соединяются между собой поперечинами из высокопрочного алюминиевого сплава (http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/snariaga/delfin.html, опубл. ноябрь, 2005 г.).

Данный катамаран завоевал признание туристов, однако катамаран имеет симметричные обводы носовой и кормовой части корпуса, что с одной стороны не обеспечивает достаточной маневренности катамарана в экстремальных условиях, с другой стороны существует опасность погружения в водоворот («бочку»), что может привести к перевороту катамарана.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является разборный катамаран с коленной посадкой гребцов, который содержит два надувных поплавка с несимметричными каплеобразными корпусами. Каждый из поплавков выполнен с внутренней надувной оболочкой и наружной защитной оболочкой, снабжен палубой, с размещенным на ней седлом для коленной посадки. Поплавки соединяются между собой каркасом, включающим продольные и поперечные элементы (htth://www.raftmaster.ru, опубл. ноябрь 2005 г.).

Недостатками катамарана данной конструкции, как и предыдущей, являются недостаточная маневренность и безопасность. Несимметричность обводов носовой и кормовой части поплавков несколько повышает продольную остойчивость судна на воде в экстремальных условиях по сравнению с вышеупомянутым катамараном. Однако данный катамаран не обладает достаточной безопасностью. Так, выполнение носовой части поплавка более острой формы, нежели кормовой части поплавка приводит к погружению носовой части в динамические элементы водного потока («бочка», водоворот) при прохождении порогов, и, как следствие, к перевороту катамарана.

Задачей, поставленной перед изобретением, является повышение безопасности и маневренности катамарана в экстремальных условиях за счет новой формы надувных поплавков.

Поставленная задача решается тем, что в известном разборном катамаране, содержащим два надувных поплавка, каждый из которых выполнен с внутренней надувной оболочкой и наружной защитной оболочкой с палубой, снабженной по меньшей мере одним седлом для коленной посадки, соединенных между собой каркасом, выполненным из продольных и поперечных элементов, согласно изобретению, наружная защитная оболочка выполнена яйцеобразной формы с расширенным носом, а палуба расположена на линии, разделяющей надувной поплавок на носовое и кормовое надпалубные пространства и подпалубное пространство, условно включающее носовое, срединное, расположенное непосредственно под палубой, и кормовое подпалубные пространства, при этом суммарный объем носового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к носовой части подпалубного пространства, надувного поплавка больше суммарного объема кормового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к

кормовой части подпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 10%.

Целесообразно, чтобы объем носового надпалубного пространства был больше объема носового подпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 5%, и объем кормового надпалубного пространства также по меньшей мере на 5% превышал объем кормового подпалубного пространства.

Приданию дополнительной безопасности катамарана способствует также выполнение наружной защитной оболочки надувного поплавка, таким образом, чтобы объем носового надпалубного пространства был больше объема кормового надпалубного пространства по меньшей мере на 10%.

Носовое надпалубное пространство надувного поплавка снабжено гибкой перегородкой, расположенной параллельно его торцевой части, обращенной к палубе, а по периметру его торцевой части установлена застежка-молния.

Седло для коленной посадки по периметру заднего торца также снабжено застежкой-молнией.

Продольные элементы каркаса прикреплены к наружной защитной оболочке надувного поплавка с внешней стороны надувного поплавка на уровне палубы с помощью карманов с наложенными поверх них петлями со шнуровкой.

Выполнение наружной защитной оболочки яйцеобразной формы приводит к тому, что надувные поплавки имеют различные формы обводов носа и кормы, таким образом, что расширенная носовая часть имеет больший объем и менее острую форму, что способствует более быстрому всплытию катамарана при его попадании в водоворот. В то же время это обеспечивает в сложных экстремальных условиях при сплаве по горным рекам хорошую продольную остойчивость и маневренность катамарану, и, как следствие, повышает безопасность сплава.

Размещение палубы на линии, разделяющей надувной поплавок на надпалубное и подпалубное пространство таким образом, что суммарный объем носового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к носовому подпалубному пространству, надувного поплавка больше суммарного объема кормового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к кормовому подпалубному пространству надувного поплавка, по меньшей мере на 10%, придает катамарану следующее положительное качество, при прохождении порогов уменьшается погружение носа в водоворот, а также увеличивается продольная остойчивость и улучшается маневренность. В конечном результате, это повышает безопасность сплава по горным рекам повышенной категории сложности.

Превышение суммарного объема носового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к носовому подпалубному пространству, надувного поплавка над суммарным объемом кормового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к кормовому подпалубному пространству надувного поплавка, менее чем на 10%, не приводит к заметному увеличению продольной остойчивости, вследствие чего, не обеспечивает достижения заявленного технического результата, т.е. остается большая доля вероятности переворота катамарана при прохождении сложных порогов.

