Снегоход

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, гусеничным машинам, приспособленным для поездок одного - двух человек и перевозки мелких грузов, например, рюкзаков или рыбацких снастей, а именно, относится к самоходным трансформируемым устройствам с гусеничным движителем, в частности к устройствам для движения по снежному покрову: снежным мотоциклам, мотонартам и так далее. Технической задачей предлагаемой полезной модели является создание снегохода с упрощенной и более мягкой подвеской, обеспечивающей ровное мягкое передвижение, и в конструкции которой использовано оптимальное количество катков, снижающее стоимость снегохода в целом. Поставленная техническая задача решается тем, что в предлагаемом решении подвеска гусеничных движителей выполнена маятниковой, маятниковая подвеска закреплена на хребтовой раме и снабжена задней опорной осью, а тележка каждого гусеничного движителя соединена с хребтовой рамой передней частью с приводным валом гусеничного движителя и задней частью соединена с задней опорной осью, подвеска управляемой направляющей лыжи выполнена в виде поперечины, которая установлена на поворотном рычаге, а поворотный рычаг установлен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, причем поперечина подпружинена, а рулевой вал рулевого управления соединен с поперечиной. 1 н.з., 3 з.п. ф-лы, 8 илл.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, гусеничным машинам, приспособленным для поездок одного - двух человек и перевозки мелких грузов, например, рюкзаков или рыбацких снастей, а именно, относится к самоходным трансформируемым устройствам с гусеничным движителем, в частности к устройствам для движения по снежному покрову: снежным мотоциклам, мотонартам и так далее.

Известен снегоход по патенту Российской Федерации 77839, кл. В 62 и 55/00, 2008 г., содержащий раму с установленным на ней силовым агрегатом, руль с механизмом управления, основную раму, на которой закреплен гусеничный движитель с опорными и направляющими катками, ведомый вал которого соединен посредством цепи, содержащей натяжитель, с ведущим валом силового агрегата, направляющую лыжу, размещенное на основной раме сиденье. Снегоход снабжен двумя направляющими лыжами и брызговиком и выполнен в виде трансформера, причем соединение силового агрегата с основной рамой, соединение направляющих лыж с силовым агрегатом и установка сиденья на основную раму выполнены посредством быстроразъемных соединений, а натяжитель цепи выполнен плавающим.Соединение силового агрегата с основной рамой выполнено в виде направляющих втулок, которые установлены с возможностью вхождения одна в другую, и/или эксцентриковых, или винтовых зажимов по одному с каждой стороны. Соединение направляющих лыж с силовым агрегатом выполнено в виде направляющих штырей, которые установлены на поперечной балке механизма управления, и фиксирующих винтов, которые размещены на силовом агрегате, причем руль соединен с механизмом управления посредством шлица и паза. Сиденье установлено на основной раме посредством упругих скоб, а брызговик размещен под сиденьем на основной раме и выполнен в виде саней.

Однако, снегоход, являясь трансформером, представляет собой конструкцию, имея в ходовой части один гусеничный движитель и две управляемые направляющие лыжи, сохраняющие устойчивость снегохода и одновременно причиняющие неудобства при транспортировке, сборке-разборке и укладке в багажник автомобиля. Использование двух управляемых направляющих лыж повлекло за собой применение сложного механизма управления. А малая площадь гусеницы гусеничного движителя оказывает большое удельное давление на грунт и может использоваться в основном по неглубокому снегу.

Известен снегоход по патенту Российской Федерации 2442716, кл. B62M 27/02, 2012 г., принятый заявителем за прототип.Он содержит подрамник, размещенный на нем силовой блок с двигателем и сцеплением, капот закрывающий силовой блок, рулевое управление с рулем и ходовую часть с подвеской, механизм включения передачи, брызговик, сиденье и багажник, источник освещения, быстроразъемные соединения, соединяющие основные узлы снегохода-трансформера. Ходовая часть выполнена в виде управляемой направляющей лыжи и двух гусеничных движителей, причем рама, на которой установлены гусеничные движители, выполнена хребтовой, а управляемая направляющая лыжа соединена с валом рулевого управления быстроразъемным соединением, быстроразъемное соединение подрамника с хребтовой рамой выполнено в виде кулачкового зажима, ось поворота кулачка которого параллельна продольной оси хребтовой рамы, соединение сиденья с хребтовой рамой в передней части выполнено в виде направляющего пальца, а в задней - в виде направляющих резьбовых шпилек, источник освещения выполнен в виде двух фар, размещенных на капоте, а каждый гусеничный движитель снабжен гусеничной тележкой, которая размещена внутри гусеницы, механизм включения передачи выполнен в виде муфты включения передачи, вилки и рычага, причем одна половина муфты закреплена на промежуточном валу силового агрегата, а другая - на ведущем валу гусеничного движителя, вилка выполнена с возможностью зацепления с муфтой, а рычаг установлен на подрамнике с возможностью перемещения вилки и включения передачи.

