Моторная надувная лодка

 

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном и может использоваться туристами, охотниками, рыбаками, аквалангистами, геологами, службами МЧС и др.

Технический результат заключается в повышении гидродинамических характеристик и безопасности конструкции лодки при ее эксплуатации, при сохранении жесткости ее конструкции

Для достижения технического результат используют моторную надувную лодку содержащую надувные борта, выполненные в плане в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками в корме, транец, присоединенное к бортам в их нижней части эластичное днище, состоящее из верхней и нижней частей, и средство, создающее килеобразную форму днища, где, верхняя и нижняя части днища присоединены к надувным бортам по верхнему и нижнему периметрам, а надувные борта по всему контуру стыковки с днищем, содержат продольный вырез, с размещенными изнутри в местах выреза внутренними продольными перегородками, пристыкованными к внутренней поверхности бортов в области выреза с формированием, с одной из сторон перегородки замкнутого объема баллона борта, а с другой, внешней полости, внутренняя поверхность краевых кромок которой состыкована с закрепленными в ней изнутри смежными наружными поверхностями верхних и нижних частей днища. 10 з.п.ф, 5 илл.

Назначение и область применения

Полезная модель относится к маломерному судостроению, в частности к моторным лодкам, а именно к надувным моторным лодкам с надувным дном и может использоваться туристами, охотниками, рыбаками, аквалангистами, геологами, службами МЧС и др.

Предшествующий уровень техники

Известна моторная лодка с надувными бортами (см. полезная модель RU170, МКИ: В63В 5/24, 1993 г.), включающая корпус с жестким профилированным днищем, транцем и надувными бортами, образующими незамкнутый контур. Благодаря жесткому профилированному днищу, лодка имеет высокие гидродинамические свойства, позволяющие обеспечивать скоростные характеристики лодки за счет быстрого выхода на глиссирование. Основными недостатками известной моторной лодки являются значительные вес и габариты жесткого профилированного днища в транспортируемом положении, а также трудоемкость сборке и невысокая гарантированная герметичность кокпита.

Известна также моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листа материала под углом, определяющим заданную килеватость и снаружи имеет дополнительный слой из эластичного материала, например из армированного ПВХ, а верхняя часть - в виде плоского листа; формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине (Патент RU 2287449, МПК В63В 7/08? опубликован 20.11.2006). К числу недостатков данного решения конструкции надувной лодки можно отнести: сложность конструкции и большой вес лодки из-за наличия жесткого деревянного пола; недостаточно высокие гидродинамические характеристики из-за неустойчивой формы килевых каналов, а также недостаточно высокая надежность из-за наличия множества распределенных крепежных деталей и недостаточного натяжения днища, что может привести к порыву или его повреждению.

Наиболее близким, по совокупности существенных признаков, и принятым в качестве прототипа, является решение надувной моторной лодки согласно полезной модели RU 112147 (В63В 7/00, приоритет от 12.08.2011, опубликовано 10.01.2012) включающей борта, выполненные в плане в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками в корме, транец, присоединенное к надувным бортам в их нижней части эластичное днище, состоящее из соединенных между собой по периметру верхней и нижней частей, первая из которых выполнена плоской, а вторая - V-образной формы с углом, определяющим заданную килеватость, и средство, создающее килеобразную форму днища, При этом, лодка дополнительно снабжена антискользящим покрытием, прикрепленным к верхней части днища, толщина нижней части днища составляет 1,5-2,5 толщины верхней части днища, борта в носовой части выполнены с плавным кроем и соединены под острым углом, конические концевики бортов кормовой части выполнены со смещенными вершинами конусов вниз под углом между вершиной конуса и плоскостью днища не менее 15°, а борта дополнительно снабжены лентой, прикрепленной снизу по их осевой линии от места соединения в носовой части до начала концевиков в корме. К числу недостатков данного решения можно отнести, невысокую прочность стыковки надувных днища и бортов, а также недостаточно высокие гидродинамические характеристики из-за невысокой жесткости баллонов бортов, что в общем случае снижает безопасность перевозки пассажиров или грузов.