Уменьшению опрокидывающего момента способствует также изготовление защитной оболочки таким образом, чтобы объем носового надпалубного пространства был больше объема носового подпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 5%, и объем кормового надпалубного пространства также по меньшей мере на 5% превышал объем кормового подпалубного пространства, и, как следствие, приводит к повышению безопасности сплава. Увеличение же

вышеуказанных объемов менее чем на 5% не обеспечивает достижение заявленного технического результата.

Наличие гибкой перегородки в носовом надпалубном пространстве надувного поплавка, расположенной параллельно его торцу, обращенному к палубе, создает дополнительный отсек (карман) для хранения спасательного и вспомогательного снаряжения. Хранение спасательного снаряжения непосредственного перед гребцом обеспечивает быстрый доступ к нему и эффективность его использования в случае необходимости, что также способствует увеличению безопасности сплава гребцов по рекам повышенной категории сложности.

Снабжение седла застежкой-молнией позволяет эффективно использовать весь объем седла для хранения личных вещей гребца. Вещи гребца помещают в надувной мешок, свободный конец которого зашнуровывается на резиновую вязку и помещается в седло, при неожиданных переворотах вещи гребца не тонут и не намокают, поскольку они остаются на катамаране в седле.

Прикрепление продольных элементов каркаса к наружной защитной оболочке надувного поплавка с помощью карманов и петель со шнуровкой, наложенных поверх карманов обеспечивает дополнительную прочность крепления каркаса к поплавкам. Такое крепление позволяет сохранять целостность катамарана, подвергающегося значительным перегрузках при плавании в экстремальных условиях, например при сплаве по горным рекам, повышая тем самым безопасность гребцов, управляющих катамараном.

Изобретение иллюстрируется следующими чертежами:

На фиг.1 - вид катамарана сверху; на фиг.2 - вид надувного поплавка катамарана с боку; на фиг.3 - седло катамарана, увеличено; на фиг.4 - узел крепления продольных элементов каркаса, увеличено.

Разборный катамаран содержит два надувных поплавка 1, каждый из которых выполнен с внутренней надувной оболочкой (на чертеже не

обозначена) и наружной защитной 2 оболочкой. Наружная защитная 2 оболочка выполнена яйцеобразной формы с расширенным носом 3. Наружная защитная оболочка надувного поплавка 1 снабжена палубой 4, размещенной на линии, разделяющей надувной поплавок 1 на носовое 5 и кормовое 6 надпалубные пространства и подпалубное пространство, условно разделяемое на носовое подпалубное 7, срединное подпалубное пространство, расположенное непосредственно под палубой и разбиваемое условно мидель-шпангоутом на две части 8 и 9, и кормовое подпалубное 10 пространство, при этом суммарный объем носового 7 подпалубного пространства и части срединного пространства 8 до мидель-шпангоута, примыкающей к носовому 7 подпалубному пространству, надувного поплавка больше суммарного объема кормового подпалубного 10 пространства и части срединного пространства 9 до мидель-шпангоута, примыкающей к кормовому подпалубному 10 пространству надувного поплавка, по меньшей мере на 10%, а объем носового надпалубного 5 пространства больше объема носового подпалубного 7 пространства надувного поплавка по меньшей мере на 5%, и объем кормового надпалубного 6 пространства также по меньшей мере на 5% превышал объем кормового подпалубного 10 пространства, при этом объем носового надпалубного 5 пространства по меньшей мере на 10% больше, чем объем кормового надпалубного 6 пространства. На палубе 4 размещено по меньшей мере одно седло 11 для коленной посадки гребца, снабженное по периметру заднего торца застежкой-молнией 12. В зависимости от необходимости седел 11 может быть установлено на каждом надувном поплавке 1 два, три и более. Носовое надпалубное пространство 5 наружной защитной 2 оболочки надувного поплавка снабжено гибкой перегородкой 13, выполненной из той же ткани, что и наружная защитная 2 оболочка. Гибкая перегородка 13 расположена параллельно торцу носового надпалубного пространства 5, обращенному к палубе 4. По периметру торца носового надпалубного

пространства 5, установлена застежка-молния 14. Надувные поплавки 1 соединяются между собой с помощью каркаса, выполненного из поперечных 15 и продольных 16 элементов. Наружная защитная 2 оболочка с внешней стороны надувного поплавка 1 на уровне палубы 4 снабжена карманами 17 для крепления к надувному поплавку 1 продольных 16 элементов каркаса. Для повышения прочности крепления, поверх карманов 17 закреплены ремни 18 со шнуровкой (на чертеже не показана).

