Устройство для проведения процедуры нейропсихологической диагностики и занятий по восстановительному обучению с лежачими больными неврологической клиники

 

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических клиник при проведении процедуры нейропсихологической диагностики и занятий по восстановительному обучению с лежачими больными неврологической клиники. Предлагаемое устройство представляет собой штангу, на одном конце которой закреплен специальный рабочий стол, оснащенный узлами крепления для рабочего материала. Другой конец штанги с помощью специальных кронштейнов крепится к стене. В нерабочем положении штанга с рабочей поверхностью располагается вдоль стены параллельно кровати больного. При проведении процедуры нейропсихологической диагностики или занятия по восстановительному обучению специалист отводит устройство от стены на угол 90 градусов и устанавливает в рабочее положение. Таким образом, рабочий материал располагается непосредственно перед лицом больного. Далее он закладывает файлы с рабочим материалом и тетрадные листы для выполнения графических действий в кольца, расположенные на рабочей поверхности и проводит занятие. Также устройство позволяет лежачему больному проводить самостоятельные занятия без посторонней помощи.

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и нейропсихологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических клиник при проведении процедуры нейропсихологической диагностики и занятий по восстановительному обучению с лежачими больными неврологической клиники.

Процедура проведения нейропсихологической диагностики и занятия по восстановительному обучению предъявляет особые требования, связанные с необходимостью обеспечения комфортных условий для больного, вследствие их повышенной утомляемости. Особенно это касается лежачих больных, находящихся в начальной стадии заболевания.

При проведении нейропсихологической диагностики и занятий по восстановительному обучению с лежачими больными, специалист располагается около кровати больного и предъявляет ему печатный материал следующими способами:

1. Держит его в своей руке, в положении удобном для восприятия больного и выполнения им необходимых действий (показ рукой изображений, письмо, графические действия и др.)

2. Передает лист или папку больному, который держит его одной рукой, а второй выполняет необходимые действия.

При необходимости больному выполнить какие-либо иные графические действия или что-либо написать, задача еще более усложняется, так как для данных действий нужна опора на твердую поверхность.

Данные способы работы со стимульным и учебным материалом не являются удобными и комфортными для больного, который вынужден держать в руках печатный материал, выполнять графические действия без опоры на твердую поверхность. Все это отвлекает больного от выполняемой деятельности и способствует более быстрому утомлению.

Кроме всего этого, больные вынуждены в течение всей процедуры обследования и занятия повернуть голову в одну сторону, что не только неудобно, но может быть и вредно для больных, а в некоторых случаях и недоступно.

Особые трудности у лежачих больных возникают при выполнении домашних заданий по восстановительному обучению, так как им часто трудно долго удерживать в руках рабочий материал, но особенно трудно выполнять различные графические действия.

Проведение процедуры нейропсихологического обследования и восстановительного обучения с лежачими больными не является комфортным для специалиста, так как он вынужден держать перед больным на весу папку с рабочим материалом.

Поэтому, существует острая необходимость оптимизации процесса работы с больными при проведении нейропсихологической диагностики и занятий по восстановительному обучению для обеих сторон.

Известен прикроватный столик, который крепится на основании с колесиками. Однако, данный столик не позволяет лежачему больному, имеющему ограничения в движении: а) самостоятельно придвигать и убирать его, б) выполнять на нем какие-либо графические действия в тетради, вследствие того, что,поверхность стола не закреплена на жестком основании. (http://www.medtex.nnov.ru/prikrovat-stoly.htm Прикроватный столик Armed YU611)

Известен надкроватный столик для больных (авторское свидетельство на изобретение 49096 от 1 сентября 1935 г., авторы Я.Г. Израилевич и Л.Я. Израилевич), который выбран в качестве прототипа. Согласно разработчикам, «предлагаемый надкроватный столик имеет целью позволить больному, независимо от его положения в кровати, пользоваться свободно руками, не испытывая чувства утомления». Данный столик крепится на шарнирах к спинке кровати больного и в нерабочем состоянии находится в вертикальном положении, не стесняя больного. При необходимости может быть переведен в горизонтальное положение и установлен перед больным, позволяя ему выполнять различные виды деятельности. Однако конструкция данного стола не позволяет лежачему больному, имеющему ограничения в движении а) самостоятельно, без посторонней помощи, приводить его в рабочее положение и складывать, когда необходимость в нем отпала; б) читать и писать, находясь полностью в лежащем положении, так как листы бумаги или книга не крепятся каким либо образом к столику и не могут быть расположены под углом, под которым их видит лежачий больной; в) выполнять письмо и другие графические действия одной рукой, при наличии в другой руке паралича или пареза, потому что необходимо другой рукой поддерживать материал на надкроватном столе. Кроме этого, сама по себе конструкция надкроватного столика является довольно сложной и громоздкой, нависающей в сложенном состоянии над кроватью больного и способная, в случае случайного падения нанести больному травму в отличие от предлагаемого устройства, которое полностью безопасно. Конструкция данного столика жестко связана со спинкой кровати, которая должна быть обязательно металлической. Кроме этого, необходимо, чтобы находящийся на кровати матрац не перекрывал доступ к каркасу кровати, на который устанавливаются опорные части надкроватного столика. Таким образом, конструкция надкроватного столика может использоваться только на стандартных металлических кроватях, которыми раньше были оснащены все клиники.

