Снегоход

 

Полезная модель относится к самоходным внедорожным транспортным средствам, предназначенным для перевозки людей и грузов по снегу и льду. Технический результат, достигаемый заявленной полезной моделью, заключается в повышении безопасности эксплуатации, повышении прочности, надежности и срока службы конструкции, обеспечении компактности конструкции и удобства ее эксплуатации Указанный технический результата достигается использованием снегохода модульной разборной конструкции, конструктивные элементы которого объединены в два, соединенных между собой посредством разъемного соединения, модуля, один из которых, являющийся передним, содержит, по меньшей мере, переднюю часть пространственной рамы, двигатель, трансмиссию или ее часть, рулевое управление и переднюю подвеску, по меньшей мере, с одной поворотной лыжей, а второй, являющийся задним, содержит, по меньшей мере, заднюю часть пространственной рамы, заднюю подвеску и сиденье. Соединение модулей между собой выполнено креплением передней и задней части пространственной рамы соответствующих модулей, по меньшей мере, одним быстроразъемным замком с дополнительной фиксацией положения рамы в сборе элементами фиксации. 15 з.п.ф., 2 илл.

Назначение и область применения

Полезная модель относится к самоходным внедорожным транспортным средствам, предназначенным для перевозки людей и грузов по снегу и льду.

Предшествующий уровень техники

Из уровня техники известны различные конструкции снегоходов в том числе и сборно-разборной конструкции, например, представленный в публикации патента на изобретение 2424150.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявленному решению полезной модели, можно отнести решение снегохода по патенту РФ на полезную модель 122636, конструктивные элементы которого объединены в три соединенных друг с другом модуля - модуль передней подвески с двумя поворотными лыжами, модуль двигателя и модуль гусеничного блока, при этом модули жестко соединены друг с другом посредством болтового соединения. При этом, только модули двигателя и гусеничного блока в качестве основных несущих элементов содержат элементы рамы, в состыкованном виде образующие общий несущий элемент конструкцию снегохода. Отсутствие соединения модуля передней подвески с несущей рамой существенно снижает прочность и надежность конструкции, повышая риск повреждения данного модуля при эксплуатации снегохода и выведения его из строя, при этом существенно возрастает и риск управления данным транспортным средством. Еще одним существенным недостатком указанного решения, как и других известных из уровня техники аналогичных решений, заключается в сложности стыковки модулей и осуществления операций по сборке или разделению модулей снегохода в походных условиях, в частности, при низких температурах. Известные модели крайне неудобны ввиду значительного количества узлов, которые предлагается собирать в единое целое в походных условиях часто при низкой отрицательной температуре с большим количеством крепежа. На что затрачивается масса времени и часто сборку произвести не удается из-за потери при транспортировке или при хранении, какого либо узла и/или многочисленного крепежа.

Сущность полезной модели

Задача, решаемая созданием заявленной полезной модели, состоит в преодолении вышеуказанных недостатков и предложении конструкции снегохода с компактными модулями, простой в условия их сборки в рабочее состояние или разборке в режим хранения в походных условиях.

При этом, технический результат, достигаемый заявленной полезной моделью, заключается в повышении безопасности эксплуатации, повышении прочности, надежности и срока службы конструкции, обеспечении компактности конструкции и удобства ее эксплуатации.

Для достижения заявленного технического результата используют снегоход, имеющего модульную разборную конструкцию, конструктивные элементы которого объединены в два, соединенных между собой посредством разъемного соединения, модуля, один из которых, являющийся передним, содержит, по меньшей мере, переднюю часть пространственной рамы, двигатель, трансмиссию или ее часть, рулевое управление и переднюю подвеску, по меньшей мере, с одной поворотной лыжей, а второй, являющийся задним, содержит, по меньшей мере, заднюю часть пространственной рамы, заднюю подвеску и сиденье. При этом, соединение модулей между собой выполнено креплением передней и задней части пространственной рамы соответствующих модулей быстроразъемным замком с дополнительной фиксацией положения рамы в сборе элементами фиксации, например, фиксаторами и/или крепежными элементами. В предпочтительном варианте осуществления полезной модели, разъемное соединение модулей содержит быстроразъемный замок с самозапиранием, однако, в других вариантах осуществления могут быть применены быстроразъемные замки с крюкообразной защелкой или, например, байонетные соединения. В качестве крепежных элементов, предпочтительно, используют болтовые соединения. Для повышения удобства эксплуатации элементы фиксации и быстроразъемного замка могут быть объединены единой подложкой, в виде пластин, расположенных по боковым сторонам пространственной рамы снегохода. Возможно также размещение подложек с элементами быстроразъемного замка и фиксации на быстросъемной, рамной конструкции.

