Настольная экономическая игра

Авторы патента:

7 A63F3/04 -

 

Изобретение относится к настольным экономическим играм, имитирующим механизмы действия основных рыночных отношений, предпочтительно в области сельскохозяйственного производства, и может быть использовано для первичного обучения экономическим основам ведения фермерского хозяйства, а также как развлекательная интеллектуальная игра. Задача - создание простой настольной экономической игры, имитирующей механизмы действия основных рыночных отношений, и обладающей повышенными обучающими функциями. Технический результат - возможность использования в игре минимального набора атрибутов, позволяющих с учетом действующих рыночных механизмов воспроизвести товарно-денежные потоки на предприятии от момента его организации до реализации готовой продукции. Настольная экономическая игра содержит игровое поле, средство случайного выбора параметра, по крайней мере, одну игровую фишку, средства имитации денежных знаков, набор карточек, указывающих права на имущество, личную карточку каждого игрока, с возможностью размещения на ней карточек, указывающих права на имущество, по крайней мере, одну дополнительную игровую фишку, фиксирующую цену на продукцию, указатель цен на продукцию с возможностью размещения на нем, по крайней мере, одной дополнительной игровой фишки. На игровое поле нанесен замкнутый игровой путь с участками для размещения, по крайней мере, одной игровой фишки. Игровой путь разделен, по крайней мере, на две части, а участки игрового пути содержат численный указатель, причем количество фишек, фиксирующих цену на продукцию, не меньше, чем количество видов продукции.

Изобретение относится к настольным экономическим играм, имитирующим механизмы действия основных рыночных отношений, предпочтительно в области сельскохозяйственного производства, и может быть использовано для первичного обучения экономическим основам ведения фермерского хозяйства, а также как развлекательная интеллектуальная игра.

Известна модель экономического образования, в которой игроки могут моделировать управление компании с различными типами активов, долгов и будущих обязательств, случайных долгов, компании или другого делового предприятия, показываемого через число, цвет и положения карточек и маркеров на игровом поле, разделенном на области, представляющие собой фирмы, заводы, области для покупки сырья, карточки, обозначающие стоимость сырья и товаров для продажи, наличных денег и долгов, при этом карточки выполнены с одинаковыми геометрическими размерами, но различной цветовой окраской, причем игровое поле также включает области для обозначения расхода оборудования и комплектующих на заводе, а также для возможности получения наличных денежных средств и ссуд, показа затрат на маркетинг, и размещения карточек, показывающих максимальные расходы, понесенные в процессе ведения бизнеса (см. патент ЕПВ на изобретение №0382369, МПК А 63 F 3/00, А 63 F 3/04, G 09 В 1/04, G 09 В 19/18, опубл. 16.08.1990 г.).

Недостатком известной игры является сложность ее проведения, при этом в игровом процессе не предусмотрено наличие механизма, позволяющего путем применения в игре известных рыночных правил и законов получить, например, цену продаваемых товаров. Это снижает обучающие функции игры.

Известна настольная игра "Ферма", включающая игровое поле с центрально расположенной областью, представляющей собой торговый рынок, и разделенную на множество меньших областей для того, чтобы удерживать подвижные части, представляющие животных и продукты фермерского хозяйства, при этом вышеуказанные продукты фермерского хозяйства являются продуктами, полученными от животных, уменьшенные модели грузовиков, способных вмещать животных и продукты, множество областей, представляющих области фермы, раздельные друг от друга и расположенные вокруг рынка, области фермы и рынок объединены индивидуальными дорожками, подразделенными на блоки и ведущими от указанных областей фермы до рынка,

при этом каждая из указанных дорожек пересекает, по крайней мере, две другие дорожки, которые в свою очередь не пересекаются друг с другом (см. патент США на изобретение №3656757, МПК A 63 F 3/02, опубл. 18.04.1972 г.).

