Дорожная конструкция

 

Дорожная конструкция предназначена для возведения автомобильных дорог в условиях пересеченной местности. Дорожная конструкция содержит опорные стойки (1), установленные в монолитных железобетонных фундаментах (2), выполненных в вытрамбованных котлованах, и опирающиеся на стойки (1) опорные балки (3). Опорные балки (3) выполнены в виде двутавровых железобетонных балок и опираются в зависимости от профиля местности на опорные стойки (1), или на монолитные фундаменты (2), или на опорные стойки (1) и монолитные фундаменты (2). Дорожная конструкция содержит дорожное полотно, состоящее из железобетонных плит (4) с защитным покрытием (5) сверху. Плиты (4) уложены сверху на опорные балки (3). Повышение экономичности дорожной конструкции и расширение области ее использования достигнуто за счет того, что она снабжена монолитными железобетонными фундаментами, выполненными в вытрамбованных котлованах, опорные стойки установлены в монолитные железобетонные фундаменты, железобетонные плиты уложены на опорные балки, выполненные в виде двутавровых железобетонных балок, опирающихся на опорные стойки, или на монолитные фундаменты, или на опорные стойки и монолитные фундаменты. 1 н.п. ф-лы, 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к области дорожного строительства, в частности, к дорожным конструкциям свайно-эстакадного типа для возведения автомобильных дорог в условиях пересеченной местности.

Известна дорожная конструкция, описанная в патенте Российской Федерации 88359 на полезную модель «Свайно-эстакадная дорожная конструкция» по классу E01C 9/00, E01C 3/00, заявленном 10.07.2009 года, опубликованном 10.11.2009 года.

Указанная дорожная конструкция содержит опорные стойки, на которые опираются опорные балки (ригели), продольные элементы, опирающиеся на ригели и связанные с ними соответственно, дорожное полотно, размещенное на продольных элементах, и демпфирующий слой, при этом опорная стойка выполнена в виде заключенной в обсадную трубу винтовой сваи, заглубленной ниже уровня промерзания грунта, верхний конец винтовой сваи снабжен устройством для регулирования высоты дорожного полотна, кроме того, демпфирующий слой выполнен в виде плиты из пенополимера, размещенный под дорожным полотном с опиранием на грунт. Демпфирующий слой является продуктом твердения залитого под дорожным полотном жидкого вспененного полимерного материала. Продольные элементы выполнены в виде металлических двутавровых балок, связанных с ригелем, и являются составными, соединенными, например, с помощью накладных пластин. Устройство для регулирования высоты дорожного полотна выполнено в виде винтовой пары или гидравлического подъемного устройства. Дорожное полотно выполнено из железобетонных дорожных или аэродромных плит с покрытием сверху слоем асфальтобетона. Дорожная конструкция дополнительно содержит ограждающее устройство, выполненное в виде продольных направляющих и стоек, соединенных с ними и ригелем.

Недостатками известной дорожной конструкции являются ее высокие стоимость и металлоемкость из-за множества составляющих конструкцию металлических частей. Высокая стоимость обусловлена высокой стоимостью металла и пенополимера. Кроме того, указанная дорожная конструкция трудоемка в изготовлении и имеет ограниченную область применения, так как проблематично сооружение ее на пересеченной местности.

Задачей заявляемой полезной модели является повышение экономичности дорожной конструкции и расширение области ее использования.

Техническим результатом, позволяющим решить указанную задачу, является снижение металлоемкости дорожной конструкции и возможность сооружения при любых перепадах уровня местности.

Указанный результат достигается тем, что:

1. В дорожной конструкции, содержащей опорные стойки, опорные балки, и дорожное полотно, состоящее из железобетонных плит с защитным покрытием сверху, согласно полезной модели, она снабжена монолитными железобетонными фундаментами, выполненными в вытрамбованных котлованах, опорные стойки установлены в монолитные железобетонные фундаменты, железобетонные плиты уложены на опорные балки, выполненные в виде двутавровых железобетонных балок, опирающихся на опорные стойки и монолитные фундаменты.