Для оптимизации процедуры нейропсихологического обследования и занятий по восстановительному обучению с лежачими больными было разработано специальное устройство. Данное устройство представляет собой горизонтальную штангу, которая крепится к стене параллельно кровати больного, на одном конце которой закреплен специальный рабочий стол, оснащенный узлами крепления для рабочего материала. Другой конец горизонтальной штанги Т-образно соединен с вертикальным стержнем, который крепится к стене.

Технический результат заключается: а) в повышении точности нейропсихологического обследования лежачих больных за счет создания комфортных условий для пациента, в результате чего более адекватное восприятие психолога и концентрация внимания; б) в повышении результативности восстановительного нейропсихологического лечения и возможности проведения самостоятельных занятий, не прибегая к помощи извне; в) в удобстве выполнения любых действий по удовлетворению жизненных потребностей.

Технический результат достигается с помощью устройства, представляющего собой конструкцию в виде горизонтальной металлической штанги, на одном конце которой расположена шарнирно закрепленная рабочая площадка, на которой с помощью разъемных колец крепятся прозрачные файлы с рабочим материалом и листы тетрадного блока, а другой конец горизонтальной штанги соединен Т-образно посредством муфты с внутренним резьбовым соединением с вертикальным металлическим стержнем, имеющим внутреннюю резьбу, позволяющую посредством вращения верхней или нижней рукояток изменять высоту горизонтальной штанги с рабочей площадкой и поворачивать их на 90 градусов, устанавливая устройство в два положения: рабочее - перед больным, и не рабочее - у стены, при этом вертикальный стержень крепится к стене, параллельно которой расположена кровать больного, с помощью ряда узлов, позволяющих перемещать устройство вдоль кровати, регулируя тем самым расстояние между рабочей площадкой и больным, а сама рабочая площадка в нижней части соединена шарнирно с дополнительной площадкой, которая может устанавливаться в горизонтальное положение, превращаясь в небольшой столик, а в сложенном виде располагается за рабочей площадкой.

Устройство для проведения процедуры нейропсихологической диагностики и занятий по восстановительному обучению с лежачими больными неврологической клиники представлено на рис. 1-3: Рис. 1 «Общий вид устройства в нерабочем положении у стены параллельно кровати больного». Рис. 2 «Общий вид устройства сбоку в рабочем положении с развернутой дополнительной площадкой». Рис. 3 «Общий вид устройства сбоку в рабочем положении со сложенной дополнительной площадкой». Оно представляет собой металлическую штангу (1), которая одной стороной крепится с помощью муфты (2) с внутренней резьбой к вертикальному стержню (3), имеющему внешнюю винтовую резьбу, который крепится с помощью двух кронштейнов (4) и двух пластин (15) к стене параллельно кровати больного. Другая сторона металлической штанги является основой для крепления с помощью кронштейна (5) рабочей площадки (6), на которой с помощью разжимающихся колец (9) закрепляется учебный материал, представляющий собой прозрачные файлы с заданиями (7), и листы сменного тетрадного блока (8). Крепление рабочей площадки к горизонтальной штанге осуществляется подвижно с помощью кронштейна (5), позволяя устанавливать ее в удобное для работы больного положение с помощью винтового фиксатора (10). Высота положения рабочей площадки регулируется путем вращения вертикального стержня (3), соединенного резьбовым соединением с муфтой (2). Вращение осуществляется самим больным с помощью рукоятки (11) расположенной в нижней части стержня, или другим человеком с помощью аналогичной рукоятки (12), расположенной в верхней части стержня. После установки нужной высоты рабочей площадки, вертикальный стержень жестко фиксируется с помощью верхнего или нижнего винтового фиксатора (13).