В процессе проведения известной игры ее участники могут узнать о ежедневных процессах, протекающих на ферме, однако, в игре не предусмотрено механизмов, позволяющих уяснить законы долгосрочного рыночного планирования и понять механизмы товарно-денежных отношений на сельскохозяйственном предприятии в целом, что снижает обучающие функции игры.

Известна также настольная экономическая игра по продаже предметов потребления, например, сельскохозяйственной продукции: свинины, крупного рогатого скота, кукурузы, пшеницы, включающая игровое поле, на котором схематически изображено множество предметов потребления и условия их продажи, элемент управления, расположенный на поле, по установлению начальных цен каждого из предметов потребления, колода карт, указывающих ежедневные колебания в цене каждого товара, индикаторы, указывающие текущую цену каждого товара после ее колебаний, бланки для записи сделок торговли каждого игрока и средства имитации денежных знаков (см. патент США на изобретение №4040629, МПК А 63 F 3/00, опубл. 09.08.1977 г.).

Недостатком известной игры является сложность ее проведения, а также то, что игра обучает правилам продажи, но не позволяет уяснить механизмы товарных и денежных потоков при получении сельскохозяйственной продукции для продажи. Кроме этого, в процессе проведения известной игры изменения (флуктуации) в цене товара устанавливаются случайным образом, что не отражает реальных рыночных механизмов, влияющих на ценообразование, и снижает обучающие функции игры.

Наиболее близким аналогом к заявляемому техническому решению является известная экономическая игра для юношества "Предприниматель", содержащая игровое поле, разделенное на игровые участки, кубик, игровые фишки, набор карточек и банковские билеты, при этом она дополнительно содержит поля для определения коэффициентов и фишки, обозначающие вклады, а набор карточек включает карточки, предназначенные для определения прав игроков, и карточки, обозначающие наличие у игроков прав на владения (см. патент РФ на изобретение №2080903, МПК А 63 F 3/00, опубл. 10.06.1997 г.).

Однако недостатком известной игры также является сложность ее проведения, при этом в процессе проведения игры не предусмотрена возможность воплощения алгоритма, позволяющего путем применения в игре известных рыночных правил и законов получить цену продаваемых товаров, что не отражает реальных рыночных механизмов,

не позволяет получить величину реальных дохода или убытка каждого игрока, что снижает занимательность и обучающие функции игры.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание простой настольной экономической игры, имитирующей механизмы действия основных рыночных отношений, и обладающей повышенными обучающими функциями.

Техническим результатом, достигаемым при решении настоящей задачи, является возможность использования в игре минимального набора атрибутов, позволяющих с учетом действующих рыночных механизмов воспроизвести товарно-денежные потоки на предприятии от момента его организации до реализации готовой продукции.

Поставленная задача достигается тем, что настольная экономическая игра, содержащая игровое поле, средство случайного выбора параметра, по крайней мере, одну игровую фишку, средства имитации денежных знаков, набор карточек, указывающих права на имущество, при этом на игровое поле нанесен замкнутый игровой путь с участками для размещения, по крайней мере, одной игровой фишки, согласно изобретения, дополнительно содержит личную карточку каждого игрока, с возможностью размещения на ней карточек, указывающих права на имущество, по крайней мере, одну дополнительную игровую фишку, фиксирующую цену на продукцию, указатель цен на продукцию с возможностью размещения на нем, по крайней мере, одной дополнительной игровой фишки, при этом игровой путь разделен, по крайней мере, на две части, а участки игрового пути содержат численный указатель, причем количество фишек, фиксирующих цену на продукцию, не меньше, чем количество видов продукции.

Места для размещения карточек, указывающих права на имущество, на личной карточке игрока снабжены указателем стоимости имущества и имеют площадь, равную площади размещаемых на них карточек.

Карточки, указывающие права на имущество, содержат указатель либо с наименованием вида собственности, необходимой для производства продукции, либо с наименованием вида стимулятора роста производимой продукции, либо с наименованием вида производимой продукции, либо с наименованием вида товарно-денежных отношений.