2. В дорожной конструкции по п. 1, согласно полезной модели, опорные балки ориентированы вдоль или поперек продольной оси дороги.

3. В дорожной конструкции по п. 1, согласно полезной модели, опорные балки имеют длину 4-10 м.

4. В дорожной конструкции по п. 1, согласно полезной модели, железобетонные плиты имеют продольные и поперечные ребра жесткости.

5. В дорожной конструкции по п. 1, согласно полезной модели, железобетонные плиты уложены вдоль или поперек продольной оси дороги.

Снабжение дорожной конструкции монолитными железобетонными фундаментами, выполненными в вытрамбованных котлованах, установление опорных стоек в монолитные железобетонные фундаменты, укладывание железобетонных плит на опорные балки и выполнение опорных балок в виде двутавровых железобетонных балок, опирающихся на опорные стойки и монолитные фундаменты, позволяют снизить металлоемкость дорожной конструкции и обеспечить возможность ее сооружения при любых перепадах уровня местности, что в итоге дает возможность повышения экономичности сооружения дорожной конструкции и расширения области ее использования.

При этом опорные балки могут быть ориентированы вдоль или поперек продольной оси дороги и иметь длину 4-10 м.

При этом железобетонные плиты могут иметь продольные и поперечные ребра жесткости и могут быть уложенными вдоль или поперек продольной оси дороги.

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемой дорожной конструкции новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

Заявляемая дорожная конструкция обладает новизной по сравнению с прототипом, отличаясь от него тем, что:

1. она снабжена монолитными железобетонными фундаментами, выполненными в вытрамбованных котлованах, опорные стойки установлены в монолитные железобетонные фундаменты, железобетонные плиты уложены на опорные балки, выполненные в виде двутавровых железобетонных балок, опирающихся на опорные стойки и монолитные фундаменты,

2. опорные балки ориентированы вдоль или поперек продольной оси дороги,

3. опорные балки имеют длину 4-10 м,

4. железобетонные плиты имеют продольные и поперечные ребра жесткости,

5. железобетонные плиты уложены вдоль или поперек продольной оси дороги.

Заявляемая дорожная конструкция может найти широкое применение в области дорожного строительства, в частности, в дорожных конструкциях свайно-эстакадного типа для возведения автомобильных дорог в условиях пересеченной местности, поэтому она соответствует критерию «промышленная применимость».

Заявляемая дорожная конструкция иллюстрируется чертежами, где представлены на:

Фиг. 1. Общий вид дорожной конструкции на холмистой местности.

Фиг. 2. Общий вид дорожной конструкции на равнинной местности.

Дорожная конструкция, представленная на чертежах в сечении, перпендикулярном продольной оси дороги, (см. Фиг. 1 и 2), содержит опорные стойки 1, установленные в монолитных железобетонных фундаментах 2, выполненных в вытрамбованных котлованах, и опирающиеся на стойки 1 опорные балки 3, ориентированные поперек продольной оси дороги.

Опорные балки 3 выполнены в виде двутавровых железобетонных балок и опираются в зависимости от профиля местности на опорные стойки 1 (см. Фиг. 1) и на монолитные фундаменты 2 (см. Фиг. 2). Опорные балки 3 длиной 9 м изготовлены из бетона класса В 60 с арматурой из стали класса Ат-V и могут иметь длину от 4 м до 10 м с достижением такого же технического результата.

Дорожная конструкция содержит также дорожное полотно, состоящее из железобетонных плит 4 с защитным покрытием 5 сверху. Железобетонные плиты 4 уложены сверху на опорные балки 3 вдоль продольной оси дороги. Железобетонные плиты 4 изготовлены из бетона класса В60 с арматурой из стали класса Ат-V и имеют продольные и поперечные ребра жесткости.

