Игровой дидактический комплект

 

Игровой дидактический комплект состоит из набора двухсторонних планшетов (1) с определенным игровым полем (2, 3) с каждой стороны. Планшет с одной стороны имеет игровое поле, на котором выполнены углубления (2) диаметром 1/2 от диаметра шарика. С обратной стороны планшета игровое поле выполнено с объемными элементами, аналогичными углублениям на первой стороне. Планшеты можно соединять между собой скобками (4), вставляемыми в отверстия (5), выполненные в планшетах с верхней и нижней стороны. Соединенные между собой планшеты можно собрать в ряд, например, в виде «раскладушки». Планшет-раскладушка складывается вместе плоскостями и может фиксироваться под углом 20-60° к горизонтальной плоскости. 5 з.п. ф-лы. 12 ил.

Полезная модель относится к области развивающих логических игр, предназначена для формирования произвольных движений рук, может найти применение в области восстановительной медицины, а именно в кондуктивной терапии и кондуктивной педагогике.

Изучение деятельности мозга показало большое стимулирующее значение функции руки. Формирование движений в кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений и др. Тренировка функции кисти улучшает не только двигательные возможности руки, но и развитие психических и речевых навыков.

Формированию устойчивых автоматизированных двигательных навыков способствует известное и эффективное средство - рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру. Многократное повторение одних и тех же движений при рисовании по трафаретам различных фигур приводит к развитию моторики руки, автоматизации двигательных навыков. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых. Примером такого дидактического материала может служить комплект для развития мелкой моторики руки ребенка, содержащий множество трафаретов, выполненных в виде прямоугольных панелей из жесткого материала, в каждой из которых вырезано окошко в виде какой-то геометрической фигуры, задающей траекторию движения руки (Патент RU 2303819, публ. 27.03.2007 г., МПК G09B 19/00).

Данное известное приспособление требует наличия у ребенка определенных навыков раскрашивания рисунка в рамках изображенного контура. Дети раннего дошкольного возраста такими навыками не владеют. Они выходят за пределы контуров раскрашиваемого графического изображения, их неокрепшая кисть быстро устает, что не способствует интенсификации развития мелкой моторики руки ребенка.

Известен комплект настенных модулей для формирования движений рук, выпускаемый фирмой ООО «Монтессори-Питер». Каждый из этих модулей выполнен в виде прямоугольного игрового поля из жесткого материала и множества игровых элементов в виде объемных тел, размещенных на игровом поле с возможностью совершать принудительные (под действием руки ребенка) перемещения по своим направляющим, выполненным в виде разноименных траекторий движений (http://www.montessori-piter.ru). (http://www.montessori-piter.ru/katalog/montessori-materialy/14/)

К основному недостатку известного технического решения можно отнести следующее: устройство выполнено в настенном варианте. При расстройствах моторики рук работа по формированию произвольных движений рук с использованием этих настенных модулей малоэффективна, поскольку на одном игровом поле размещено множество, как игровых элементов, так и довольно сложных траекторий их движения. Конструктивные особенности настенных модулей таковы, что невозможно сфокусировать внимание ребенка на отдельном двигательном образе, конкретизировать отдельный вид движения, добиться автоматизации его выполнения и зафиксировать в памяти пациента схему этого движения. И как следствие этого, известные настенные модули не позволяют достичь последовательного и поэтапного накопления двигательного опыта.

Кроме этого, настенные модули предполагают выполнение упражнений только одной рукой, преимущественно ведущей, и не обеспечивают возможность формирования произвольных движений одновременно обеих рук пациента.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели является известный «ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК» (патент РФ на полезную модель 112060, МПК A63B 23/12, оп. 10.01.2012 г), который предназначен для формирования произвольных движений рук. Модуль с дифференцированным видом движения выполнен в виде прямоугольного игрового поля из жесткого материала и двух игровых элементов, установленных на игровом поле с возможностью совершать принудительное перемещение по своим направляющим, выполненным в виде одноименных траекторий движения и размещенным на игровом поле в зеркальном исполнении. Тренажер включает группу модулей для формирования движений рук по прямой и/или ломанной и/или кривой линиям.

Известный тренажер для формирования произвольных движений рук содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде прямых вертикальных линий и/или прямых горизонтальных линий и/или прямых вертикальных линий с возрастающей высотой, объединенных перемычкой.