Указатель цен на продукцию может быть расположен как на игровом поле, так и вне его. При этом указатель цен на продукцию содержит двумерную таблицу, один из размеров которой выполнен со значением не меньшим, чем количество видов продукции, размещенных под таблицей.

Минимальное количество игровых атрибутов, используемых в игре, упрощает проведение игры. Средства имитации денежных знаков, набор карточек, указывающих права на имущество, характерное выполнение игрового пути, а также наличие личной карточки каждого игрока, позволяют реально моделировать в игровой форме механизмы действия основных рыночных отношений, действующих, например, в сельском хозяйстве путем предоставления возможности игроку наблюдать товарно-денежные потоки на предприятии, например, фермерском хозяйстве, от момента его организации до реализации готовой продукции, давая при этом возможность игроку самому участвовать в формировании товарно-денежных потоков, что обеспечивает повышенные обучающие функции, которыми обладает предложенная настольная экономическая игра.

Настольная экономическая игра поясняется следующими иллюстрациями, где на фиг.1 показан пример выполнения игрового поля, общий вид; на фиг.2 - пример выполнения игровых атрибутов; на фиг.3 - пример выполнения личной карточки игрока.

Позиции на чертежах обозначают следующее: 1 - игровое поле; 2 - средство случайного выбора параметра; 3 - игровая фишка; 4 - средства имитации денежных знаков; 5 и 6 - участки игрового пути, 7 - личная карточка игрока; 8 - карточки, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида собственности, необходимой для производства продукции; 9 - карточки, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида стимулятора роста производимой продукции; 10 - карточки, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида производимой продукции; 11 - карточка, указывающая права на имущество, содержащая указатель с наименованием вида товарно-денежных отношений "АРЕНДА"; 12 - карточка, указывающая права на имущество, содержащая указатель с наименованием вида товарно-денежных отношений "КРЕДИТ"; 13 - дополнительная игровая фишка, фиксирующая цену на продукцию; 14 -указатель цен на продукцию.

Настольная экономическая игра содержит игровое поле 1, средство 2 случайного выбора параметра, по крайней мере, одну игровую фишку 3, средства 4 имитации денежных знаков, набор карточек, указывающих права на имущество. На игровое поле 1 нанесен замкнутый игровой путь с участками 5 и 6 для размещения, по крайней мере, одной игровой фишки 3 (фиг.1 и 2).

Игра также содержит личную карточку 7 каждого игрока, с возможностью размещения на ней карточек, указывающих права на имущество, а именно карточек 8,

содержащих указатель с наименованием вида собственности, необходимой для производства продукции, например, "ПОЛЯ", "СИСТЕМА МЕЛИОРАЦИИ". ЗЕРНОХРАНИЛИЩЕ", "СЕЛЬХОЗТЕХНИКА", "ОБОРУДОВАНИЕ", "ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ СКОТА", "ПАСТБИЩА". Кроме этого, в игре присутствуют также другие карточки, указывающие права на имущество, например, карточки 9, содержащие указатель с наименованием вида стимулятора роста производимой продукции, например, "КОРМОВЫЕ ДОБАВКИ" или "УДОБРЕНИЯ", карточки 10, содержащие указатель с наименованием вида производимой продукции, например, "КУКУРУЗА", "ПШЕНИЦА", "СВЕКЛА", "СОЯ", "ГОВЯДИНА", "СВИНИНА" и карточки 11 и 12, содержащие указатель с наименованием вида товарно-денежных отношений, например, "АРЕНДА" или "КРЕДИТ" (фиг.2 и 3). Игра может содержать иные карточки, содержащие указатель с наименованием вида товарно-денежных отношений, например, "ЛИЗИНГ" (на чертежах не показано).

