Прибор ночного видения
Полезная модель относится к технике ночного видения, в частности к приборам ночного видения (ПНВ) для пилотов, для обеспечения пилотирования, взлета и посадки летательных аппаратов в темное время суток. Сущность полезной модели заключается в том, что в приборе ночного видения, содержащем очки ночного видения, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части защитного шлема, узел противовеса, закрепленный на затылочной части шлема, электрический шнур, первая часть которого связывает очки ночного видения и узел противовеса, а вторая часть - узел противовеса и разъем бортовой сети напряжения питания, кронштейн снабжен зажимным хомутом, через который пропущена первая часть шнура для обеспечения его плотного прилегания к защитному шлему. Узел противовеса закреплен на защитном шлеме посредством упорного зуба и зажимных пружин с возможностью съема и снабжен отсеком с крышкой и защелкой для установки батарей автономного питания. Предложенной полезной моделью обеспечивается технический результат в виде повышения надежности конструкции и функционирования прибора.
Полезная модель относится к технике ночного видения, в частности к приборам ночного видения (ПНВ) для пилотов, и предназначена для обеспечения пилотирования, взлета и посадки летательных аппаратов в темное время суток.
Известен ПНВ модель AN/AVS-6 фирмы Litton, США (см. Night VisionGoogle System (ANVIS) AN/AVS-6, проспект фирмы Litton, США, 2007 г.). Прибор содержит очки ночного видения (ОНВ), установленные на кронштейне, закрепленном на передней части шлема пилота, и блок питания, закрепленный на затылочной части шлема. Вход блока питания подключен к преобразователю напряжения низковольтному (ПНН), который установлен в кабине летательного аппарата и служит для преобразования напряжения бортовой сети в напряжение питания ОНВ. Блок питания содержит также аккумуляторные батареи, которые могут обеспечивать автономное питание ОНВ. Таким образом, блок питания обеспечивает питание ОНВ либо от бортовой сети, либо от встроенных в блок аккумуляторных батарей. Одновременно блок питания служит в качестве противовеса, который используется для компенсации опрокидывающего момента от ОНВ. При возникновении аварийной ситуации и необходимости для пилота покинуть летательный аппарат пилот резким движением руки сбрасывает со шлема ОНВ, нажимая на соответствующий фиксатор их крепления к кронштейну на шлеме. Когда пилот покидает кабину летательного аппарата, разрывной электрический разъем автоматически расстыковывается и отключает кабель питания, подводимый к блоку питания от ПНН. Недостатками данного устройства являются то, что при возникновении аварийной ситуации блок питания не сбрасывается со шлема вместе с ОНВ, что ведет к перегрузкам затылочной части головы пилота, создавая возможность возникновения опасных ситуаций при покидании пилотом кабины летательного аппарата.
Известен ПНВ для пилота вертолета, модель Альфа-2031, разработанный ФГУП Альфа, РФ, Москва (см. Изделие Альфа-2031, руководство по эксплуатации АРЮК. 201211.01 ОРЭ). Изделие может использоваться и в других летательных аппаратах. Прибор содержит ОНВ со встроенными аккумуляторными батареями, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части шлема пилота. ОНВ соединены через первый кабель, разрывной электрический разъем и второй кабель с ПНН, подключенным к бортовой сети летательного аппарата, в данном случае вертолета. На затылочной части шлема закреплен узел противовеса с желобом для прохождения первого кабеля. Для компенсации опрокидывающего момента от ОНВ узел содержит замкнутый контейнер с грузом, имеющим постоянную массу.
В аварийной ситуации противовес не сбрасывается одновременно с ОНВ. Это приводит к дополнительным перегрузкам головы пилота и снижает безопасность при аварийном покидании пилотом кабины летательного аппарата.