В предпочтительном варианте осуществления полезной модели передняя подвеска выполнена несъемной.

В еще одном варианте осуществления полезной модели двигатель переднего блока конструктивно объединен с трансмиссией. При этом, двигатель может также быть конструктивно объединен с ведомым и ведущим вариатором и/или коробкой передач. Причем, в еще одном варианте осуществления полезной модели коробка передач выполнена в виде редуктора.

В другом варианте осуществления полезной модели используют двигатель горизонтального типа с принудительным воздушным или жидкостным охлаждением.

Согласно полезной модели, в одном из вариантов осуществления, опоры сиденья закреплены на задней части пространственной рамы соответствующего блока. Причем, конструкция опор может быть выполнена складной, а опоры закреплены на задней части пространственной рамы шарнирно.

Краткое описание чертежей.

Полезная модель поясняется чертежами, где

фиг. 1 - укрупненное изображение модулей снегохода;

фиг. 2 - вид сбоку снегохода в сборе: а) слева; б) справа.

Следует отметить, что прилагаемые чертежи иллюстрируют только один из наиболее предпочтительных вариантов выполнения полезной модели и не могут рассматриваться в качестве ограничений содержания полезной модели, которое может включать и другие варианты осуществления.

Пример осуществления полезной модели.

Как следует из представленных на фиг. 1 и 2 чертежей, снегоход, согласно полезной модели, состоит из двух модулей: переднего 1 и заднего 2 модуля.

Передний 1 модуль содержит, по меньшей мере: переднюю часть 3 пространственной легко соединяемой рамы, двигатель 4, трансмиссию 5 или часть ее, рулевое управление 6 и переднюю подвеску 7 с лыжами 8, соединенных по стандартной схеме.

При этом задний 2 модуль, как следует из примера осуществления полезной модели, представленного на чертежах фиг. 1 и фиг. 2, содержит заднюю часть 9 пространственной легко соединяемой рамы, заднюю подвеску 10, сиденье 11 для водителя и пассажира и место 12 для размещения груза.

Двигатель 4, находящийся в переднем модуле 1, конструктивно объединен с трансмиссией 5 и может иметь объединенные в одном блоке ведомый и ведущий вариатор, а также коробку передач(на фиг. 1, 2 не показаны). При этом, коробка передач может быть заменена отдельным редуктором, без потери эксплуатационных качеств снегохода.

Предпочтительно, в конструкции снегохода согласно полезной модели, используют двигатель горизонтального типа с принудительным воздушным или жидкостным охлаждением 13, что исключает перегрев при работе в тяжелых погодных условиях и значительно повышает надежность снегохода. Между тем, возможно применение двигателей и любой другой конструкции, известной из предшествующего уровня техники, применимой в данного рода устройствах.

Передняя подвеска 7 выполнена несъемной и состоит из горизонтальных А/Н-образных нижних рычагов 14, вертикальных пружинно-гидравлических амортизаторов 15 и одной или двух лыж 8, установленных на поворотных стойках 17. При этом, рулевое управление 6 реализовано системой 16 тяг и рычагов. Выполнение передней подвески несъемной, конструктивно связанной с конструкцией пространственной рамы, существенно повышает прочность и надежность конструкции, минимизируя тем самым возможность разрушения ее целостности в походном режиме, и обеспечивает необходимую безопасность при эксплуатации снегохода.

В состав переднего модуля 1, как правило, входят также бензобак (не показан на чертежах фиг. 1 и 2), глушитель 18, приборная панель (не показан на чертежах фиг. 1 и 2), фара головного света 19 и гидравлическая тормозная система 20, соединенных с остальными конструктивными элементами переднего модуля по стандартной схеме.

В свою очередь, задний модуль 2 содержит заднюю часть 9 пространственной рамы, заднюю подвеску 10, состоящую из гусеничного движителя, имеющего в своем составе армированную резиновую гусеницу 21, скользящую по пластиковым направляющим 22 склизовой подвески. В местах максимального трения гусеницы о направляющие установлены катки 23. Для смягчения ударов при движении служат пружины или листы рессоры 24, а для гашения колебаний задняя подвеска 10 может быть дополнительно снабжена амортизатором, а также иметь ограничитель вертикального хода. В соответствии с конструкцией, представленной на фиг.2, гусеница 21 приводится в движение ведущим валом с помощью пластиковых звезд гребневого или/и цевочного зацепления 25. Натяжка гусеницы осуществляется винтовым механизмом 26, перемещая заднюю подвеску 10 относительно задней части 9 пространственной рамы заднего модуля 2. Центровка гусеницы 21 обеспечена звездами 25 на задней оси и механизмом натяжки 26.

Ведущий вал гусеничного движителя приводится в движение цепью от редуктора или от ведомого шкива вариатора. При этом, цепь может быть закрыта кожухом 27, а натяжка цепи может осуществляться звездочкой или натяжным башмаком.