Таким образом, все карточки 8-12 указывают права на имущество. Под "правом" игрока в рамках данной заявки понимается возможность игрока использовать имущество, необходимое для производства продукции, стимулирующее рост производимой продукции, а также производимую продукцию. При этом указанное имущество принадлежит игроку, как на правах собственности, так и используется им, например, на правах аренды. Для конкретного указания наименования имущества, которым пользуется игрок, карточки содержат указатель с наименованием вида собственности, необходимой для производства продукции, либо указатель с наименованием вида стимулятора роста производимой продукции, либо указатель с наименованием вида производимой продукции. Карточки могут указывать форму права на имущество и при этом содержать указатель с наименованием вида товарно-денежных отношений, конкретизирующего право игрока на имущество, например, "АРЕНДА", то есть игрок пользуется, например, имуществом, необходимым для производства продукции, и это имущество взято в аренду, или "КРЕДИТ", когда игрок пользуется заемными денежными средствами.

Игра содержит, по крайней мере, одну дополнительную игровую фишку 13, фиксирующую цену на продукцию, и указатель 14 цен на продукцию, который может быть расположен как на игровом поле 1 (фиг.1), так и вне его (не показано), с возможностью размещения на нем, по крайней мере, одной дополнительной игровой фишки 13 (фиг.2).

Игровой путь разделен, по крайней мере, на две части, при этом участки 5 и 6 игрового пути содержат численный указатель. Количество дополнительных игровых

фишек 13, фиксирующих цену на продукцию, должно быть не меньше, чем количество видов продукции (фиг.1 и 2).

Места для размещения карточек 8 и 12, указывающих права на имущество, на личной карточке 7 игрока снабжены указателем стоимости имущества и имеют площадь, равную площади размещаемых на них карточек 8 и 12 (фиг.3).

Указатель 14 цен на продукцию содержит двумерную таблицу, один из размеров которой выполнен со значением не меньшим, чем количество видов продукции, размещенных под таблицей (фиг.1).

Настольная экономическая игра используется, например, следующим образом.

Перед началом игры каждый игрок берет себе личную карточку 7 игрока и получает средства 4 имитации денежных знаков на сумму, например, 300000 условных единиц.

Остальные средства 4 имитации денежных знаков, а также карточки 8, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида собственности, необходимой для производства продукции, карточки 9, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида стимулятора роста производимой продукции, карточки 10, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида производимой продукции, карточки 11 и 12, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида товарно-денежных отношений, кладутся стопами отдельно, образуя "БАНК".

Игровую фишку 3 ставят на участок игрового пути "СТАРТ" на игровом поле 1, условно определяемый как "НАЧАЛО ГОДА". Дополнительные игровые фишки 13, фиксирующие цену на продукцию, ставят на указатель 14 цен на продукцию, например, около названий видов продукции.

Каждый игрок бросает средство 2 случайного выбора параметра, например, игральный кубик. Игрок, у кого выпало наибольшее количество очков, получает право сделать первый ход. В свой ход игрок бросает игральный кубик и передвигает вперед игровую фишку 3 по участкам 5 или 6 игрового пути на игровом поле 1 на количество участков, выпавшем на игральном кубике.

Находясь на игровых участках 5 игрового пути, т.е. до участка игрового пути "АРЕНДА", разделяющего игровой путь на две части, игрок покупает имущество для своей организации, например, фермерского хозяйства. Для этого он покупает карточки 8, указывающие права на имущество, содержащие указатель с наименованием вида собственности, необходимой для производства продукции. За каждый ход игрок может купить количество карточек, не превышающее численный указатель, которым

снабжен участок 5 игрового пути (фиг.1). При этом за каждую карточку игрок должен заплатить денежные средства в сумме, которая указана на соответствующих участках на личной карточке 7 игрока (фиг.3), например, за карточку 8, указывающую наличие у игрока пастбищ, игрок должен заплатить сумму, указанную на соответствующем участке "ПАСТБИЩА" на личной карточке 7 игрока, а именно 30000 условных единиц. Например, чтобы заниматься растениеводством, необходимо купить поля, систему мелиорации и зернохранилище. Чтобы заниматься животноводством, необходимо купить пастбища, помещения для скота и оборудование. Сельскохозяйственную технику игрок обязан купить в любом случае. Игрок, купивший все семь видов имущества, может заниматься животноводством и растениеводством одновременно.

