Механическая трансмиссия транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в трансмиссиях, имеющих коробку передач вального типа с выносными фрикционными муфтами.

Механическая трансмиссия содержит коробку передач 1 вального типа с выносными фрикционными муфтами 2. Коробка передач выполнена, например, четырехвальной и размещена в корпусе 3. К корпусу 3 прикреплены корпуса 4 выносных фрикционных муфт 2. Входной вал 5 коробки передач соединен через карданный вал 6 с двигателем 7. Гидравлическая система управления включает насос 8, клапан 9 плавного включения фрикционных муфт, блок управления 10 с золотниками 11 и 12 включения фрикционных муфт, клапан 13 давления управления и клапан 14 смазки, маслоохладитель 15. Клапан 9 плавного включения фрикционных муфт выполнен в виде трехпозиционного золотника, установленного в напорной магистрали насоса 8 и имеющего возможность соединения во всех трех позициях с гидравлической системой управления. При отпущенной педали плавного включения золотник 16 выдвинут пружиной 18. При этом постоянное давление в линии управления поддерживается клапаном 13 давления управления, в линии смазки - клапаном 14 смазки, остальной поток проходит через маслоохладитель на слив. Клапан 9 плавного включения фрикционных муфт, клапан 13 давления управления и клапан 14 смазки объединены в один блок.

Предлагаемое устройство обеспечивает плавность движения транспортного средства при переключении передач. При этом надежная передача крутящего момента обеспечивается выносными фрикционными муфтами. Кроме того, повышается надежность трансмиссии, ее компактность, обеспечивается постоянство работы системы охлаждения.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения и может быть использована в механических трансмиссиях транспортных средств, в частности в трансмиссиях, имеющих коробку передач вального типа с выносными фрикционными муфтами.

Известна механическая трансмиссия транспортного средства, содержащая коробку передач вального типа с выносными фрикционными муфтами, входной вал которой через центральную муфту сцепления приводится во вращения двигателем, и гидравлическую систему управления (полезная модель России №21176, МПК В 60 К 17/02, опубл. 2001 г.).

Известен также механизм плавного включения фрикционных гидравлических муфт дроссельного типа, например гидромеханических передач БелАЗ-550, содержащие корпус внутри которого размещены нагруженный усилием пружины регулирующий золотник, плунжер гидроаккумулятора и дроссели (Тарасик В.П. «Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач», Минск, «Наука и техника», 1973, с.158-192, рис.31-36). Кроме того, известен механизм плавного включения фрикционных гидравлических муфт сливного типа (Тарасик В.П. «Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач», Минск, «Наука и техника», 1973, с.195-206, рис.38). Описанные механизмы достаточно эффективны при регулировании плавности включения фрикционных гидравлических муфт планетарных передач с гидротрансформатором, но практически не оказывают влияния на плавность включения фрикционных гидравлических муфт вальных коробок передач, т.к. эти механизмы могут быть расположены на значительном удалении от муфт, вследствие чего каналы для подвода жидкости имеют большое гидравлическое сопротивление.

Известен механизм плавного включения фрикционных гидравлических муфт, содержащий корпус, внутри которого размещены подпружиненный регулирующий золотник с дроссельным отверстием, гидроаккумулятор с плунжером и сливной канал, регулирующий золотник выполнен в виде цилиндра, в котором размещен плунжер гидроаккумулятора, а сливной канал выполнен в виде отверстий в стенках регулирующего золотника и корпуса, при этом сечение отверстия сливного канала в стенке золотника выполнено Т-образной формы (авторское свидетельство СССР №1094991, МПК: F 16 D 25/062, опубл. 1984 г.). Это устройство может быть использовано в трансмиссиях с коробкой передач вального типа, но из-за наличия гидроаккумулятора является достаточно сложным.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому решению является механическая трансмиссия транспортного средства, содержащая коробку передач вального типа с выносными фрикционными муфтами. Входной вал коробки передач через центральную муфту сцепления приводится во вращения двигателем. Гидравлическая система управления включает насос, клапан плавного включения фрикционных муфт, блок управления с золотниками включения фрикционных муфт, клапан давления управления и клапан смазки. Клапан плавного включения фрикционных муфт выполнен в виде двухпозиционного золотника, установленного в магистрали, соединяющей напорную линию насоса со сливом («Инструкция по обращению с изделием ДЗ-98В10.00.00.000И», стр.10, 17, г.Челябинск, 2002 г.). При нажатии педали плавного включения фрикционов весь поток рабочей жидкости направлен на слив. При этом рабочая жидкость не поступает в блок управления с золотниками включения фрикционных муфт, клапан давления управления, клапан смазки и маслоохладитель. При отжатой педали весь поток рабочей жидкости направляется в линии управления, смазки и маслоохладитель, возникает гидроудар и машина трогается с места рывком Известная конструкция требует наличия центральной муфты сцепления. Кроме того,

гидросистема охлаждения работает непостоянно в зависимости от положения педали, а ее элементы подвергаются воздействию гидроударов.

Предлагаемая полезная модель решает задачи обеспечения плавности срабатывания фрикционных муфт, постоянства работы маслоохладителя, а также повышения надежности трансмиссии.

Для достижения указанного технического результата в известной механической трансмиссии транспортного средства, содержащей коробку передач вального типа с выносными фрикционными муфтами, входной вал которой приводится во вращения двигателем, гидравлическую систему управления, включающую насос, клапан плавного включения фрикционных муфт, блок управления с золотниками включения фрикционных муфт, клапан давления управления и клапан смазки, клапан плавного включения фрикционных муфт выполнен в виде трехпозиционного золотника, установленного в напорной магистрали насоса и имеющего возможность соединения во всех трех позициях с гидравлической системой управления, а двигатель соединен с входным валом коробки передач вального типа без возможности разрыва кинематической связи, причем клапан плавного включения фрикционных муфт, клапан давления управления и клапан смазки объединены в один блок.