Сущность полезной модели.

Задача полезной модели заключается в устранении указанных недостатков, и предложение простой конструкции надувной лодки, компактной и легкой в использовании.

Технический результат, достигаемый заявленной полезной моделью, заключается в повышении гидродинамических характеристик и безопасности конструкции лодки при ее эксплуатации, при сохранении жесткости ее конструкции.

Заявленный технический результат достигается тем, что используют моторную надувную лодку, содержащую надувные борта, выполненные в плане в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками в корме, транец, присоединенное к бортам в их нижней части эластичное днище, состоящее из верхней и нижней частей, и средство, создающее килеобразную форму днища, причем, в отличие от прототипа, верхняя и нижняя части днища присоединены к надувным бортам по верхнему и нижнему периметрам, а надувные борта по всему контуру стыковки с днищем, содержат продольный вырез, с размещенными изнутри в местах выреза внутренними продольными перегородками, пристыкованными к внутренней поверхности бортов в области выреза с формированием, с одной из сторон перегородки замкнутого объема баллона борта, а с другой, внешней полости, внутренняя поверхность краевых кромок которой состыкована с закрепленными в ней изнутри смежными наружными поверхностями верхних и нижних частей днища.

Продольные перегородки предпочтительно выполнены С-образной формы, при этом, краевые кромки полости выреза и смежных с ними частей днища могут быть выполнены с отгибом наружу.

Стыковка продольной перегородки и внутренней поверхности борта, а также надувных бортов и днища в полости продольного выреза предпочтительно осуществляется клеевым соединением. В одном из вариантов осуществления полезной модели стыковка продольной перегородки и внутренней поверхности борта, а также надувных бортов и днища в полости продольного выреза осуществляется в спущенном состоянии стыкуемых элементов конструкции, двойным клеевым соединением внахлест.

Средство, создающее килеобразную форму согласно заявленной полезной модели, предпочтительно выполнено в виде формообразующих перегородок, расположенных внутри надувного днища, а кормовые части бортов выполнены со смещенными вниз вершинами конусов. При этом, основная часть баллонов имеет переменный диаметр сечения, начинающий уменьшение в точке подъема с плавным сужением до места стыковки основной части с носовым сегментом.

В одном из вариантов осуществления полезной модели, продольные перегородки снабжены технологическими отверстиями, равномерно распределенными по всей поверхности, с обеспечением возможности формирования единой, газодержащей формы, состоящей из надувных днища и бортов, снабженной одним воздушным клапаном для наполнения ее воздухом до рабочего давления или выпуска воздуха в режиме хранения лодки.

При этом, в другом варианте осуществления, продольные перегородки выполнены цельными, а баллоны бортов снабжены, по меньшей мере, двумя герметично установленными внутренними мембранами, с обеспечением возможности разделения их на отсеки, каждый из которых снабжен, по меньшей мере одним воздушным клапаном.

Надувные борта, продольная перегородка, а также верхняя и нижняя части днища предпочтительно выполнены из армированного пятислойного ПВХ

Краткое описание чертежей.

Полезная модель поясняется чертежами, где

Фиг. 1. - общий вид надувной многоместной лодки сверху;

фиг. 2 - общий вид надувной многоместной лодки сбоку;

Фиг. 3 - вид сзади;

Фиг. 4 - узел присоединения дна к баллонам.

Следует отметить, что прилагаемые чертежи иллюстрируют только один из наиболее предпочтительных вариантов выполнения полезной модели и не могут рассматриваться в качестве ограничения содержания полезной модели, которое включает и другие варианты осуществления.