Если у игрока уже присутствуют все виды собственности, необходимые для производства продукции и указанные на личной карточке 7 игрока, то он может приобретать карточки 9 и 10, указывающие на наличие у игрока имущества, стимулирующего рост производимой продукции, а также самой производимой продукции, например, "ПШЕНИЦЫ", "СВИНИНЫ" и т.д., например, по цене 20000 условных единиц за каждую карточку, причем также в количестве, не превышающем численный указатель, которым снабжен участок 5 игрового пути.

Перейдя участок поля "АРЕНДА" или остановившись на нем, игрок один раз получает право арендовать собственность, необходимую для производства продукции. Для этого он уплачивает, например, 30000 имеющихся у игрока условных единиц и получает карточку 11, указывающую права на имущество и содержащую указатель с наименованием вида товарно-денежных отношений "АРЕНДА". После этого игрок кладет карточку "АРЕНДА" на пустующий участок на личной карточке 7 игрока, получая право на имущество, указанное на этом участке.

Попадая на игровые участки 6, расположенные после участка "АРЕНДА", игроки также могут покупать карточки 10, содержащие указатель с наименованием вида производимой продукции, например, "ПШЕНИЦА", "СВИНИНА" и т.д., а также карточки 9, указывающие на наличие у игрока стимулятора роста производимой продукции, например, "УДОБРЕНИЙ" или "КОРМОВЫХ ДОБАВОК", например, по цене 20000 условных единиц за каждую карточку. При этом игрок может купить количество карточек 10, не более половины от величины численного указателя, которым снабжен каждый участок 6.

Пройдя круг по замкнутому игровому пути, необходимо остановить игровую фишку 3 на участке "СТАРТ", что будет означать конец года.

Игроки страхуют всю произведенную ими продукцию и платят в банк за страхование каждых 100 тонн продукции по 10000 условных единиц. Затем каждый игрок бросает кубик и по строке под наименованием продукции на указателе 14 цен на продукцию определяют вид продукции, которая пропала. При этом за каждые 100 тонн продукции, которая пропала, игрок получает, например, по 50000 условных единиц из банка.

Перед продажей продукции игроки должны определить цену за каждый вид продукции. Для этого необходимо подсчитать, сколько тонн продукции каждого вида все игроки произвели, суммировав количество тонн произведенной продукции одного вида каждого игрока, и расставить дополнительные игровые фишки 13 на таблице, которой снабжен указатель 14 цен на продукцию в соответствии с полученным суммарным количеством произведенной продукции. Например, все игроки произвели 500 тонн пшеницы. Дополнительную игровую фишку 13 необходимо поставить на пересечении столбца, под которым находится указатель с наименованием вида произведенной продукции "ПШЕНИЦА", и строки, рядом с которой стоит указатель "500", находящийся в столбце, указывающем на количество произведенной продукции. От клетки, на которой расположена дополнительная игровая фишка 13, необходимо провести мысленную линию до пересечения со столбцом указателей цен за продукцию. Таким образом, в данном случае, цена за пшеницу получается 600 условных единиц за каждые 100 тонн произведенной продукции.

Продавая продукцию, игроки возвращают соответствующие карточки 10 в банк, при этом если у игроков имеются карточки 9, например, "УДОБРЕНИЯ" или "КОРМОВЫЕ ДОБАВКИ", то продукция продается по удвоенной цене, а карточки 9 возвращаются в банк. При этом на один вид продукции можно использовать только одну карточку 9, содержащую указатель с наименованием вида собственности, необходимой для стимулирования роста производимой продукции, например, "УДОБРЕНИЯ" или "КОРМОВЫЕ ДОБАВКИ". Деньги за проданную продукцию игроки получают из банка.