Известна конструкция ПНВ для пилота вертолета (Патент РФ 2442725 от 22.03.2010), содержащая ОНВ со встроенными батареями для автономного питания, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части шлема пилота, узел противовеса с желобом и контейнером с грузом, закрепленный на затылочной части шлема, и последовательно соединенные с ОНВ первый кабель, проходящий по затылочной части шлема через желоб в узле противовеса, второй кабель, подключенный к первому через разрывной электрический разъем и соединенный с выходом ПНН, вход которого подключен к бортовой сети летательного аппарата, введены выполненный по форме шлема каркас, снабженный желобом для прохождения первого кабеля с обеспечением его непосредственного механического контакта с каркасом, на опорную поверхность которого нанесен контакт-липучка, обеспечивающий закрепление каркаса на шлеме пилота, и два ограничительных кольца, жестко закрепленных на первом кабеле по одному с каждой стороны от каркаса, а контейнер с грузами изготовлен из матерчатого полотна с карманами для размещения в них грузов с возможностью их изъятия и закреплен на внешней стороне каркаса. Данная конструкция взята за прототип.
Недостатками являются снижение надежности функционирования из-за неплотного прилегания кабеля к поверхности шлема и образования петель, зацепляющихся за элементы конструкции кабины, а при аварийном покидании кабины после снятия очков ночного видения со шлема возможно травмирование пилота свободной частью шнура, невысокая надежность конструкции и короткий срок службы контакта-липучки, а также недостаточная надежность и прочность контейнера для грузов из матерчатого полотна.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение надежности конструкции и функционирования прибора.
Указанный технический результат достигается тем, что в приборе ночного видения, содержащем очки ночного видения, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части защитного шлема, узел противовеса, закрепленный на затылочной части шлема, электрический шнур, первая часть которого связывает очки ночного видения и узел противовеса, а вторая часть - узел противовеса и разъем бортовой сети напряжения питания, кронштейн снабжен зажимным хомутом, через который пропущена первая часть шнура для обеспечения его плотного прилегания к защитному шлему.
Кроме того, узел противовеса закреплен на защитном шлеме посредством упорного зуба и зажимных пружин с возможностью съема и снабжен отсеком с крышкой и защелкой для установки батарей автономного питания.
Полезная модель поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан общий вид ПНВ на шлеме спереди.
На фиг. 2 показан общий вид ПНВ на шлеме с боку.
На фиг. 3 показана схема узла противовеса.
Прибор ночного видения (ПНВ) содержит очки ночного видения (ОНВ) 1, закрепленные на кронштейне 2, установленном на передней части защитного шлема 3, узел противовеса 4, закрепленный на затылочной части шлема 3, электрический шнур 5, первая часть которого связывает очки ночного видения 1 и узел противовеса 4, а вторая часть - узел противовеса 4 и разъем бортовой сети напряжения питания 6, кронштейн 2 снабжен зажимным хомутом 7 с винтом 29, через который пропущена первая часть шнура 5 для обеспечения его плотного прилегания к защитному шлему 3.
Узел противовеса 4 закреплен на защитном шлеме 3 посредством упорного зуба 8 и зажимных пружин 9 и 10 с возможностью съема и снабжен отсеком с крышкой 11 и защелкой 12 для установки батарей автономного питания 13, что также повышает надежность конструкции.
Базовым элементом очков ночного видения является направляющая 14, к которой крепятся два монокуляра, состоящие из жестко закрепленного объектива 15, с нанесенным на него специальным светоделительным покрытием, окуляра 16, имеющего диоптрийное перемещение с помощью кольца 17, и электронно-оптический преобразователь (ЭОП) в корпусе 18. Правый монокуляр жестко закреплен, левый - перемещается по направляющей для обеспечения необходимой базы глаз наблюдателя. Фиксация положения левого монокуляра осуществляется винтом 19. В очки ночного видения входит также крышка 20, позволяющая осуществлять включение электрического питания ПНВ от автономных источников (бортовой сети), узел перемещения 21, состоящий из фиксатора 22, рукоятки 23, позволяющей фиксировать наклон и перемещение в вертикальном направлении очков ночного видения при индивидуальной подгонке ПНВ на защитном шлеме, и механизма крепления 24, рычагами 25 которого осуществляется установка ПНВ на кронштейн 2 защитного шлема 3.