Для удобства и комфортного проведения занятий с больным в конструкции предусмотрена возможность изменения расстояния от больного до рабочей площадки (6) перемещением вертикального стержня. Регулировка осуществляется с помощью винтового соединения, фиксирующего кронштейн (4) в прорезях (16) пластин (15) посредством вращения рукояток (17).

В нерабочем положении штанга с рабочей поверхностью располагается вдоль стены параллельно кровати больного. При проведении занятий устройство отводится от стены на угол 90 градусов и устанавливается в рабочее положение с помощью установленного на муфте (2) резьбового фиксатора (14).

Таким образом, рабочий материал располагается непосредственно перед лицом больного.

Рабочая площадка представляет собой ровную поверхность, размером несколько больше, чем формат А4, на нижней части которой располагается выступ (18), шириной 1-2 сантиметра, обеспечивающий возможность удержания на поверхности рабочей площадки книги, журнала или планшетного компьютера.

К нижней части рабочей поверхности (Фиг. 2, 3) крепится на петлях (19) дополнительная площадка (20), которая может устанавливаться в горизонтальное положение с помощью держателей (21) для обеспечения больному возможности выполнения различных действий на горизонтальной поверхности. В тех случаях, когда больному не требуется горизонтальная площадка (Фиг. 3), она устанавливается позади рабочей поверхности (6).

К верхней части рабочей площадки крепится лампа (22), а на горизонтальной штанге располагается емкость (23) для размещения в ней различных канцелярских принадлежностей. Для предотвращения переутомления больного при выполнении домашних заданий, на горизонтальной штанге, располагается таймер (24), позволяющий ограничивать время работы больного.

Предлагаемое устройство облегчает не только взаимодействие больного со специалистом, но и открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности больных, облегчая выполнение домашних заданий и любые другие формы деятельности.

Процедура работы с устройством.

При проведении процедуры нейропсихологической диагностики или занятия по восстановительному обучению, специалист отодвигает устройство от стены и устанавливает его в рабочее положение. Далее он закладывает файлы с рабочим материалом и тетрадные листы для выполнения графических действий в кольца, расположенные на рабочей поверхности и проводит занятие.

При самостоятельной работе, больной с помощью рукоятки (11) отодвигает устройство от стены, устанавливая ее рабочее положение, и работает с учебным материалом, который специалист заранее заложил в кольца рабочей поверхности.

Таким образом, благодаря данному устройству реализуются следующие задачи:

1. Рабочий материал располагается в наиболее удобном положении для восприятия больного, без необходимости его удерживания ни специалистом ни больным.

2. Наряду с удобством восприятия рабочего материала обеспечивается удобство выполнения различных видов графической деятельности и письма.

3. Обеспечиваются комфортные условия для выполнения домашних заданий больными.

4. Больные получают возможность самостоятельного доступа к материалам для занятий

5. Открываются возможности для выполнения больным самых разных видов деятельности, способствующих их восстановлению (чтение книг, газет, рисование и др.)

6. Открывается возможность для использования стола для различных действий, в том числе и для питания.

Устройство для проведения процедуры нейропсихологической диагностики и занятий по восстановительному обучению с лежачими больными неврологической клиники представляет собой конструкцию в виде горизонтальной металлической штанги, на одном конце которой расположена шарнирно закрепленная рабочая площадка, на которой с помощью разъемных колец крепятся прозрачные файлы с рабочим материалом и листы тетрадного блока, а другой конец горизонтальной штанги соединен Т-образно посредством муфты с внутренним резьбовым соединением с вертикальным металлическим стержнем, имеющим внешнюю резьбу, позволяющую посредством вращения верхней или нижней рукояток изменять высоту горизонтальной штанги с рабочей площадкой и поворачивать их на 90°, устанавливая устройство в два положения: рабочее - перед больным и нерабочее - у стены, при этом вертикальный стержень крепится к стене, параллельно которой расположена кровать больного, с помощью ряда узлов, позволяющих перемещать устройство вдоль кровати, регулируя тем самым расстояние между рабочей площадкой и больным, а сама рабочая площадка в нижней части соединена шарнирно с дополнительной площадкой, которая может устанавливаться в горизонтальное положение, превращаясь в небольшой столик, а в сложенном положении располагается за рабочей площадкой.



 

Похожие патенты:

Кукла // 22754
Наверх