Необходимо учитывать, что стоимость продукции значительно уменьшается при увеличении ее количества. Например, если произведено только 100 тонн продукции, то их стоимость равна 1000 условных единиц. Если произведено 200 тонн продукции, то в этом случае стоимость каждых 100 тонн продукции будет равна 900 условных единиц.

Кроме того, игрок в любое время в процессе игры может взять "КРЕДИТ" в банке. Он берет соответствующую карточку 12, содержащую указатель с наименованием

вида товарно-денежных отношений "КРЕДИТ" и 100000 условных единиц из банка. Ежегодная плата за кредит, т.е. 1 круг по замкнутому пути на игровом поле 1, составляет 50000 условных единиц и вносится в банк перед началом каждого года. Игрок может в любое время отдать кредит, возвращая в банк карточку 12 и 150000 условных единиц.

После окончания продаж дополнительные игровые фишки 13, ставятся в ряд на указатель 14 цен на продукцию.

Игра заканчивается по прошествии, например, трех лет, т.е. трех кругов по замкнутому пути на игровом поле 1. Победителем становится игрок, заработавший больше всех средств 4 имитации денежных знаков.

В процессе игры игроку предоставляется возможность выбора по вложению, имеющихся у него средств 4 имитации денежных знаков, на увеличении имущества, предназначенного для производства продукции, т.е. средств производства, стимуляторов роста производимой продукции, а также на увеличение производимой продукции. Кроме этого, право на получении кредита или взятие имущества в аренду добавляет в игру элементы здорового экономического риска, обучая игрока планированию ведения хозяйственной деятельности на предприятии. Принцип понижения цены при увеличении количества производимой продукции, т.е. кризис перепроизводства, также может быть воплощен при использовании игровых атрибутов, имеющихся в преложенной игре.

Таким образом, использование в игре минимального набора атрибутов, необходимо и достаточно для того, чтобы с учетом действующих рыночных механизмов воспроизвести товарно-денежные потоки на предприятии, например, фермерском хозяйстве, от момента его организации до реализации готовой продукции. Это создает возможность для имитации механизмов действия основных рыночных отношений, например, в области сельскохозяйственного производства, и повышает занимательность игры и обучение игроков предпринимательству в игровой форме.

1. Настольная экономическая игра, содержащая игровое поле, средство случайного выбора параметра, по крайней мере, одну игровую фишку, средства имитации денежных знаков, набор карточек, при этом на игровое поле нанесен игровой путь с участками для размещения, по крайней мере, одной игровой фишки, отличающаяся тем, что дополнительно содержит карточки игрока с возможностью размещения на них карточек набора.

2. Настольная игра по п.1, отличающаяся тем, что места для размещения карточек набора на карточке игрока выполнены с площадью, равной площади размещаемых на них карточек набора.

3. Настольная игра по п.1, отличающаяся тем, что снабжена дополнительным игровым участком, выполненным в виде двумерной таблицы, с возможностью размещения на нем, по крайней мере, одной игровой фишки.



 

Похожие патенты:

Лазерный маркер относится к оптическим элементам и используется, совместно с приборами ночного видения, при проведении поисково-спасательных и других специальных операций для скрытого светового обозначения местоположения на открытом пространстве в ближнем инфракрасном спектральном диапазоне.

Полезная модель относится к трубопроводной технике, а именно к трубам с балластным покрытием, используемым для морских трубопроводов и трубопроводов, прокладываемых по дну рек и водоемов.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи с использованием волоконно-оптических кабелей связи, в основном, проложенных в кабельной канализации из защитных пластмассовых труб, содержащей пластмассовые подземные камеры
Наверх