Высота опорных стоек 1 варьируется в зависимости от рельефа местности. Опорные стойки 1 изготовлены из бетона класса B30 с использованием арматуры класса А-III.

Опорные балки 3 могут быть уложены на опорные стойки 1 вдоль продольной оси дороги, тогда железобетонные плиты 4 размещены на них поперек продольной оси дороги.

Сооружают заявляемую дорожную конструкцию с помощью известной и используемой в промышленном строительстве техники следующим образом.

Вначале вдоль трассы автомобильной дороги устраивают монолитные фундаменты 2 в вытрамбованных котлованах, для чего частично выбуривают грунт в местах устройства фундаментов 2. С помощью удлиненных трамбовок шестигранной, квадратной, или иной в плане формы, проводят трамбование грунта скважины для его уплотнения и повышения несущей способности. Затем заполняют вытрамбованную полость бетонной смесью. При необходимости установки в полученные монолитные фундаменты 2 опорных стоек 1 в зависимости от рельефа местности, во время заливки фундаментов 2 формируют в них стаканы для установки стоек 1. Такие фундаменты эффективны в любых грунтах.

Далее, исходя из необходимости обеспечения ровной плоскости дороги, в пониженных местах устанавливают в стаканы фундаментов 2 опорные стойки 1 требуемой высоты. При наличии протяженного участка дороги с высотой опорных стоек свыше 0,8 м, опорные стойки 1 через каждые 60 м попарно соединяют связями жесткости (на чертеже не показаны), выполненными в виде раскосов из металлического уголка, или из швеллера, или из двутавра.

Опорные балки 3, выполненные в виде двутавровых железобетонных балок, укладывают в зависимости от профиля местности на опорные стойки 1 (см. Фиг. 1) и на монолитные фундаменты 2 (см. Фиг. 2). На опорные балки 3 поперек укладывают железобетонные плиты 4, выполняют заделку швов между ними, после чего устраивают поверх них защитное покрытие 5 из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Дорога готова к эксплуатации.

Заявляемая дорожная конструкция по сравнению с прототипом является более экономичной и имеет более широкую область использования за счет снижения металлоемкости дорожной конструкции и возможности сооружения ее при любых перепадах уровня местности.

Кроме того, заявляемая дорожная конструкция позволяет:

- значительно упростить технологию строительства автомобильных дорог, сведя ее, в основном, к устройству монолитных бетонных фундаментов и монтажу готовых конструкций;

- свести к минимуму выполнение трудоемких земляных работ;

- уменьшить ширину полосы отвода под строительство дороги;

- значительно сократить при строительстве автомобильных дорог воздействие на окружающую природную среду, уменьшить объемы работ и финансовые затраты на рекультивацию земель;

- использовать при строительстве автомобильных дорог неспециализированные строительно-монтажные организации.

1. Дорожная конструкция, содержащая опорные стойки, опорные балки и дорожное полотно, состоящее из железобетонных плит с защитным покрытием сверху, отличающаяся тем, что она снабжена монолитными железобетонными фундаментами, выполненными в вытрамбованных котлованах, опорные стойки установлены в монолитные железобетонные фундаменты, железобетонные плиты уложены на опорные балки, выполненные в виде двутавровых железобетонных балок, опирающихся на опорные стойки и монолитные фундаменты.

2. Дорожная конструкция по п.1, отличающаяся тем, что опорные балки ориентированы вдоль или поперек продольной оси дороги.

3. Дорожная конструкция по п.1, отличающаяся тем, что опорные балки имеют длину 4-10 м.

4. Дорожная конструкция по п.1, отличающаяся тем, что железобетонные плиты имеют продольные и поперечные ребра жесткости.

5. Дорожная конструкция по п.1, отличающаяся тем, что железобетонные плиты уложены вдоль или поперек продольной оси дороги.

РИСУНКИ



 

Наверх