Известный тренажер для формирования произвольных движений рук содержит сменные игровые модули, в которых направляющие выполнены в виде соединенных между собой горизонтальных и вертикальных линий, и/или наклонных прямых линий, образующих угол, и/или зигзагообразных горизонтально расположенных линий и/или зигзагообразных вертикально расположенных линий.

Известный тренажер для формирования произвольных движений рук содержит сменные игровые модули, в которых направляющие выполнены в виде волнообразных и/или полуокружностей и/или окружностей.

Недостатком известного технического решения следует признать низкую вариативность комбинируемой игровой поверхности для проведения на ней игр или обучения, ограниченность игрового пространства, малую возможность его трансформации, ограниченную наличием у сменных игровых модулей одной игровой поверхности, отсутствием деталей, которые могли бы быть использованы при соединены модулей друг с другом, это снижает эффективность работы по формированию произвольных движений рук.

Задачей настоящей полезной модели является создание динамичной игры в виде тренажера для формирования произвольных движений рук, который возможно применять на ограниченном пространстве, использующего унифицированные игральные предметы, которые могут быть простым путем соединены друг с другом с помощью прочного и надежного соединения, не допускающего непреднамеренного выпадения используемых соединительных деталей, когда два модуля могут быть соединены между собой, что в свою очередь позволило бы повысить быстроту и удобство сборки, увеличить разнообразие собираемых конструкций.

Техническим результатом, на достижение которого направлена данная полезная модель, является расширение возможностей по созданию неограниченного числа формирования многовариантной комбинируемой игровой поверхности для проведения на ней игр, выполнение элементов тренажера в соответствии с заявленной полезной моделью обеспечивает быстроту и удобство сборки, а набор из данных двухсторонних элементов (модулей) позволяет увеличить разнообразие собираемых конструкций, раскладывая модули произвольным образом разными сторонами друг к другу, можно каждый раз получить новую форму поверхности.

Указанный технический результат достигается за счет того, что тренажер для формирования произвольных движений рук, состоящий из сменных игровых модулей, обеспечивающих принудительное выполнение движения рук по прямой, и/или ломаной, и/или кривой линиям, при этом игровые модули выполнены в виде прямоугольных игровых полей из жесткого материала, и игровых элементов в виде объемных тел, установленных на игровом поле с возможностью совершать принудительное перемещение по своим направляющим, согласно полезной модели, состоит из набора двухсторонних планшетов с определенным игровым полем с каждой стороны; при этом планшет с одной стороны имеет игровое поле, на котором выполнены углубления; при этом с обратной стороны планшета игровое поле выполнено с объемными элементами, аналогичными углублениям на первой стороне; при этом планшеты могут быть соединены между собой скобками, вставляемыми в отверстия, выполненные в планшетах с верхней и нижней стороны; при этом соединенные между собой планшеты могут быть собраны в виде «раскладушки»; при этом планшет-раскладушка может быть сложена вместе плоскостями, и может фиксироваться под углом 20-60° к горизонтальной плоскости. При этом содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде точек. При этом содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде прямых вертикальных линий и/или прямых горизонтальных линий и/или прямых наклонных. При этом содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде соединенных между собой горизонтальных и вертикальных линий, и/или наклонных прямых линий, образующих угол, и/или зигзагообразных горизонтально расположенных линий и/или зигзагообразных вертикально расположенных линий. При этом содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде и/или полуокружностей и/или окружностей. При этом планшеты с одной стороны имеют игровое поле, на котором выполнены углубления диаметром 1/2 от диаметра шарика.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 представлен тренажер для формирования произвольных движений рук, общий вид.

На фиг.2 - то же, соединенные двусторонние планшеты, общий вид.

На фиг.3 - то же, планшет с направляющими перемещения игровых элементов, выполненными в виде точек;

На фиг.4 - то же, планшет с направляющими перемещения игровых элементов, выполненными в виде прямых линий;

На фиг.5 - то же, планшет с направляющими перемещения игровых элементов, выполненными в виде соединенных между собой зигзагообразных линий.

На фиг.6 - то же, планшет с направляющими перемещения игровых элементов, выполненными в виде буквенных и цифровых линий.

На фиг.7 - то же, планшет с направляющими перемещения игровых элементов, выполненными в виде окружностей.

На фиг.8 - то же, планшет с направляющими перемещения игровых элементов, выполненными в виде волнообразных линий.

На фиг.9 - то же, вариант соединения планшетов «гармошкой», общий вид.

На фиг.10 - то же, соединение планшетов, разрез, общий вид.

На фиг.11 - то же, вариант.