Отличительными признаками предлагаемой механической трансмиссии транспортного средства от указанной выше известной являются выполнение клапана плавного включения фрикционных муфт в виде трехпозиционного золотника, установленного в напорной магистрали насоса и имеющего возможность соединения во всех трех позициях с гидравлической системой управления, соединение двигателя с входным валом коробки передач вального типа осуществлено без возможности разрыва кинематической связи, а также объединение клапана плавного включения фрикционных муфт, клапана давления управления и клапана смазки в один блок.

Благодаря наличию этих признаков обеспечивается плавность движения транспортного средства при переключении передач. При этом

предлагаемая конструкция позволяет обойтись без центральной муфты сцепления. При этом надежная передача крутящего момента обеспечивается выносными фрикционными муфтами. Кроме того, повышается надежность трансмиссии, ее компактность, обеспечивается постоянство работы системы охлаждения.

Предлагаемая механическая трансмиссия транспортного средства иллюстрируется чертежами: на фиг.1 схематично изображена механическая трансмиссия с коробкой передач вального типа; на фиг.2 - гидравлическая система управления; на фиг.3 - блок клапанов в сечении; на фиг.4 - блок управления фрикционными муфтами.

Механическая трансмиссия транспортного средства содержит коробку передач 1 вального типа с выносными фрикционными муфтами 2. Коробка передач выполнена, например, четырехвальной и размещена в корпусе 3. К корпусу 3 прикреплены корпуса 4 выносных фрикционных муфт 2. Входной вал 5 коробки передач соединен через карданный вал 6 с двигателем 7. Гидравлическая система управления включает насос 8, клапан 9 плавного включения фрикционных муфт, блок управления 10 с золотниками 11 и 12 включения фрикционных муфт, клапан 13 давления управления и клапан 14 смазки, маслоохладитель 15. Клапан 9 плавного включения фрикционных муфт выполнен в виде трехпозиционного золотника, установленного в напорной магистрали насоса 8 и имеющего возможность соединения во всех трех позициях с гидравлической системой управления. Золотник 16 клапана 9 плавного включения фрикционных муфт выполнен с сечением в виде конуса и соединен с педалью 17 плавного включения. При отпущенной педали плавного включения золотник 16 выдвинут пружиной 18. При этом постоянное давление в линии управления поддерживается клапаном 13 давления управления, в линии смазки - клапаном 14 смазки, остальной поток проходит через маслоохладитель на слив. Блок управления 10 имеет напорную линию 19, линии 20 и 21 управления фрикционными муфтами, линии 22 и 23 слива, линии 24 и 25 дренажа. Коробка передач имеет картер

26. Клапан 9 плавного включения фрикционных муфт, клапан 13 давления управления и клапан 14 смазки объединены в один блок, имеющий напорную линию 27, линию смазки 28, линию 29 слива в коробку передач, линию 30 управления, линии 31 и 32 дренажа. Крутящий момент от двигателя 7 через карданный вал 6 передается входному валу 5 коробки передач 1 вального типа. При полном нажатии на педаль 17 золотник 16 вдвигается до упора и отсекает полость 27 от полости 30. При этом подача рабочей жидкости во фрикционные муфты 2 прекращается (если была включена передача). Фрикционная муфта опорожняется через калиброванное отверстие в поршне (на чертеже не показано), а в полости 27 поддерживается постоянное давление за счет регулятора давления управления. При этом нет соединения основного потока со сливом, поток рабочей жидкости поступает в линию смазки и маслоохладитель. При отпускании оператором педали 17 происходит выдвижение золотника 16 клапана 9 плавного включения, сечение канала между полостями 27 и 30 плавно изменяется от нуля до максимума за счет калиброванного отверстия гильзы и конуса золотника 16, создавая переменное сопротивление потоку рабочей жидкости. Давление в линии 30 и во фрикционной муфте 2 постепенно нарастает и обеспечивает плавную передачу момента за счет пробуксовки фрикционных дисков. При полностью выдвинутом золотнике 16 во фрикционной муфте поддерживается постоянное давление, на которое отрегулирован клапан 13 давления управления. Все утечки сливаются по дренажным каналам 31 и 32 в картер 26 коробки передач. Во всех трех положениях трехпозиционного золотника 9 насос 8 соединен с гидравлической системой управления.

1. Механическая трансмиссия транспортного средства, содержащая коробку передач вального типа с выносными фрикционными муфтами, входной вал которой приводится во вращение двигателем, гидравлическую систему управления, включающую насос, клапан плавного включения фрикционных муфт, блок управления с золотниками включения фрикционных муфт, клапан давления управления и клапан смазки, отличающаяся тем, что клапан плавного включения фрикционных муфт выполнен в виде трехпозиционного золотника, установленного в напорной магистрали насоса и имеющего возможность соединения во всех трех позициях с гидравлической системой управления, а двигатель соединен с входным валом коробки передач вального типа без возможности разрыва кинематической связи.

2. Механическая трансмиссия транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что клапан плавного включения фрикционных муфт, клапан давления управления и клапан смазки объединены в один блок.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области автомобилестроения и может использоваться на всех типах автомобилей имеющих механическую коробку переключения передач (МКПП) и оснащенных гидравлическим приводом сцепления.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам поворота гусеничной машины с применением многопоточных бесступенчатых передач и может быть использована в боевых машинах для повышения маневренных качеств

Золотник // 119996
Наверх