Конструкция узла перемещения позволяет осуществлять установку ПНВ в двух положениях - рабочее (перед глазами летчика) 1.1 и нерабочее (откинутое на кронштейне) 1.2, фиксирующееся с помощью кнопки 26.
В конструкции ПНВ предусмотрена ручка 27, позволяющая регулировать продольное перемещение очков ночного видения относительно глаз летчика.
Для защиты ЭОП при несанкционированном включении ПНВ предусмотрена защитная крышка на объективы 28, которая снимается при работе с изделием.
Для крепления части шнура 5 противовеса, соединяющего ОНВ и противовес на защитном шлеме 3, предусмотрен зажимной хомут 7 с винтом 29, устанавливаемый на кронштейне защитного шлема.
Включение электрического питания ПНВ осуществляется при соединении составных частей изделия (ОНВ, преобразователю напряжения низковольтному (ПНН), кабеля, противовеса) и при установке ОНВ в рабочее положение.
Узел противовеса (противовес) 4 устанавливается на защитном шлеме 3 в затылочной его части посредством отжатая зажимных пружин и фиксации на упорном зубе и является балансиром для ПНВ. В аккумуляторном отсеке противовеса размещаются автономные источники питания 13, позволяющие обеспечить электрическое питание ПНВ при отключении бортовой сети или при нахождении летчика в ПНВ вне кабины. Аккумуляторный отсек закрывается крышкой 11 с помощью защелки 12. Соединение ОНВ с противовесом осуществляется шнуром 5 противовеса с зажимным хомутом 7, для крепления к защитному шлему и обеспечения его плотного прилегания. Корпус противовеса выполнен из ударопрочного пластика.
Работа ПНВ осуществляется следующим образом.
Питание ОНВ 1 осуществляется либо от встроенных аккумуляторных батарей, либо от бортовой сети летательного аппарата.
При работе от бортовой сети через ПНН 6 (25) электрически соединяют составные части изделия - ОНВ и ПНН, устанавливают ПНВ в рабочее положение, сетевой кабель включают в бортовую сеть 27 В постоянного тока. ПНВ устанавливается в рабочее положение нажатием кнопки 26. Выключение электрического питания ПНВ производится переводом ПНВ в нерабочее положение.
Работа от автономных источников питания происходит следующим образом. Устанавливаются автономные источники питания в аккумуляторные отсеки противовеса. Электрически соединяются составные части изделия - ПНВ и противовес 5. ПНВ устанавливается в рабочее положение, крышка 20 поворачивается против часовой стрелки до упора.
Выключение электрического питания ПНВ производится поворотом по часовой стрелке до упора крышки 20 или переводом ПНВ в нерабочее положение.
Техническое решение позволяет избежать образования петель, зацепляющихся за элементы конструкции кабины, а при аварийном покидании кабины после снятия очков ночного видения со шлема исключает возможность травмирования свободной частью шнура.
Таким образом, предлагаемой полезной моделью обеспечивается достижение технического результата, заключающегося в повышении надежности конструкции и функционирования прибора.
1. Прибор ночного видения, содержащий очки ночного видения, закрепленные на кронштейне, установленном на передней части защитного шлема, узел противовеса, закрепленный на затылочной части шлема, электрический шнур, первая часть которого связывает очки ночного видения и узел противовеса, а вторая часть - узел противовеса и разъем бортовой сети напряжения питания, отличающийся тем, что кронштейн снабжён зажимным хомутом, через который пропущена первая часть шнура для обеспечения его плотного прилегания к защитному шлему.
2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что узел противовеса закреплён на защитном шлеме посредством упорного зуба и зажимных пружин с возможностью съёма и снабжён отсеком с крышкой и защёлкой для установки батарей автономного питания.
РИСУНКИ