Сборка катамарана осуществляется следующим образом. Предварительно из ткани теза, авизент или кордура изготавливают наружную защитную 2 оболочку яйцеобразной формы, имеющей расширенный нос 3. Палубу 4 размещают на линии разделяющей надувной поплавок 1 на носовое 5 и кормовое 6 надпалубные пространства и подпалубное пространство, условно разделяемое на носовое подпалубное 7, срединное подпалубное, расположенное непосредственно под палубой и разбиваемое условно мидель-шпангоутом на две части 8 и 9, и кормовое подпалубное 10 пространство, при этом суммарный объем носового 7 подпалубного пространства и части срединного пространства 8 до мидель-шпангоута, примыкающей к носовому 7 подпалубному пространству, надувного поплавка больше суммарного объема кормового подпалубного 10 пространства и части срединного пространства 9 до мидель-шпангоута, примыкающей к кормовому подпалубному 10 пространству надувного поплавка по меньшей мере на 10%, а объем носового надпалубного 5 пространства больше объема носового подпалубного 7 пространства надувного поплавка по меньшей мере на 5%, и объем кормового надпалубного 6 пространства также по меньшей мере на 5% должен превышать объем кормового подпалубного 10 пространства. Наружная защитная 2 оболочка должно иметь объем носового надпалубного 5 пространства по меньшей мере на 10% больше, чем объем кормового надпалубного 6 пространства

надувного поплавка 1. В носовом надпалубном пространстве 5 прикрепляют гибкую перегородку 13 параллельно торцу носового надпалубного пространства 5, обращенного к палубе 4. По периметру торца носовое надпалубное пространство 5 снабжают застежкой-молнией 14 для образования кармана. Затем по центру палубы 4 закрепляют предварительно подготовленное седло 11 для коленной посадки гребца, снабженное по периметру заднего торца застежкой-молнией 12. Для крепления продольных элементов при сборке катамарана с внешней стороны наружной защитной 2 оболочки прикрепляют карманы 17, поверх которых закрепляют ремни 18 со шнуровкой. Внутреннюю надувную оболочку, изготовленную, например, из ПВХ ткани, помещают в наружную защитную оболочку через прорезь и заполняют воздухом. При этом поплавок приобретает яйцеобразную форму наружной защитной оболочки, имеющей расширенный нос 3. Два подготовленных надувных поплавка 1 скрепляют каркасом из поперечных 15 и продольных элементов 16 выполненных из прочного алюминиевого сплава. Продольные 16 элементы вставляют в карманы 17, прикрепленные с внешней стороны защитной оболочки 2, и зажимают ремнями 18 со шнуровкой. Затем скрепляют продольные 16 и поперечные 15 элементы каркаса между собой. Личные вещи гребца размещают в надувной непромокаемый мешок и через застежку молнию 12 помещают в седло 11. В карман, образованной гибкой перегородкой 13 через застежку-молнию 14 помещают спасательные средства. Катамаран готов к сплаву, как правило, окончательная сборка катамарана осуществляется непосредственно перед сплавом.

1. Разборный катамаран, содержащий два надувных поплавка, каждый из которых выполнен с внутренней надувной оболочкой и наружной защитной оболочкой с палубой, снабженной по меньшей мере одним седлом для коленной посадки, соединенных между собой каркасом, выполненным из продольных и поперечных элементов, отличающийся тем, что наружная защитная оболочка выполнена яйцеобразной формы с расширенным носом, а палуба расположена на линии, разделяющей надувной поплавок на носовое и кормовое надпалубные пространства и подпалубное пространство, условно разделяемое на носовое, срединное, расположенное непосредственно под палубой, и кормовое подпалубные пространства, при этом суммарный объем носового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к носовому подпалубному пространству, надувного поплавка больше суммарного объема кормового подпалубного пространства и части срединного пространства до мидель-шпангоута, примыкающей к кормовому подпалубному пространству надувного поплавка по меньшей мере на 10%.

2. Разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что объем носового надпалубного пространства больше объема носового подпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 5%.

3. Разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что объем кормового надпалубного пространства больше объема кормового подпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 5%.

4. Разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что объем носового надпалубного пространства больше объема кормового надпалубного пространства надувного поплавка по меньшей мере на 10%.

5. Разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что носовое надпалубное пространство надувного поплавка снабжено гибкой перегородкой, расположенной параллельно его торцу, обращенному к палубе, по периметру торца носового надпалубного пространства размещена застежка-молния.

6. Разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что седло для коленной посадки по периметру заднего торца снабжено застежкой-молнией.

7. Разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что продольные элементы каркаса прикреплены к наружной защитной оболочке надувного поплавка с внешней стороны надувного поплавка на уровне палубы с помощью карманов с наложенными поверх них петлями со шнуровкой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования надувных многоместных лодок

Изобретение относится к форме днища (2)
Наверх