Осуществимость полезной модели

Моторная надувная лодка образована надувными бортами 1 выполненными в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками 2 в корме, транцем 3, эластичным днищем 4 и средством создающим килеобразную форму. В качестве средства, создающего килеобразную форму используют формообразующие перегородки 5, расположенные внутри надувного днища. Днище состоит из нижней 7 и верхней 8 частей, присоединенных к надувным бортам по верхнему и нижнему периметрам (фиг. 4.). Надувные борта по всему периметру стыковки с днищем имеют вырез, края, которого соединяются с краями верхней и нижней частей днища. А надувные борта по всему контуру стыковки с днищем, содержат продольный вырез, с размещенными изнутри в местах выреза внутренними продольными перегородками 6, пристыкованными к внутренней поверхности бортов в области выреза с формированием, с одной из сторон перегородки 6 замкнутого объема 9 баллона борта, а с другой, внешней полости 10, внутренняя поверхность краевых кромок которой состыкована с закрепленными в ней изнутри смежными наружными поверхностями верхних и нижних частей днища. Продольные перегородки 6, для формирования полости смежной с днищем, устанавливаются во внутренней части борта с отступом от края, либо выполняются С-образной формы или близкой к ней.

В зависимости от назначения моторной надувной лодки, например, прогулочное транспортное средство или спасательное судно, конструкция соединения надувных днища и бортов может иметь единую, газодержащую форму и приводится в рабочее состояние через один воздушный клапан, либо быть разделено на отсеки, каждый из которых снабжен, по меньшей мере одним воздушным клапаном.

При формировании единой, газодержащей формы в продольных перегородках 6 выполняют технологические отверстия (на фиг. 1-5 не показаны), равномерно распределенные по всей плоскости перегородки 6, позволяющие осуществлять одновременное наполнение воздухом надувных бортов и днища или его спуск при трансформации лодки в сложенное состояние в режиме хранения.

При разделение конструкции на отсеки перегородка 6 выполняется цельной, а баллоны бортов оборудуются, по меньшей мере, двумя герметично установленными внутренними мембранами, с обеспечением возможности разделения баллонов бортов на отсеки, каждый из которых снабжен, по меньшей мере одним воздушным клапаном.

Надувные борта лодки, согласно полезной модели, состоят из пяти основных элементов: носовая часть (I), основная часть, каждого борта (II), концевики каждого борта (III). При этом, носовая часть лодки имеет плавный крой бортов, а основная часть бортов имеет переменный диаметр сечения формирующих их баллонов, начинающий уменьшение в точке подъема и равномерно и плавно сужающийся до стыковки основной части с носовой, что улучшает аэро- и гидродинамических свойства корпуса.

Транец 3 установлен в корме лодки на надувное днище. Для улучшения ходовых характеристик лодки кормовые части бортов выполнены со смещенными вершинами конусов вниз.

Все основные элементы конструкции, включающие, по меньшей мере, надувные борта и днище, а также продольные перегородки, выполняются из армированного пятислойного ПВХ плотностью не менее 850 гр/м2. При этом, формообразующие перегородки днища могут быть выполнены либо из армированного ПВХ меньшей вышеуказанной плотности, либо из технических тканей типа CORDURA.

Изготовление заявленной конструкции моторной надувной лодки производится промышленным способом с использованием известных из предшествующего уровня техники оборудования, технологий, серийных материалов и не требует применения специальной оснастки и приспособлений.

Стыковка основных элементов конструкции (надувных бортов и днища) осуществляется путем двойного нахлестного клеевого соединения (фиг. 5). При этом, надувные борта и днище стыкуются в спокойном (спущенном) состоянии на рабочих поверхностях, что в свою очередь способствует более жесткому сцеплению элементов друг с другом, что повышает надежность конструкции и безопасность ее эксплуатации.

Эксплуатация предлагаемой согласно заявленной полезной модели лодки осуществляется следующим образом.

Для приведения лодки в рабочее состояние, ее разворачивают из скатки упаковки, приводят воздушные клапаны в рабочее состояние и последовательно наполняют отсеки воздухом до рабочего давления компрессором или ножным насосом. Параметры давления и порядок наполнения камер указываются в техническом описании изделия и на информационной планке, находящейся на транце лодки.