Данный снегоход имеет сложную конструкцию гусеничного движителя с использованием большого количества катков, что значительно удорожает конструкцию снегохода, а подвеска гусеничного движителя имеет достаточно неудобно жесткую конструкцию.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является создание снегохода с упрощенной и более мягкой подвеской, обеспечивающей ровное мягкое передвижение, и в конструкции которой использовано оптимальное количество катков, снижающее стоимость снегохода в целом.

Поставленная техническая задача решается тем, что в предлагаемом решении подвеска гусеничных движителей выполнена маятниковой, маятниковая подвеска закреплена на хребтовой раме и снабжена задней опорной осью, а тележка каждого гусеничного движителя соединена с хребтовой рамой передней частью с приводным валом гусеничного движителя и задней частью соединена с задней опорной осью, подвеска управляемой направляющей лыжи выполнена в виде поперечины, которая установлена на поворотном рычаге, а поворотный рычаг установлен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, причем поперечина подпружинена, а рулевой вал рулевого управления соединен с поперечиной.

Кроме того, маятниковая подвеска выполнена из двух опор верхней и нижней, которые соединены штоком, нижний конец штока жестко закреплен в отверстии нижней опоры, а верхний конец штока установлен с возможностью вертикального перемещения в верхней опоре, на среднюю часть штока между верхней и нижней опорами нанизана пружина, причем верхняя опора закреплена на хребтовой раме посредством пальца и с возможностью поворота, а в нижней опоре установлена задняя опорная ось.

Кроме того, тележка гусеничного движителя снабжена трубчатой ведущей осью, несущей рамкой с опорной трубой и щеками, посредством которых несущая рамка соединена с двумя балансирами, на каждом балансире установлен склиз и вилка для крепления натяжной звездочки гусеницы, причем трубчатая ведущая ось выполнена для установки тележки на приводной вал гусеничного движителя, а опорная труба выполнена для установки тележки на заднюю опорную ось.

Кроме того, подрамник с размещенным на нем силовым блоком с двигателем сбазирован на хребтовой раме посредством ложемента и опорных элементов и соединен с ней посредством совмещенных втулок и резьбового соединения.

Технический результат от использования предлагаемого технического решения заключается в том, что за счет применения маятниковой подвески была упрощена конструкция, снижена материалоемкость снегохода и его стоимость.

На фиг. 1 изображен снегоход в сборе, вид слева-справа;

на фиг. 2 - снегоход в сборе, вид сверху;

на фиг. 3 - силовой блок, размещенный на подрамнике;

на фиг. 4 - хребтовая рама в сборе;

на фиг. 5 - узел I на фиг. 3, маятниковая подвеска;

на фиг. 6 - соединение подрамника с хребтовой рамой;

на фиг. 7 - гусеничный движитель в сборе;

на фиг. 8 - подвеска управляемой направляющей лыжи.

Снегоход содержит подрамник 1, на котором размещен силовой блок, включающий двигатель 2. На подрамнике 1 установлено рулевое управление с рулем 3 и рулевым валом 4. На руле 3 с правой стороны размещена ручка 5 управления газом и с левой стороны ручка 6 управления тормозом.

Ходовая часть снегохода выполнена в виде одной управляемой направляющей лыжи 7 и двух гусеничных движителей 8 и 9, левого и правого соответственно, причем рама 10, на которой смонтированы гусеничные движители 8 и 9 выполнена хребтовой. При этом управляемая направляющая лыжа 7 соединена с рулевым валом 4 рулевого управления посредством поперечины 11, которая подпружинена пружинами 12 и установлена на поворотном рычаге 13, который, в свою очередь, установлен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси 14.