Задний модуль 2 снабжен сиденьем 11, опоры которого крепятся на задней части 9 пространственной рамы. Конструкция опор может быть складной, что позволяет минимизировать габариты модуля, как в режиме хранения, так и при его эксплуатации в походном режиме, для этого опоры крепятся шарнирно.

Соединение переднего и заднего модулей между собою осуществляется быстроразъемным замком 28, например, снабженного крюкообразной защелкой, ответные части которого размещены на смежных модулях в области стыка соответствующих частей пространственной рамы, и фиксируется, с помощь элементов фиксации, например, контрольным пальцем или/и болтовыми соединениями 29, что обеспечивает легкость сборки и демонтажа конструкции снегохода в любых походных условиях.

Разъемное соединение модулей может также содержать быстроразъемный замок с самозапиранием или, например, байонетные соединения. Вместе с тем, возможно также применение быстроразъемных замков и любой другой конструкции, известной из предшествующего уровня техники, применимой в данного рода устройствах

Для повышения удобства эксплуатации элементы фиксации и быстроразъемного замка могут быть объединены единой подложкой, в виде пластины, расположенных по боковым сторонам пространственной рамы снегохода. Возможно также размещение данных пластин с элементами быстроразъемного замка и фиксации на быстросъемной, рамной конструкции. Использование пластин или рамной конструкции для размещения замковых элементов и/или элементов фиксации разъемного соединения модулей минимизирует время на трансформацию модулей в рабочее состояние или в режим их транспортировки и хранения, а также облегчает сам процесс трансформации, за счет применения замковых конструкций и сокращения количества крепежных элементов по сравнению с решениями, известными из предшествующего уровня техники. Объединение данных фиксирующих элементов на одной подложке(пластине) или рамной конструкции, облегчает и сокращает время на штатную установку элементов фиксации замка, снижает также риск выхода из строя конструкции снегохода из-за утраты части элементов крепежа, одновременно повышая прочность и надежность соединения модулей.

Таким образом, заявленное решение полезной модели позволяет повысить безопасность эксплуатации снегохода, при одновременном повышении прочности, надежности его конструкции и срока службы, обеспечивая, при этом, компактности конструкции и удобство ее эксплуатации.

1. Снегоход модульной разборной конструкции, конструктивные элементы которого объединены в два соединенных между собой посредством разъемного соединения модуля, один из которых, передний, содержит, по меньшей мере, переднюю часть пространственной рамы, двигатель, трансмиссию или её часть, рулевое управление и переднюю подвеску, по меньшей мере, с одной поворотной лыжей, а второй, задний, содержит, по меньшей мере, заднюю часть пространственной рамы, заднюю подвеску и сиденье.

2. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что соединение модулей между собой выполнено креплением передней и задней частей пространственной рамы соответствующих модулей, по меньшей мере, одним быстроразъемным замком с дополнительной фиксацией положения рамы в сборе элементами фиксации.

3. Снегоход по п.2, отличающийся тем, что разъемное соединение модулей содержит быстроразъемный замок с самозапиранием, и/или быстроразъемный замок с крюкообразной защелкой, и/или байонетное соединение.

4. Снегоход по п.2, отличающийся тем, что крепежные элементы выполнены в виде болтового соединения.

5. Снегоход по п.2, отличающийся тем, что элементы фиксации и быстроразъемного замка объединены единой подложкой в виде пластины.

6. Снегоход по п.5, отличающийся тем, что пластины с элементами фиксации и быстроразъемного замка расположены по боковым сторонам пространственной рамы снегохода.

7. Снегоход по п.5, отличающийся тем, что пластины с элементами фиксации и быстроразъемного замка расположены на быстросъемной рамной конструкции.

8. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что передняя подвеска выполнена несъемной.

9. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что двигатель переднего модуля конструктивно объединен с трансмиссией.

10. Снегоход по п.9, отличающийся тем, что двигатель переднего модуля дополнительно конструктивно объединен с ведомым и ведущим вариаторами и/или коробкой передач.

11. Снегоход по любому из пп.1-10, отличающийся тем, что коробка передач выполнена в виде редуктора.

12. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что двигатель выполнен горизонтального типа с принудительным воздушным или жидкостным охлаждением.

13. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что опоры сиденья закреплены на задней части пространственной рамы заднего модуля.

14. Снегоход по п.13, отличающийся тем, что конструкция опор сиденья выполнена складной.

15 Снегоход по п.14, отличающийся тем, что опоры сиденья закреплены на задней части пространственной рамы шарнирно.

16. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что задний модуль дополнительно содержит сиденья для пассажира и/или место для размещения груза.



 

Наверх