Чтобы сложить лодку, необходимо привести воздушные клапана в положение сдува, дождаться опустошения отсеков от вохдуха и свернуть лодку от транца в сторону носа. Затем скатку укладывают в упаковочный чехол

Преимуществами заявленного решения моторной надувной лодки по сравнению с известными являются следующие:

- повышенная прочность стыковки надувного днища к надувным бортам за счет скрытого в полости вреза крепления верхней и нижней частей днища с надувными бортами, а также двойного клеевого соединения внахлест. При этом, данный способ стыковки придает основным элементам конструкции (надувным бортам и днищу) известную монолитность;

- уменьшение возможности прогиба баллонов бортов при ударах об волну за счет усиления жесткости продольных направляющих баллонов, укрепленных продольными перегородками и соединением днищу и бортов по периметру вдоль продольного выреза, что обеспечивает улучшению гидродинамических характеристик

- возможность изготовления конструкции в разных вариантах (один или несколько отсеков, снабженных воздушным клапанами), что обеспечивает сокращение времени приведения лодки в рабочее состояние.

1. Моторная надувная лодка, содержащая надувные борта, выполненные в плане в виде незамкнутого контура А-образной формы с коническими концевиками в корме, транец, присоединенное к бортам в их нижней части эластичное днище, состоящее из верхней и нижней частей, и средство, создающее килеобразную форму днища, отличающаяся тем, что верхняя и нижняя части днища присоединены к надувным бортам по верхнему и нижнему периметрам, а надувные борта по всему контуру стыковки с днищем содержат продольный вырез, с размещенными изнутри в местах выреза внутренними продольными перегородками, пристыкованными к внутренней поверхности бортов в области выреза с формированием с одной из сторон перегородки замкнутого объема баллона борта, а с другой внешней полости внутренняя поверхность краевых кромок, которая состыкована с закрепленными в ней изнутри смежными наружными поверхностями верхних и нижних частей днища.

2. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что продольные перегородки выполнены С-образной формы.

3. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что краевые кромки полости выреза и смежных с ними частей днища выполнены с отгибом наружу.

4. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что стыковка продольной перегородки и внутренней поверхности борта, а также надувных бортов и днища в полости продольного выреза осуществляется клеевым соединением.

5. Моторная надувная лодка по п.4, отличающаяся тем, что стыковка продольной перегородки и внутренней поверхности борта, а также надувных бортов и днища в полости продольного выреза осуществляется в спущенном состоянии стыкуемых элементов конструкции, двойным клеевым соединением внахлест.

6. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что надувные борта, продольная перегородка, а также верхняя и нижняя части днища выполнены из армированного, пятислойного ПВХ.

7. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что средство, создающее килеобразную форму, выполнено в виде формообразующих перегородок, расположенных внутри надувного днища.

8. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что кормовые части бортов выполнены со смещенными вниз вершинами конусов.

9. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что основная часть баллонов имеет переменный диаметр сечения, начинающий уменьшение в точке подъема с плавным сужением до места стыковки основной части с носовым сегментом.

10. Моторная надувная лодка по любому из пп.1-9, отличающаяся тем, что продольные перегородки снабжены технологическими отверстиями, равномерно распределенными по всей поверхности, с обеспечением возможности формирования единой, газодержащей формы, состоящей из надувных днища и бортов, снабженной одним воздушным клапаном для наполнения ее воздухом до рабочего давления или выпуска воздуха в режиме хранения лодки.

11. Моторная надувная лодка по любому из пп.1-9, отличающаяся тем, что продольные перегородки выполнены цельными, а баллоны бортов снабжены, по меньшей мере, двумя герметично установленными внутренними мембранами, с обеспечением возможности разделения их на отсеки, каждый из которых снабжен, по меньшей мере, одним воздушным клапаном.



 

Наверх