Подвеска 15 гусеничных движителей 8 и 9 выполнена маятниковой, закреплена на хребтовой раме 10 и снабжена задней опорной осью 16. В передней части хребтовой рамы 10 установлена коробка цепной передачи 17 с приводными валами 18 и 19 для каждого гусеничного движителя 8 и 9.

Тележка каждого гусеничного движителя 8 и 9 соединена с хребтовой рамой 10 передней частью с приводным валом 18, например, гусеничного движителя 8, а с приводным валом 19 - гусеничный движитель 9, и задней частью соединены с задней опорной осью 16.

Хребтовая рама 10 представляет собой две продольные трубы 20, скрепленные двумя поперечинами 21, на которые затем крепят брызговик 22 и сиденье 23. Причем коробка цепной передачи 17 смонтирована между продольными трубами 20 хребтовой рамы 10.

В передней части коробки цепной передачи 17 установлен ведущий вал 24 цепной коробки 17, который при сборке снегохода входит в зацепление с промежуточным валом 25 подрамника 1. А в нижней задней части коробки цепной передачи 17 с двух сторон установлены приводные валы 18 и 19 для каждого гусеничного движителя 8 и 9. В задней части хребтовой рамы 10 установлена маятниковая подвеска 15. Маятниковая подвеска 15 выполнена из двух опор: верхней 26 и нижней 27, которые соединены штоком 28. Нижний конец штока 28 жестко закреплен в отверстии нижней опоры 27, а верхний конец штока 28 установлен с возможностью вертикального перемещения в верхней опоре 26. На среднюю часть штока 28 между верхней и нижней опорами нанизана пружина 29. Причем верхняя опора 26 закреплена на хребтовой раме 10 посредством пальца 30 и с возможностью поворота вокруг оси пальца 30. А в нижней опоре 27 установлена задняя опорная ось 16 для размещения на ней гусеничных движителей 8 и 9.

Тележка каждого гусеничного движителя 8 и 9 снабжена трубчатой ведущей осью 31, несущей рамкой 32 с опорной трубой 33 и щеками 34, посредством которых несущая рамка 32 соединена с балансирами 35. На каждом балансире 35 установлен, например, пластиковый склиз 36 и вилка 37 для крепления натяжной звездочки 38 гусеницы 39. Причем трубчатая ведущая ось 31 снабжена ведущими звездочками 40 гусеницы 39 и выполнена для установки тележки на приводной вал 18 и 19 гусеничного движителя 8 и 9. А опорная труба 33 снабжена по концам поддерживающими подшипниками 41 и выполнена для установки тележки на заднюю опорную ось 16. В передней части балансиры 35 соединены осью 42, на концах которой установлены катки 43.

В собранном виде снегохода подрамник 1 с размещенным на нем силовым блоком с двигателем 2 сбазирован на хребтовой раме 10 посредством ложемента 44 и опорных элементов 45 и соединен с ней посредством совмещенных втулок: направляющих втулок 46 и резьбовых втулок 47, закрепленных резьбовым соединением 48.

Снегоход в рабочее положение собирают следующим образом.

Гусеничный движитель, например, левый 8 укладывают на левый бок, затем берут хребтовую раму и устанавливают ее на гусеничный движитель 8 таким образом, чтобы задняя опорная ось 16 вошла во внутрь опорной трубы 33, а приводной вал 18 вошел во внутрь трубчатой ведущей оси 31 гусеничного движителя 8 до конца. Разместив таким образом хребтовую раму 10 на левом гусеничном движителе 8, устанавливают уже на нее правый гусеничный движитель 9. Для этого опорную трубу 33 гусеничного движителя 9 надевают на заднюю опорную ось 16, которая свободно выходит из гусеничного движителя 8, а на свободный приводной вал 19 надевают трубчатую ведущую ось 31. После этого установленный на хребтовой раме 10 правый гусеничный движитель 9 закрепляют посредством резьбового соединения в трубчатой ведущей оси 31 и в опорной трубе 33.

Затем собранную из двух гусеничных движителей 8 и 9 и хребтовой рамы 10 конструкцию устанавливают на гусеницы и только потом закрепляют левый гусеничный движитель 8 на хребтовой раме 10 посредством резьбового соединения также в трубчатой ведущей оси 31 и в опорной трубе 33.