Позиции обозначают: планшет (1); углубления (2); объемный элемент (3); скобка (4); отверстие (5).

Тренажер для формирования произвольных движений рук состоит из набора двухсторонних планшетов (1) с определенным игровым полем (2, 3) с каждой стороны. Планшет с одной стороны имеет игровое поле, на котором выполнены углубления (2) диаметром 1/2 от диаметра шарика. С обратной стороны планшета игровое поле выполнено с объемными элементами, аналогичными углублениям на первой стороне. Планшеты можно соединять между собой скобками (4), вставляемыми в отверстия (5), выполненные в планшетах с верхней и нижней стороны. Соединенные между собой планшеты можно собрать в ряд, например, в виде «раскладушки». Планшет-раскладушка складывается вместе плоскостями и может фиксироваться под углом 20-60° к горизонтальной плоскости.

Устройство работает следующим образом.

Игровая деятельность может быть индивидуальной (один ребенок) и коллективной (несколько детей).

Варианты работы с тренажером для формирования произвольных движений рук:

1. Прокатывать один или два шарика одной или двумя руками по углубленным и/или объемным фигурам, или между ними на одном или двух планшетах последовательно или одновременно.

2. Прокатывать шарик по углубленным или объемным фигурам, или между ними на игровом поле планшета, отклоняя его от горизонтальной плоскости в разных направлениях. Планшет можно держать одной или двумя руками без опоры или с опорой на второй шарик, расположенный на жесткой горизонтальной опоре. Упражнение могут выполнять один или два ребенка (фиг.11-12).

3. Перемещать планшет двумя руками, прокатывая шарик между жесткой плоскостью и планшетом со стороны углублений для определения невидимой фигуры. Видимую (верхнюю) сторону планшета прикрыть или закрыть глаза игроку, выполняющему упражнение.

4. При выполнении упражнений называть фигуры на планшетах.

5. При выполнении упражнений давать задания на прямой и обратный счет, четные нечетные, составление слов и др.

Полезная модель может быть использована для медико-социальной ребиалитации больных с нарушениями двигательных функций рук как пособие в игровой, воспитательной и учебной деятельности по формированию моторики рук и координации их движений.

Тренажер для формирования произвольных движений рук может применяться как вспомогательное дидактическое средство в детских дошкольных учреждениях и начальной школе (в т.ч. для детей с ОВЗ обучающимся детям в специальных коррекционных учреждениях).

1. Тренажер для формирования произвольных движений рук, состоящий из игровых модулей, выполненных с возможностью их замены и обеспечивающих принудительное выполнение движения рук по прямой и/или ломаной, и/или кривой линиям, путем прокатывания по направляющим игрового элемента, выполненного виде шарика, при этом игровые модули выполнены в виде прямоугольных игровых полей из жесткого материала, отличающийся тем, что состоит из шести двухсторонних планшетов с определенным игровым полем с каждой стороны; при этом планшет с одной стороны имеет игровое поле, на котором выполнены углубления; при этом с обратной стороны планшета игровое поле выполнено с объемными элементами, аналогичными углублениям на первой стороне; при этом планшеты соединены между собой скобками, вставляемыми в отверстия, выполненные в планшетах с верхней и нижней стороны; при этом соединенные между собой планшеты имеют возможность складывания в виде «раскладушки»; при этом планшет-раскладушка имеет возможность сложения плоскостями вместе и может фиксироваться под углом 20-60° к горизонтальной плоскости.

2. Тренажер для формирования произвольных движений рук по п.1, отличающийся тем, что содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде точек.

3. Тренажер для формирования произвольных движений рук по п.1, отличающийся тем, что содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде прямых вертикальных линий и/или прямых горизонтальных линий, и/или прямых наклонных.

4. Тренажер для формирования произвольных движений рук по п.1, отличающийся тем, что содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде соединенных между собой горизонтальных и вертикальных линий, и/или наклонных прямых линий, образующих угол, и/или зигзагообразных горизонтально расположенных линий, и/или зигзагообразных вертикально расположенных линий.

5. Тренажер для формирования произвольных движений рук по п.1, отличающийся тем, что содержит сменные игровые модули, в которых направляющие перемещения игровых элементов выполнены в виде и/или полуокружностей, и/или окружностей.

6. Тренажер для формирования произвольных движений рук по п.1, отличающийся тем, что планшеты с одной стороны имеют игровое поле, на котором выполнены углубления диаметром 1/2 от диаметра шарика.



 

Наверх