После этого на собранную и установленную на снегу конструкцию сверху на поперечины 21 укладывают брызговик 22. На брызговик 22 устанавливают сиденье 23 с багажником и фиксируют их в передней части направляющими угловыми штифтами 49, а в задней - направляющей резьбовой шпилькой 50. Таким образом, ходовая единица, состоящая из двух гусеничных движителей входящих в ходовую часть снегохода, собрана.

Затем подрамник 1 с установленным на нем силовым блоком соединяют с собранной ходовой единицей. Для чего базируют его на передней части хребтовой рамы 10 посредством ложемента 44 и опорных элементов 45. Затем соединяют подрамник 1 с хребтовой рамой 10 и закрепляют посредством совмещения направляющих втулок 46 на подрамнике 1 с резьбовыми втулками 47 на хребтовой раме 10 резьбовым соединением 48.

После этого устанавливают управляемую направляющую лыжу 7, соединяя ее с рулевым валом 4 рулевого управления посредством, например, пальца или болта, пропустив его через проушины 51 поперечины 11 подвески лыжи 7 и закрепив его.

Снегоход собран и готов к движению.

Чтобы начать движение, вводят в зацепление промежуточный вал 25 подрамника 1 с ведущим валом 24 коробки цепной передачи 17, запускают двигатель и выжимают сцепление. Снегоход начал движение. Выбирая, ручкой управления 5, режим подачи газа совершают поездку.

Прибавляя или убавляя газ, регулируют скорость движения, а благодаря наличию предложенной подвески механизма рулевого управления возможно легкое управление снегоходом по любой пересеченной местности, и вместе с его небольшой массой обеспечивается высокая маневренность и устойчивость, в том числе и при движении в лесном массиве.

После возвращения из поездки или рыбалки при необходимости разбирают снегоход в обратном порядке.

Использование предлагаемого технического решения позволило сохранить сборно-разборную конструкцию и создать более простое и мобильное устройство с небольшой массой, устойчивое и маневренное с высокими ходовыми качествами. Благодаря применению предложенной конструкции подвески управляемой направляющей лыжи и подвески гусеничных движителей балансирного типа в виде маятниковой подвески, обеспечено ровное мягкое передвижение снегохода, его мягкий ход и снижена его материалоемкость и стоимость. Снегоход предлагаемой конструкции позволяет совершать различные прогулки и выезды на зимнюю рыбалку как по рыхлому снегу, так и по льду, и снежному бездорожью.

1. Снегоход, содержащий подрамник, размещённый на нём силовой блок с двигателем, рулевое управление с рулевым валом, управляемую направляющую лыжу с подвеской, хребтовую раму с приводным валом гусеничного движителя, установленные на хребтовой раме два гусеничных движителя с тележкой и подвеской, отличающийся тем, что подвеска гусеничных движителей выполнена маятниковой, маятниковая подвеска закреплена на хребтовой раме и снабжена задней опорной осью, а тележка каждого гусеничного движителя соединена с хребтовой рамой передней частью с приводным валом гусеничного движителя и задней частью соединена с задней опорной осью, подвеска управляемой направляющей лыжи выполнена в виде поперечины, которая установлена на поворотном рычаге, а поворотный рычаг установлен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, причем поперечина подпружинена, а рулевой вал рулевого управления соединен с поперечиной.

2. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что маятниковая подвеска выполнена из двух опор верхней и нижней, которые соединены штоком, нижний конец штока жестко закреплен в отверстии нижней опоры, а верхний конец штока установлен с возможностью вертикального перемещения в верхней опоре, на среднюю часть штока между верхней и нижней опорами нанизана пружина, причём верхняя опора закреплена на хребтовой раме посредством пальца и с возможностью поворота, а в нижней опоре установлена задняя опорная ось.

3. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что тележка гусеничного движителя снабжена трубчатой ведущей осью, несущей рамкой с опорной трубой и щеками, посредством которых несущая рамка соединена с двумя балансирами, на каждом балансире установлен склиз и вилка для крепления натяжной звёздочки гусеницы, причём трубчатая ведущая ось выполнена для установки тележки на приводной вал гусеничного движителя, а опорная труба выполнена для установки тележки на заднюю опорную ось.

4. Снегоход по п.1, отличающийся тем, что подрамник с размещённым на нём силовым блоком с двигателем сбазирован на хребтовой раме посредством ложемента и опорных элементов и соединён с ней посредством совмещённых втулок и резьбового соединения.

РИСУНКИ



 

Наверх